КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические понятия и терминология
Любое речевое нарушение по-разному, но обязательно, находит свое отражение в психической деятельности человека. Осознание своего речевого дефекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать и ряд своеобразных личностных качеств и особенностей поведения, может отражаться в межличностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных речевых нарушениях психологические особенности логопата входят в понятие сложной структуры его речевого дефекта.1 К тому же, речь человека — понятие не только лингвистическое, но, не в меньшей мере, и психологическое, рассматриваемое как явление (акт, процесс или вид) психической деятельности человека. В этом отношении различают основные функции речи: сообщения и побуждения к действию. Как психологическое явление речь входит в состав коммуникации и мышления, служит развитию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают речь внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих). Поэтому вполне закономерно, что для образования логопедического понятийно-терминологического аппарата необходимы психологические познания (и, соответственно, владение психологической терминологией) из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психологии речи, психолингвистики, специальной Психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагогической и социальной психологии.
Знание основ общей психологии полагает образование понятий о психике человека и общих закономерностях психической деятельности: v о свойствах психики (или функциях): отражения и регуляции поведения и деятельности; v о психических явлениях (актах): процессах, состояниях, свойствах; v об индивидуально-типологических особенностях: темпераменте, личности, характере, способностях; об условиях психического развития и зависимости формирования психической деятельности: от состояния ВИД, темперамента, соматического здоровья, от усло- 'Селиверстов В. И. Психологическая модель фиксированное™ заикающихся на своем дефекте. В кн. «Заикание у детей» — М. 1994. — С. 36—52.
вий жизни и воспитания, от разных видов практической деятельности; v о роли и участии речи в психической деятельности человека; v о психологических методах изучения психических явлений: лонгитюдном и сравнительном методах, наблюдения и эксперимента, бесед и изучения продуктов деятельности, анкетирования и тестов, альтернативном и корреляционном анализе, методах логопедического обследования; о научной надежности используемых психологических методов, их валидности, достоверности, репрезентативности.
Знания основ возрастной психологии формируют понятия. v о роли биологического созревания (как условия) в психическом развитии человека; v о динамике и поэтапном развитии психики, о становлении и развитии различных психических процессов и психических свойств личности в разные возрастные периоды: дошкольном, младшем школьном, подрост-ковом, юношеском, зрелом; v о физиологическом и психическом возрасте, возможном v о связи возрастных особенностей развития речи ребенка с условиями формирования его психических процессов, личностных качеств и поведения в социальном окружении; v о негативном влиянии недостатков речи на формирование психических явлений и индивидуально-типоло-гических свойств личности и наоборот: о негативном влиянии недостатков психического развития на формирование речи.
Названные выше психологические понятия уточняются, углубляются и трансформируются под определенным углом зрения при изучении основ нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики и психологии речи, рассматривающих внутренние стороны речевой деятельности: v о мозговых механизмах высших психических функций, о связи психических процессов с системами головного мозга; v о мозговых механизмах речевой деятельности и тех изменениях в речи, которые возникают при локальных поражениях головного мозга, о системном анализе речевых нарушений и др.; v о процессах порождения и восприятия речевых высказываний, о процессах их кодирования и декодирования; v о связи речевой деятельности индивида с личностными особенностями его речевых партнеров и др.; v о внутренних состояниях и проблемных ситуациях, возникающих при общении между речевыми партнерами в случаях нарушенной речи одного из них.
Сведения из медицинской психологии дают представления и понятия о психогенных факторах и их влиянии на возникновение, течение и лечение разных соматических и психических болезней и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.
Патопсихология — создает психологические представления и понятия о закономерностях распада психической деятельности и свойств личности, об искажениях отража-тельной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его восприятия, памяти, мышления, умственной работоспособности и др. Педагогическая психология — формирует общие представления и конкретные понятия о психологической основе педагогики и частных методик обучения и воспитания: v о закономерностях процесса усвоения (присвоения) индивидом накопленного общечеловеческого социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности; v о психологической основе самого процесса учения (ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапности формирования умственных действий, методы модели-рования, системного анализа и др.), о формировании знаний и, связанных с ними, умений и навыков; v о психологической основе процесса воспитания, о формировании различных сторон личности, о закономер-ностях усвоения нравственных норм и принципов, приобретения и развития эстетического вкуса, формиро-вания убеждений, мировоззренческих позиций и др. На основе знания основ социальной психологии образуются понятия о закономерностях и особенностях поведения и деятельности человека в разных социальных группах: сверстники, дети и взрослые, дети и родители, коллектив класса или возрастной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совместной деятельности и т. д. Среди разных отраслей психологии особое для дефектолога место занимает специальная психология — специфическая отрасль психологии, исследующая закономерности и особенности психической деятельности лиц (преимущественно детей) с разными отклонениями в психофизическом развитии: с недостатками интеллекта (олигофренопсихология), речи (логопси-хология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифлопсихология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детским церебральным параличом), с задержками психического развития. Наличие того или иного дефекта (аномалии, нарушения) в психофизическом развитии индивида порождает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и специфических условий для формирования его личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельности, социального поведения. Специальная психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как психологическая основа обучения и воспитания аномальных детей. Принципиально важным и необходимым для образования представлений и понятий по специальной психологии оказывается опора на основообразующие знания общей, возрастной и других отдельных отраслей психологии, логическая последовательность которых (их примерная схема) показаны нами выше. Содержательная сторона специальной психологии определяется ее основными задачами (в данном случае и ее практическими формами выражения): психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Задачи психодиагностики определяют необходимость понятий: v о сложной структуре самого дефекта, его внешних и внутренних проявлениях (физических и психических факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и причинах возникновения (биологического или социального, врожденного или приобретенного, эндогенного или экзогенного характера); v об общих и специфических закономерностях аномального развития ребенка, о психологических характерис-тиках дизонтогенеза: задержанном или прежде времен-ном развитии, дефицитарном, искаженном или дисгар-моничном развитии; v об отражении дефекта в психической деятельности индивида, о наличии, своеобразии и степени выраженности определенных психических признаков: навыков, умений, способностей, психических процессов, состояний, мотивов, интересов, черт личности, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими и др. v об адекватных психологических методах исследования, вариантах их использования и умении строить диагностические и прогнозирующие суждения, обосновывающие диагноз и выбор в каждом конкретном случае необходимых условий, средств и направленности психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы.
Реализация задач психокоррекционной работы предполагает понимание процессов формирования личности у разных категорий аномальных детей путем использования специальных методов, приемов, средств и условий воспитания и обучения. Существенно значимыми здесь оказываются психологические понятия: v о коррекции и компенсации нарушенных психических функций, социальной адаптации личности индивида, реабилитации поведения, о восстановительном и развивающем обучении и воспитании; v ометодах и приемах психокоррекции, психологической саморегуляции и психотерапии: релаксации, аутогенной тренировки, сенсорного репродуцирования образов, суггестивных и рациональных методах и т. д.; v об условиях и средствах психокоррекционного воздействия: индивидуальных и групповых, прямого воздействия (разъяснение, убеждение, внушение, обучение) и косвенного, опосредованного воздействия (окружающая обстановка, социальная среда, разные виды деятельности: игра, труд, учебные занятия), об использовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки) и разных технических средств (аудиовизуальных, механических и др.); v об участии в психокоррекционной работе с аномальным ребенком разных специалистов (практического психолога, дефектолога, учителей и воспитателей, медицинских работников) и семьи.
Психопрофилактика, рассматриваемая в целом как система мер по охране и сохранению психического здоровья, предполагает в данном случае наличие понятий: v осуществующей взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем индивида, о неблагоприятных факторах (и мерах по их предупреждению) для нормаль-ного физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощенная наследственность, неблагополучные беременность и роды, болезни и травмы в раннем периоде развития, неблагоприятное влияние окружающей среды, социальных и бытовых факторов, недостатки воспитания ребенка и др.; v об изменениях и задержках психического развития аномального ребенка под влиянием имеющегося первичного дефекта и мерах по их предупреждению в семье и в детских общеобразовательных учреждениях; v об органичной связи психопрофилактической, психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы при воспитании и обучении аномальных детей; v о формах профилактической работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специаль-ных детских учреждений: консультирование, беседы, обучение, пропаганда и др.
Как видно из сказанного выше, логопсихология (как часть специальной психологии) тесно связана с разными отраслями психологических знаний, сфокусированных и трансформированных по отношению к индивидумам с разными видами речевых нарушений: дислалиями, ринолалиями и дизартриями; алалиями и афазиями; дисфониями, фонастениями и афониями; тахилалиями, брадилалиями и заиканием; дислексиями и дисграфиями и др.; с нарушениями речевого развития при недостатках интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, задержках психического развития. В число специфических и основных задач логопсихологии входит изучение особенностей психической деятельности этих индивидов и поиски оптимальных путей психокоррекционной работы с ними. Профессионально значимыми здесь оказываются психологические понятия о закономерностях и особенностях психического развития детей с нарушенной речью: v о закономерностях усвоения языка: о развитии способности понимать языковые значения разной степени обобщения; о синхронности приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; о развитии восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; о развитии чувства языка, интуитивного или сформированного владения всеми его компонентами; v о влиянии речевых нарушений на психическое развитие детей: на познавательную и эмоционально-волевую деятельность; на формирование общеобразовательных знаний, умений и навыков; на формирование социально-личностных качеств и складывающихся взаимоотноше-ний с окружающими людьми, определяющими их социальный статус; на особенности их действий, поступков и поведения в разных видах деятельности и в разных ситуациях общения; v о надежных психологических методах дифференциальной диагностики в системе речевых нарушений и психической деятельности ребенка; v о психологических условиях, приемах и средствах, направленных на коррекцию познавательной и эмоцио-нально-волевой деятельности, на социальную адаптацию и реабилитацию поведения ребенка с нарушенной речью; v о профилактических мерах, направленных на предупреждение у ребенка речевых расстройств и связанных с ними нарушений психической деятель-ности: психических процессов, состояний, свойств личности и особенностей поведения.
В заключение следует заметить, что в логопедической практике необходимость психологического изучения и кореек-ционного воздействия на речь, личность и поведение ребенка-логопата нередко носит декларативный характер, а логопеди-ческие приемы и упражнения традиционно ограничиваются только функционально-физиологической, тренировочно-рече-вой направленностью. Между тем, именно психологическая часть логопедической работы (как ее психологическая основа) составляет обязательное условие целостного и одновременного интегрально-личностного коррекционного воздействия на ребенка-логопата в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обучения, в процессе формирования его социальных позиций для полнокровного и достойного участия в общественной жизни.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |