КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же время обусловливающий их социализацию и инкультурацию. Соответственно каждый человек исходно оказывается включен- ным в отличное от него окружение, формы и содержание которых существовали до его рождения. Таким образом он связан с исто- ризмом», запечатленным в следах прошлых последовательностей событий, сменявшихся парадигм взаимодействий, сдвигов в оцен- ках социальных фактов. Во временном отношении понятие контек- ста не соотносится с началом антропогенеза, с архаическим опы- том и т. п. Речь идет об указании на то, что социокультурная ре- альность включает в себя следы прошлого, что некоторые из куль- часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры турных образований устойчивы во времени и предпочтительнее их осваивать, а не пытаться разрушать. Исторически сложившиеся социальные и культурные формы, рассматриваемые в современном контексте, оказываются разно- родными и не сводимыми друг к другу. Как отмечал К. Леви-Стросс, «всякая культура может рассматриваться как ансамбль символи- ческих систем», которые «всегда остаются в известной степени несоизмеримыми, и именно эта неравномерность измерения раз- личных символических систем и определяет скольжение социаль- ной структуры, переход от одного состояния общества к другому»1. Иными словами, устойчивость культурных образований не означа- ет их системной взаимосвязности и взаимозависимости. Это раз- ные измерения анализа общества и культуры. Именно эта позиция становится центральной для понимания социальной реальности и социокультурного пространства в контексте постмодернистских построений. Отказ от идеи целостности и единства социокультурной реаль- ности. Из сказанного ранее следует, что исходные допущения пос- тмодернистских теорий не содержат идеи единого целостного по- рядка, a priori предопределяющего течение социокультурной жиз- ни. Здесь, скорее, предполагается изначальная множественность несводимых друг к другу либо более, либо менее организованных и устойчивых образований, в пределах которых она реализуется. Ценой за такую «гетеротопию», или децентрирование, становится отказ от самой возможности говорить об обществе и культуре как «едином целом». Соответственно меняются и принципы их изуче- ния. Видный теоретик постмодерна И. Хассан выделяет в качест- ве наиболее характерных такие конститутивные познавательные тенденции, как неопределенность и имманентность. Они ни анти- тетичны, ни диалектичны, ни синтетичны. Каждая содержит свои собственные внутренние характеристики. Подобно ортогональ- ным осям координат они определяют характерное для постмодерна познавательное пространство, в пределах которого и трактуются отношения человека с окружением. Под неопределенностью автор понимает сложную категорию, содержание которой помогает очертить предметную область, оп- ределяемую совокупностью таких разнородных понятий, как двус- мысленность, непоследовательность, множественность, плюраль- ность, контингентность, переворот, перверсии, деформация. Одно последнее включает в себя ряд других: разрушение, дезинтеграция, деконструкция, децентрирование, смещение, различение, разъеди- нение, исчезновение, декомпозиция и т. п. Через все эти признаки автор стремится передать представление о распавшемся, несоздан- 1 Цит. по: Н.С. Автономова. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках М., 1977. С.112–113. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания ном, хаотичном, побуждающими формирование проблемного поля и дискурса постмодернистских теоретических построений. Понятие «имманентность» автор использует без религиозных аллюзий и для того, чтобы обозначить свойство людей генерализо- вать свои отношения с окружением и самих себя в символах, воз- действовать на себя через свои собственные абстракции и таким образом создавать и изменять свою собственную реальность. Это измерение выражается через такие понятия, как диффузия, рас- творение, взаимодействие, коммуникация, взаимозависимость, которые представляют собой производные от свойства человека использовать язык, изображать, обозначать, от его способности к познанию и конструированию себя, к тому, чтобы детермини- ровать свой универсум символами собственного производства. Имманентность порождает из неопределенности множество об- ластей социокультурной реальности со своими собственными еди- ницами, кодами, строениями. Хассан фактически представляет постмодерн как предпосылку формирования новой познавательной парадигмы, связав ее глав- ным образом с концептами деконструированности–децентрали- зованности отношений людей с окружением. Речь по сути дела идет о радикальном эпистемологическом и онтологическом сомнении в отношении ранее общепризнанных истин, которое предшествует формированию новых познавательных оснований. В то время как сторонники модерна ищут, как защитить свою «картину мира» от собственного знания о «реальности» хаоса, о хрупкости любого воспринимаемого порядка и сомнительности «центра», постмо- дернисты принимают хаос и имманентную способность человека выстраивать в отношениях с ним разного рода порядки в качестве проблемной области и ищут способов ее осмысления в философс- ких и социально-научных терминах. Из категорий «неопределенность» и «имманентность» первая оказывается более сильной с точки зрения преодоления онтологии априорного порядка. Имманентность же предполагает свойство человека соотносить с собой неупорядоченное окружение. В этом случае ни одна интеллектуальная или моральная система, ни один способ восприятия реальности не могут быть окончательно леги- тимизированы как безусловные, претендовать на онтологическую приоритетность. Соответственно возможным становится прагма- тическое оправдание как интеракции, так и взаимной автономнос- ти единиц контекста человеческого существования1. По сравнению с предшествующей познавательной парадиг- мой, где в качестве исходного принималось допущение о нередуци- руемом дуализме материального и идеального, земного и небесно- 1 См. Hassan I. Ideas of cultural change // Innovation/Renovation. New Perspectives on the Humanities. Hassan I., Hassan S. (eds.). Madison, 1983. P 27–28. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры го, профанного и сакрального, плюрализм постмодерна открывает новые возможности в интерпретации социокультурных событий. Здесь принимается возможность использования разнородных принципов конструирования социальной реальности, порождаю- щих множество миров, которые могут вступать в отношения друг с другом, а могут существовать параллельно. Соответственно по- является отличная от периода модерна интерпретация понятия из- менчивости. «Освобождение от неизбежно линейного разворачи- вания времени, как это было в рамках модернизма, равно как и от естественной попытки избежать такой линейности (принимавшей форму различных философских или научных абстрактных схем полностью обратимого и идеально контролируемого времени) по- родило идею исторической относительности. Она представляется как обширная сеть взаимных детерминаций, где необратимость определенных значимых выборов порождает новые образцы об- ратимости. Это своего рода процесс «креативной эволюции» без какой бы то ни было предустановленной цели и преднамерен- ности. Наше сознание существует во множественности (акту- альных и возможных) миров, в постоянном «хронотопическом» изменении»1. Децентрированность динамического жизненного пространс- тва. С этой точки зрения на смену представлению о четко струк- турированной форме социокультурной динамики — линейной, эволюционной, циклической — приходит иное ее понимание. Оно выражается метафорой «ризома» 2. Термин заимствован из бота- ники и обозначает определенный тип корня растения, который не является ни одиночным, ни пучкообразным ответвлением от еди- ного стебля, но разрастается в разные стороны дробными ветвле- ниями. Применительно к социокультурной реальности речь в этом случае идет о беспорядочном возникновении множественности, о движении, не имеющем превалирующего направления и регуляр- ности, что не позволяет предсказать его траекторию. В рамках парадигмы модерна при осмыслении процессов, про- исходящих в обществе и культуре, большое значение придается оппозиции «центр–периферия». Она выполняет роль формообра- зующих принципов: организующего, сохраняющего целостность системы, и ограничивающего, регулирующего ее подвижность. Идея «центра» редуцирует ее становление к формированию опре- деленных границ и внутренней конфигурации. Концепция «ризо- мы» указывает на то, что такой условный центр неструктурирован и в некотором смысле существует и внутри, и вне системы. Такое 1 Calinescu М. From the one to the many: pluralism in today’s thought.//Innovation/ Renovation. Hassan I., Haassan S. (eds.) Madison, 1983. P 248. 2 См. Deleuse G., Guattari F. Capitalisme et schisophrenie. Vol.II. Mille plateau. P. 1980. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания представление имеет смысл, если центр системы конструируется как доминанта среди составляющих ее элементов и в ее отношени- ях с окружением. Вследствие этого утрачивается смысл столь значимой для предыдущей парадигмы оппозиции «норма–аномалия», «орто- доксия–ересь». Это происходит при деконструкции канона, си- туации, при которой значения полюсов оппозиции подвергаются критическому рассмотрению, в результате чего становятся отно- сительными и утрачивают четкость. Такому состоянию неопреде- ленности, дезориентированности сторонники постмодернизма не стремятся противопоставить новые системные порядки. Они об- ращаются к идеям бриколажа, полистилистики, в соответствии в которыми все исторические культурные и художественные стили, эпистемы становятся равноправными. Их относительность и конс- труктивистская условность становятся очевидными. На смену системному представлению о социокультурной ре- альности, о ее динамике пришли плюрализм исходных принципов организации опыта («программный эклектизм»), относительность систем соотнесения истинности или ложности суждений, множес- твенность возможных эквивалентных интерпретаций одного и того же события. Эти черты обнаруживаются в искусстве, социаль- ных науках, массовой культуре. Допущение об исходной неопре- деленности отношений людей с окружением, ризомном характере их динамики, их контингентных результатах, выявление оснований построения социокультурных порядков и причин их устойчивости или отказа от них становится существенной проблемой изучения микродинамики совместного существования людей. Социокультурная реальность предстает здесь как неопреде- ленное поле, в лучшем случае как сегментированное и фрагмен- тарное динамическое пространство, а не как системные целост- ности, называемые обществом и культурой. В этом пространстве для анализа выделяются микро– и макродинамический уровни в соответствии с двумя типами сегментирования — «молярным» и «молекулярным». Так, «масса», «популяция» — это концепты, от- носимые к молярному уровню, указывающие на характеристики социокультурных образований со слабыми внутренними функци- ональными связями. Тогда как понятия «класс», «общность», «со- общество» относятся к молекулярному уровню, где предполагается их внутренняя организованность. Вторые типы образований при- обретают форму благодаря взаимодействиям и коммуникациям людей на первом уровне. Эти две теоретические конструкции на- деляются различными контурами существования в социокультур- ном пространстве, а их внутренние морфологические и динамичес- кие характеристики определяются по соответствующим каждой из них показателям. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Концепции «общности», «сообщества» занимают в социоло- гии постмодерна такое же значимое место, которое принадлежит понятиям «общество», «социальная система» в структурно-функ- циональной теории. Сосуществование, соприсутствие сообществ в порождаемом их совместной активностью пространстве — эта идея не предполагает обязательной синхронизации их действий и соподчинения в системе общественного разделения функций. Концепция децентрирования снимает представление о том, что вся социокультурная жизнь однозначно детерминирована социе- тальными институтами. Сосуществование различных сообществ считается неиерархизированным. Поскольку в социологии поня- тия власти и авторитета продолжают занимать центральное место в рассуждениях о социальной реальности, ее неинституционализи- рованный уровень трактуется в драматических тонах. Считается, что при ослаблении действия власти и авторитета индивид вы- свобождается из-под влияния любых групп принадлежности, Но, оставаясь без социальной поддержки, он маргинализуется. По мере того как в современных условиях этот процесс приобретает все большие масштабы, возрастает напряженность в отношениях между теми, кто продолжает быть интегрированным в локальные группы, и теми, кто благодаря детерриториализации переходит в пространство неорганизованной «массы». Здесь такие люди сталкиваются, по мнению критиков модерна, с многообразием типов рациональности, ценностным релятивиз- мом, плюральностью жизненных миров, мировоззрений, культур- ных идентичностей. Их динамическая смесь порождает для людей постмодерна ситуацию, при которой возрастает ненадежность культурных ориентиров при выборе жизненного пути. Они пос- тоянно сталкиваются с разрозненными фрагментами прошлого и настоящего, живут в «мозаично–цитатном», «интертекстуаль- ном» мире. В таком окружении они сами становятся плюралистич- ными, не связанными ни с какими объединяющими принципами, руководствующимися разнородными идеями и авторитетами, не объединенными ни синхронно, ни диахронно. Сегодня такая ситу- ация оказывается для них неосвоенной, проблемной: социальные формы, соответствующие ей, еще не сложились, культурный стиль «еще не задан, участники процесса должны находить его самостоя- тельно, им неоткуда его перенять»1. При невозможности обрести структурную упорядоченность опыта в рамках культурной дихотомии «центр–периферия» сме- на фрагментов переживаний становится для людей единственной феноменальной реальностью. Соответственно особую значимость приобретает эстетическое начало, особенно способность к воспри- 1 Welsch W. Postmoderne — Pluralitat als ethischer und politischer Welt. Koln, 1988. S.26. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания ятию различий, отклонений, расхождений, гетероген- ности. Такой опыт помогает понять плюралистичность современ- ной реальности, принять ее на уровне не только обыденного, но и социально- научного познания. Актуализация антропологического свойства воспринимать реальность в образной форме составляет сегодня важную компоненту культурной компетентности, необхо- димую людям в повседневной жизни и характеризующуюся таки- ми навыками, как внимание к изменчивости, готовность к встрече с неизвестным, преодоление стереотипов. Попытки выделить некоторые универсальные принципы упо- рядочения отношений людей с неопределенным окружением, предпринятые в рамках постмодернизма, привели к накоплению некоторого количества типичных структур и обнаружению их относительности. Более того, при их разграничении между ними обнаружились «маргинальные» пространства с неопределенны- ми внутренними формами и внешними очертаниями. Считается, что такого рода «промежутки» существуют на социетально- инс- титуциональном и личностном, акционистском и дискурсивном уровнях. Они рассматриваются как своего рода межструктурные пустоты, освобождающие место для культурно «не связанных» им- пульсов и желаний людей1. Детерриториализация, маргинализация социокультурного про- странства. Метафорическая представленность этой темы принадле- жит Ж.Делезу и Ф.Гуаттари2. Предметом их интереса стала пространс- твенная организация жизненного мира, осмысленная с точки зре- ния двух исходных допущений. Во-первых, предполагается, что явление территориальности исторически вторично по отношению к первично неразграниченному, «детерриториализованному» про- странству. Во-вторых, желание и его означивание вслед за Лаканом считаются побудительным началом, раскалывающим, децентриру- ющим индивидуальную целостность. С этой точки зрения знак рас- сматривается как ограничитель желания, выделяющий определен- ную территорию для его реализации из безграничного окружения. Соответственно, будучи означенным, желание вытесняется отсюда. Понятие территориальности было заимствовано из этологии. Оно «обозначает совокупность процессов и разного рода механиз- мов, посредством которых живые существа провозглашают, мар- кируют и защищают территорию своего общения, для того чтобы не допустить на нее посторонних»3. Применительно к человеку сюда добавляются «мотивированные познавательные структуры, которые человек демонстрирует по отношению к окружающей его 1 Th. Heller, D. Wellbery. Introduction // Reconstructing Individualism. Standford, 1986. P.1–15. 2 G. Deleuse, F. Guattari. Op. cit. 3 Дж. Гелд. Основы поведенческой географии. М., 1990. С. 98. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры среде обитания, на которую он предъявляет право собственности и которой он пользуется по преимуществу частным образом»1. Считается, что на первой, дотерриториальной стадии каждый репрезентирует «чистую социальность»: его желания, намере- ния, поведение не ограничены индивидуальной идентичностью. Территориальная стадия начинается с кодификации совместного существования, ограничения свободы в сканировании окружения представителями сообщества, установления территориальных гра- ниц и структур. Популяция разделяется на индивидов, подчиня- ющихся им, и субъектов произвольных желаний, которым здесь не остается места. Соответственно они вынуждены перемещать- ся в маргинальные по отношению к организованным области. Маргинальное положение импульсивности и склонных проявлять ее открыто обусловлено тем, что они оттесняются на периферию процесса территориализации, если не интегрируются в него. Полагая, что современная социокультурная ситуация характе- ризуется детерриториализацией, Ж. Делез и Ф. Гуаттари применя- ют к ней свою метафору. По их мнению, в ее рамках значительная часть людей вынужденно оказывается неспособной определить свое место в окружении прежних разрушающихся социокультур- ных порядков. В таких условиях происходит маргинализация цело- го ряда социокультурных групп, теряющих свои места в контексте существующих социетальных институтов. В ответ на это складыва- ется определенная идеология, оправдывающая ценностный реля- тивизм, фрагментированность и децентрированность жизненного мира и личности, маргинальность, подвижность, незакрепленность переживаний и представлений.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |