КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль- турной среде, формировать свой образ жизни. Соответственно между двумя доменами накопления культурного потенциала — культурные формы социальной организации и социально значимое знание, — с одной стороны, и его актуализацией в профессиональной деятельности и обыденной жизни – с другой, располагаются институциональные каналы его трансляции. Их функции состоят в том, чтобы обеспечить на уровне общества условия для массовой социализации его членов. В настоящее время можно выделить три типа таких каналов. Во- первых, начальные и считающиеся в обществе необходимыми зна- ния о человеке, обществе, природе траслируются с помощью сис- темы общего образования. Во-вторых, представление о динамике социокультурных событий, вызывающих общественный интерес, распространяются с помощью средств массовой информации и специальных учреждений культуры, таких как театры, музеи, биб- лиотеки, концертные и выставочные залы и т. п. Общее образование — это процесс приобщения каждого но- вого поколения к культуре. Оно способствует сохранению исто- рико-культурной преемственности, распространению в массовом масштабе социально значимых, традиционно установившихся форм знаний и опыта, которые считаются в обществе необходимы- ми для новых поколений в качестве исходных в их последующей социокультурной жизни. Институционализированные в учебных заведениях способы обучения и суммы знаний меняются на протя- жении истории в зависимости от динамики общества и культуры. Более устойчивые их состояния предполагали заучивание готовых формул, приобщение к бесспорным ценнос- тям, овладение стереотипными образцами решения социально зна- чимых типичных задач. Ускорение социокультурных процессов побуждало к обучению принципам построения связей индивидов и групп с их природным, социальным, культурным окружением, к комбинато- рике, к проблемной ориентации в приобретении знаний. Однако в любом случае система общего образования отличается опреде- ленным консерватизмом. И это естественно, поскольку основная ее функция состоит в обучении новых поколений базовым для культуры знаниям и навыкам; владению родным языком; умению распознавать специализированные языки культуры и хотя бы пер- воначальному уровню оперирования ими и т. п. Все это становится основой для дальнейшего познания и освоения социокультурного раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики пространства, для профессиональной специализации, для последу- ющей социализации. Участие в современных процессах взаимо- действия и коммуникации предполагает навыки адекватного использования социально значимой информации. В настоящее время она ши- роко доступна через печатную продукцию, радио, телевидение, Интернет. В условиях растущих динамизма и неопределенности социокультурной жизни они действуют как механизм, фиксирующий значи- мость происходящих событий. Сообщения о них, хотя и предназначены для массовой аудитории, но различаются по типам содержащейся в них информации: - идеологическая и правовая, обеспечивающая нормативные ориентиры для социальных взаимодействий; — просветительская и образовательная, содержащая элементы социально значимого знания; - новостная, представляющая аудитории каждод- невные события, объявления, рекламу; - рекреа- ционная, т.е. теле — и ра- диопередачи, печатная продукция, фильмы, выполняющие развлекательную функцию. Все это передается в виде культурных текстов, предназначенных для всеобщего восприятия и понимания. Представление широкой общественности культурных ценнос- Тей, уже признанных и новых, составляет функцию специальных институционных организаций, называемых учреждениями культу- ры. Музеи, театры, концертные и выставочные залы традиционно обеспечивают возможности для аудитории знакомиться с произве- дениями искусства, с эталонными образцами ремесла и мастерс- тва. Библиотеки являются хранилищами и каналами распростра- нения информации, запечатленной в письменных текстах. Однако, роль учреждений культуры в современных условиях претерпевает существенные изменения. При наличии радио, телевидения, при распространении компьютерной техники, выполняющих инфор- мационные и рекреационные функции эффективнее хотя бы по причине широты охвата аудитории, они теряют свою былую зна- чимость. Об этом свидетельствуют сокращение государственных дотаций на их поддержание, уменьшение численности аудито- рии, поиски новых организационных структур и источников фи- нансирования. В стране идет активное обсуждение современного состояния учреждений культуры. Заметна тревога как специалис- тов, так и общественности по поводу снижения эффективности их функционирования и сворачивания их культурной активности. Единодушно мнение о том, что необходим поиск новых форм их работы, отвечающих как запросам аудитории, так и современной социокультурной необходимости обеспечить ее ориентацию в цен- ностном поле. Пока нет общего согласия относительно направле- ний и форм такого поиска. Однако очевидно одно: специфика их часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия кода позволяет им сохранить жизнеспособность в условиях конку- ренции со средствами массовой коммуникации. Как следует из сказанного, роль институциональных форм трансляции социально значимой культурной информации в об- щественной жизни существенна. Они обеспечивают условия для непрерывной социализации членов общества. Соответственно от адекватности их функционирования зависит уровень общекультурной компетентности людей. Связанные с ней проблемы обусловлены разрывом между рассредоточенным в специализированных социокультурных областях куль- турным потенциалом, с одной стороны, и недостаточной степенью его освоенности или хотя бы представленности на уровне общественности – с другой. Культурный потенциал в обще- стве может быть значительным. Могут существовать в достаточном ко- личестве каналы его распространения — учреждения общего об- разования, культуры, средства массовой информации. Однако это не означает высокого культурного уровня членов общества. Речь сейчас не идет о мотивированности к освоению знаний и навыков, соответствующих адаптированности в сложных и динамичных со- циокультурных условиях. Сегодня она во многом обусловлена эф- фективностью функционирования массовых каналов трансляции социально значимой информации. От того, отвечают ли школьные программы требованиям адаптации младших поколений к сегодняшней профес- сиональной деятельности и обыденной жизни; помогают ли средства массовой информации членам общества упорядочивать изменчивое окруже- ние; обеспечивают ли им учреждения культуры условия для досту- па к ценностям «высокой» культуры и их понимания, зависит качество культурной информации, распространяемой в массовом масштабе, а, следовательно, уровень культурной компетентности в обществе.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |