КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана смежных прав
Авторские права Сфера действия Закона распространяется: 1) на произведения, обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; 2) произведения авторов — граждан Российской Федерации (и их правопреемников), обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской Федерации; 3) произведения авторов — граждан других государств (и их правопреемников), обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской Федерации — в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 5). Кроме этого введены два новых положения. Во-первых, установлено, что произведение считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации. Во-вторых, при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом. Объектами охраны являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Факт обнародования (или опубликования) произведения не имеет значения для его охраноспособности. В Законе дается также примерный перечень объективной формы, в которой может быть выражено произведение: письменная, устная, звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.); изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) (п. 2 ст. 6). Упоминание таких форм объективизации произведения, как цифровая, оптическая и другие, призваны приспособить Закон к современному уровню развития техники. Важным и новым является положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 4 ст. 6). Тем самым подчеркивается, что авторское право охраняет форму выражения произведения, но не его содержание как таковое. Это указание Закона имеет важное значение для правоприменительной практики. Подтвержден в Законе и принцип разграничения авторского права на произведение и права собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или право владения материальным объектом само по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (п. 5 ст. 6). Перечень объектов авторского права, который не является исчерпывающим, дает обобщенную классификацию произведений, соответствующую международной практике. В ст. 7 Закона указаны литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдофильмы, диафильмы и другие кино-, телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. По сравнению с Основами 1991 г. (ч. 2 ст. 134) в новом Законе не выделены радиопроизведения и сборники. Это вызвано тем, что радиопроизведения и сборники могут представлять собой различные виды произведений: литературные, драматические, музыкальные и т.д. В отличие от Основ 1991 г. программы для ЭВМ также указаны не как самостоятельный вид произведений, а приравнены к литературным произведениям. Наряду с оригинальными произведениями к объектам авторского права отнесены производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и составные произведения (сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда). Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом вне зависимости от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Выделение двух категорий произведений, базирующихся на ранее созданных произведениях — производных и составных произведений — дано в авторском праве России впервые. Разграничение между ними происходит по следующему критерию: производные произведения представляют собой переработку (включая перевод) одного или нескольких ранее созданных произведений, творческий вклад разработчика состоит именно в переделке произведения. Составные произведения являются подборкой уже известных материалов (включая произведения) без их переделки, творческий вклад составителя заключается в подборе пли расположении материалов. Среди произведений, отвечающих общим признакам объекта авторского права, Закон выделяет четыре категории произведений, не охраняемых авторским правом в силу прямого указания Закона: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8). В новом Законе по сравнению с Основами 1991 г. (ч. 5 ст. 134) категория «официальные документы» дополнена официальными переводами таких документов, а категория «официальные символы и знаки дана уже, чем прежде (в Основах 1991 г. указаны официальные символы и знаки», утвержденные государственными и общественными организациями). Закон ввел также новую категорию — «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер». Регламентируя возникновение авторского права, новый Закон подтверждает свойственный российскому авторскому праву принцип отсутствия формальностей. Согласно ст. 9 Закона авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем впервые вводится чрезвычайно важная для правоприменительной деятельности презумпция авторства. Ее суть заключается в том, что, при отсутствии доказательства иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Положение о соавторстве сформулировано в Законе традиционно. Относительно новым является указание: если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (ст. 10). Принципиально новыми являются статьи об авторском праве на составные, аудиовизуальные и служебные произведения. При разработке Закона было решено отказаться от попыток сконструировать авторское право юридического лица в этих случаях. Однако необходимость обеспечения экономических интересов издателей газет, журналов и других составных произведений, изготовителей аудиовизуальных произведений, а равно любых работодателей в отношении служебных произведений потребовали компромисса. В случае составных произведений была введена своего рода презумпция передачи издателю всех имущественных (экономических) прав на использование произведения. Согласно ст. 11 авторское право на составное произведение в целом признается за составителем. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Однако издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Иной подход был использован в случае аудиовизуальных произведений. Согласно ст. 13 авторами аудиовизуального произведения в целом признаются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Вместе с тем заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. В отношении служебных произведений в новом Законе отказались от традиционного для советского авторского права подхода, который заключался в установлении в законе предельного срока на использование служебного произведения работодателем в три года (ст. 140 Основ 1991 г.). Эта норма зачастую трактовалась как социальная гарантия прав авторов, но на самом деле она совершенно не учитывала существующее многообразие служебных произведений и прежде всего произведений, создание которых требует объединения значительного числа авторов и серьезных капитальных затрат (программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения, периодические издания и многие другие). В Законе сформулировано положение, призванное согласовать интересы авторов и работодателей. Прежде всего подтвержден принцип принадлежности автору авторского нрава на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Вместе с тем введена презумпция принадлежности работодателю исключительных прав на использование служебного произведения, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Одновременно сняты все ограничения на выплату вознаграждения автору за использование служебного произведения и подчеркнуто, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем (ст. 14). Авторские права, согласно традициям континентального европейского права, Закон четко делит на личные неимущественные (моральные права — droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены. Согласно ст. 15, автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого рода искажения или любого иного посягательства, способных нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения. Существовавшее ранее право на неприкосновенность произведения и имени автора (ст. 480 ГК РСФСР) формулировалось как право автора запрещать без его согласия вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, в его название, в обозначение имени автора, а также снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Как любое неимущественное право оно было бессрочным и непередаваемым: согласно ст. 481 ГК РСФСР к наследникам переходило только право на охрану неприкосновенности произведения. Однако на деле право на неприкосновенность включало не только моральный элемент, но и имущественное право на переделку произведения. Это, в частности, приводило к практическому тупику: экономический элемент права на неприкосновенность тем самым не мог передаваться другим лицам и не мог переходить по наследству после смерти автора. Обстоятельства реальной жизни, конечно, признавали возможность снабжения произведения иллюстрациями или внесения в него каких-либо изменений после смерти автора с согласия его наследников и другую передачу имущественной части права на неприкосновенность, однако в строгом юридическом смысле подобная практика шла вразрез с положениями закона. В новом Законе моральный и экономический элементы права на неприкосновенность разделены на право на уважение репутации автора и право на переработку произведения, что корреспондирует с соответствующими положениями Бернской конвенции (ст. 6bis). Новым является и введение права на отзыв произведения. Существенно обновлен и модернизирован перечень имущественных прав автора. Если ранее эти права были сведены к праву на воспроизведение и распространение произведения, то теперь ст. 16 предусматривает, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку). В новом Законе не упоминается право на вознаграждение как имущественное право автора, ранее существовавшее в советском законодательстве (ст. 479 ГК РСФСР, ст. 135 Основ 1991 г.), а содержится положение о том, что размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими правами авторов на коллективной основе, с пользователями. Введено отсутствовавшее ранее положение о «первой продаже» (first sale): если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Однако право на распространение экземпляров произведения путем их сдачи в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Закреплены также не известные ранее советскому законодательству право следования (droit de suite) и право доступа в отношении произведений изобразительного искусства (ст. 17). Изъятия из авторских прав определены четко, детально и в соответствии с требованиями Бернской конвенции. В качестве преамбулы к статьям, устанавливающим ограничения авторских прав, дано общее положение о том, что ограничения прав авторов устанавливаются при условии, если они не наносят неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы автора. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях. Это положение не распространяется на репродуцирование книг и нотных текстов, воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, а также произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений (ст. 18). Однако применительно к воспроизведению в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи в Законе устанавливается лицензия. Согласно лицензии авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм выплачивается вознаграждение изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски и иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения через организации, управляющие имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 26). Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях; использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения газетных и журнальных статей, речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий; воспроизведение без извлечения прибыли произведений рельефно-точечным шрифтом (ст. 19). При этом речь идет только о правомерно обнародованных или опубликованных произведениях и о таком объеме использования произведения, который оправдан соответствующей целью. Установлены также случаи и условия репродуцирования произведения в единичном экземпляре без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками и архивами, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 20); свободного использования произведений (архитектуры, фотографии и изобразительного искусства), постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения (ст. 21); свободного публичного исполнения во время официальных и религиозных церемоний (ст. 22); свободного воспроизведения для судебных целей (ст. 23); свободной записи произведения краткосрочного пользования организациями эфирного вещания (ст. 24). Детально и в соответствии с европейской Директивой о правовой охране программ для ЭВМ урегулированы случаи свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных и декомпилирования программ для ЭВМ (ст. 25). Часть Закона, касающаяся ограничений прав авторов, коренным образом отличается от Основ 1961-1965 гг. и ГК РСФСР. Статья 138 Основ 1991 г., с одной стороны, вводит ряд изъятий в слишком широкой формулировке (например, допускается «репродуцирование в единичных экземплярах изданных произведений в научных, учебных и просветительских целях без извлечения прибыли»), с другой стороны, не устанавливает таких важных ограничений, как декомпиляция программ для ЭВМ или других, установленных ст. 22-25 нового Закона. По новому Закону срок действия авторского права устанавливается в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения охраняются бессрочно (ст. 27). Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, исчисляется в 50 лет с даты его выпуска (posthumous publications). Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние (ст. 28). В общественное достояние попадают также произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке наследования и по авторским договорам. Авторское право переходит по наследству, за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. Положения об авторских договорах в новом Законе существенно сокращены, чтобы предоставить большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем установлен целый ряд норм, позволяющих восполнить возможные пробелы в определении существенных условий авторских договоров. Статья 30 устанавливает, что авторский договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав. В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. В ст. 31 устанавливаются существенные для авторского договора условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, и права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными. В новом Законе зафиксирован отказ от системы государственного нормирования авторского вознаграждения в любом его виде. Установлено правило, что вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, — в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.
Отсутствие охраны смежных прав в СССР не давало возможности обеспечивать права артистов-исполнителей и изготовителей фонограмм. Сложилась парадоксальная ситуация, когда за воспроизведение песни на пластинке гонорар выплачивался автору музыки (композитору) и автору слов, а певец-исполнитель никакого вознаграждения не получал. То же самое относилось и к изготовителям фонограмм. Однако передачи организаций радио- и телевещания пользовались охраной нормами авторского права. Согласно ст. 486 ГК РСФСР, авторское право на радио- и телепередачи принадлежало передающим их радио-и телевизионным организациям. Это находилось в противоречии с важнейшими международными соглашениями об охране смежных прав (Римская и Фонограммная конвенции), в которых СССР не участвовал. В Основах 1991 г. была предусмотрена охрана смежных прав в ст. 141-143. Однако эти статьи страдали целым рядом недостатков. Во-первых, устанавливались только права субъектов смежных прав, а регламентация изъятий из них давалась на откуп будущему законодательству; во-вторых, вводилось смежное право не только создателя звукозаписи, но и создателя видеозаписи, без проведения разграничений между видеозаписью и видеофильмом, который являлся объектом авторского права. И наконец, сам ограниченный объем — всего три статьи — не позволял сколько-нибудь полно урегулировать смежные права. Субъектами смежных прав по новому Закону являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Права исполнителей охраняются в соответствии с новым Законом, если исполнитель является гражданином Российской Федерации; если исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации; если исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с Законом; если исполнение, постановка, незаписанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с Законом. Права изготовителя фонограммы охраняются в соответствии с новым Законом, если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации; или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации (ст. 35). Права исполнителей включают следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (ст. 37). Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать: передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки; запись ранее незаписанных исполнения или постановки; воспроизведение записи исполнения или постановки; передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки; сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, включающей исполнение или постановку с участием исполнителя. Права изготовителей фонограмм означают исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Исключительные права на использование фонограммы означают право осуществлять или разрешать: воспроизведение фонограммы; переделку фонограммы; распространение экземпляров фонограммы; импорт экземпляров фонограммы в целях распространения (ст. 38). Введено положение о «первой продаже» (first sale) также для фонограмм: если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Однако право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Установлена также законная лицензия на использование опубликованной в коммерческих целях фонограммы путем публичного исполнения, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю без согласия изготовителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения в установленном Законом порядке (ст. 39). Права организаций эфирного или кабельного вещания включают исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, в том числе право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации вещания разрешать ее трансляцию в эфир другой организации; сообщение передачи для всеобщего сведения по кабелю; запись передачи; воспроизведение записи передачи; сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом (ст. 40 и 41). Ограничения смежных прав прямо устанавливаются в Законе (ст. 42) при условии их применения без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений. Допускается без согласия исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм: 1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю; 2)исключительно в целях обучения или научного исследования; 3)для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях; 4) в иных случаях, которые установлены положениями Закона в Срок действия смежных прав установлен в ст. 43 в отношении исполнителя в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения пли любого иного посягательства охраняются бессрочно. Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир (по кабелю). Течение сроков охраны смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Передача (переход) смежных прав допускается в порядке наследования (физические лица), правопреемства (юридические лица) и по договорам. К наследникам (в отношении юридических лиц — правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части срока охраны смежных прав.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |