КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространства обыденного уровня
Часть П. Социокультурное пространство обыденой жизни Глава 1. Механизмы формирования социокультурного Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма- тика У. Джеймса, в лингвистических трактатах Л. Витгенштейна, в социологии М. Вебера, в идеях интеракционизма Дж. Г. Мида. Специальным объектом анализа повседневная реальность стала в работах социологов феноменологической ориентации, которые положили начало ее научному изучению (А. Шутц, Г. Гарфинкель, Э. Тириакьян и др.). В отечественной науке в 1960-е гг. к проблемам обыденной культуры (в основном на историческом материале) обращались М.М. Бахтин, Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман и др. На этом уровне выделяются про- цессы преемственности поколений, устойчивые тенденции и структуры отношений, действий, оценок, словом, все то, что обозначается термином «традиция». Воплощающими ее культурными объектами, принято считать нравы, обычаи, ритуалы, обряды, привычки. Обычно в теориях и истории общества и культуры действие традиционных образо- ваний рассматривается на временном и на социальном макроу- ровне — историко-культурные регионы, общества, субкультуры. Соответственно оказывается возможной лишь констатация их наличия и функционального назначения как поддерживающих социальные связи и отношения, препятствующих распаду куль- турно установленных форм социальности (взаимопомощь, взаи- мопонимание, упорядоченность межличностных отношений, ро- лей, идентичностей и т. п.). Однако нераскрытым остается вопрос, каковы социальные и культурные механизмы действия традиции, поскольку они принципиально ненаблюдаемы в этом масштабе. Их действие можно понять, только если обратиться к рассмотре- нию непосредственных межличностных связей и отношений, к изучению так называемых первичных групп и социальных сетей: семья, ее ближайшее окружение в формах соседских, дружеских, часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни неформальных профессиональных отношений, связей ее членов с другими на основе общих интересов — профессиональных, люби- тельских, рекреационных и т. п. Соответственно особую важность в этом случае приобретают ответы на вопросы, каким образом на этом уровне происходит ку- муляция, освоение и актуализация социокультурного опыта; какие его элементы удерживаются, а какие меняются; какие функции выполняют первичные группы в воспроизведении социокультур- ного пространства.
Социокультурные характеристики первичных групп: структура,содержание связей Структура первичных групп определяется рядом признаков: – люди здесь связаны непосредственными межличностными от- ношениями, а не специализированными нормативами, свойствен- ными системе общественного разделения труда: – люди на этом уровне воспринимают друг друга прежде всего как личностей, а не как носителей определенных социальных позиций и статусов (положения в обществе, должности, профессиональной роли). Соответственно в первичной группе культурная определенность (личностная идентичность) имеет для индивида более важное значение, чем функции, выполняемые в систе- ме общественного разделения труда (социальные роли); – отношения между членами первичной группы характеризу- ются интенсивной эмоциональной окрашенностью, высокой сте- пенью доверительности, стремлением к взаимопониманию (в том числе через взаимное вчувствование, эмпатию), к прямому, непос- редственному обмену культурным опытом. Этим они отличаются от функционально-ролевых групп, где доминируют эмоциональная нейтральность, регулируемость стандартными предписаниями, правилами интеракции, где взаимопонимание и доверительность строго ограничены пределами выполняемых функций; – критерии оценки людьми друг друга в этом случае носят обоб- щающий интегративный характер: оценивается личность, ее чело- веческие свойства и качества, а не эффективность ее социально– профессионального функционирования, отношения оцениваются по степени их глубинности, эмоционального удовлетворения, кото- рое они приносят членам группы, а не в зависимости от их социаль- ной результативности; группа в целом оценивается с точки зрения обеспечения социальной безопасности, определенного культурно- го уровня, психологического комфорта, а не с точки зрения соци- ального статуса; – сети первичных связей — это существенные области обыденно- го уровня социокультурного пространства в отличие от социеталь- но-институциональных. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Таким образом, первичные группы и социальные сети, харак- теризующиеся всеми перечисленными признаками выполняют в обществе и культуре весьма важные функции, связанные с подде- ржанием личностного и группового жизненного мира. Во-первых, разделяемые ценности, образцы поведения, взаимодействий, отно- шений составляют основу идентификации людей с определенной личностно-культурной категорией, с определенным сообществом. Таким образом они формируют свое социокультурное пространс- тво, внутренние параметры которого задаются спецификой об- щих черт структуры и содержания их образа жизни. Во-вторых, представление о включенности в такое пространство позволяет людям на базе сво- ей культурной идентичности проводить социально значимые раз- личия между собой и представителями других групп. Эти различия закрепляются во внешне проявляемых призна- ках: манера одеваться, говорить, особенности поведения, времяп- репровождения, использование определенных вещей как симво- лов групповой принадлежности — словом, все, что можно обозна- чить понятием «стиль жизни». Стиль жизни как явление культуры, как обобщенный показатель групповой принадлежности позволяет людям различать друг друга не просто как индивидов, но и как представителей определенных социокультурных слоев и сообществ. Таким образом, речь идет о базовом социальном уровне, на котором зарождаются, формируются, поддерживаются и изменя- ются такие культурно-распознавательные признаки. Структуры первичных групп различаются по степени упо- рядоченности. Наиболее четко организованной является семья. Семейные роли во многом определяются демографическими раз- личиями, закрепленными в культурных формах. В идеально-типич- ном случае классической западной семьи они таковы. Роль муж- чины как главы семьи, носителя тех нормативных начал, которые связывают ее с более широким социокультурным контекстом, обеспечивает постоянное соотнесение процессов, происходящих в семье, с критериями социального статуса, престижа, существу- ющими в обществе. Роль женщины как хозяйки дома, организую- щей здесь межличностные отношения, обеспечивает внутреннюю стабильность структуры семьи, связи внутри нее и между нею и ро- дителями и родственниками своими и мужа. Роль ребенка опреде- ляется тем, что, с одной стороны, родители несут ответственность за его подготовку к нормальной социокультурной жизни взрослого человека и потому по мере возможностей помогают ему в освое- нии культуры через механизмы, свойственные первичной группе. С другой стороны, осваивая элементы культуры, ребенок как че- ловек с иными, чем у родителей, стартовыми условиями, вносит в них свои индивидуальные или характерные для поколения вариа- ции. Тем самым он подвергает «испытанию на прочность» тради- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ционные семейные стереотипы и ценности, а также открывает ро- дителям особенности мироощущений, представлений, намерений, свойственных представителям его поколения. Разумеется, объем функций семейных ролей варьируется в зависимости от социаль- ного положения семьи: он возрастает с движением вверх по статус- ной шкале. Отношения между ее членами тем сложнее по содержа- нию, чем выше их культурный уровень. Тем не менее базовые фун- кции этих ролей в качестве идеальных типов можно рассматривать так, как они представлены выше. Идеально-типические структурные характеристики других первичных групп обычно выражены не столь четко, как в семье. Так, в сети дружеских отношений, объединениях по интересам может отсутствовать иерархия в отношениях между ее членами. Здесь лидерство может либо отсутствовать, либо ситуативно пе- реходить от одного участника к другому. Если речь идет о нефор- мальных отношениях в формальной группе, то здесь нередко на- блюдаются расхождения между позициями человека в каждой из областей. Так, при высоком социальном статусе индивид может в неформальных отношениях проявлять полную конформность к нормам и ценностям первичной группы и не стремиться нести от- ветственность за преодоление возникающих здесь затруднений. С другой стороны, тот, кого называют «душой общества», может быть полностью непригодным к самостоятельному решению про- блем, соответствующих его формальным социальным обязаннос- тям. В то же время бывают случаи, когда человек занимает высокое положение одновременно в обеих сферах социальных отношений. Какие формы принимает структура первичных групп, зави- сит скорее от предпочтений людей, нежели от совокупности груп- повых функций. Дружеские отношения могут держаться как на авторитарных началах, так и на базе полного равноправия. В лю- бительских объединениях может доминировать нормативная сис- тема, близкая к профессиональной сфере, а может существовать атмосфера игры. В неформальных контактах между членами фор- мальных групп могут сохраняться стереотипы официального пове- дения, а может преобладать личностная раскованность. Таким образом первичные группы это социокультурные сре- ды, в которых происходит накопление и использование культурно- го опыта: формирование личности, ее социокультурной идентич- ности, устойчивых межличностных отношений, знаков и символов групповой принадлежности, выделенности группы из более обще- го социокультурного пространства. Все это происходит в непос- редственных взаимодействиях, актах поведения, обменах культур- ной информацией и эмоциями, на глазах друг у друга, при макси- мальном внимании к деталям. Каждый элемент активности или ее результатов проходит через селективные механизмы соотнесения раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики с разделяемыми нормативами, с ценностями полезности для подде- ржания отношений, для личностного удобства, удовлетворения лю- бопытства, эстетических запросов, устойчивости или изменений и т. п. Складываясь в определенные конфигурации, соответству- ющие типичным для сообщества ситуациям, они объединяются в специфичные для него социокультурные образцы действий, пове- дения, взаимодействий, особенности стиля жизни. Таким образом формируется и поддерживается его микрокультура. Названные характеристики не привносятся сюда специаль- но, не налагаются извне в обязательном порядке. Но они и не составляют принципов, на которых она строится изначально. Социокультурные образцы как бы выращиваются самими членами группы по мере ее становления от стадии первичных побуждений людей к стадии устойчивой структуры межличностных отношений и связей. Участники отбирают и фиксируют как ценности те эле- менты культуры, которые сохраняют целостность сообщества, но в то же время не мешают личностной самореализации. Отбор про- исходит как на рациональном, так и на неосознаваемом уровнях. В первом случае определенные микрокультурные факты являются предметами обсуждения и вербальных оценок. Во втором — пози- тивное или негативное отношение к ним формируется на уровне поведения и выражается в жестах, мимике, интонациях и т. п. Трансляция и освоение элементов культуры, в том числе спе- цифичных для первичной группы, осуществляется в ее рамках за счет действия определенных механизмов, включающихся для этих целей на уровне непосредственных межличностных контактов.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |