Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема иерархической структуры бытия в философии




Понятие и проблема бытия в филдософии.Классические и некалассические онтологии.

Слово бытие-от глагола быть использ-ся для того,чтобы обозначить то,что «есть»,существует объективно.

Бытие-всё,что существуетреальность есть как таковая.

 

Эпистимологический статус:существует ли она объективно в смысле независимости её от существования воспринимающего и познающего её суъекта,или же она целиком обусловлена реальностью субъективной?

Онтология представляет собой раздел метафизики,нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового.

*проблема бытия как субстанции

*проблема структурной организации бытия

*проблемы движения и диалектики бытия

*прблема свободы

*проблема пространства и времени.

Классическое понимание бытия охарактеризовано как понимание бытия в качестве некоторой объективной реальности,то есть существующей независимо от познающего субъекта и доступной для его познания в том виде,каком существует в себе самой.

Неклассические онтологии –субъект и объект принципиально невозможно разделить в процессе познания и рассматривать изолированно друг от друга.

 

Эта идея является результатом осмысления:все вещи,относящиеся к материальному миру обладают состАвным характером,обладают принципиальной инаковостью устройства,т.е. состоят из чего-то,что отличается от самой вещи.

Проблемы выявляется тогда,когда отмечается второй момент:битие состоит не просто из отдельных вещей,но является иерархически устроенным,то есть наряду с вещами можно выделить некоторые уровни бытия,поскольку все вещи можно разделить на несколько больших групп,отличающихся друг от друга.

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Он провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым

Другие философы древности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита - концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ «реки, в которую нельзя войти дважды», поскольку в каждый момент она все новая.

Взгляды третьих основываются на том, что бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.

Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и «поднявшись, заглядывала в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее».

Важнейшей частью философской системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, подобия и т. д.

Следующий шаг делает Аристотель. Он выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).

25.Онтология:проблема бытия единичных вещей.

Онтология – философское учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании).

Две проблемы онтологии: Проблема бытия и проблема соотношения бытия и сознания.

Природа и явления природы объективно существуют и не зависят от сознания. – Понимание бытия как бытия вещей (Платон). Такое бытие зависит от сознания. Бытие вещи: Бытие вещи под которым понимается сущность вещи – идея (у Платона), архе, четыре первопричины (у Аристотеля). Мышление создает предметы, вторую природу. Пример камня – дорога, дом, статуя и т.п. Идея в философии Платона: пребывает в каждой вещи, не материальна, неуничтожима. Если сущность дана в мышлении, то откуда она выводится? Можно ответить так: из опыта. Но опыт показывает, что это не всегда так. Тогда появилось предположение о сверхсущем. Сверхсущее – это, что выше бытия, что не зависит от бытия, и что порождает бытие.
26.Философский анализ категории материи.

материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи.

Формами существования материи являются пространство и время, которые представляют нерасторжимое единство и рассматриваются как пространственно-временной континуум.

Современному представлению об этих понятиях предшествовала длительная дискуссия, представленная различными философскими школами. В основном это обсуждение шло по нескольким направлениям:
1. Относятся ли понятия пространства и времени к объективным характеристикам материального мира или же представляют познавательное свойство нашего сознания?
2. Каким образом относятся пространство и время к субстанции?
3. В чем состоят основные свойства пространства и времени?

Современные воззрения на проблему сводятся к следующему:
1. Пространство и время не существуют независимо от материальной формы бытия.
2. Пространственно-временные свойства зависят от характера движения и взаимодействия материальных систем, что подтверждает их статус основных форм существования материи, содержанием которых выступает движущаяся материя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.