Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 3 страница




ЖАРГОН — то же, что и АРГО. ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА (лат. imperatives повелительный) – норма, нарушение которой рассматривается как не­допустимое.


 
 
АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА (лат. abstractus удалённый, отвлеченный) – cовокупность слов с отвлечённым значением качества, свойства, состояния. АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ (лат. actives действенный) – cлова, которые говорящий на данном языке не только понима­ет, но и употребляет (противопоставляется пассивному словарю). АКЦЕНТ (лат. accentus ударение) – 1. Искажение звуков какого-либо языка в речи иностранца. 2. Выделение звука путем его усиления. АНАЛОГИЯ (греч. Analogia соответствие) – уподобле­ние, вызванное влиянием одних элементов языка на связан­ные с ними другие элементы. АНТОНИМ (греч. аnti против + onima имя) – слова, имеющие противоположные значения. АРГО (фр. Argot жаргон) – язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособ­ления. АРГУМЕНТ (лат. argumentum) – логический довод, слу­жащий основанием доказательства. ВАРВАРИЗМ (греч. barbarismos) – иноязычное слово или выражение, неправомерно использующееся в языке при наличии исконного аналога. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (лат. verbum глагол) – словесные, языковые средства общения. ВУЛЬГАРИЗМЫ (лат. vulgaris простонародный, гру­бый) – грубые слова и выражения, находящиеся за пределами литературного языка. ГЛОССА (греч. glossa устаревшее или малоупотре­бительное слово) – перевод или толкование непонятного сло­ва или выражения, преимущественно в древних памятниках письменности.
Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения: а) бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жертва, запевала, коллега, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, старшина, стрекоза, судья, тамада, тряпка, умница, шампюнь, куль, рефери; б) ябеда, кенгуру, салями, фламинго, протеже, путассу, забияка, плакса, иваси, концертмейстер, сирота, непоседа, сластена, кашне, алоэ, бикини, сани, молодежь, слесарь, кольраби, цунами, сирокко, авеню. Задание 3. 3.3 Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных: директор, сторож, столяр, крем, катер, порт, клапан, мастер, факел, повар, госпиталь, конструктор, маляр, автор, бухгалтер, вексель, воз, год, доктор, инспектор, китель, отпуск, порт, профессор, сектор, слесарь, тенор, тополь, торт, шулер, якорь, ястреб. Задание 3.3. 4 Образуйте форму родительного падежа от следующих существительных: а) яблоки, апельсины, бананы, гранаты, помидоры, мандарины, томаты, баклажаны, оладьи, консервы, блюдца, полотенца, валенки, чулки, носки, ботинки, сапоги, туфли, платья, погоны, партизаны, плечи, рельсы, свадьбы, солдаты; б) свечи, гектары, граммы, килограммы, браслеты, дебаты, болгары, грузины, казахи, армяне, осетины, татары, башкиры, чуваши, гланды, ошметки, очистки. Задание 3. 3.5


 
rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для преподавателей русского языка «Я иду на урок русского языка». www.ruthenia.ru — Объединенное гуманитарное издательство, сайт кафедры русской литературы Тартуского университета. Кроме многих интересных материалов здесь Вы найдете страницу ссылок на университеты и колледжи мира, где преподается русский язык. www.gardariki.ru — учебно-издательский центр «Гардарики». Полная информация об издательстве, каталог изданий, возможность заказать книгу и другая полезная информация. www.zlat.spb.ru — издательство «Златоуст». www.academia-moscow.ru — издательство «Академия».   ПРИЛОЖЕНИЯ   1. СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ АББРЕВИАТУРА (лат. brevis крат­кий) – cложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков или других начальных элементов словосочетания.


 
 
www.philology.ru - русский филологический портал. www.philology.ru/links.htm — страница ссылок русского филологического портала на общелингвистические ресурсы, информационные ресурсы по иностранным языкам, литературоведению, востоковедению и т.д. www.ropryal.ru — портал «Русское слово». Информация Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и множество других интересных и полезных материалов. www.russkiymir.ru — фонд «Русский мир». www.etymolog.ruslang.ru — Этимология и история слов русского языка. www.onomastika.ru — сайт русской ономастики С.А. Попова. История ономастики, библиография, диссертации, ссылки на электронные ресурсы по ономастике. www.inauka.ru — сайт «Известия науки». Отличный источник информации к размышлению. www.ucheba.ru — сайт для абитуриентов и старшеклассников. Есть банк рефератов, справочные материалы и много интересного. www.pushkin.kubannet.ru — Краснодарская краевая научная библиотека им. А.С. Пушкина. www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова. Если Вы ищете необходимую Вам книгу, то начните поиск с этой электронной библиотеки. Здесь же ссылки на другие электронные библиотеки, цифровые архивы и т.д. www.feb-web.ru — фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Научные издания, множество интересных ссылок и многое другое. www.slovari.ru — русские словари. www.rulex.ru — Русский Биографический словарь
Андрей Корзун, Андрей Шпак, Алена Герета, Дмитрий Петропавловских, Тамара Аноко, Мария Хан, Валентина Кире, Борис Белых, Андрей Лисица. Задание 3.3.8 Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже слов. Составьте с ними предложения. Зубы — зубья, колени — колена, корни — коренья, мехи — меха, образы — образа, поясы — пояса, пропуски — пропуска, соболи — соболя, тоны — тона, хлебы — хлеба, цветы — цвета. Задание 3.3.9 Поставьте данные существительные в родительном падеже мн.ч.: апельсины, армяне, ботинки, гектары, граммы, грузины, киргизы, килограммы, комментаторы, мандарины, носки, осетины, партизаны, плечи, помидоры, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, чулки, яблоки, яблони. Задание 3.3.10 Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар. Балерина, вокалистка, гонщица, доярка, маникюрша, массажистка, машинистка, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка. Задание 3.3.11 Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические


 
14.. Этимологический словарь русского языка/А. В. Семенов. – М.: ЮНВЕС, 2004. – 704 с     ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ gramota.ru — справочно-информационный портал по русскому языку. Здесь вы найдете словари, справочники, исследования, статьи, интерактивный учебник русского языка и многое, многое другое. gramma.ru — сайт посвящен культуре письменной речи. Много различных справочных материалов, информация о книжных новинках и т.д.


 
 
3. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по сервисным спец./ под ред. О. Я. Гойхмана. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 239 с. 4..Русский язык и культура речи: Учебник для студ. вузов/ В. И. Максимов [и др.]; под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2007- 408 с. 5. Русский язык и культура речи: Практикум для студ. вузов/ В. И. Максимов [и др.]; под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2007- 408 с 6. Петров О. В. Риторика: Учебник/ О. В. Петров; М-во образования и науки РФ, Московская гос. юридическая академия. – М.: Проспект, 2007. – 423 с. 7. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий/ под ред. В.Н. Телия. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 782 с. 8. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное описание: ок. 1500 ил./ В. И. Даль. – М.: ACT:Астрель: Хранитель, 2006. – 349 с. 9. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний/ Л. П. Крысин; РАН, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – М: Эксмо, 2007. – 941 с. 10. Новый орфографический словарь-справочник русского языка: более 107 000 слов/ ред.-сост. В.В.Бурцева. – 5-е изд.,стер.. – М.: Русский язык - Медиа, 2006. – 757 с. 11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.:АТемп, 2007. – 941с. 12. Словарь русских историзмов: Учеб. пособие/ Т. Г. Аркадьева [и др.]. – М.: Высшая школа, 2005. – 228 с. 13. Фразеологический словарь русского языка/ сост.: И. В. Федосов, А. Н. Лапицкий. – М.: ЮНВЕС, 2003. – 598 с.
а) только с количественными числительными (два, три, четыре); б) только с собирательными числительными (двое, трое, четверо); в) с обеими формами числительных. Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент. Задание 3.3.16 Образуйте формы прошедшего времени от глаголов: глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть. Задание 3.3.17 Составьте предложения с синонимичными предлогами: а) из-за— вследствие; б) в течение — в продолжение; в) у — около— близ; г) несмотря на — невзирая на. Задание 3.3.18 Прочитайте текст. Следите за правильностью образования форм количественно-именных сочетаний. Корпорация "Платон" провела социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий России. Оказалось, что, вопреки расхожему мнению о директорах как оплоте консерватизма, 88,9% (руководитель) поддерживают идею рыночной экономики для России. За массовую приватизацию предприятий высказались более 51% (опрошенный).


 
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. нефилологич. фак. высш. учеб. заведений/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Изд. 22-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 539 с. 2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. нефилологич. фак. высш. учеб. заведений/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Изд. 23-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с.


 
 
  имеют честь пригласить ________________________________   на прием по случаю Международной выставки «ХИМИЯ – 2009» 10 марта 2010 г. в 18 часов по адресу: ___________________ ІV. Дорогая Елена Васильевна! Поделюсь с Вами моей радость: закончен многолетний труд. 22 октября 2009 г. в зале Ученого совета БГУ состоится защита моей докторской диссертации. Вы, мой первый научный руководитель, все эти годы поддерживали меня. Мне было бы очень приятно видеть Вас на защите. Надеюсь, у Вас будет возможность приехать (расходы за проезд и проживание беру на себя). С наилучшими пожеланиями, Ваша бывшая аспирантка (подпись) Дата   Задание 7. 11 Составьте письма–приглашения с предложением принять участие в: а) выставке технического оборудования; б) студенческой научной конференции; в) выставке–продаже сельскохозяйственной техники.
надеяться и верить свои выпускники
понять и смириться трудности переходного периода
подбор и наблюдение факты
координировать и руководить деятельность смежных организаций

Задание 3.4.3

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без предлога: беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (школа, университет, факультет), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).

Задание 3.4.4

Составьте и запишите предложения с данными ниже словами:

Вера (в...?) – уверенность (в...?), отзыв (о...?) – рецензия (на...?), отчитаться (в...?) – сделать отчет (о...?), препятствовать – тормозить, уплатить- оплатить

Задание 3.4.5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.