Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действовать на разум, страсти и волю других




Ораторство есть искусство даром живого слова

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА РЕЧИ


 
их на основе предло­женной ниже таблицы. По какому признаку они разделены на три группы? Озаглавьте разделы таблицы. Выпишите в тетрадь нужные вам речевые средства.  
Я убежден, что... Я могу (должен) сказать, что... Я хочу сказать, что...
По моим представлениям.... Надо (нужно, следует, необходимо) сказать, что.. Откровенно говоря... Я хотел бы заметить (отметить) следующее...
Мне кажется, что... Вот что можно (я могу)сказать...   Мне хочется обратить внимание на...
Я бы сказал, что... Отвечая на этот вопрос, могу заявить... Хотелось высказать такую мысль...
Я думаю...     Мне хотелось бы подчеркнуть (особо отметить)...
Я считаю...    
Моя позиция...    
Мне представляется...    

 

Задание 6.2

Закончите формулировку следующих тезисов:

Быть воспитанным значит…

Интеллигентный человек – это…

Хорошая жизнь — это...

Быть человеком — это...

Нельзя прожить без...


 
 
Вам всем... всем по семь лет. И вы поймете, с каким волнением мы планировали подготовку, организацию и проведение учебного процесса. Составление методических планов и пособий, проработку первоисточников классиков, переработку учебного материала для легкой усвояемости вашими молодыми организмами сил... Поднимите девочку. Где мама? Успокойте ребенка. Дорогие первоклассники! Ваш неустанный, упорный труд только тогда снискает то, что он должен снискать... снискивать, если вы с полной отдачей, с беззаветной работоспособностью, с той тягой к знаниям, так характерной...ным лучшим представителям нашей интеллигенции... Что с мальчиком?.. Ну, смените ему штанишки. Дорогие первоклассники! Разрешите предоставить слово нашим шефам по комплексному производственно-техническому обучению — заводу имени Нептуну, от имени которого главного инженера выступит инженер старшего техотдела. У нас в гостях инженер. Встретим, дети, его сейчас. Внимание! Инженер. Дорогие товарищи первоклассники! Разрешите мне от имени и по поручению заводоуправления, технического отдела...   6. СПОР. ЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОЛЕМИКИ. В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает. Народная мудрость   Задание 6.1 Для введения тезиса в содержание аргументирующей речи используются речевые стереотипы. Проанализируйте
Прочитайте сказку-притчу Н.К. Рериха «Страхи» (1911г.) В какой речевой ситуации может быть использована эта сказка в ораторском выступлении? Определите для себя: вы перед кем, о чем, когда, где, с какой целью будете выступать? В сжатой форме или подробно включите в свое выступление пересказ сказки-притчи? Не забудьте об обращении, о других средствах привлечения и удержания внимания слушателей, о месте использования притчи и способах ее включения в текст выступления. Стояли дубы. Краснели рудовые сосны. Под ними в заросших буграх тлели старые кости. Желтели, блестели цветы. В овраге зеленела трава. Закатилось солнце. На поляну вышел журавль и прогорланил: — Берегись, берегись! — И ушел за опушку. Наверху зашумел ворон: — Конец, конец. Дрозд на осине орал: — Страшно, страшно. А иволга просвистела: — Бедный, бедный. Высунулся с вершинки скворец, пожалел: — Пропал хороший, пропал хороший. И дятел подтвердил: — Пусть, пусть. Сорока трещала: — А пойти рассказать, пойти рассказать. Даже снегирь пропищал: — Плохо, плохо. И все это было. С земли, с деревьев и с неба свистели, трещали, шипели. А у Дивьего камня за Медвежьим оврагом неведомый старик поселился. Сидел старик и ловил птиц ловушками хитрыми. И училптиц большими трудами каждую одному слову. Посылал неведомый старик птиц по лесу, каждую со своим


 
реплики показали, что как самостоятельные, не сопровождаемые словами, чаще всего встречались жесты этикетные (приветствия, прощания, привлечения внимания, просьбы), а также указательные, подзывающие, запрещающие, угрожающие. Как вы думаете, какие жесты (в широком смысле) имелись в виду? Покажите их. Если будет трудно - продемонстрируйте их с соответствующим словесным сопровождением.   Задание 5.33 Прочитайте фрагмент из рассказа М.М. Жванецкого «Начальное образование». В чем заключалась задача выступающего? Реализовал ли он ее? Что он сказал о себе ненамеренно? Какие слова и выражения неуместны и создают комический эффект? Есть ли среди них штампы? Подчеркните их. Над чем смеется М.М. Жванецкий? Сделайте конструктивные выводы о том, какой, по вашему мнению, должна быть приветственная (поздравительная) речь Первого сентября во дворе школы, если ее главный адресат — первоклассники и их родители. Сколько времени она должна длиться? О чем и как вы бы сказали в своем приветственном слове? Первый день первого учебного года. Во дворе одной из школ нестройными рядами стоят выпускники детского сада. Нынешние первоклассники. Директор. Дорогие товарищи дети! Сегодня первое сентября. Вы вступаете в первый класс. Вам всем по семь, всем. Разрешите мне в этот знаменательный день в знаменательный час в знаменательный год от имени пед- и вспомсостава приветствовать вас, а в вашем лице и лице ваших родителей от лица преподавателей, от моего лица и лиц наших сотрудников — новое поколение, вступающее в стены, в классы школы нашей средней, вашей жизни всей отныне!


 
 
За мир против гражданской войны! За честный труд против дармоедов! За закон и порядок против произвола и насилия! За дружбу и братство народов против ненависти и злобы! За правду и чистоту против лжи и разврата! За власть народа! За честь и достоинство Российской державы! Это богатейшие природные ресурсы. Это дух предков, устоявших под всеми ударами судьбы; Орудия лжи продолжают стрелять с нарастающей силой. Будем же бдительны — дальнейшее легковерие гибельно; Вижу: народ прозревает, объединяется. Верю: народ сумеет взять свою судьбу в собственные руки, как былинный герой поднимется в свой богатырский рост; Сегодня труд воспитателя, учителя, врача — передний край борьбы за спасение Родины; У государства два устоя: народ и закон. Режим убил закон. Чтобы спасти себя, он загоняет народ в ярмо; Стимулировать рост производства конкурентоспособной продукции путем реформирования налоговой, кредитной и таможенной политики, масштабных государственных заказов и инвестиций; Сохранить народное образование и фундаментальную науку, культуру и искусство, музеи и библиотеки, театры и кино, без которых у России нет будущего.   Задание 5.32 Проанализируйте, как люди ведут себя, выступая с трибуны. Как стоят за ней? Держатся ли за нее? Опираются ли на нее? Как держат руки и используют жесты? Специальные экспериментальные исследования случаев автономного употребления жеста как самостоятельной
Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:   Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом) Во всем вини саму себя! - - -(со страхом) Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением) За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением) Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением) Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением) Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством) Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством) Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно) Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно) Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой) Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой) Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением) Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)   Задание 5.7 Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.   Вот дом, который построил Джек.   А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  


 
это процентное соотношение сохранится, в немалой степени это произойдет благодаря вашим усилиям. В случае, если такое видение будущего кажется вам мрачным, я надеюсь, что мысль о демографиче­ском взрыве вас несколько приободрит. И четверть от этого процента означала бы армию читателей, даже сегодня. Так что моя благодарность вам, леди и джентльмены, не вполне эгоистична. Я благодарен вам за тех, кого ваши решения побуждают и будут побуждать читать стихи, сегодня и завтра. Я не так уверен, что человек восторжествует, как однажды сказал мой великий американ­ский соотечественник, стоя, как я полагаю, в этом самом зале; но я со­вершенно убежден, что над человеком, читающим стихи, труднее вос­торжествовать, чем над тем, кто их не читает. Конечно, это чертовски окольный путь из Санкт-Петербурга в Стокгольм, но для человека моей профессии представление, что пря­мая линия — кратчайшее расстояние между двумя точками, давно ут­ратило свою привлекательность. Поэтому мне приятно узнать, что в географии тоже есть своя высшая справедливость. Спасибо. Задание 5.31 Какие ораторские приемы используются в фрагментах публичных выступлений известного политика? Какие недостатки публичной речи проявились в высказываниях? Считаю, надо срочно мобилизовать все силы и бросить их на решающие направления; Почти везде приходилось бывать, встречаться, помогать...; Я верю, что так и будет. Верю в мудрость и здравый смысл нашего великого народа. Верю, что народ проголосует на выборах:


 
 
под одним — временами радиоактивным — дождем, плавали в одном море, и нам прискучивала одна хвоя. В зависимости от ветра облака, которые я ви­дел в окне, уже видели вы, и наоборот. Мне приятно думать, что у нас было что-то общее до того, как мы сошлись в этом зале. А что касается этого зала, я думаю, всего несколько часов назад он пустовал и вновь опустеет несколько часов спустя. Наше присутствие в нем, мое в особенности, совершенно случайно с точки зрения стен. Вообще, с точки зрения пространства любое присутствие в нем слу­чайно, если оно не обладает неизменной - и, как правило, неодушевленной - особенностью пейзажа: скажем, вершины холма, излучины реки. И именно появление чего-то или кого-то непредска­зуемого внутри пространства, вполне привыкшего к своему содержи­мому, создает ощущение события. Поэтому, выражая вам благодарность за решение присудить мне Нобелевскую премию по литературе, я, в сущности, благодарю вас за признание в моей работе черт неизменности, подобных ледниковым обломкам, скажем, в обширном пейзаже литературы. Я полностью сознаю, что это сравнение может показаться риско­ванным из-за таящихся в нем холодности, бесполезности, длительной или быстрой эрозии. Но если эти обломки содержат хоть одну жилу одушевленной руды — на что я нескромно надеюсь, — то, возможно, сравнение это достаточно осторожное. И коль скоро речь зашла об осторожности, я хотел бы добавить, что в обозримом прошлом поэтическая аудитория редко насчитывала больше одного процента населения. Вот почему поэты античности или Возрождения тяготели ко дворам, центрам власти; вот почему в наши дни поэты оседают в университетах, центрах знания. Ваша академия представляется помесью обоих; и если в будущем — где нас не будет —
Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек. Задание 5.8 Данные упражнения для развития голоса и тренировки диафрагмы. 1) Прочитайте стихотворение в заданном темпе: Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп) Завертелись карусели. - - -(медленный темп) А потом, потом, потом - - -(средний темп) Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп) Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп) Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп) Тише, тише, не спешите - - -(средний темп) Карусель остановите. - - -(средний темп) Раз, два, раз, два - - -(медленный темп) Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)   2) Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот: Два часа не есть? Ужасно! Я не завтракал напрасно. Есть хочу как никогда!.. Два часа ждать? Ерунда! Есть характер, воля есть, Раз нельзя - не стану есть!  


 
Проанализируйте результаты работы. Сколько времени у вас ушло на ее выполнение? Были ли затруднения? В чем причины этих затруднений? Ходить вокруг...; гора с плеч...; пускать пыль...; сделать из мухи...; не лезет за словом...; волосы стали...; кричать во всю...; бежать...; лететь на....; вставлять палки в...; вылетело из...; держать....; капля по капле и камень…; от добра добра…; чужая душа…; худой мир лучше…; под лежачий камень и…;что посеешь, то и …; терпение и труд всё…; язык мой - …; язык без костей – что хочет, то и…; без труда не вынешь…. Задание 5.30 Проанализируйте речь И. Бродского в Шведской королевской академии при получении Нобелевской премии: 1) определите цель выступления 2) найдите контактоустанавливающие средства и средства речевого этикета; 3) найдите примеры использования средств выразительности; 4) составьте план текста Уважаемые члены Шведской академии, Ваши Величества, леди и джентльмены, я родился и вырос на другом берегу Балтики, практиче­ски на ее противоположной серой шелестящей странице. Иногда в яс­ные дни, особенно осенью стоя на пляже где-нибудь в Келломяки и вытянув палец на северо-запад над листом воды, мой приятель гово­рил: «Видишь голубую полоску земли? Это Швеция». Конечно, он шутил: поскольку угол был не тот, поскольку по за­конам оптики человеческий глаз может охватить в открытом про­странстве только двадцать миль. Пространство, однако, открытым не было. Тем не менее мне приятно думать, леди и джентльмены, что мы дышали одним воздухом, ели одну и ту же рыбу, мокли


 
 
Хорошо слушать и хорошо отвечать — это одно из величайших совер­шенств, какое только возможно в разговоре. (Ф. Ларошфуко) Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. (Ф.Бэкон) Без книг мы остались бы дикарями. (К. Гельвеций) Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро) Есть книги, которые надо только прочитать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить. (Ф. Бэ­кон) Не на пользу читать, коли только вершки хватать. Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать. (Л. Толстой) Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Лучше не договорить, чем переговорить. Говори с другими поменьше, а с собою побольше! Птица поет — сама себя продает. Говорит красиво, а глядит налево. Говорит красно, да слушать тошно. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Красно поле пшеном, а беседа умом. Перо смелее языка. Язык коснеет, а перо не робеет. Перо — лучший наставник красноречия. (Цицерон) Лучше красно жить, нежели красно говорить.     Задание 5.29 Закончите фразеологизмы. Старайтесь сделать это как можно быстрее (на время).
Задание 5.12 К предложенным существительным подберите определении: 1) яблоко, 2) хлеб, 3) дождь, 4) мечта.   Задание 5.13 Определите тему и задачу в следующих риторических текстах. 1. Дорогие метростроевцы! Честь вам и слава за прекрасный подарок, сделанный москвичам к Новому году! Все мы знаем, с каким упорством и мужеством, с какой изобрета­тельностью вы трудились на этой трассе! И вы сделали чудо! Вы стали победителями самых неожиданных препятствий. И станция «Медведково» не просто очередная станция Московского метрополитена, а памятник мужеству каждого строителя этого сооружения (М. Дудин).   2. Господа! Олимпийские игры — это самое представи­тельное на сегодняшний день движение, охватывающее поч­ти все страны и народы. Интерес к ним огромен: никакое другое событие не передается по всем информационным ка­налам земного шара так полно, как ход Игр. Язык их — голы, очки, секунды — не нуждается в переводе, он понятен всем. Поэтому я считаю разумным предложение проводить Олимпиады не раз в четыре года, а раз в два года. В наше не­спокойное время людям нужно чаще встречаться, а ведь Олимпиады — это всеобщий праздник, символ объединения людей (В. Гаврилин).   Господа! Вы, конечно, помните, что первая книга на языке эсперанто появилась в 1877 году. Автором ее был доктор Заменгоф — создатель этого международного языка. И вот


 
19. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации Задание 5.27 Прочитайте следующие фразы (каждую в отдельности по порядку). Воспроизведите их после вторичного чтения. В каком объеме вам удалось воспроизвести прочитанные предложения? Какими приемами запоминания вы пользовались? 1. Известно, что участники первых лунных экспедиций подвергались по возвращении из космоса многодневному карантину, чтобы не занести на Землю «лунные микробы», однако на Луне никаких микробов не оказалось. 2. Любопытно, что в прошлом веке во многих странах Западной Европы новогодний Дед Мороз не был таким веселым добряком, каким мы зна­ем его теперь. 3. Все умения, которые вы приобретаете, работая с текстом, находя­щимся перед глазами, хороши только тогда, когда вы расставляете знаки препинания в упражнениях, в которых они специально пропущены.     Задание 5.28 Проанализируйте данные ниже высказывания. Что их объединяет? Какие из них привлекли ваше внимание? Чем? Запомните их и используйте в речи. Более полный список пословиц и поговорок, а также афоризмов о языке см. в Приложении к данному пособию. Человек имеет один рот и два уха для того, чтобы раз сказать и два раза послушать. (Дагестанская пословица) Красно поле пшеном, а речь слушанием. Кто говорит — тот сеет, кто слушает— пожинает. Поменьше говори, побольше услышишь.


 
 
· не монотонна ли ваша речь? · как вы выделяете в ней главное интонационно? · какие несловесные средства используете для того, чтобы завершить свое выступление? Примерные темы для выступления 1. Иностранный язык в образовании инженера: вред или польза? 2. Как телевидение формирует мою личность 3. Принцип конструкции прибора (механизма, машины, инструмента) 4. Что я знаю о суде присяжных 5. Как я готовлюсь к семейной жизни 6. Интересная лекция по (квантовой физике, истории Отечества, теоретической механике, математической статистике и т.д.) 7. Законы студенческой жизни 8. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента) 9. Современная городская коммуникация 10. Моя религия 11. Проблемы общения преподавателей и студентов 12. Как работает прибор (машина, механизм, инструмент) 13. Моя специальность и современная наука 14. Языковой облик газеты / журнала (по выбору студента) 15. Новые явления в русском языке 1990-х – 2000 гг. 16. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач 17. Язык коммерческой и политической рекламы 18. Культура речи и эффективность общения
5.ному проекту день 31 декабря переносится из 4-го квартала в первый, переименовывается в нулевое января — праздничный день Нового года и исключается из недельного счета. При этом 1 января (всегда понедельник) будет первым рабочим днем года. В високосном году день 29 февраля тоже исключа­ется из недельного счета. Так достигается постоянство ка­лендаря и устраняется раздробленность недель между квар­талами и годами. При этом не происходит перемещения дат (К. Сергеев).   6. Ребята, поверьте, человек, любящий и умеющий чи­тать, — счастливый человек. Он окружен множеством ум­ных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги. Огромный мир — заманчивый и разнообразный — врывается к нам комнату со страниц любимых книг. Всего не перечислишь, т расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда ви­дит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания? Читайте, читайте и читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте толы человеком посвященным и знающим. Учитесь у героев любить свою землю — ее поля и леса, ее города и заводы, её небо, ее реки, ее язык и искусство. Читайте! Пусть ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги (К. Паустовский).   Задание 5.14 Составьте речь-рассуждение (на выбор): а) О необходимости быть высокообразованным человеком; б) О торговой рекламе; в) О жизни в современном мегаполисе или в маленьком городке.


 
Подготовьте информирующую, аргументирующую и похвальные речи, посвященные городам или селам Башкортостана. Задание 5.25 Найдите в сборниках афоризмов понравившееся вам высказывание. Подготовьте пятиминутное выступление, раскрывающее или опровергающее его смысл. Задание 5.26 Сформулируйте название речи в соответствии с требованиями риторики. Напишите текст речи и подготовьтесь к выступлению перед группой. Во время выступления и после проанализируйте, как вы: · встали; · остались на месте или прошли к преподавательскому столу; · стоите; · выбрали расстояние между собой и аудиторией; · поприветствовали аудиторию; · представили тему выступления; А также: · как звучит ваш голос? · всем ли вас слышно? · приходится ли вам для этого форсировать громкость? · какую тональность вы используете? · соответствует ли она содержанию и цели вашей речи? · помогаете ли себе мимикой и жестикуляцией? · куда направлен ваш взгляд? · на кого вы чаще всего смотрите?


       
   




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.