КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпидейктическая (торжественная) речь
Побуждающая речь. Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!
Разновидности убеждающей речи: – речь на митинге; – речь на предвыборном собрании; – прямой призыв к действию; – речь-протест.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех: – нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей; – речь должна приводить аудиторию к согласию; – должна вызывать интерес; – должна учитывать, может ли аудитория совершить действие; – должна завершаться прямым призывом к действию.
Аристотель называл ее речью на случай. Произносится в ситуациях особого рода – на юбилеях, съездах, различных общественных актах. С нее нужно учиться говорить, но это не самая легкая речь для начинающих, вспомните речь на дне рождения. Цель — воодушевление и сплочение коллектива. Задача, по Аристотелю, хвала всему, что делает данную общность коллективом. Объект речи, по Аристотелю, добродетель и порок, прекрасное и безобразное. Предмет речи может быть любой.
Разновидности эпидейктической речи: – похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе); – похвала деятельности всего коллектива; – похвала явлению; – осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство – это хорошо, капиталистическое – плохо.
Виды эпидейктической речи: протокольно-этикетные и развлекательные выступления.
Протокольно-этикетные выступления. Цель – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета или ритуала.
Разновидности протокольно-этикетных выступлений. – приветствие официальной делегации; – официальное поздравление юбиляра; – речь при официальной встрече гостей; – траурная речь; – речь на открытии чего-либо; – вступительное слово перед официальным мероприятиям; – выступление с оценкой заслуг человека или организации; – моральная проповедь.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех: – должна быть краткой (не более 3 мин.); – в меру эмоциональной; – произноситься энергично; – не должна содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие, только однозначные утверждения; – не должно быть информации, которая вызовет другую реакцию, кроме одобрения; – должна вносить ясность в проблему; – должна подчеркнуть значение чего-либо в общественной жизни; – должна произноситься без бумажки; – должна создавать впечатление понятности ситуации и решаемости затрагиваемых проблем; – должна пробуждать чувства восторга, благодарности, преданности.
Развлекательные выступления. Цель – развлечь слушателей, дать возможность приятно провести время.
Разновидности развлекательных выступлений: – тосты; – речи на банкете; – рассказ в компании о забавном случае.
Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес слушателей, быть занимательной от начала и до конца. Предназначена для приятного общения на досуге.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех: – основное требование – бесконфликность; – не нуждается в единстве развития; – может сочетать серьезное и шутку, правду и вымысел, содержать преувеличение и много личного; – может содержать самоиронию; – может содержать шутливые выпады против какой-либо группы (женщины, жители столицы или провинциалы, представители тех или иных профессий).
Различные виды речь тесно переплетаются на практике, выступление приобретает комплексный характер (информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие), все эти типы должны органично вплетаться в текст выступления.
Задание 2. Составьте таблицу «Типы устных публичных выступлений»
Задание 3. Проанализируйте «Хвалебную песнь», сочиненную медвежонком Винни-Пухом в честь поросенка Пятачка (А. Милн. Винни Пух и все остальные / пер. Б. Заходера). Докажите, что это образец эпидейктической речи. Вот здесь лежит большущий ствол, А он стоял вверх головой, И в нем Медведь беседу вел С его хозяйкою (Совой). Тогда не знал никто-никто, Что вдруг случится ужас что! Увы! Свирепый ураган Взревел – и повалил каштан! Друзья мои! В тот страшный час Никто-никто бы нас не спас, Никто бы нам бы не помог, Когда б не храбрый Пятачок! – Смелей! – Он (Пятачок) громко произнес. – Друзья, скорей найдите трос (Допустим, толстенький шпагат, А лучше – тоненький канат). И знайте – пусть грозит беда, Для Смелых – выход есть всегда. И вот герой вознесся ввысь, Туда, туда, где брезжит свет, Сквозь щель для Писем и Газет... ...Хоть все от ужаса тряслись И говорили: «Ох» и «Ах» – Герою был неведом страх! О храбрый, храбрый Пятачок! Дрожал ли он? О нет, о нет! Да, он, как молния, мелькнул, Крича: Спасите! Караул! И вскоре все-все-все пришли (Не просто, а на помощь к нам). И выход тут же мы нашли (Вернее, он нашелся сам). Так славься, славься на века Великий подвиг Пятачка! Задание 4. Эпидейктическая речь может быть посвящена предмету, символизирующему какую-либо идею. Познакомьтесь с отрывком из романа Е. Гришковца и составьте собственную оду во славу студенческой жизни. О каком предмете-символе Вы будете говорить? Дорожные знаки Дорожные знаки! Я когда-то тоже, как все люди, которые ездят за рулём или ходят по улицам, эти знаки не замечал. Нет! Я их, конечно, видел и старался соблюдать… Но не замечал, понимаете? А теперь я знаю и очень хорошо пониманию, что дорожные знаки не просто красивы, они совершенны. У любой картины, картинки, рисунка или даже глупой карикатуры есть автор. И нам этот автор может нравиться или не нравиться, какие-то картины удачные или не очень. Авторы хотят понравиться зрителям, хотят, чтобы их работы кто-то купил. А авторов дорожных знаков мы не знаем. Они неизвестны. Над формой и содержанием дорожного знака работало время, целые страны, цивилизации, если хотите. И появление дорожного знака – это не результат чьей-то идеи или замысла. Дорожный знак всегда рождала прямая жизненная необходимость. И когда такая необходимость появлялась – рождался новый знак. Дорожному знаку безразлично, нравится он кому-то или не нравится. Знак только требует к себе внимания, и всё. И знак всегда этого внимания заслуживает… Я восхищаюсь тем, какие вышли у человечества дорожные знаки. Их форма и размеры не вызывают ни у кого сомнений в том, что они такими и должны быть. Именно такими, а не другими. Понятность и даже эмоциональность дорожных знаков меня поражает. Вот вдумайтесь, неужели не видно, сколько непреклонности и в то же время вежливой твёрдости в знаке «Остановка запрещена», а как чертовски понятен любому человеку, прост, а значит, заботлив знак «Скользкая дорога», а сколько гордости и даже радости в знаке «Главная дорога»… Например, когда кто-то хочет повесить картину у себя в доме, он долго выбирает раму, потом выбирает место, чтобы было картину и видно, и чтобы свет падал на неё удачно, и чтобы стены подходили по цвету. А для знака место определяется самой жизнью. Поэтому дорожный знак всегда находится на нужном, а значит, на своём месте! И это место не плохое, не хорошее, оно единственно возможное. Знак «Опасный поворот» будет стоять перед опасным поворотом, а значит, его место бесспорно. Понимаете?! Бесспорно! И ещё, не волнуйтесь, я заканчиваю… Обратите внимание, как часто портят пейзаж безобразные столбы электропередачи, вышки высоковольтных линий, некрасивые мосты, дурацкие придорожные кафе, павильоны, загаженные автобусные остановки, гадкие заборы, аляповатые дома и прочее. Но дорожный знак никогда не портит пейзаж. Это я как художник говорю. Знак в любом пейзаже всегда красив, всегда ярок, контрастен и при этом пейзажа не портит, а только его украшает. И знаете, только не смейтесь, меня тоже часто раздражают знаки ограниченной скорости, но я стараюсь не сердиться. А потому что как ни крути, но какой бы ни был дорожный знак и чего бы он ни ограничивал или даже запрещал… но дорожный знак всегда свидетельствует, что заботе одного человека о другом человеке… (Гришковец Е. Асфальт: роман. – М., 2008. – С. 180–183). Задание 5. Познакомьтесь с советами психологов и сформулируйте их в виде к оротких рекомендаций. В отношениях с человеком нет ничего хуже прямого противостояния – оно бесполезно. Давно обнаружено, что лобовые приемы воздействия на психику – самые неэффективные. Например, новая информация лучше воспринимается в комментариях, но не в прямых утверждениях. Лучше усваивается аргументация косвенная или такая, которая внешне обращена к одному лицу, но рассчитана на другое (присутствующее или осведомленное о ней впоследствии). С учетом таких особенностей психики, подталкивая человека к переоценке событий, целесообразно использовать не утверждения, а вопросы... Уточняя форму высказывания, полезно иметь в виду, что жесткая констатация фактов может выглядеть угрожающе и вызывать сопротивление, в то время как вопросы в значительно мень- шей степени порождают сопротивление, помогая и изложить аргументы, и понять их. При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его поведения или аргументации лучше говорить не о них непосредственно, а о своем восприятии и своих переживаниях по их поводу. Когда человек слышит неблагоприятные отзывы о себе, то это ситуация для него весьма значимая, часто травмирующая. Поэтому не исключено вмешательство защиты. Если же кто-то говорит о себе и своих чувствах по поводу этой ситуации, то для оцениваемого острота восприятия критики снижается («Мне всегда неловко наблюдать, как, сидя в транспорте, человек закрывает глаза, чтобы не видеть стоящей перед ним старушки», «Я испытываю неловкость, когда слышу подобный унтер-офицерский юмор»). Лучше сказать: «Я чувствую себя обманутым», чем «Вы нарушили свое слово» – информация та же, однако в первом случае она не провоцирует защитную реакцию. В чем преимущества косвенной критики? Во-первых, нет необходимости да и трудно спорить с человеком, говорящим о своих переживаниях, а не о ваших недостатках. Во-вторых, не исключено, что не все люди так остро реагируют на подобные недостатки, как ваш собеседник. Тогда это высказывание не слишком обидно и можно допустить, что «я – не такой уж плохой человек». Пилюля подслащена, и защита пропускает информацию. Существуют различные способы нейтрализации защиты, связанной с ожиданием неблагоприятного отношения к себе. Например, можно приписать себе ошибки собеседника или частично оправдать их. Так, Б. Франклин писал: «Я взял себе за правило воздерживаться от прямых возражений, от категорических утверждений со своей стороны. Когда кто-нибудь утверждает нечто, безусловно ошибочное с моей точки зрения, я отказывал себе в удовольствии решительно возразить ему и немедленно показать ему абсурдность его предложений. Я начинал говорить о том, что в некоторых случаях и при определенных обстоятельствах его мнение могло бы оказаться правильным, но в данном случае оно представляется несколько несоответствующим и т.д.» (Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская)
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |