Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические понятия и терминология




Любое речевое нарушение по-разному, но обязательно, на­ходит свое отражение в психической деятельности человека. Осознание своего речевого дефекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать и ряд своеобразных личностных качеств и особенностей поведения, может отражаться в межличностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных речевых на­рушениях психологические особенности логопата входят в по­нятие сложной структуры его речевого дефекта.1

К тому же, речь человека — понятие не только лингвисти­ческое, но, не в меньшей мере, и психологическое, рассмат­риваемое как явление (акт, процесс или вид) психической де­ятельности человека. В этом отношении различают основные функции речи: сообщения и побуждения к действию. Как пси­хологическое явление речь входит в состав коммуникации и мышления, служит развитию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают речь внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих).

Поэтому вполне закономерно, что для образования логопе­дического понятийно-терминологического аппарата необходи­мы психологические познания (и, соответственно, владение пси­хологической терминологией) из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психологии речи, психолингвистики, специальной Психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагогической и со­циальной психологии.

 

Знание основ общей психологии полагает образование поня­тий о психике человека и общих закономерностях психичес­кой деятельности:

v о свойствах психики (или функциях): отражения и регу­ляции поведения и деятельности;

v о психических явлениях (актах): процессах, состояниях, свойствах;

v об индивидуально-типологических особенностях: тем­пераменте, личности, характере, способностях;

об условиях психического развития и зависимости фор­мирования психической деятельности: от состояния ВИД, темперамента, соматического здоровья, от усло-

'Селиверстов В. И. Психологическая модель фиксированное™ заика­ющихся на своем дефекте. В кн. «Заикание у детей» — М. 1994. — С. 36—52.

 

вий жизни и воспитания, от разных видов практической деятельности;

v о роли и участии речи в психической деятельности че­ловека;

v о психологических методах изучения психических явле­ний: лонгитюдном и сравнительном методах, наблюдения и эксперимента, бесед и изучения продуктов деятельности, анке­тирования и тестов, альтернативном и корреляционном анализе, методах логопедического обследования; о научной надежности используемых психологических методов, их валидности, досто­верности, репрезентативности.

 

Знания основ возрастной психологии формируют понятия.

v о роли биологического созревания (как условия) в пси­хическом развитии человека;

v о динамике и поэтапном развитии психики, о становле­нии и развитии различных психических процессов и психи­ческих свойств личности в разные возрастные периоды: дош­кольном, младшем школьном, подрост-ковом, юношеском, зрелом;

v о физиологическом и психическом возрасте, возможном
несовпадении физического и психического развития ребенка;

v о связи возрастных особенностей развития речи ребен­ка с условиями формирования его психических процессов, личностных качеств и поведения в социальном окружении;

v о негативном влиянии недостатков речи на формирова­ние психических явлений и индивидуально-типоло-гических свойств личности и наоборот: о негативном влиянии недостат­ков психического развития на формирование речи.

 

Названные выше психологические понятия уточняются, углубляются и трансформируются под определенным углом зре­ния при изучении основ нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики и психологии речи, рассматривающих внут­ренние стороны речевой деятельности:

v о мозговых механизмах высших психических функций, о связи психических процессов с системами головного мозга;

v о мозговых механизмах речевой деятельности и тех из­менениях в речи, которые возникают при локальных пораже­ниях головного мозга, о системном анализе речевых наруше­ний и др.;

v о процессах порождения и восприятия речевых выска­зываний, о процессах их кодирования и декодирования;

v о связи речевой деятельности индивида с личностными особенностями его речевых партнеров и др.;

v о внутренних состояниях и проблемных ситуациях, воз­никающих при общении между речевыми партнерами в слу­чаях нарушенной речи одного из них.

 

Сведения из медицинской психологии дают представления и понятия о психогенных факторах и их влиянии на возникновение, течение и лечение разных соматических и психических болезней и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.

 

Патопсихология — создает психологические представления и понятия о закономерностях распада психической деятельности и свойств личности, об искажениях отража-тельной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его воспри­ятия, памяти, мышления, умственной работоспособности и др.

Педагогическая психология — формирует общие представ­ления и конкретные понятия о психологической основе педа­гогики и частных методик обучения и воспитания:

v о закономерностях процесса усвоения (присвоения) ин­дивидом накопленного общечеловеческого социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности;

v о психологической основе самого процесса учения (ассо­циативно-рефлекторная теория, теория поэтапности форми­рования умственных действий, методы модели-рования, сис­темного анализа и др.), о формировании знаний и, связанных с ними, умений и навыков;

v о психологической основе процесса воспитания, о фор­мировании различных сторон личности, о закономер-ностях усвоения нравственных норм и принципов, приобретения и развития эстетического вкуса, формиро-вания убеждений, ми­ровоззренческих позиций и др.

На основе знания основ социальной психологии образуются понятия о закономерностях и особенностях поведения и дея­тельности человека в разных социальных группах: сверстники, дети и взрослые, дети и родители, коллектив класса или воз­растной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совместной деятельности и т. д.

Среди разных отраслей психологии особое для дефектолога место занимает специальная психология — специфическая от­расль психологии, исследующая закономерности и особеннос­ти психической деятельности лиц (преимущественно детей) с разными отклонениями в психофизическом развитии: с недо­статками интеллекта (олигофренопсихология), речи (логопси-хология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифлопсихология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата, с детским церебральным параличом), с задерж­ками психического развития.

Наличие того или иного дефекта (аномалии, нарушения) в психофизическом развитии индивида порождает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и спе­цифических условий для формирования его личности, позна­вательной и эмоционально-волевой деятельности, социально­го поведения. Специальная психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как психологическая основа обу­чения и воспитания аномальных детей.

Принципиально важным и необходимым для образования представлений и понятий по специальной психологии оказыва­ется опора на основообразующие знания общей, возрастной и других отдельных отраслей психологии, логическая последова­тельность которых (их примерная схема) показаны нами выше.

Содержательная сторона специальной психологии опреде­ляется ее основными задачами (в данном случае и ее практи­ческими формами выражения): психодиагностики, психокор­рекции и психопрофилактики.

 

Задачи психодиагностики определяют необходимость поня­тий:

v о сложной структуре самого дефекта, его внешних и внут­ренних проявлениях (физических и психических факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и причи­нах возникновения (биологического или социального, врож­денного или приобретенного, эндогенного или экзогенного характера);

v об общих и специфических закономерностях аномально­го развития ребенка, о психологических характерис-тиках дизонтогенеза: задержанном или прежде времен-ном развитии, дефицитарном, искаженном или дисгар-моничном развитии;

v об отражении дефекта в психической деятельности ин­дивида, о наличии, своеобразии и степени выраженности оп­ределенных психических признаков: навыков, умений, способ­ностей, психических процессов, состояний, мотивов, интересов, черт личности, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими и др.

v об адекватных психологических методах исследования, вариантах их использования и умении строить диагностические и прогнозирующие суждения, обосновывающие диагноз и вы­бор в каждом конкретном случае необходимых условий, средств и направленности психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы.

 

Реализация задач психокоррекционной работы предполагает понимание процессов формирования личности у разных кате­горий аномальных детей путем использования специальных ме­тодов, приемов, средств и условий воспитания и обучения. Су­щественно значимыми здесь оказываются психологические понятия:

v о коррекции и компенсации нарушенных психических функций, социальной адаптации личности индивида, реабили­тации поведения, о восстановительном и развивающем обуче­нии и воспитании;

v ометодах и приемах психокоррекции, психологической саморегуляции и психотерапии: релаксации, аутогенной трени­ровки, сенсорного репродуцирования образов, суггестивных и рациональных методах и т. д.;

v об условиях и средствах психокоррекционного воздействия: индивидуальных и групповых, прямого воздействия (разъясне­ние, убеждение, внушение, обучение) и косвенного, опосредо­ванного воздействия (окружающая обстановка, социальная среда, разные виды деятельности: игра, труд, учебные занятия), об использовании разных видов искусства (литературы, живопи­си, музыки) и разных технических средств (аудиовизуальных, механических и др.);

v об участии в психокоррекционной работе с аномальным ребенком разных специалистов (практического психолога, дефектолога, учителей и воспитателей, медицинских работников) и семьи.

 

Психопрофилактика, рассматриваемая в целом как система мер по охране и сохранению психического здоровья, предпола­гает в данном случае наличие понятий:

v осуществующей взаимосвязи между физическим и психи­ческим здоровьем индивида, о неблагоприятных факторах (и мерах по их предупреждению) для нормаль-ного физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощен­ная наследственность, неблагополучные беременность и роды, болезни и травмы в раннем периоде развития, неблагоприятное влияние окружающей среды, социальных и бытовых факторов, недостатки воспитания ребенка и др.;

v об изменениях и задержках психического развития ано­мального ребенка под влиянием имеющегося первичного де­фекта и мерах по их предупреждению в семье и в детских обще­образовательных учреждениях;

v об органичной связи психопрофилактической, психокор­рекционной и коррекционно-педагогической работы при вос­питании и обучении аномальных детей;

v о формах профилактической работы с населением, роди­телями, персоналом общеобразовательных и специаль-ных дет­ских учреждений: консультирование, беседы, обучение, про­паганда и др.

 

Как видно из сказанного выше, логопсихология (как часть специальной психологии) тесно связана с разными отраслями психологических знаний, сфокусированных и трансформиро­ванных по отношению к индивидумам с разными видами ре­чевых нарушений: дислалиями, ринолалиями и дизартриями; алалиями и афазиями; дисфониями, фонастениями и афония­ми; тахилалиями, брадилалиями и заиканием; дислексиями и дисграфиями и др.; с нарушениями речевого развития при не­достатках интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, задержках психического развития. В число специфи­ческих и основных задач логопсихологии входит изучение осо­бенностей психической деятельности этих индивидов и поис­ки оптимальных путей психокоррекционной работы с ними. Профессионально значимыми здесь оказываются психологи­ческие понятия о закономерностях и особенностях психичес­кого развития детей с нарушенной речью:

v о закономерностях усвоения языка: о развитии способно­сти понимать языковые значения разной степени обобщения; о синхронности приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; о развитии восприимчивости к выра­зительности лексических и грамматических единиц на фоне раз­вития эмоционально-волевой сферы; о развитии чувства языка, интуитивного или сформированного владения всеми его ком­понентами;

v о влиянии речевых нарушений на психическое развитие детей: на познавательную и эмоционально-волевую деятель­ность; на формирование общеобразовательных знаний, уме­ний и навыков; на формирование социально-личностных ка­честв и складывающихся взаимоотноше-ний с окружающими людьми, определяющими их социальный статус; на особенно­сти их действий, поступков и поведения в разных видах дея­тельности и в разных ситуациях общения;

v о надежных психологических методах дифференциаль­ной диагностики в системе речевых нарушений и психической деятельности ребенка;

v о психологических условиях, приемах и средствах, на­правленных на коррекцию познавательной и эмоцио-нально-волевой деятельности, на социальную адаптацию и реабилита­цию поведения ребенка с нарушенной речью;

v о профилактических мерах, направленных на предупреж­дение у ребенка речевых расстройств и связанных с ними на­рушений психической деятель-ности: психических процессов, состояний, свойств личности и особенностей поведения.

 

В заключение следует заметить, что в логопедической прак­тике необходимость психологического изучения и кореек-ционного воздействия на речь, личность и поведение ребенка-лого­пата нередко носит декларативный характер, а логопеди-ческие приемы и упражнения традиционно ограничиваются только функционально-физиологической, тренировочно-рече-вой на­правленностью.

Между тем, именно психологическая часть логопедической работы (как ее психологическая основа) составляет обязатель­ное условие целостного и одновременного интегрально-лич­ностного коррекционного воздействия на ребенка-логопата в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обучения, в процессе формирования его социальных пози­ций для полнокровного и достойного участия в обществен­ной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.