Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Лексические нормы




Комплект заданий для контрольной работы

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант 1

Задание 1. Отметьте неверные высказывания.

1. Лексическая норма регламентирует ударение.

2. Лексическая норма регламентирует произношение.

3. Лексическая норма регламентирует словоупотребление.

4. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

5. При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.

Задание 2. Соедините слова и толкование их значений.

1. Вирши. А.Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.
2. Буклет. Б.Излишняя самоуверенность в пове­дении, в речи.
3.Буколика. В.Печатное издание в форме книж­ки, раскрывающейся, как ширма.
4. Адекватный. Г.Силлабические стихи, распростра­ненные в русской литературе в XVII- XVIII вв.
5. Апломб.   Д.Род поэзии, идеализированно изо­бражающий пастушескую жизнь; па­стораль.

Задание 3. Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените словами с соответствующим значением.

1. В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2. Наша специальность считается экономической, то есть мы будущие менеджменты.

3. Публика сканировала: «Браво, Сальвини!»

Задание 4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. Подчеркните его.

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

2. Совет директоров потребовал (гарантийных – гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

3. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономичными – экономическими) методами.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета их семанти­ки. Замените соответствующими паронимами.

1. Славу Караченцову принесла заглавная роль в леген­дарном спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

2. Вашему вниманию предоставляется доклад о творче­стве М. Зощенко.

Задание 6. Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте ошибки.

1. В разговоре он допустил сильную ошибку.

2. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

3. При подготовке к выступлению мы соблюдаем креп­кую конспирацию.

Задание 7. Выпишите нормированные выражения, из сме­шения (контаминации) которых возникла речевая ошибка.

1. Большую роль имеет хороший диплом.

2. Надо смело ставить свои требования.

3. Главный акцент ставится на знание теории вопроса.

4. Львиную часть заданий уже выполнили.

Задание 8. Дополните синонимические ряды прилагательных, опре­делив основной цвет каждого ряда.

1. Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

2. Золотой, янтарный, шафранный, лимонный, канаре­ечный, соломенный, яичный, горчичный.

3. Кубовый, васильковый, индиговый, ультрамарино­вый, сапфировый.

Задание 9. Из каждой группы синонимов выпишите те слова, кото­рые характерны для разговорной речи.

1. Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.

2. Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозго­вать.

Задание 10. Отметьте предложения, где есть плеоназмы.

1. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.

2. Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.

3. Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.

 

Вариант 2 ………………………………………………………………………………

Задание 1. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1. Он всего лишь описал случай, который случился с ним.

2. Она по праву завоевала первое место и призовой ку­бок.

3. Летом дни длятся длиннее.

Задание 2. Выпишите ту часть предложения, где наблюдается непол­нота высказывания. Ошибки исправьте.

1. Если я не согласен с преподавателем, то я имею высказать свою точку зрения.

2. Я бы заключил со многими институтами, чтобы выпускникам было легче поступать в высшие заведе­ния.

3. Одесса с давних времен была местом, куда прибыва­ли и отбывали различные суда.

Задание 3. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:

а) многословие;

б) неполнота высказывания.

1. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно ис­править.

2. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.

3. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.

Задание 4. Определите значение слов. Выделите устаревшие слова.

1. Бренный.

2. Брифинг.

3. Гобелен.

4. Дантист.

5. Зеница.

Задание 5. Выпишите иноязычные слова, употребленные неумест­но. Замените подходящими по смыслу синонимами.

1. На фабриках и заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства.

2. В последнем туре соревнований команда нашего университета потерпела фиаско.

Задание 6. Выпишите просторечные и разговорные слова. Заме­ните их литературными синонимами.

1. Егерь схоронился в кустах.

2. Магазин получил новую партию самописок.

Задание 7. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые исполь­зуются в составе приведенных фразеологизмов.

1. На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.

2. (Черепашьим, гусиным) шагом.

3. Гладить по (голове, волосам, шерсти).

Задание 8. Отметьте те словосочетания, которые являются фразе­ологизмами.

1. Медвежья берлога.

2. Медвежья услуга.

3. Золотые руки.

4. Золотые часы.

5. Волчий хвост.

Задание 9. Отметьте те словосочетания, которые являются свобод­ными.

1. Завязать узел.

2. Завязать переписку.

3. Выйти из себя.

4. Выйти из комнаты.

5. Падать в яму.

Задание 10. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

1.Современный Дон Кихот. А.Сложное, запутанное дело.
2.Гордиев узел. Д.Добрый, бескорыстный че­ловек.
3.Петь дифирамбы. В.Уродливый, безобразный.
5.Настоящий Квазимодо. Г.Восхвалять, прославлять.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.