Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современности и их философский анализ




Кант считает свободу принадлежностью мира вещей в себе.Вопрос о соотношении свободы и необходимости присутствует в случае онтологизации свободы.Само понятие свободы в известной степени может ввести нас в заблуждение,поскольку нам может показаться,что на то и свобода,чтобы не подчиняться никакой необходимости.Но это не так.Человек свободен захотеть что-либо и даже попытаться это сделать,но свобода не может проявляться вне мира вещей,т.к. она связана с выбором.Есть философы,которые считаютчто свобода онтологична,и наоборот.Этот вопрос принципиален для решения проблемы бытия,Бога и места человека в мироздании.

Если свобода является просто осознанной необходимостью,то это означает,что никакой свободы не существует.Понятие свободы подразумевает необходимость существования некоторой онтологической свободы,т.е. чего-то самостоятельного.

Так же статус личности тесно связан а в философии с понятием свободы.Человек так устроен,что его поведение связано с выбором.

Есть философы,которые считаютчто свобода онтологична,и наоборот.Этот вопрос принципиален для решения проблемы бытия,Бога и места человека в мироздании.

Кант считает свободу принадлежностью мира вещей в себе.

Так же статус личности тесно связан а в философии с понятием свободы.Человек так устроен,что его поведение связано с выбором.Понятие свободы подразумевает необходимость существования некоторой онтологической свободы,т.е. чего-то самостоятельного.

Идея ценности человека связана с тем,что он является неповторимой личностью и образом Божиим в своей природе.

В Др.Греции и вообще в античной философии про права и личность человека мало что говорилось,и тоько в средневековой философии впервые оформляется идея человека как уникального единства души и тела, с одной стороны,и как образа Божия с другой.Здесь личность человека обозначается как сама природа человека.

Вопрос о соотношении понятий личность и человек.Не каждый человек может быть назван личностью,(например слабоумные)

Личность-общественно развитый индивид и субъект сознательной деятельности.

Личностью не рождаются,а становятся.

Проблема личности в философии.

Если мы принимаеи эволюционизм,то по сути,отказываем духовной сфере.Не все согласятся,т.к. разумность и духовность вполне может я вляться первичной в отношении материального мира и автономной.

Соотношение индивидуального и социального в человеке.(вне общества человек не может стать человеком)

Соотношение биологического и духовного(отчет себе о том,что делает человеком)

Эта противоречивость человеческой природы раскрывается в двух основных аспектах.

Проблема двойственности и противоречивости человеческой природы.

Уникальность челов-го существа состоит в том,что он представляет единство двух природ-биологической и духовной.

Говоря о соотношении этих двух природ,обращаем внимание на тот факт,что эти две стороны существуют не только в состоянии гармонии,сколько в глубоком противоречии,которое становится истинным измерением и характеристикой человеческой природы.

В концепции ноосферы Вернадского:мы видим потребительскую ненасытность человека,за счёт эгоизма-это означает,что разрыв природного и духовного в человека гораздо глубже,чем кажется.

Пример про ребёнка и аборт-убйство.

37.Философский анализ проблемы свободы:онтологический и антропологический.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы:

© между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка);

© экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана;

© между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:

© предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов;

© преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;

© обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

© преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу:

© прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

© своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:

© все проблемы могут стать глобальными;

© число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение).[2]

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный.

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем.[3]

Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.

Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд. очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: "Природа — не храм, а мастерская и человек в ней — работник". (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе — взять у нее как можно больше — не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис.

Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство.

Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, — отмечает К. Лоренц, — спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки.

Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей.

Чрезвычайно опасным для современного общества, по К Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же.культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала

И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия

Факт того, что философия призвана сыграть решающую роль в определении путей решения глобальных проблем признан всем международным научным сообществом.

Известный американский политолог З. Бжезинский, рассуждая о современных глобальных противоречиях мира путях их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера — это "социальный цемент", существенный компонент общественной жизни, ибо общество, если оно ни во что не верит, это общество распада. почему наличие общих (значимых) чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать решение стоящих перед людьми проблем общественного развития.

С точки зрения З. Бжезинского, таким объединяющим духовным началом — верой современного человека должен стать рациональный гуманизм. Рациональный гуманизм -это интернационализм, неприемлемость любых форм тоталитаризма, иммунитет ко всякого рода утопиям, особенно к тем, где речь идет о немедленном решении социальных вопросов, опора на научные подходы. Рациональный гуманизм — это такая форма мировоззрения, которая решение всех вопросов соотносит с интересами каждого человека в улучшении жизни и соблюдении его прав.[6]

Так, О. Орука отмечает, что философия может внести огромный вклад в прогресс человечества, обратившись к решению практических проблем обеспечения благополучного будущего человечества, выполняя тем самым свою мораль­ную функци.

Философия тесно связано с футурологией и глобалистикой, в которой она выполняет определенные функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.