Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 1 страница




Особый статус языка художественной литературы. Формы и жанры художественного текста. Автор, индивидуальные стили. Смерть автора

 

Одно из отличий языка худ. Литры от функциональных стилей заключается в отсутствии стандартизированности. Автор обладает большей свободой в выборе языковых средств. Поиск новых слов, сочетаний и звуковых обороов – несомненная задача автора. Это не означет, что художественное слово никак не ограничено. Главная сила, организующая творческий импульс писателя – форма художественного произведения.

Все лит. Произведения пишутся прозой или стихами, которые отличается друг от друга рядом особенностей.

Хотя, это вовсе не значит, что стихотворения, например, должны быть рифмованными.

Только активное отношение писателя к языку, языковое творчество способно привести писателя к желаемому результату.

Сотворение языка в момент творчества было бы невозможно, если бы язык сам не предоставлял «технические» приемы – средства художественной выразительности (метонимия, гибербола и т.д.) Но при этом, писатель критически относится к своему языку. Настоящему писателю свойственна языковая рефлексия, обдумывание, оценка своего языка, поиск недостатков, требующих устранения. Эти стремления приводят к тому, что авторы, зачастую, правят свои тексты.

Очень полезным источником опредеения индивидуального стиля, присущего тому или иному автору, является пародия. Написание пародийного текста связано, в первую очередь, с поиском и имитированием особенностей стиля того писателя\поэта, которого пародируешь.

 

 

Данное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений различных нефилологических специальностей и включает материал для практических занятий по курсу «Русский язык и культура речи».

Современные изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Учебное пособие способствует формированию и совершенствованию одной из ключевых компетенций – коммуникативной компетенции, под которой подразумевается:

  • умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • умение представлять свою группу, вуз, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
  • владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступление с устным сообщением, умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо),
  • знание основ языковых и лингвистических знаний;
  • владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

       
 
 
 
 

 
Хорошую речь приятно и слушать. Хорошую речь хорошо и слушать. Честное слово и буйну голову смиряет. Честь пива дороже. Честь пива лучше. Что кого веселит, тот про то и говорит. Что написано пером, не вырубить топором. Что написано пером, не вырубишь топором. Чужих слов не перебивай.   Язык до добра не доведёт. Язык до Киева доведёт. Язык кормит, и поит, и спину порет. Язык мал, великим человеком ворочает. Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. Язык наперёд ума рыщет. Язык хлебом кормит и дело портит. Язык царствами ворочает.


 
 
Слово не удар, а хуже удара. Слово сказал, так на нём хоть терем клади. Слушай больше, а говори меньше. Сперва подумай, потом говори. Сходись – бранись, расходись – мирись.   У злой Натальи все люди канальи. У кого что болит, тот про то и говорит. У него на всякий спрос ответ есть. У него слово слову костыль подаёт. У него суконный язык. У него язык, что бритва. У него язык, что помело. Умей вовремя сказать, умей и смолчать. Умные речи приятно и слушать. Учтивое слово и буйну голову смиряет.   Хорошо и там и тут, где по имени зовут.
1. ЯЗЫК И РЕЧЬ …Человек чрез слово всемогущ; Язык всем знаниям и всей природе ключ; Во слове всех существ содержится картина, Сообществ слово всех и действиев пружина. Г.Р. Державин Задание 1.1 Определите, о каких функциях языка говорит Эзоп, герой драмы бразильского театрального критика, драматурга и писателя Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград». Что может быть лучше языка? Язык объединяет нас. Без языка мы не могли бы ничего выразить. Язык является ключом науки, орудием правды и разума. Язык помогает созидать города. С помощью языка мы выражаем нашу любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим: «Мать!», «Любимая!» и «Бог!». Это языком мы говорим: «Да!». Язык приказывает войскам добиться победы. От оды поэта до учения философа – вся Греция от края до края создана языком греков, прекрасным и ясным… Языком, который будет звучать в веках! Вот почему язык – это наилучшее из всего, что есть на свете.


 
С кем побранюсь, с тем и помирюсь. С умным разговориться, что мёду напиться. Свинья скажет борову, а боров всему городу. Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Сказано – сделано. Сказано – серебро, не сказано – золото. Складно бает, да дела не знает. Словами, что листьям, стелют, а делами, что иглами, колют. Слово – серебро, молчание – золото. Слово вымолвит, ровно жвачку пережуёт. Слово держать, не по ветру бежать. Слово молвит, что рублём подарит. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слово не обух, а от него люди гибнут. Слово не стрела, а пуще стрелы разит.


 
 
Поменьше говори, побольше услышишь. Пошёл на обед, неси словцо на привет. Птицу кормом, а человека словом обманывают. Птицу кормом, а человека словом приманивают. Пустая мельница и без ветру мелет.   Рад не рад, а говори: милости просим! Ради красного словца не пожалеет родного отца. Раз солгал, а навек лгуном стал. Рассказчики не годятся в приказчики. Речами тих, да сердцем лих. Речи, как мёд, а дела, как полынь. Речи, что снег, а дела, что сажа. Рот нараспашку, язык на плечо. Ртом болезнь входит, а беда выходит.   С брани люди сохнут, а с похвальбы толстеют. С кем перекланиваться, с тем не перебраниваться.
Задание 1.3 Что такое глоссарий? Ознакомьтесь с некоторыми словами из глоссария молодежного сленга и подберите к ним эквиваленты из литературного языка: борода, жилет, ботинок, корни, классный, русалка, файл, кузнечик, дембель, тормоз, фильтровать (о речи), автомат, стипа, амплитуда, ботаник, слон. Задание 1.4 Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературного языка, а какие – просторечию. кладу – ложу, наплещу – наплескаю, ляг – ляж, мурлычь – мурлыкай, напои – напой (коня), мозоль – мозоля, дуршлаг – друшлаг, противень – протвень, задолжность – задолженность, междугородный – междугородний, мурлычущий – мурлыкающий.   Задание 1.5 Изучите таблицу уровней языка, в третьей колонке напишите название раздела науки о языке, изучающего соответствующие единицы.
Единицы языка Уровни Разделы
Предложение Синтаксический  
Формы слов Морфологический  
Слова Лексический  
Морфемы Морфемный  
Звуки, фонемы Фонетический  


 
Не ножа бойся, а языка. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Недолго думано, да хорошо сказано. Нетрудно ласковое слово, да споро. Не спеши языком, торопись (да не ленись) делом. Не спрашивают, так не сплясывай.   Он на ветер слов не бросает. От доброго слова язык не усохнет. От лихого не услышишь доброго слова. От одного слова да навек ссора. От приветливых слов язык не отсохнет. От языка не уйдёшь, везде достанет. Ошибка в слове не спор.   Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнёт.


 
 
Льстец под словами – змей под цветами. Льстец под словами - змей под цветами.   Мал язык, да всем телом владеет. Мели, Емеля, твоя неделя. Меньше говори, да больше делай. Мирская молва что морская волна. Много баять не подобает. Много говорено, да мало сказано. Много говорить – голова заболит. Много знай, да мало бай. Мягко стелет, да жёстко спать.   Не всё вслух да в голос. Не всё годится, что говорится. Не всё мели, что знаешь. Не всякое лыко в строку. Не всякое слово в строку.
Составьте диалоги, в которых ярко отразились взаимоотношения и речевая характеристика собеседников в неофициальной обстановке. Задание 1.11 Подберите из учебника, газеты, художественной литературы примеры на функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Отметьте особенности каждого типа речи. Задание 1.12 Прочитайте и озаглавьте текст. Какие интересные факты вы узнали? На сегодняшний день на Земле существует свыше двух с половиной тысяч языков. Это количество кому-то может показаться весьма значитель­ным. На самом деле это множество можно сравнить с разрушенной временем крепостной башней, одиноко стоящей в поле, со всех сторон окруженной многочисленными руинами других, уже не существующих башен истен некогда величественной, а ныне почти полностью разрушенной историей крепости человеческих языков. За истекшее историческое время мы утратили, по-ви­димому, десятки тысяч языков, наречий, говоров, диалектов. «Мертвыми» языками уже в наше летоисчисление стали древ­негреческий, арамейский, латинский, санскрит, ассирийский, древнерусский, древнеперсидский, древнеюжноаравийский, ведийский, кетский, древнетюркские языки и другие. Без преувеличения научным подвигом стала расшифровка в начале XIX века французским ученым Ж.Ф. Шампольоном древнеегипетского иероглифического письма, а в сере


 
Кто кого заглазно бранит, тот того боится. Кто мало говорит, тот больше делает. Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Кто много говорит, тот мало делает. Кто станет доносить, тому головы не сносить. Кто языком штурмует, немного навоюет.   Ласковое слово и кость ломит. Ласковое слово и кошке приятно. Ласковое слово лучше мягкого пирога. Ласковое слово лучше мягкого пирога. Ласковое слово многих прельщает. Ласковое слово нетрудно, да споро. Ласковое слово, что вешний денёк. Лишнее говорить – себе вредить. Лучше недоговорить, чем переговорить. Лучше ногою запнуться, нежели языком.


 
 
  Каковы свойства, таковы и речи. Каркает, как ворона. Клади крест по-писанному, поклон веди по-учёному. Кланяйся по-новому, а живи по-старому. Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Короток язык, так вытянут, а длинен, так окоротают. Короток язык, так вытянут, а длинен, так окоротают. Красна речь поговоркой. Красна речь притчею. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Красную речь красно и слушать. Кстати промолчать, что большое слово сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – пожинает. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает. Кто говорит, что хочет – сам услышит, чего не хочет.
4. Из истории славянской письменности. 5. Мертвые языки среди других языков.   Задание 1.13 Подготовьте текст-рассуждение (письменно) на одну из следующих тем: 1. Каким я представляю себе красивого человека? 2. Как я понимаю милосердие? 3. Каким я представляю свое будущее? 4. Что такое любовь? 5. В чем смысл моей жизни? План построения текста рассуждения: 1. Выдвинуть тезис (положение, которое излагает основную мысль текста). 2. Подобрать аргументы (т.е. положения, доказывающие или опровергающие тезис), сопровождаемые примерами. 3. Подвести итоги и сделать выводы. Задание 1.14 Выберите из приложения 4 не менее 10 - 15 понравившихся вам пословиц и поговорок о языке и речи и объясните их значение.


 
  За правое дело стой смело. За словом в карман не полезет (ему слово, а он - десять). За твоим языком не поспеешь босиком. За хлеб-соль не платят, кроме «спасибо». За худые слова слетит и голова. Звону много, да толку мало. Знала б наседка, узнает и соседка. Знать сороку по язычку.   И дорого б дал за словечко, да не выкупишь. И собака ласковое слово знает. И собака ласковое слово понимает. И собаку ласково примолвишь, так нескоро укусит. И собаку ласково примолвишь, так хвостом вертит. И хорошее слово хорошо один раз. Из пустого в порожнее переливает.


 
 
Говорить не устать, было б что сказать. Гость гости, а пошёл – прости. Гостю – почёт, хозяину – честь. Губы да зубы – два забора, а удержу нет. Губы да зубы – два запора, а удержу нет.   Держи язык за зубами. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. Доброе словечко в жемчуге. Доброе слово и кошке приятно. Добрым словом и бездомный богат. Дома, как хочу, а в людях, как велят.   Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.   Живое слово дороже мёртвой буквы.
позиции; ведущее положение занимает монологическая речь; стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи.
  Логичность, образность, оценочность, эмоциональность призыв к действию, доступность изложения.
  точность формулировок, стандартизованность, стереотипность построения текста, долженствующее – предписывающий характер.
  Образность, использование изобразительно – выразительных средств языка, авторская индивидуальность
  Неофициальный, непринужденный характер общения, неподготовленность речи, реализуется преимущественно в устной форме речи.

Задание 2.2

Для каких стилей приведенные ниже слова и словосочетания являются характерными? Заполните таблицу, учитывая, что одни и те же языковые средства относятся к нескольким стилям.

 

Научный стиль Официально - деловой Газетно- публицистический Стиль художественной литературы Разговорный стиль
         

 


 
Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав – не воротишь   Где много толков, там мало толку. Говори, да назад оглядывайся. Говори, да не заговаривайся. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. Говорит день до вечера, а послушать нечего. Говорит красно, да слушать тошно. Говорит крестом, а глядит пестом. Говорит направо, а глядит налево. Говорит прямо, а делает криво. Говорит, будто клеит. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Говорит, как по-писаному. Говорит, словно реченька журчит. Говорит, что родит. Говорить беда, а молчать другая


 
 
Без языка и колокол нем. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. Блюди хлеб на обед, а слово на привет. Бог дал два уха и один язык. Больше дела, меньше слов. Бритва скребёт, а слово режет.   В добрый час молвить, в худой промолчать. В сердце льстец всегда отыщет уголок. В чужой беседе всяк ума купит. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив. В чужом доме не указывают. Верёвка хороша длинная, а речь короткая. Вертит языком, что корова хвостом. Во многословии не без пустословия. Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит. Всякая ссора красна миром. Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследования, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.   Задание 2.5 Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы. 1).Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение. 2).Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.   Задание 2.6 Прочитайте предложения, и найдите в них канцеляризмы. Замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи. 1) Кто воспитывал детей путем бабушек и дедушек, тем легче. 2) Автобус под управлением водителя Васильева совершил столкновение. 3) Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашем институте.


 
    3. Русские народные пословицы и поговорки о языке и речи www.gramota.ru А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото? А. С. Пушкин В пословицах наших… видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, меткость живописного соображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое проникает насквозь природу русского человека, задирая за всё живое. Н. В. Гоголь


 
 
Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. М. Монтень Слово – великая тайна. Все религии считали способность речи во всём потенциальном богатстве звуков, форм, правил даром божьим, получаемым человеком вместе с жизнью. Ян Парандовский С самого начала слово было орудием человеческой деятельности и в то же время чем-то таинственным, требующим пиетета и осторожности. Ян Парандовский Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. Ф. Петрарка Всякий слышит лишь то, что понимает. Плавт Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых. Плутарх Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ Слово – эхо мысли. Г. Флобер Не надо ни вымученных фраз, ни вымученных мыслей... А. Франс Где мало слов, там вес они имеют. В. Шекспир  
ж) дата (ниже подписи внизу слева). Составные части доверенности: а) наименование документа; б) Я, Ф. И. О., адрес, паспортные данные доверителя; в) доверяю кому Ф.И.О., адрес, паспортные данные доверенного лица; г) содержание доверенности (указать, что необходимо сделать); д) подпись доверителя; е) дата написания доверенности; ж) доверенность заверена (указать Ф.И.О., должность и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя).   Задание 2.8 Что такое автобиография? Напишите автобиографию, используя приведенную схему. · заголовок Автобиография (по центру); · далее в форме связанного текста указываются Ф.И.О. (например, Я, Петров Василий Семенович, родился в …) дата и место рождения, семейное положение, сведения об образовании (где, когда и в каких учебных заведениях обучались), чем занимаетесь в настоящее время; · указать награды поощрения (если имеются); · сведения о родителях: Ф.И.О., год рождения, вид деятельности; · сведения о родных братьях/ сестрах (если имеются): Ф.И.О., год рождения; · сведения о детях (если имеются): Ф.И.О., год рождения; · дата (слева), подпись (справа).  


 
аль-Хусри Одно и то же слово и совет на пользу мудрецу, глупцу во вред. аль-Хусри Гений, дух и характер народа проявляются в его пословицах. Ф. Бэкон Великие поэты, как и высокие горы, имеют многочисленное эхо. Их песни повторяются на всех языках. Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. Вольтер Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. Гораций Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. В. М. Иллич-Свитыч Достаточно, чтобы слова выражали смысл. Конфуций Верные слова не изящны, изящные слова не верны. Лао-цзы Истинное красноречие – это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно. Ф. Ларошфуко По их словам узнаете, о чём они хотели умолчать. С. Е. Лец Об эпохе больше говорят те слова, которые не употребляют, чем те, которыми злоупотребляют. С. Е. Лец


 
 
А. С. Хомяков Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. Н. Г. Чернышевский Выходит так, как будто чем богаче язык, тем выше культура. А по-моему, наоборот: чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка. А. П. Чехов И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А. П. Чехов Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. А. П. Чехов Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь. А. П. Чехов Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М. А. Шолохов *** Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
- Снилось, будто я убитый. Такой молитвой на фронте от страха лечился. И знаешь, помогало! По войну он рассказывал только что-нибудь смешное: - Ползу, а на спине термос со щами. Как дали по мне очередь! Потекло, даже ошпарило. Скинул термос, гляжу – хлещет. Придумал! Заткнул пробоину хлебным мякишем и в полном порядке щи доставил… Про маму он говорил доверительно: - Она у нас с тобой активный товарищ по линии домашнего хозяйства.   Задание 2.12 Определите, к каким функциональным стилям относятся приведенные ниже тексты, сделайте их стилистический разбор. 1. Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятка вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» согрел мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры. 2. В Тбилиси на улице им. Г. Товстоногова состоялось торжественное открытие мемориала бывшего режиссера Б.Д.Т. На мраморной табличке значится, что с «1915 – 1946гг. в этом доме жил великий русский режиссер». На мероприятии присутствовал президент Межгосударственной конференции театральных деятелей Кирилл Лавров.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.