Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицинские понятия и терминология




Любое речевое нарушение имеет свою причину возникнове­ния (биологическую или социально-психологическую, физио­логическую или патологическую, эндогенную или экзогенную) и механизм образования (периферический или центральный, функциональный или органический). Строение органов речи и их функционирование входят в понятие целостного сомати­ческого и психического здоровья человека.

Причины и механизмы речевых расстройств не могут рас­сматриваться изолированно, вне понимания организма чело­века (его систем, органов, тканей) как единого целого, как целостной саморегулирующейся системы, со своими возраст­ными критическими периодами и этапами психомоторного и речевого развития. Понятие целостности здорового организма распространяется и на понятие болезни как больного орга­низма, с нарушением его структур и функций.

Отсюда возникает необходимость широкой ориентации ло­гопеда в медицинских знаниях, представлениях и понятиях (и, следовательно, в овладении соответствующей медицинской тер­минологией) из области возрастной анатомии и физиологии человека, невропатологии, психопатологии, оториноларинго­логии, офтальмологии, педиатрии, генетики и др.

И в этом отношении общие знания по возрастной анатомии и физиологии человека оказываются осново-полагающими для образования последующих конкретных представлений об ана­томии, физиологии и патологии нервной системы и анализато­ров, принимающих непосредственное участие в образовании речи: слухового, зрительного и, собст-венно, речедвигательного (дыхания, голоса, артикуляции).

 

Знание основ невропатологии, нейрофизиологии, психопато­логии предполагает образование конкретных представлений и понятий:

v о строении нервной системы: ее центральной части (голов­ного и спинного мозга, больших полушарий, коры и подкор­ковых образований и т. д.), перифери-ческой нервной системы (черепно-мозговых нервах, нервной клетке) и вегетативной не­рвной системы;

v о функциях нервной системы: трофической и нейрогу-моральной, рефлекторной и высшей нервной деятель-ности, высших корковых функциях;

v оневрологических и психических болезнях и состояни­ях, их симптомах и синдромах: олигофрении, парезах и геми-парезах, церебральном параличе, психозах, невро-зах, психо­патиях, реактивных состояниях, эпилепсии, шизофрении и др.;

v о речевых расстройствах, связанных с нарушениями ЦНС, с неврологическими и психическими болезнями: алалии, афазии, дизартрии, заикании, афонии, фонастении, аграфии, алек­сии и др.

 

Знание основ оториноларингологии делает возможным со­здать представление о патологии органов слуха и речи и пред­полагает образование конкретных представлений и понятий:

v о строении периферической и центральной частей слу­хового анализатора: наружного, среднего и внутрен-него уха, проводящих путей и коркового конца (височ-ные доли) слухо­вого анализатора;

v об их функциях: звуковоспринимающей, звукопроводя­щей и основообразующей для развития устной речи;

v об ушных болезнях и состояниях слуха: невритах, отитах, парацентозе, инфекциях, воспалениях и анома-лиях строения органа слуха, частичной или полной потере слуха;

v о влиянии болезней органа слуха на состояние и разви­тие устной речи: немота, задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения речи;

v о строении и функциях периферической и центральной
(лобные доли) частей рече-двигательного анализа-тора: дыхания (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и мышцы грудо-брюшной системы), голоса (глотка, гортань, голосовые складки и мыш­цы, ротовая и носовая полости-резонаторы); артикуляции (ро­товая и носовая полости, подвижные части артикуляционного аппарата: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо и увуляр­ный отросток);

v о болезнях и аномалиях в строении: носа (аномалии и повреждения, хронический насморк, полипы, озена); рта (рас­щелины губы и нёба, дефекты языка (микро- и макроглоссии), укорочение уздечки языка, дефекты зубочелюстной системы: прогнатии, протении, открытый прикус и др.); гортани (ост­рый и хронический ларингит, ложный круп, узелки, фиброма, папилломы гортани); глотки (рубцовые деформации, ангины, хронический тонзиллит, аденоиды, гипертрофия нёбных мин­далин, фиброма носоглотки, паралич мягкого нёба);

v о расстройствах речи, связанных с болезнями и аномали­ями рече-двигательного анализатора: органические и функци­ональные дислалии, открытые и закрытые ринолалии, ринофонии, дисфонии, речь ларинго-эктомированных.

 

Знание основ офтальмологии предполагает образование

кон­кретных представлений и понятий:

v о строении периферической и центральной (затылочная область) частей зрительного анализатора: глазного яблока (оболочки, склеры, роговой оболочки, сосудис-того и увеального тракта, радужки, сетчатки, хрустали-ка, стекловидного тела, внутриглазной жидкости, зрительного нерва), глазницы и век;

v освойствах и функциях: аккомодации и рефракции, цен­тральном, периферическом и бинокулярном зрении, Цвето- и светоощущении и основообразующей роли в формировании письменной речи;

v о глазных болезнях и состояниях зрения: спазме и пара­личе, аккомодации, астенопии, миопии и гиперметропии, астигматизме, микро- и анофтальме, воспалительных заболева­ниях и механических повреждениях, конъюнктивитах, увеитах, катаракте, глаукоме, афакии и амблиопии, отслоении сетчат­ки, ретинобластоме, атрофии зрительного нерва, нистагме, ко­соглазии, слепоте, остаточном зрении и слабовидении;

v о влиянии болезней и аномалий органа зрения на фор­мирование письменной речи: задержки формирования чтения и письма, дислексии, алексии, дисграфии, аграфии.

 

В целом же, медицинские знания, представления и поня­тия о разных болезнях, аномалиях и состояниях дополняются еще сведениями о некоторых лечебных мероприятиях по их преодолению и профилактике и о соответствующих лечебных учреждениях.

В заключение следует обратить внимание на то, что совмеще­ние лингвистических и клинических характеристик нарушенной речи, т. е. логопедических понятий (о фонетико-фонематических, лексико-грамматических, мелодико-интонационных и темпо-ритмических недостатках устной речи, чтения и письма) с медицинскими понятиями о их порождении (физиологическом или патологическом), локализации (периферической или цент­ральной) и характере (органическом или функциональном) — служит общей основой для логопедической классификации ре­чевых расстройств (см. таблицу).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.