Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции налогов и их проявление в усл-ях рын. эк-ки




Эконом. содержание налогов.

Налоги

Сущность налогов.

Практика нал-ния складывалась под возд-вием потре-тей гос-ва в дох-х и намного опережала развитие науки. В ряду др. фин. категорий налоги пред-ют собой наиб. позднюю форму гос-х дох-в. Исторически возник-ние налогов отн-ся к периоду разделения общ-ва на соц. группы и возник. гос-ва как самост. института. В усл-ях разделения форм собст-ти и присутствия рын. отн. налоги становятся глав. методом обеспечения потреб-ти гос-ва в дох-х, т. е. налоги - это перераспределительные отн-я, кот. возникают между гос-вом с 1-ой стор. и налогопл-ками с др. по поводу распределения нац. дохода. Как часть распределит-х отн-й налоги отражают закономерности пр-ва-в этой связи смена эк. формации, полит. строя влияет на изм-ние роли и ф-ций, кот. играют налоги. В соот. с НК налог – это обязательный, индивид-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и физ-х лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст-ти, хоз-го ведения или оператив. управл-я ден. ср-в в целях фин-го обеспеч.деят. гос-ва и (или) муниц-х образований. Отличительные черты налога:

-их обязательность, т.е. все платежи, кот. не обязательны-неналог-вые платежи,

-налоги явл-ся безвозмезд-ми платежами,

-нал. платежи устан-ся в законном порядке,

-налоги-это платежи, кот. взимаются с юр. и физ. лиц,

-налоги-это ден. платежи,не могут уплачив-ся произв-мой продук-ей,

-налоги явл-ся ср-вом образования осн. центр-го фонда страны – бюджета,

-налоги обезличены по отн-ю к расходам, кот. гос. осущ-ет за счет аккумуляции этих ср-в.

В эк. смысле налоги пред. соб. способ перераспределения новой ст-ти, а именно нац. дох., выступают частью единого процесса воспроиз-ва и явл-ся при этом специф-кой формой производ-ных отн-ний.

Ф-ции налогов.

Эк. содержание налогов проявл-ся через их функции. В эк. лит-ре на данный момент отсут-ет ед-во по вопр. о составе ф-ций и их названиям. Ист-ки 1-ой и основной ф-ей налогов явл.фискальная. Суть в том, что с помощью нал-в формир-ся фин.рес-сы г-ва и т.о.созд-ся матер.основа его сущ-ия и функц-ния. Разв. эк. процессов г-ва ведёт к усилению роли фискальной ф-ции. Регулирующая ф-ция - с помощью данной ф-ции гос-во может влиять на изм-ние труд. активности нас-ния, инвестиц. климат в стране, на состояние ден. сис-мы гос-ва. Стимулирующая ф-ция в значит. мере явл-ся производной по отн-нию к 1-ым двум. Суть: любой налог независимо от цели его введения оказ-ет дестимулирующее возд-вие на те виды деят-ти, кот. подлежат обложению и наоборот, стимулируют необлагаемые. Поэт. введение любого налога ведет к искажению оц-ки эф-ти размещения ресурсов в част. секторе эк-ки. Контрольная ф-ция – с помощью нее дается оценка эф-ти каждого отд-но взятого налога и нал. сис. в целом. Воспроизводственная ф-ция – закл-ся в исп-нии взысканных в виде нал. ср-в на восстановление исп-ных ресурсов. Социальная ф-ция – по средствам данной ф-ции гос-во оказ-ет влияние на уровень развития соц. сферы.

Принципы нал-ния.

1. пр-п разумного сочетания прямых и косв-х нал-в - пред-ет исп-ние разнообразных видов налогов, кот. позв-ют максим-но учесть имущ-ное положение нал-ка и получ-мый им доход.

2. пр-п универсализации – во 1-ых, предп-ет один.треб. к эф-ти хоз-ния вне завис-ти от форм собст-ти о орг-прав. форм хоз-ния, а во 2-ых, предп-ет один. подход к опред-ю велич. налога незав-мо от источ-ка получ-го дох. сфер хоз-ния или отраслей эк-ки.

3. пр-п однократности – суть в том, чтобы один и тот же объект облагался налогом одного и того же вида т-ко 1 раз за опред. законом промежуток врем.

4. пр-п нал-ния – заключ-ся в науч. подходе к опред-ю велич. ставки налога, кот. сост. в обосновании той доли изъятия, кот. позволит плат-ку налога иметь доход, обеспеч-щий норм. развитие.

5. пр-п стаб-ти или уст-ти нал-ния – действие в теч. длит. периода вр. неизм-х усл-й нал-ния как в рамках отд. взятых налогов, так и в сис-ме.

6. исп-ние сис. нал. льгот – д. присут-ть льготы, реально стимулирующие производ. деят., и льготы, с помощью кот. возможна реализация пр-па справед-ти.

7. четкое разделение налогов по уровням гос. управления.

2. Налоговая система: понятие, принципы построения и эффективность.

Налоговая система пред. собой перечень зак-но установленных налогов, принципов, форм и методов их установления, изм-ния отмены, уплаты, применение мер со стор. гос-ва по обеспечению их уплаты, осущ-ние нал-го контроля, привлечение к отв-ти и самих мер отв-ти за нарушение нал-го зак-ва. Действ. в наст. время рос-кая нал-вая сис-ма по своей общей структуре, принципам построения, перечню нал-вых платежей и нал-вых групп в основном соот-ет сис-ме нал-ния орг-ций и физ. лиц, прим-мой в странах с рыночной экономикой.Важными параметрами, кот. дают представление о нал. сис-ме РФ, явл-ся: уровень нал-ния (нал. бремя), нал. потенциал гос-ва и его отд. взятой тер-рии, доля или удел. вес нал. сборов в доходах бюджета, общее кол-во налогов и сборов, стаб-ть нал. отн-ний,соотн-ние прямых и косвенных налогов, собираемость налогов и сборов, уровень культуры населения, состояние нал. дисциплины.

Орг-ция и функции налоговой системы подчинены опред-ным принципам:

1.пр-п единства налоговой системы – означ. единство правовой базы налогообложения в виде налогового кодекса, единство порядка ведения бух-го налогового учета, единство валюты, в кот. должны выплач-ся налоги и сборы, единство органов, осущ-щих налоговый контроль и налоговую безопасность, единая система санкций за нарушение нал-вых законов;

2. пр-п налогового федерализма – предполагает четкое определение пределов компетенции и ее субъектов по установлению, изменению и отмене налогов и сборов на своих территориях. Эти права закреплены в бюд. и нал. кодексах;

3. пр-п справедливости- в мире практики существуют 2 подхода к реализации принципа рав-ва,справедлив,нал.ситемы.1 подход состоит в обеспеч-и выгод налогоплат., т.е.уплаченные налоги должны соответствовать тем выгодам,котор. нал-щик получит от гос-ва.В данном случае должна присутствовать тесная связь уплаченных налогов со структурой расходов бюдж.2 подход состоит в способности нал-ка платить причит.налоги.

4.пр-п стабильности – под стабильностью налог.сист.поним-ся относит. неизменность в условиях нал-ния в рамках опред.периода врем.(1 год)

5.пр-п эф-ти – эф-ть нал.сист.складывается из след.положений налоги не должны оказывать влияние на принятие эк. решений субъектов или же это влияние должно быть минимальным. Нал. сис-ма должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию эк-ки страны. Не должны вводится налоги, нарушающие единое эк-кое пространство и целостность нал. сис-мы страны, прямо или косвенно ограничивающие своб. перемещение в пределах тер-рий или между суб-ми или террит-ми образованиями. Нал-вая сис-ма должна исключать возможность экспорта налогов. Не должны прежде всего устан-ся налоги, если их уплата переносится на налогопл-ков др. суб-тов РФ.

Критерии оц-ки эф-ти нал. сис-мы: эк-ко-правовые и политико-административные.

В состав осн-ных эк-ких характеристик состояния нал-вой сис-мы можно отнести след:

1. хар-ка по уровню нал. нагрузки или нал. бремени – наиб. обобщающий пок-ль, кот. хар-ет роль налогов в жизни общества и гос-ва. Осн. задача гос-ва состоит в том, что нал. бремя должно постоянно корректироваться, максимально учитывая уровень нал. нагрузки конкретного налогопл-ка;

2. соотношение нал. доходов от внутр. и внешней торговли – этот пок-ль зависит от состояния эк-ки страны в целом: чем более развита промышленность, сфера высоких технологий, тем в больших объемах страна экспортирует готовую продукцию;

3. соотношение прямых и косвенных налогов – в РФ превышение косвенных налогов над прямыми объясняется:

-недост-м ур-нем благосостояния большей части населения, недост. нал. базы по наиб. значимым налогам,

-демограф-кая ситуация,

-нарушение нал. дисциплины и уклонения от уплаты налогов,

-стр-ра прямых налогов зависит от отн-я собст-ти и соот-щим им распределительным отн-ям.

Помимо ур. развития эк-ки и отн-я собст-ти определяющее значение для построения нал. сис. гос-ва им. факторы политико-правового хар-ра:

-сложившиеся в стране пропорции в распределении хоз-но-эк-ких ф-ций,

-роль налогов среди доходных источ-ков бюджетов разных уровней,

-степень контроля центр.-ной администрации за орг-ми мест. власти.

В эк. лит-ре на данный момент отсут-ет единство по вопросам о составе ф-ций и их названиям.Одни авторы выд-т всего 2-3 ф-и:фискальн.ф-ю,экон-ю ф-ю и контрольную;другие- фискальную,распред-ю(перераспред.)и контр.;третьи- воспроизв-ю,социал-ю,стимулир-ю и др.Фискальную ф-ю иногда называют бюджетной,а регулирующую-экономич-й или рапред-й.Исторически первой и основной ф-ей налогов явл.фискальная.Она возникла с появлением налогов как как самостоятельного эл-та.Эта ф-я отражает причины возникновения налогов.Суть в том, что с помощью налогов формир-ся фин.рес-сы г-ва и т.о.созд-ся матер.основа его существования и функционирования. Развитие экономич.процессов г-ва ведёт к усилению роли фискальной ф-ции. Регулирующая ф-ция – появ-сь в начале 20 в. как самостоятельная и тесным образом связана с практическим регулированием эк-ки гос-ва. С помощью налогов гос-во оказывает возд-вие на эк. цикл. В этой связи налоги м. б. исп-ны как инструмент сдерживания нежелательных процессов. С др. стор. налоги могут способствовать оживлению активизации в различных отд. секторах эк-ки. С помощью данной ф-ции гос-во может влиять на изм-ние труд. активности нас-ния, инвестиц. климат в стране, на состояние ден. сис-мы гос-ва. В этих процессах прослеживается взаимосвязь регулир. и фискальной ф-ции.

Стимулирующая ф-ция в значит. мере явл-ся производной по отн-нию к 1-ым двум. Суть: любой налог независимо от цели его введения оказывает дестимулирующее возд-вие на те виды деят-ти, кот. подлежат обложению и наоборот, стимулируют необлагаемые. Поэт. введение любого налога ведет к искажению оц-ки эф-ти размещения ресурсов в част. секторе эк-ки. Наим-шим дестимулирующим св-вом обладают налоги, исп-щие в своем составе наиб. широкую нал. базу при невысоких нал. ставках и мин-ных нал. льгот.

Контрольная ф-ция – с помощью нее дается оценка эф-ти каждого отд-но взятого налога и нал. сис. в целом. Колич-ное выражение рез-тов функц-ния того или иного налога динамики развития налогов дает возм-ть выявить необх-ть внесения своеврем. изм-ний в нал. сис-му и бюджетную политику в целом. В данном случ. налоги выступ. как элемент независимого контроля за фин-хоз деят-ю суб-та. Воспроизводственная ф-ция – закл-ся в исп-нии взысканных в виде нал. ср-в на восстановление исп-ных ресурсов.

Социальная ф-ция – по средствам данной ф-ции гос-во оказ-ет влияние на уровень развития соц. сферы. Наиболее очевидно это им. место в сис-ме нал-ния населения. Единство ф-ций не исключ. противоречий: в фиск. ф. заложено противоречие между необх-тью пост-го и большего увеличения потреб-ти гос-ва и огранич-ми возм-ми плательщика. Это противоречие явл-ся источ-ком развития данной ф-ции.

4. Налоговое планирование и прогнозирование: сущность, методы и основные направления.

Налоговое планирование – это составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономики обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объем налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом.

При налоговом планировании реализуется не только фискальные задачи, но и закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования, в частности стимулирования развития, наиболее эффективных производств и отраслей. Общегосударственное налоговое планирование преследует цель определить объём финансовых ресурсов в разрезе плательщиков для их дальнейшей централизации в общем государственном фонде (бюджете). При планировании этих ресурсов органы власти ориентируются на максимально возможный уровень налогового изъятия. Такой процесс базируется на учете роста общегосударственных потребностей по мере развития общества. Объективность растущих финансовых потребностей была обоснована Вагнером, который сформулировал закон «Возврат потребностей по мере развития общества» в рамках закона определяется потребность государства в увеличении росте государственных расходов из-за роста населения, повышения его образовательного уровня, развития сферы услуг, изменصние их качественного содержания и т.д.

Разработка конкретных задан8й по налогам н0 планируемый период содержит ряд взаимосвязанных действий: 1. поиск вариантов налогового режима в госу4арстве с Cч5том тен4енции истекшего периода; 2. оценка оптимального налогообложения их ранжирования в разрезе налоговых групп, типов финансовой хозяйственной деятельности, групп налогоплательщиков, отдельных территорий и т.д.; 3. расчет проекта налоговых доходов с учетом результата проведенных экспертиз исполнение бюджета истекшего года.

Для расчета конкретных сумм налоговых поступлений в бюджеты разных уровней большое значение имеет три принципиально важных направления 1. тщательное изучение положительных и отрицательных проявлений во взаимоотношениях налогоплательщиков и бюджетом и установление этих взаимоотношений; 2 проведение факторного анализа бюджетно-налоговых отношений с целью выявления влияния системы налогообложения его отдельных элементов и отдельных налогов на показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов и наоборот, 3. предположительная оценка вероятности возникновения непредвиденных экономических, финансовых, бюджетных и налоговых ситуаций, разрыв между целями налогоплательщиков и бюджетными законами и разработка комплекса мер по их сглаживанию или их полному устранению.

На практике применяется общеэкономические методы в процессе налогового планирования: 1. балансовый; 2 метод экспертных оценок; 3 метод анализа (факторного); 4 метод корреляции; 5 построение хронологических рядов; 6 метод ранжирования и др.

Использование методов является в полнее правомерным так как они являются унифицированными и не зависят от специфики исследуемых процессов. При этом выбор конкретного метода определяется целями которые состоят на конкретном этапе налогового прогнозирования временными рамками и конкретными видами налога. В процессе налогового планирования применяется метод экономического анализа. Его предмет: 1 сумма поступивших налогов и их динамика; 2 тенденции развития налогооблагаемой базы и составление его элементов; 3 структура налогов

Одновременно в налоговом планировании могут применяться специфические подходы к выявлению налоговых закономерностей и выявлению на их основе перспективных налоговых концепций. Можно выделить несколько групп количественных методов используемых при проведении статистических налоговых исследований: 1 многомерный – факторный который используется для обоснования решений, в основе которых лежат разнообразные переменные. Например, определение объема ВВП в зависимости от технического уровня производства. 2. регрессивные-корелляционные методы, которые применяются для определения полных показателей характеризующих деятельность налоговых органов. 3. имитационные методы - эти методы используют, когда расчетные показатели, влияющие на ситуацию в сфере налогообложения наподдаются логике простых альтернативных решений. 4 теории игр, теории массового обслуживания, описание реакции налогоплательщиков на принимаемые изменения, 5 детерминированные методы исследования операций в том числе линейное и нелинейное прогнозирование.

В настоящее время происходит повсеместный переход к автоматизированной системе требующей техническое переоснащение налоговых органов, распространение принятых в мировой практике технологии сбора и обработки информации и приобретение навыков и умение пользоваться полученными данными. Автоматизированная информационная система решает следующие задачи: 1 повышает достоверность учетных данных как в размере по количеству налогоплательщиков, так и поступивших налогов, 2 обеспечивает оперативность налоговых служб, 3 улучшает качество бухгалтерского и налоговой отчетности, позволяет провести углубленный анализ динамики налоговых поступлений и сформировать банк данных для составления прогнозных расчетов по налогам с учетом изменения состава плательщиков, сокращает объем бумажного – документа оборота высвобождает время для проведения аналитической работы и способствует повышению качества управленческих решений с целью выработки системы налогообложения на перспективу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.