КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение понятия «культура» в социологии 1 страница
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном антро- пологическом значении, но в аспекте структур, которые обеспечи- вали возможность согласованных действий в процессе совместного достижения целей. Именно это составляло основную предметную область социологии, что делало культуру всего лишь побочной те- мой социологических исследований. По словам Александера, при- менительно к современности она понималась преимущественно как отражение институциональных конфигураций капитализма или индустриализма. Он отмечает, что даже М. Вебер, утверждая независимость «идей», изучал условия, которые дали толчок развитию капитализма, и не уделял специаль- ного внимания автономии современной культуры. Однако споры, которые, развернулись в интеллектуальной среде в контексте пост- модерна, породили особый интерес к теоретическому осмыслению культурного универсума. В ходе этой полемики постепенно стала осознаваться несостоятельность сложившихся в рамках социологи представлений о нем. В функционалистской теории рассмотрение культуры как одной из «сфер» общества привело к тому, что содер- жание этого понятия оказалось ограниченным в основном только 1 White L. The Science of Culture. N.Y. 1949. P. 141. 2 Goodenough W. Cultural anthropology and linguistics //Language in Culture and Society: a Reader in Linguistics and Anthropology. N.Y. 1964. P. 36. 3 Winick Ch. Dictionary of Anthropology. Wittlefield. 1975. P. 144. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры ценностями. В культурном марксизме, по словам Э. Гидденса, по- нятие «классового сознания» играет во многом схожую роль, пос-
кольку помещено в рамки сложившихся общественных порядков. По этой причине обе концептуализации предполагают редукцию культуры к социально-институциональным структурам. Более того, в каждом из названных подходов явно присутствует экономичес- кий детерминизм, в каких бы утонченных формах он ни проявлял- ся. Внимание к культурному измерению современности обнару- жило не только ограниченность этих позиций. Стало очевидным, насколько сложно рассуждать о связях культуры и общества. Однако, несмотря на то, что в рамках «новой» социологии культуры понятие культуры, как было показано выше, рассмат- ривалось в разных контекстах, в социологии мейнстрима оно про- должает трактоваться с классических социологических и социаль- но-антропологических позиций. Достаточно сослаться на статью Н. Смелсера в книге «Теория культуры»1, где он приводит резуль- таты изучения отобранных из этих наук определений понятия за последние сто лет. В этих работах акцент ставится преимуществен- но на четырех компонентах: – понятия и концепты — одна из форм отражения мира на уров- не познания, зафиксированная в языке и помогающая людям орга- низовать и упорядочить свой опыт; – отношения — взаимосвязи с окружением, участвуя в которых человек при помощи понятий определяет, как отдельные факты, яв- ления связаны друг с другом в пространстве, времени, по значению; – ценности — социально одобряемые и разделяемые большинс- твом людей убеждения относительно целей, к которым необходи- мо стремиться. В любом обществе и в каждой из составляющих его групп существует своя система и иерархия ценностей. У разных индивидов или групп они могут не совпадать; – нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с установленными цен- ностями. Это требования общества к поведению индивида в оп-
ределенных жизненных ситуациях. Они закрепляются в нормах и установках на уровнях морали и обычаев, а также в правовых нормах Обобщая эти представления, Смелзер определяет культуру как набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей, придерживающихся одного стиля жизни. Это общее определение варьируется в зависимости от пози- ции, которой придерживаются исследователи, отвечая на фунда- ментальный вопрос о связи социальной структуры и культурных феноменов, определяемых таким образом. 1 Munch R. and Smelser N.J. Theory of Culture. Berkeley: University of Calfornia Press. 1992 раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Определение культуры как детерминированной социальной структурой. Здесь показательна позиция социологов-марксис- тов, которые постулируют существование дихотомии «базис — надстройка», общественное бытие — общественное сознание. «Культурные феномены, от свода законов и религиозных ритуалов до искусства и интеллектуальных идей, приписываются надстрой- ке и рассматриваются как определяемые базисом. Для того, чтобы объяснить культурный феномен, не нужно изучать его внутрен- нюю структуру или значение, но необходимо рассматривать ма- териальные элементы, которые он отражает. Поскольку культура детерминирована внешними силами, она не обладает автономией в каузальном смысле»1. Эта позиция в ее классическом или не столь радикальном вари- анте получила в социологии широкое распространение. В рамках институционального направления признание экономических фак- торов в качестве движущей силы современного мирового процес- са стало общераспространенным. Считается, что экономические силы вызывают структурные сдвиги в обществе, которые влекут за собой изменения в сфере общественного сознания. Однако сегодня и здесь все больше признается «реальность культуры», которая определяется как характеристика, присущая общественной жизни и социальным изменениям во всех их аспек- тах. В связи с этим обозначились следующие тенденции: – концептуализация культуры и общества по Гидденсу в качестве «двойной структуры»: их становление происходит как автономно, так и во взаимном влиянии; оба концепта иногда используются сов-
местно при условии, что в каждом из них понятийно отображается другой; – акцентирование при изучении динамики культуры ее индетер- минированности, подвижности и неоднозначности; – возрастание интереса к связи «культура–власть», или, как это часто называют, к опосредованным культурой отношениям власти. Такой сдвиг в рамках структурного детерминизма привел к об- новлению теоретической позиции. Теперь ее сторонники рассмат- ривают социальную структуру и культуру как взаимосвязанные и взаимодействующие. В этом случае культура считается неотъ- емлемым аспектом социальной жизни на уровнях когнитивного и эмоционального индивидуального опыта, действий, общественных отношений, институциональных структур. Их связи приобретают характер процесса, получающего историческое измерение. В то же время каждая из сторон сохраняет, по крайней мере, потенциаль- но, определенную степень «собственной» вариативности и относи- тельной «динамической автономии». 1 Alexander J. Op.cit. P.18. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Однако, несмотря на такие изменения, здесь сохраняется при- оритетность социально-структурного измерения общественной жизни. Культуре придается значение частных исторических эпис- тем, и анализируются их возможности определять, ранжировать, репрезентировать и исключать определенные представления об устройстве общества. Соответственно вопросам о происхождении, контекстах существования и трансформации культурных феноме- нов не уделяется специального внимания. Определение культуры в связи с социальной практикой. В рам- ках культурно ориентированных социологических исследований, связанных с концепцией коллективного действия и близких к марксизму (Ч. Тилли, Р. Аминзаде, К. Калхаун, Р. Уильямс и др.), используется свое определение культуры. Оно приобретает свое- образие по мере того как здесь все больше внимания уделяется акторам, стоящим за социальными институтами. В этом случае в содержание понятия помимо структур символических форм, ко-
дов и схем или идеологических систем включаются разделяемые значения, идентичности и цели. Таким образом, культура понима- ется как «…пространство практик сигнификации, семантическая основа для попыток людей выстроить и репрезентировать себя и других… это не просто набор посланий, репертуар знаков, проеци- руемых на нейтральный ментальный экран. У нее есть как форма, так и содержание; она порождается как действием, так и мыслью; представляет собой продукт как человеческой креативности, так и мимезиса, и прежде всего, она основывается на побуждающих си- лах (empowered). Но не вся и не все время»1. Связь с концепцией общественной практики в социально– институциональном контексте (формальные организации или ло- кальные сообщества) придает понятию динамический вид «ста- новления» в более длительные или короткие периоды времени. Построенное таким образом, оно указывает на область феноменов, подвижных и детер- минированных более фундаментальными факторами. В качестве таковых принимаются институциональные медиаторы между об- ществом и культурой. Однако речь идет главным образом о влия- нии экономических, политических структур, масс-медиа на соци- альные практики, а не наоборот. Кроме того, их культурному со- держанию не уделяется специального внимания. Такое размещение культуры в социальном контексте предпо- лагает ее пространственную и временную спецификацию, тем бо- лее, что акцент в объяснении ставится на общественную практику акторов различного масштаба. В рамках социологии уже давно су- ществует дифференциация социальных структур по этому призна- 1 J. Comaroff and J. Comaroff. Of Revelation and Revolution. Christianity, Colonialism? And Consciousness in South Africa. Vol. 1. Chicago: University of Chicago Press. 1991. P.21–22 раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания ку с выделением разного рода общностей и групп. Они различают- ся по составу и культурным особенностям и в этом аспекте обоз- начаются как субкультуры. Имеется в виду, что каждому такому социальному образованию соответствует специфичные системы и иерархии ценностей, нормы поведения и стиль жизни, отличаю- щие их от других подобных единиц. В качестве оснований для та- кой дифференциации принимаются следующие: – территориальное и этническое: региональные, локальные исто- рически сложившиеся особые обычаи и нравы; – гендерное: особенности образа жизни, отличающие мужчин от женщин; – возрастное: специфика образа и стиля жизни, характерная для представителей разных возрастов; – профессиональное: содержание знаний и навыков, видов де- ятельности, взаимодействий и коммуникаций, характерное для представителей разных профессий; – религиозное: содержание верований и религиозных практик, характерных для представителей различных конфессий и деноми- наций; – связанное с нарушением закона: особенности образа и стиля жизни, нравы и обычаи, характерные для криминальной субкуль- туры. Понятие субкультуры выделено для того, чтобы характери- зовать в первую очередь повседневные практики различных чле- нов общества. Однако, когда речь идет о содержательной стороне артефактов, культурных объектов, принимаются другие осно- вания дифференциации — по степени сложности и социальной значимости содержащейся в них организованной информации. Соответственно выделяются: – элитарная культура — к ней принято относить наиболее слож- ные, чаще всего профессиональные формы организации социаль- но значимой информации — философской, научной, художествен- ной; это основной источник культурных инноваций; – народная — ее составляют социально необходимые формы зна- ний, верований, эстетических, этических представлений, традици- онно существующие как центры организации повседневной жизни; – популярная — сюда включаются элементы элитарной и народ- ной культуры, которые несут в себе социально значимую инфор- мацию и нашли широкое распространение среди членов общества; – массовая — ее можно определить как наиболее простую, обще- доступную, стандартную по содержанию часть культуры; она со- здается профессионалами, но ориентирована на самую широкую и неподготовленную аудиторию. С точки зрения социологов культуры, рассматривающих куль- туру как совокупность общественных практик, такая дифферен- часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры циация значима. Даже при первостепенном внимании к институ- циональному аспекту медиации между культурой и обществом не- обходимо понимать, к кому обращают свои воздействия агенты и какого рода информацию они транслируют. Определение культуры как детерминанты социальной струк- туры. Сторонники этой позиции прямо признают, что в своей кон- цептуализации культуры они исходят из идей В. Дильтея. Прежде всего, в качестве исходного принимается допущение, что именно человеческий опыт является основным источником смысла как для актора, так и для исследователя. Однако для совместного сущест- вования людей необходимо взаимопонимание, что предполагает выход за пределы индивидуального опыта к разделяемым идеям и, в конечном итоге, к структурирующей силе культурных систем, которые, согласно Дильтею, являются внутренними и субъективны- ми. Именно это позволяет его продолжателям в рамках социологии культуры говорить об их конституирующей силе по отношению к социальным структурам. Культура понимается как пространство символических форм (идеациональных, вещественных, институциональных), которые индивидуальные и коллективные акторы наделяют интерсубъек- тивными значениями и смыслами. Один из лидеров этого направ- ления Дж. Александер переопределяет культуру в терминах семи- отической теории как внутренний жизненный текст, основанный на культурных кодах, моральных универсалиях, символах, смыс- лах, дискурсе, как «системы символических кодов, которые спе- цифицируют добро и зло». Эти коды «интернализованы», обеспе- чивают сильные моральные императивы и сохраняются в течение длительных периодов времени. Базируясь на моральных и эмоци- ональных основаниях, они оказывают доминирующее влияние на индивидов и группы, упорядочивающих свои отношения с окруже- нием. Соответственно вполне логичным становится утверждение, что культура относительно автономна от социальных структур и может служить объясняющим их принципом1. Согласно Р. Уатноу и М. Уиттон, это «имплицитная черта социальной жизни…, состав- ляющая подлежащие допущения и ожидания, от которых зависит социальное взаимодействие»2. С точки зрения изменения представлений о связи культуры и социальной структуры показательно переопределение последней путем включения понятия «культурных схем». Согласно распро- страненным в антропологии представлениям, они придают отно- шениям индивидов с окружением не только форму, но и значение. 1 См: Alexander J.C. and Smith Ph. The discourse of American civil society: a new proposal for cultural studies. Theory and Society. 1993. № 22.Р.151– 207) (Р. 196). 2 Wuthnow R. and Witten M. New directions in the study of culture. Annual Review of Sociology. 1988. № 14. P. 49–67. Р.50– 51 раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания В социологической трактовке они побуждают агентов мобилизо- вать «наборы ресурсов, которые придают силу социальному дейс- твию и ограничивают его». Соответственно структура — это «глу- боко культурный феномен»1. В рамках этого направления считается неправомерным сводить определение культуры только к ее ценностному аспекту, как это принято в пределах социологического мейнстрима. Здесь понятие ограничивается только его институциональными формами. Как от- мечает Дж. Александер, «результат имеет весьма иронический ха- рактер: понятия, разрабатываемые в рамках ценностного анализа с целью исследования смыслов, в значительной степени зависят от вокабуляра, разработанного для механистического, исключитель- но социального анализа. Что касается собственно символических феноменов, таких как ритуал, сакрализация, осквернение, метафо- ра, миф, нарратив, метафизика и код, функционалистский анализ может поведать о них весьма немного»2. Включая в понятие «куль- тура» все эти формы, что характерно для антропологии, оппонен- ты структурного функционализма защищают ее толкование как особого измерения общественной жизни, а не отдельной «сферы» общества. Культура с этой точки зрения, как минимум, относитель- но «автономна» от социальных структур. Это идеальный (идеаци- ональный) «порядок», соответствующий осмысленному действию (Александер), и понятию придается первостепенное значение в связи с тем, что смысл считается его неотъемлемой составляющей. Предполагается, что следование ему происходит скорее доброволь- но, чем по необходимости, как это происходит при институциональ- но-структурной трактовке социальной реальности. Этому вполне созвучен акцент в определении культуры на «форме поведения как таковой и неопределенных результатах этого поведения»3. Выделение социальной структуры и культуры как независи- мых измерений для изучения совместной жизни людей создает аналитическое пространство, позволяющее вписать в социологию культуры французские версии семиотики и постструктурализма. М. Фуко и П. Бурдье показали, какими путями культурные тексты могут оформлять социальные отношения и использоваться эли- тами как источник власти. С этой точки зрения наука, техника и знание перестали рассматриваться как бесспорные истины и ста- ли считаться социальными конструктами отдельных социальных групп и инструментами для поддержания их социального статуса 1 Sewell W.Y. A theory of structure: duality, agency, and transformation. American Journal of Sociology. 1992. № 98. P. 1–29. Р.27 2 Alexander J. Op. cit. P. 20–21. 3 R. Wuthnow and M. Witten. Communities of Disocurse: Ideology and Social Structure in the Reformation, the Enlightement, and European Socialism. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1989. P. 15. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры и социального неравенства. Иными словами, в определении куль- туры начали сочетаться ее системные и несистемные аспекты, ее интегрирующие и социально разделяющие механизмы. Сравнение антропологического и социологического определе- ний культуры. Сравнение антропологической и социологической концептуализации культуры позволяет выявить и интерпретиро- вать существующие между ними сходство и различия в исполь- зовании понятия в качестве инструмента изучения совместного существования людей. В рамках обеих наук обнаруживается оди- наковый набор познавательных функций, соответствующих этому понятию. Разграничивающая: категория указывает на теоретические значимые различия между обозначаемыми ею и социально-струк- турным аспектами совместного существования людей: – культурное понимается как созданное людьми и таким образом противопоставляется природному, т. е. возникающему и существу- ющему независимо от человека; – под культурой принято понимать содержание совместной жиз- ни людей, соотнося его с формами и структурами ее социальной организации; – культура считается производной социального взаимодействия; ее составляющие «разделяются» людьми и не сводятся к индивиду- ально специфичным переживаниям и опыту. Дифференцирующая: в содержании понятия культуры отчетливо обозначаются следующие предметные области: – вещественные объекты (нередко обозначаемые как «матери- альная культура»); – идеи и образы, выраженные и репрезентированные в символи- ческой форме (согласно П.Сорокину, «идеациональная», а в рос- сийском философском лексиконе «духовная» культура); – технологии как содержание деятельности, взаимодействия и способы их организации; – нормы и правила регулирования социальных отношений; – оценочные критерии, применяемые при ранжировании искус- ственных объектов (артефактов), превращающие их в «ценности». Иными словами, понятие культуры предполагает неоднородность соответствующей предметной области. Поэтому при исследовани- ях важно указывать, о какой из ее составляющих идет речь. Интегративная: понятие объединяет наборы единиц (артефак- тов), созданных в различных предметных областях, в определен- ные устойчивые интерсубъективные целостности. В антропологии они обозначаются как «культурные темы», «культурные черты», «культурные конфигурации»; совместно с социологией использу- ются термины «культурные паттерны», «субкультуры», «ценнос- ти» и т. п. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Идентифицирующая: понятие может использоваться либо в абстрактном смысле, либо для обозначения содержательных осо- бенностей различных социальных образований (социально- госу- дарственных, историко-региональных, этнических, субкультурных и т. п.). В первом случае область изучения идентифицируется в тер- минах теоретического направления ее изучения (структурно- фун- кционального, семиотического, макро– или микродинамического и т. п.). Во втором — объекты исследования идентифицируются по общим для них содержательным характеристикам (формацион- ным, субкультурным, языковым, мировоззренческим и т. п.). Сравнительная: понятие используется для определения сходств и различий социальных единиц разных масштабов (от малых групп до общественно-экономических формаций) в историческом и сов- ременном контекстах. В качестве аналитических систем соотнесе- ния при сравнении обычно принимаются: – мировая культура, или «панкультура», с которой сравнивается отдельная культура для выявления ее специфики; – отдельная культура, с которой сравниваются другие для выявле- ния их сходств и различий; – отдельная культура, с которой сравниваются составляющие ее субкультуры для определения ее внутренней дифференциации; – отдельные специализированные области или черты культуры, сравнивакмые по их состояниям во времени для выявления формы их изменения (рост, развитие, диффузия, дезинтеграция и т. п.). Рефлексивное использование понятия в рамках социологии культуры ограждает исследователя от абсолютизации любого из его значений, помогает ему успешно придерживаться позиции ре- лятивизма при изучении социокультурной реальности, т. е. избе- гать как социально-структурного, так и символического редукци- онизма. В рамках обеих наук понятие используется для решения сход- ных познавательных задач. Прежде всего, следует подчеркнуть, что специальное внимание уделяется содержательной или качествен- ной стороне совместного существования людей. Причем, оно ис- пользуется в значении самостоятельной переменной, равноправ- ной в соотнесении с социально-структурной. В этом случае объек- ты исследования, единицы анализа и наблюдения должны отвечать следующим требованиям: – созданность людьми (антропогенность), искусственность; – интерсубъективность, разделяемость; – фиксированность в вещественной или символической форме. В совокупности эти показатели позволяют идентифицировать феномен как относящийся к культуре, или культурный. Он опреде- ляется так, что обязательно становится наблюдаемым и локализуе- мым в социокультурном пространстве и времени. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Благодаря выделенности культуры в качестве аналитическо- го измерения, дополняющего социально-структурное, в рамках социологии культуры в сфере исследовательского внимания ока- зываются классы познавательных задач, ранее остававшиеся за ее пределами: – систематическое наблюдение сходств и различий в социальных практиках и их продуктах, в образе жизни людей; их интерпрета- ция и объяснение; – выделение социокультурных групп с точки зрения ориентации на поддержание или изменение социальных порядков; объяснение причин такой направленности; – изучение и объяснение соотношения устойчивых и изменчи- вых характеристик социальной жизни в макро– и микроистори- ческом масштабах времени. Решение этих классов теоретических задач позволяет исполь- зовать полученное знание в прикладных целях: – понимание причин и характер сходств и различий в поведении и представлениях людей, принадлежащих к разным культурам, об- легчает практику межкультурных взаимодействий и коммуника- ций на любых уровнях; – понимание источников и форм социокультурной динамики об- легчает определение общественно значимых проблем и обусловли- вающих их факторов в рамках различных социальных единиц; это обеспечивает надежные теоретические основания для разработки и реализации разного рода программ и проектов на уровнях госу- дарства и гражданского общества; – понимание причин культурных сходств и различий и их пос- ледствий для отношений между людьми на микроисторичкской шкале времени открывает широкие возможности для разработки способов помощи людям при адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении. Таким образом, понятие «культура» в рамках социологии куль- туры становится важным познавательным инструментом для ре- шения не только теоретических, но и прикладных задач. Контрольные вопросы 1.Определение понятия «культура» в антропологии. 2.Определение понятия «культура» в современной социологии культуры. 3.Сходства и различия в понимании культуры в антропологии и со- циологии. 4. Целесообразность взаимного дополнения трактовок понятия «культура» в социологии и антропологии. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Глава 2. Социологическая трактовка социальной реальности Следует подчеркнуть, что все рассуждения о социальной ре- альности в рамках социологии свидетельствуют о том, что здесь в явном виде признается или подразумевается необходимость об- ращения к культурному измерению совместного существования людей. Если в радикальных постмодернистских теориях основное внимание уделяется его неопределенным, неоформленным, под- вижным аспектам, то в социологических — в силу характера самой этой науки — при этом признается наличие определенных разде- ляемых порядков. Соответственно изменчивость рассматривается в соотношении с устойчивыми образованиями, бесформенность — со структурами, неопределенность — с конвенциональными уста- новлениями. Это обусловлено исходным допущением о социаль- ной природе человека и его теоретическим развертыванием в кон- цепциях взаимодействия и коммуникации. Допущение о социальной природе человека и его теоретичес- кие следствия. Представление о социальной реальности как по- рождении взаимодействий и коммуникаций людей присутствует во всех классических социологических работах. Об этом свиде- тельствуют концепции механической и органической солидар- ности Э. Дюркгейма, общества и общины Ф. Тенниса. Согласно Ч. Кули, люди приобретают социальные качества «посредством простых форм интимного взаимодействия, или первичных групп,
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |