КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологии
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность. Речь идет о том, что люди совместно организуют свое окружение и отно- шения в его пределах, что они осваивают и меняют жизненный мир, что они живут и действуют в разнородных социальных средах. В то же время без четкого ответа остается один генеральный и сегодня особенно важный вопрос. «Кого бы мы ни упоминали, какие бы трансформации ни происходили в понимании центрального вопро- са социологии, как бы ни различались между собой представления о задачах науки и реальная практика науки как предприятия — пи- шет А.Ф. Филиппов — среди бесконечных «что?» и «как?» мы не находим вопроса «где?». Социология, может быть, и не равнодушна к тому, где находится то, что она изучает, но она не видит в этом «где» центральной теоретической проблемы. В числе приоритет- ных областей социологии нет социологии пространства»1. Необходимость рассматривать социальную реальность в про- странственных терминах подразумевалась в социологии практи- чески все время, пока эта наука существует. Такие общепринятые понятия, как социальная позиция, стратификация, социальные связи, структура, а сегодня — социальные сети, социальная дистан- ция, глобализация, коммуникация в широком понимании слова — все они заключают в себе пространственные коннотации. Более того, существуют и определенные концептуализации социального пространства. Известную иллюзию относительной изученности этой темы порождает наличие такого научного направления, как социальная география. Однако в этом случае речь идет о физическом распре- делении различных типов поселений, о плотности популяций в их рамках, о географических перемещениях совокупностей людей, о представлениях, связанных со средами обитания. Специфичность именно социального пространства, намеки на которое можно най- ти в любом социологическом теоретическом построении, остается невыявленной. Тем не менее и в классических, и в современных работах мож- но найти и обобщить совокупность исходных теоретических пред- посылок, достаточных для построения этого концепта, если рас- сматривать такую работу как не самодовлеющую цель, но основу для изучения социокультурной микродинамики. В этом случае со- ответствующая модель конструируется таким образом, чтобы 1 Филиппов А. Социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). С.15. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания сделать наблюдаемыми локусы порождения изменений и кон- сервирования устойчивых образований в контекстах взаимодейс- твий и коммуникаций людей, возникновения социально значимых событий и распространения их последствий, начал и завершений социокультурных процессов. Теоретические основания концепции социального пространс- тва. А.Ф. Филиппов показал ключевую роль Г. Зиммеля, который разрабатывал тему социального пространства еще в начале ХХ в. и высказал основополагающие теоретические идеи, которые и те- перь не утратили познавательной и конструктивной значимости. Социальное пространство не тождественно физическому. Хотя Зиммель и признавал значимость физических расположений и дис- танций людей относительно друг друга, он отмечал, что социальное пространство не ограничивается только ими. «Не форма пространс- твенной близости или дистанции создает особые явления соседства или чуждости… Не пространство, но совершаемое душой членение и сопряжение его частей имеет общественное значение»1. Социальное пространство порождается и поддерживается вза- имодействием людей с окружением. Понятию «взаимодействие» Зиммель придавал фундаментальное значение, полагая, что «все находится со всем в каком-либо взаимодействии»2. Соответственно вещи и люди приобретают свой смысл в контексте взаимных отно- шений, и в такой обоюдности проявляется их бытие друг для друга. Исходя из этих положений, он делал вывод, что формы социального пространства определяются взаимодействием людей, составляю- щих общество. А их цели, интересы, психические состояния пред- ставляют собой содержательную сторону таких форм. Собственная логика социального пространства заключается, согласно Зиммелю, в том, что отношение между характеризующими его дистанция- ми, размерами, способами размещения вещей и людей, с одной стороны, и содержанием, которое придается им в процессах вза- имодействий и коммуникаций — с другой, отнюдь не случайно. Пространство порождается совместной активностью людей и «оформляется обобществлением» (иначе говоря, определено кон- венционально). Но в силу этого оно само становится источником факторов, детерминирующих совместное существование людей. Неоднородность социального пространства. В своих взаимо- действиях люди могут «заселять» и «востребовать» пространство, а возможность территориальной и социальной мобильности обус- 1 G. Simmel. Sociologie. Untersuchungen uder die Formen der Vergesellschaftung // Georg Simmel. Gesamtausgabe. Bd.11. 1992. Frankfurt a.M.: Suhrkamp. S. 687–688 (Здесь и далее цитаты из работ Зиммеля заимствованы из статьи А. Ф.Филиппова. Цит.раб.) 2 G. Simmel. Uber sociale Differenzierung // Georg Simmel. Gesamtausgabe. Bd. 2. 1989. Frankfurt a.M.: Suhrkamp. S.130. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры ловливает его дифференциацию. В лекциях о Канте Зиммель под- верг критике представление о нем как об «одном единственном» абсолютном «вместилище». Он подчеркивал, что всем отдельным пространственным образованиям свойственна уникальность, ко- торая проявляется в специфике заполняющих их предметов. Это определяет такую их дифференциальную единицу, как место. Именно здесь особым образом сочетаются элементы, которые в остальном остаются независимыми друг от друга. Место (локус) представляет собой центр кристаллизации конкретных социаль- ных связей, приобретающих смыслы, значения и определенность только в этих пространственных координатах. Дифференцированность социального пространства. Каждое из пространственных образований приобретает качественную оп- ределенность не только из-за характерных для него связей между людьми и вещами. Но и благодаря наличию границ, отделяющих его от других. У Зиммеля речь идет не о физическом понятии с априорно социальным значением. Это «социологический факт, который принимает пространственную форму… Хотя эта линия всего лишь обозначает различие отношения между элементами од- ной сферы между собой и элементами этой сферы и другой, она… подобна физической силе, которая излучает отталкивания в обе стороны, втискиваясь между обеими [сферами]»1. Если извне граница служит для того, чтобы отличать одно соци- альное пространство от другого, то внутри каждого она устанавли- вает пределы для концентрации взаимодействия как самотождес- твенного. Речь идет о поддержании, закрепленности внутреннего порядка, которые проявляются, согласно Зиммелю, в двух видах. С одной стороны, это может быть требование непосредственного соприсутствия участников в каком-то месте. С другой — может сложиться социальное образование, которое он обозначает мета- форой «дом», под которой понимает определенное идейное едине- ние людей. Эти положения, разработанные Зиммелем, вполне правомерно считать исходными теоретическими основаниями, определившими направление в изучении социального пространства. Они в принци- пе остались неизменными в последующем его изучении. Каждое из них в дальнейшем породило свою область концептуализации, связанную с уточнением понятийного аппарата, выявлением меха- низмов поддержания устойчивости и изменений соответствующих феноменов, размышлениями о познавательной значимости этих опорных допущений в контексте темы в целом. Современные социологические трактовки социального про- странства. Следует подчеркнуть, что заметный интерес к изучению 1 G. Simmel. Sociologie. S. 697–698. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания социального пространства возобновился сравнительно недавно, примерно в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В предыдущий период тема разрабатывалась отдельными исследователями, фрагментар- но и оставалась на периферии социологического мейнстрима. В на- стоящее время это теоретическое направление приобретает все большую систематизированность и познавательную значимость. Состояние его разработанности можно оценить в соответствии с выделенными выше исходными допущениями. Специфичность социального пространства по сравнению с физическим. В настоящее время все, кто занимается этой темой, подчеркивают необходимость различать эти понятия как относя- щиеся к различным модусам реальности. Социальное пространс- тво, как уже отмечалось, характеризует упорядоченность социаль- ной реальности, представленную как: – освоенная часть природного окружения, выделенная искусст- венными преобразованиями естественных объектов, артефактами (культурными объектами), социальной структурой (соотношение институтов), конфигурацией социальных групп и слоев (социальная стратификация). Эта трактовка характерна для социальной фило- софии и общесоциологических теорий; – систематизированные (устойчивые, повторяющиеся, органи- зованные) пересечения связей между институциональными по- зициями, характеризующимися определенными полномочиями и средствами социального контроля (институциональное измерение, представленное в работах П. Бурдье, М. Фуко); – социальное расслоение, зафиксированное в устойчивых рас- пределениях социальных позиций, совокупностей ролей, форм образов и стилей жизни, с одной стороны, и групповых идентчнос- тях — с другой (стратификационное измерение, представленное в теориях социальной стратификации); – «территориальность» и «резидентное размещение», характери- зующие устойчивые связи людей с местами поселения (территори- альное измерение, отмеченное Т. Парсонсом); – сеть событий в определенный момент времени (распределение результатов социальных взаимодействий и коммуникаций, соглас- но пониманию П. Штомпки); – совокупность индивидов и групп, объединенных устойчивыми социальными связями; – микросоциальные анклавы, определяемые двумя планами — пе- редним, регулируемым социальными нормами, и задним, вненор- мативным (выделение институционального, официального и при- ватного измерений у И. Гоффмана). Наиболее обобщенное и в то же время достаточно компактное определение социального пространства принадлежит А. Лефевру: это «не единичные вещь или продукт из многих; оно включает в часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры себя вещи– продукты и отношения (относительного) порядка и/ или (относительного) беспорядка, которые возникают между ними при синхронном сосуществовании. Оно — результат последова- тельности или комплекса операций, но несводимо к простому объ- екту. В нем нет ничего от фикции, ирреальности или «идеальнос- ти», сравнимых с теми, что присущи знаку, репрезентации, идее или сновидению. Являясь результатом действий, совершенных в прошлом, оно само позволяет действиям происходить, побуждает или запрещает их… Социальное пространство включает в себя мно- гообразие знаний… [В нем] содержатся разнообразные природные и социальные объекты, сети и пути, которые облегчают движение материальных вещей и информации»1. Итак, социальное пространство — это не просто вместилище событий, но параметры, измерения, компоненты совместного су- ществования людей, которые формируются в их взаимодействиях и коммуникациях и в то же время детерминируют эти процессы. В качестве такового понятие дополняет представление о связях че- ловека с природным окружением, выделяя из него и одновременно включая в него человеческий жизненный мир. Социальное пространство как производная взаимодействий и коммуникаций людей. Как уже отмечалось, в рамках теоретической социологии социальное пространство рассматривается как произ- водная и как контекст интеракций, необходимых для адаптации людей в окружении. Процессы взаимодействий и коммуникаций дискретны, но отнюдь не всегда заканчиваются результатом, ради которого начинались. Многие из них, например, в области произ- водства, образования, законодательства, науки в соотнесении с временем человеческой жизни достаточно долгосрочны. Для того, чтобы продолжаться после перерыва, а не возобновляться каждый раз сначала, они должны быть конвенционально организованы и зафиксированы в таком статусе на уровнях стандартных действий и разделяемых символических репрезентаций. Устойчивые сово- купности паттернов совместной активности институционализиру- ются (в широком смысле слова), т. е. нормируются и структуриру- ются. Таким образом упорядочивается пространство совместной воспроизводящейся активности людей, направленной как на удов- летворение их индивидуальных запросов, так и на поддержание со- циальных целостностей разного масштаба. Согласно Э. Гидденсу, подобная «структурация» взаимодейс- твий и коммуникаций приводит к регионализации, разграничению и содержательной детализации социальной реальности, определя- ет дистанции между индивидами, группами, институциональны- ми образованиями, формы присутствия людей в социальном про- 1 Lefebre H. La production de l’espace. Paris: Anthropos. 1974. P. 83. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания странстве–времени. В то же время эти порождения совместной активности людей детерминируют ее дифференциальные интен- циональность, направленность, упорядоченность, критерии оцен- ки ее эффективности. Повседневные межличностные отношения регулируются, согласно А. Шютцу, привычками и нерефлексиру- емой интерсубъективностью; институционально предписанные функции выполняются согласно специально установленным нор- мам. На обоих уровнях паттерны интеракций и деятельности, а так- же способы их комбинирования осваиваются в процессах социа- лизации и используются в рутинных и проблемных социально зна- чимых ситуациях. Именно в таких формах совместной активности можно представить тезис Э. Гидденса о непрерывной «структура- ции» социальной реальности и преобразовании ее в соответствую- щее пространство. П. Бурдье подчеркивает, что хотя социальное пространство оп- ределяется как производная интеракций, эти понятия не следует отождествлять. Субъекты взаимодействий и коммуникаций, отме- чает он, «располагаются в социальном пространстве в соответствии, во-первых, с суммарным объемом принадлежащих им различных видов капитала [экономического, культурного, символического], а во- вторых, сообразно с их соотношением (структурой) во всем объеме, [характеризующем общество в целом]»1. Иными словами, структурные характеристики социального пространства не своди- мы к взаимодействиям, которые осуществляются в их рамках2. Разнокачественность социального пространства. Она зафик- сирована в приведенных ранее определениях этого понятия и мо- жет быть содержательно сведена к следующим основаниям разли- чения: – территориальное: разнородны географические условия рассе- ления людей и соответствующие способы социокультурной адап- тации (социальная география); различны типы поселений с харак- терными для них интенсивностью и объемом социальных связей; – «ментальное»: в социологии признается, что совместное сущес- твование людей можно рассматривать в двух основных модальнос- тях — рационализованной, или социетально-институциональной, и базирующейся на «естественных установках» (А. Шютц), или отно- сящейся к «миру повседневности»; – институциональное: социальные институты различны и несво- димы друг к другу в силу неодинаковости выполнения предписан- ных им функций, необходимых как для удовлетворения индивиду- альных запросов, так и для поддержания социальных целостностей. Это положение принимается как данное, начиная с теоретической 1 Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. Лекция. http:// www.politizdat.ru/article/22/ 2 Там же. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры концептуализации институтов, которой социология обязана рабо- там Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна; – стратификационное: социальные классы и составляющие их слои и группы, согласно всем социологическим теориям стратифи- кации, отличаются друг от друга по целому ряду признаков, таких как общественное положение, социально-институциональный ста- тус, место проживания, образ (уровень, качество, стиль) жизни; – «ресурсное»: в обществе неравномерны распределение «капи- талов» — экономического, социального, культурного, политичес- кого, или «символического» (П. Бурдье), — а также представлен- ность институциональных структур и форм стратификации. Дифференциальная упорядоченность социального пространс- тва. В рамках социологии принято выделять три основных формы дифференциальной упорядоченности социального пространства. Во-первых, в контексте институционального макросоциологичес- кого направления основное внимание уделяется изучению соци- альной структуры, которая понимается здесь как система иерар- хических и горизонтальных связей между социетальными инс- титутами. В этом контексте, который теоретически определяется структурным функционализмом, предметную область составляют организационные формы, в которых зафиксированы определен- ные совокупности нормативно установленных функций, направ- ленных на сохранение общества как целого. Такого рода образова- ния считаются наиболее устойчивыми компонентами социального пространства, и нередко именно они имеются в виду, когда говорят об «обществе в целом». Они устанавливают пределы для возмож- ных вариаций, в которых проявляются формы и содержания ин- теракций его членов. Во-вторых, в рамках теории социальной стратификации соци- альные группы, составляющие общество, рассматриваются с точ- ки зрения специфичных для них статусов, престижа, форм образа жизни. Такие показатели позволяют объединить множество объ- единений людей, которые кажутся разнообразными, в более круп- ные однородные единицы, такие как слои и классы. Принято разме- щать их на шкале «высшие–средние–низшие» и по соотношению количества людей, принадлежащих к каждой из ее позиций, судить о форме стратификационного пространства в обществе. Это ука- зывает на социально зафиксированную и санкционированную не- равномерность распределения прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, ценностей, ресурсов среди его членов. С точки зрения дифференциальной упорядоченности со- циального пространства важно подчеркнуть, что «любая организо- ванная социальная группа всегда стратифицирована»1. 1 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат. 1992. С. 304. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Стратификационная дифференциация считается подвижнее институциональной благодаря возможности социальной мобиль- ности. Ее восходящее направление увеличивает пространство бо- лее высоких социальных слоев; нисходящее — более низких. В-третьих, переход к микросоциологическому анализу обус- ловил концептуализацию социального пространства в терминах поля и сети. В этом случае социальная реальность представлена ее межличностной модальностью, а предметным полем изучения ста- новятся «жизненный мир» и «повседневность». Соответственно основное внимание уделяется непосредственным связям, привя- занностям, зависимостям, обменам между людьми как консти- туирующим специфичную объединяющую их текстуру, среду. Для такого поля, согласно Э. Гидденсу, характерна непрерывная изменчивость: оно может расширяться и сжиматься, усиливать- ся и ослабляться, сгущаться и разреживаться, приобретать собс- твенную форму или растворяться в окружении. Для того чтобы представить своего рода внутреннюю форму такого рода полей, используется понятие сети. Э. Гидденс характеризует ее как объ- единяющую четыре уровня детерминант, организующих челове- ческую активность: идеальный, нормативный, интеракционный, ресурсный. Каждый из них характеризуется непрекращающейся изменчивостью. Однако происходящие здесь процессы не неза- висимы, но находятся в многомерных и многочисленных взаимо- связях. Более того, такого рода сети характерны для любого уров- ня социальной организации — межличностного, межгруппового, межинституционального. Единицей анализа при такой концепту- ализации микропорядков социального пространства становится широко используемое И. Гоффманом понятие «ситуация», означа- ющее переходящие во времени и пространстве встречи и сопри- сутствия людей. Сравнивая модель поля с общепринятой системной, Гидденс подчеркивает преимущества первой, которая позволяет изучать изменчивость и процессы, характерные для социальной реаль- ности, как протяженности, а не с точки зрения их результатов. «Системная модель оказалась весьма влиятельной — она лежит в основе большинства теорий социального изменения… Модель поля возникла из стремления понять и выразить динамическую природу общества более адекватно, но она еще требует значительной кон- цептуальной разработки и эмпирического подтверждения»1. Познавательные ограничения социологической концепции со- циального пространства. Среди современных социологов, обра- щающихся к понятию социального пространства, существует со- гласие относительно его познавательных ограничений. 1 Гидденс Э. Девять тезисов… С. 29. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Социальное пространство не является самодовлеющей темой в социологии. Если обратиться к работам социологов, активно ис- пользующих это понятие, то можно заметить, что для П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Штомпки и др. его теоретическое осмысление от- нюдь не является самоцелью. Каждый подчеркивает, что это не- обходимо для изучения социокультурной микродинамики, рас- пределения обусловливающих ее социальных сил, локализации общественно значимых событий. Иными словами, речь идет о пос- троении своего рода системы координат, в измерениях которой со- циальные изменения не просто описываются, но и локализуются (где они происходят). Причем, это «где» определяется через их ин- ституциональную, социально-групповую и территориальную кон- кретизацию. Социальное пространство — это категория, а не реальность. Из всего с казанного выше с очевидностью следует, что понятие трак- туется с конструктивистских, а не с субстанциалистских позиций. Его теоретические измерения строятся таким образом, чтобы ана- литические единицы могли быть доведены до уровня эмпирически наблюдаемых признаков и показателей. Даже если речь идет о со- циально- пространственных категориях, используемых в обыден- ной жизни, подчеркивается, что они выделяются для упорядочения и стереотипизации воспроизводящихся интеракционных ситуа- ций, значимых с точки зрения удовлетворения индивидуальных запросов и поддержания социальных целостностей. Социальное пространство следует концептуализировать в тер- минах социальных связей и интеракций. Подчеркивается, что при концептуализации понятия необходимо отказаться от субстанци- ональной позиции во имя реляционной, т. е. трактовать его не с точки зрения свойств и побуждений действующих индивидов, но в терминах связей и отношений между ними. «Существуют специ- фичные, принципиально важные для жизни комплексы, сплетения социальных отношений, которые мы научились выделять и склон- ны материализовать: мы называем их группами, сообществами, организациями, национальными государствами. Считать их реаль- но существующими объектами — иллюзия. Реальны постоянные процессы группировки и перегруппировки, а не стабильные протя- женности, именуемые группами; процессы организации и реорга- низации, а не стабильные организации; процессы, а не структуры; формирование, а не формы; изменчивость, а не жесткие модели»1. С этой точки зрения социальное пространство — это реляционный, интеракционный, сконструированный исследователем контекст, в котором люди реализуют свои взаимодействия и коммуникации, значимые для себя события. 1 Giddens А. The Nation– State and Violence. Cambridge: Polity Press. 1985. P. 150. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Социальное пространство интерсубъективно. Современные социологи уходят от традиционных для этой науки споров о приро- де социального, в том числе пространства, — субъективна она или объективна. Реляционная и интеракционная трактовка этого поня- тия определяет его как концептуальную область, выстраиваемую между людьми, сосуществующими в воспроизводящихся взаимодейстьвиях и коммуникациях. То пространство, которое люди «населяют» и познают, явля- ется совместно сконструированным и конвенционально обозна- ченным ими. Согласно П. Бурдье, место каждого агента может быть охарактеризовано через сопоставление с другими и определение дистанции между ними. Это ведет, по Гидденсу, к актуализации двух свойств людей, связанных с совместным упорядочением их связей с окружением. Во-первых, речь идет о формировании пат- тернов взаимодействий и коммуникаций. Во-вторых, отмечается установление временной протяженности интеракций. Вместе это приводит к порождению более или менее одинаковых социальных практик, приобретающих конвенциональную, разделяемую, т. е. интерсубъективную форму. Следует подчеркнуть, что пока все теоретические рассужде- ния о социальном пространстве можно представить в виде двух отчетливых ориентаций. С одной стороны, это экспликация допу- щений и гипотез о возможности его конструирования в качестве системы соотнесения при изучении социальной изменчивости, причем, на микросоциологическом уровне. С другой — попытки представить в систематическом виде его отдельные аспекты (си- ловой — у П. Бурдье, конфигурационный — у А. Лефевра, струк- турный — у Э. Гидденса, коммуникационный — у Н. Лумана и др.). В то же время пока так и не построена та «система координат», в пределах которой можно было бы локализовать социальные отно- шения, события и процессы.
Многомерность и неоднородность социокультурной реальнос-
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |