Положительные стороны
| Отрицательные стороны
|
1. Централизованная система управления хозяйствами, в том числе и безопасностью движения, которая позволяет решать многие вопросы оперативно и эффективно (часть системы разомкнута - планирование и организация работ, часть замкнута через обратные связи, обеспечивая функции управления: негативная информация -анализ - меры).
Особая роль в управлении безопасностью движения принадлежит ревизорскому аппарату, не задействованному в технологическом процессе на железнодорожном транспорте.
| 1. Недостаточно эффективный контроль
1.Недостаточно эффективный контр 1. Недостаточно эффективный контроль и учет качества труда в низовом производственном звене, отсюда эти задачи в значительной мере распределяются на вышестоящих руководителей, для которых установлены нормативы личного участия в мероприятиях по обеспечению безопасности движения. Эти нормативы на практике выполняются неполностью и зачастую формально.
|
2. Ревизорский контроль охватывает все сферы производственной и управленческой деятельности, в том числе персонал. Помимо этого ревизорский аппарат осуществляет управляющие воздействия, а также контроль их исполнения. Такая система сложилась за многие десятилетия и в целом себя оправдала.
| 2. Многоуровневая структура проверок состояния безопасности движения требует большого объема документации и отчетности, а также отвлечения производственного персонала и руководителей для подготовки и представления отчетного материала и показа производственных объектов.
|
3. Уровень безопасности движения по абсолютным показателям за период с 1992 по 1997 года существенно вырос, а 1997 год стал самым безаварийным годом за всю историю России.
| 3. По относительным показателям (к единице работы) улучшение уровня безопасности движения незначительно, что свидетельствует о том, что главным фактором уменьшения абсолютных показателей является снижение объема перевозок. Много нарушений обнаруживается в ходе ревизий на местах. Кроме того, происходят повторы крушений по сходным причинам.
|
5. Начавшийся процесс внедрения новых информационных технологий на базе компьютерной техники может существенно повысить качество и оперативность контроля, сделать его более дешевым.
| 5. Формирование баз данных не должно быть самоцелью. Пока нет соответствующих методик и программ анализа данных и выдачи рекомендаций для принятия упреждающих мер.
|
6. Переход от оценки уровня безопасности движения на оценку состояния безопасности движения позволит упорядочить систему контроля безопасности движения, сделать его более адресным и своевременным, упростить и удешевить ревизии.
| 6. Безопасность движения количественно оценивается только по фактам нарушений безопасности движения, то есть дается оценка уровня безопасности. Нет методики количественной оценки состояния безопасности движения (по показателям технических средств и человеческого фактора) и прогноза потенциальной опасности или риска.
|
7. Выпущен ряд важнейших нормативных документов, регламентирующих работу ревизорского аппарата:
· «Положение о ревизорском аппарате».
· Приказ N1Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте».
· «Инструктивные указания по организации личного труда ревизоров по безопасности движения».
| 7.Отсутствует методика ревизорской работы, как единого управляющего цикла, включающего контроль, анализ, принятие решения и проверка исполнения. В существующих документах недостаточно подробно расписаны технология проверок и механизм использования получаемых данных, практически не задействованы количественные показатели оценки состояния безопасности движения.
|