Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ее строение и методы




 

Томск 2011 г.

 

РАЗРАБОТАНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ секцией гуманитарной подготовки научно-методического Совета ТГАСУ

 

Составитель: профессор Элентух И.П.

 

 

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей при изучении курса «Психология и педагогика»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. План семинара № 2..........................,.......................................……………………………….4

 

2. Контрольные вопросы и темы рефератов.......................................………………………...6

 

3. Введение...............................................................................…………………………………7

 

4. Современная психология. Ее предмет и место в системе наук // Введение в психологию. Под ред. Петровского. - М., 1996. - С. 70-73.................………………………………………13

 

5. Психология как наука // Немов Р.С. Психология. - Кн. 1 - М.. 2002. - С. 8-25.......................................................................................………………………………………15

 

6. Структура современной психологии // Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. - М., 1996. -С. 80-87.......................................…………………………………..24

 

7. Братусь Б.О. Общая психология: метафизический и прагматический смысл //Психологический журнал. 2003. - № 3. - Т. 24. -С. 101-104...........………………………..28

 

8. Братусь Б.С. Психология - наука о психике или учение о душе? // Человек. -2000.-№ 4.-С. 30-38...........................................................…………………………………………………..32

 

9. Воробьев С.Л. Христианская психология как призыв бытия. Духовная практика. Психика и психология // Начала христианской психологии. - Учебное пособие для вузов. - М., 1995. - С. 84-87, 96-97, 100- 04.......……………………………………………………….43

 

10. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления в психологии XX века. Методы психологического исследования // Психология и педагогика. Под ред. А.А. Радугина. - М., 2000.-С. 13-27.......................................................................…………………………………………………49

 

 

Семинарское занятие 2

Тема: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ, ЕЕ СТРОЕНИЕ И МЕТОДЫ

 

1. Психология как наука, ее предмет. Функции психологии как науки.

2. Строение психологии как науки, ее основные разделы. Методы исследования в психологии.

3. Отличие научной психологии от религиозной, их взаимодействие.

4. Основные исторические этапы развития психологии, ее выдающиеся представители.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Предмет психологии, ее задачи и методы// Немов Р.С. Психология. - М., 2002. - С. 5-28.

2. Структура современной психологии. Понятие общей психологии // Введение в психологию. Под редакцией А..В. Петровского. М., 1996. - С. 80-87.

3. Братусь Б.С. Общая психология: метафизический и прагматический смысл // Психологический журнал, 2003. - № 3. - С. 101-104.

4. Братусь Б.С. Психология - наука о психике или учение о душе? // Человек, 2000.-№ 4.-С. 30-38.

5. Методы психологического исследования. Словарь к теме //Радугин А. А. Психология и педагогика. - М., 2000. - С. 22-27.

6. История психологии // Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2003.-С. 54-83.

7. Основные психологические школы // Введение в психологию. Под ред. Профессора А.В. Петровского. - М., 1996. - С. 44-68.

8. Основные исторические этапы развития психологической науки // Радугин А.А. Психология и педагогика. - М., 2000. - С. 13-22.

 

Дополнительная литература:

 

1. О предмете социальной психологии // Андреева Г.М. Социальная психология. -С. 19-25.

2. Предмет социальной психологии // Ощепкова А.П., Рыкун P.O. опросы социальной психологии. - С. 16-20.

3. Открытие эгоцентризма детского мышления // Обухов Л.Ф. Детская психология —С. 14-153

4. О предмете психологии и ее отраслях // Мещеряков Б. Введение в человекосознание. - С. 307-310.

5. Психолого-педагогическая поддержка детей // Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - С. 111-121.

6. О роли психологии в воспитании // Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - С. 12-17.

7. Определение психологии / Джемс У. Психология. - С. 17-20.

8. Предмет психологии индивидуальных различий // Егорова М. Психология индивидуальных различий. -М., 1997. -С. 13-19.

9. Общая психология. Курс лекций. - М., 1995.

10. Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.

11. Психология памяти. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 2000.

12. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А. А. Деркача. - М., 2002

13. Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2002.

14. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов на Дону, 1996.

15. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. - М., 1995.

16. Васильев ОС. Филатов Ф.Р. Психология здоровья. - М., 2001.

17. Введение в практическую социальную психологию. - М., 1994.

18. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 1994.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое психология как наука? В чем специфика ее предмета?

2. Каковы функции психологии в жизни человека и общества?

3. Каким образом устроена психология как наука, какие разделы она включает?

4. В чем отличие индивидуальной психологии от социальной? Как различаются их предметы?

5. Каковы особенности объективных методов исследования в психологии?

6. Что собой представляют субъективные методы? В чем суть проективных методов в психологии?

7. Что такое метод духовной практики в психологии?

8. В чем отличие научной (светской психологии) от религиозной? Как по-разному они понимают назначение души в жизни человека?

9. Каковы основные исторические этапы развития психологии: а) в античности; б) в средневековье; в) в новое время; г) в XX веке?

 

Темы рефератов:

 

1. Роль психологии как науки в жизни общества.

2. Связь психологии как науки с другими формами культуры: с философией, историей, естествознанием.

3. Психология и искусство.

4. Психология и мораль5. Психология и религия.

6. Психология и политика.

7. Психология и экономика.

8. Психология и public relations (связи с общественностью).

9. Возрастная психология.

10. Медицинская психология.

11. Юридическая психология.

12. Педагогическая психология.

13. Профессиональная психология.

14. Психология семьи.

15. Социальная психология.

16. Инженерная психология.

17. Гуманистическая психология.

18. Трансперсональная психология.

19. Психология логотерапии.

20. Христианская психология.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Если психология человека - это действительный феномен его внутреннего мира, вполне реальное явление душевной жизни, то «Психология» как специальная дисциплина - это область знаний, практического и духовного опыта, сложившегося о данном явлении в истории культуры. Все мы и каждый человек в отдельности наблюдаем за собой, осмысливаем свою душевную и духовную жизнь и становимся сами себе психологами, используя накопленный опыт переживаний, мышления, решений и поступков. Однако в самых серьезных и ответственных ситуациях нашей душевно-духовной жизни мы можем обратиться к знаниям «Психологии». Как наука, «Психология» стала складываться в ХVШ веке. Поскольку научный подход связан с применением принципа объективности познания, принципа причинности связей явлений, а в постижении субъективной и индивидуальной природы душ человеческой эти принципы не выполнимы, постольку предметом «Психологии» стала психика, ее процессы, состояния, свойства и закономерности психического устроения человека. В то же время, опыт постижения идеальных смыслов, особенностей и определенных «законов» душевно-духовной жизни человека в наибольшей степени представлен в психологическом содержании искусства, морали, религии, философии. Таким образом, знание «Психологии» может быть научным и не научным, вне научным.

Предметом «Психологии» как науки является изучение закономерностей душевной реальности человека, ее становления, функционирования и развития, которые представлены в психических процессах, состояниях и свойствах внутреннего мир! человека.

Процессы характеризуют психику человека в изменении, в движения, в действии в динамике. Такими психическими процессами являются: восприятие, ощущение представление, память, мышление, воображение, речь и т.п.

Состояния характеризует психику человека в устойчивости, в неподвижности, неизменности. Такими психическими состояниями являются: вера, страх, любовь внимание, возбуждение, понимание, тревожность, уверенность в себе и т.п.

Свойства характеризуют те существенные стороны, аспекты психики человеке которые отличают его от других. Психическими свойствами являются: темперамент, воля, характер, задатки, способности, совесть, ум и т.п.

Выяснив предмет «Психологии», можно перейти к вопросу о ее значении в жизни человека и общества, то есть к разбору тех функций, которые могут выполнять знания «Психологии». И здесь, прежде всего, следует обратить внимание на тот неподдельны интерес к знанию «Психологии», который вызван глубокой потребностью человека в том чтобы узнать себя, свои сильные и слабые стороны, чтобы научиться владеть собой, полнее раскрыть свои способности. Таким образом, первой функцией знания «Психологии» является его участие в познании человеком самого себя.

Другим чрезвычайно важным значением знания «Психологии», является его роль познании внутреннего мира других людей. Это помогает лучше понимать людей особенно близких нам, правильно строить с ними отношения, избегать конфликтов, а если они возникают, то научиться управлять конфликтом, чтобы не стать его жертвой, отношениях с другими людьми в деятельности и в общении знания «Психологии» мог помочь оказать положительное воспитательное воздействие. Велико значение знаний «Психологии» в менеджменте, в политической деятельности, в формировании общественного мнения. Трудно переоценить важную роль знаний «Психологии» для семейной жизни, а также в профессиональной деятельности.

Третьей функцией психологического знания является его незаменимая роль работе человека над самим собой, в развитии своих задатков и способностей; в изменении своего характера, в избавлении от вредных привычек, в самовоспитании чувств и совести, ее возвышении. Принципиально важной является роль психологического знания в том, чтобы за горизонтом собственной душевной жизни суметь открыть глубину жизни духовной и психологически включиться в практику духовного совершенствования, помогающей удерживаться от гнева и зависти, от осуждения других и высокого самомнения и наоборот позволяющей обрести долготерпение, мир в душе, нелицемерную любовь к людям.

Для того, чтобы «Психология» могла выполнить свою роль в жизни человека и общества, ей необходимо иметь соответствующее строение. Поэтому вполне логично перейти к разбору того, как устроена «Психология», какие основные разделы и отрасли она в себя включает. Здесь надо сразу же отметить, что фундамент психологического знания образует «Общая психология», предметом которой как раз и являются психические процессы, психические состояния и психические свойства человека. Общей она называется потому, что открываемые ею законы (например, памяти, внимания, темперамента) не зависят от особенностей пола, возраста, расы, телосложения, принадлежности к определенной культуре, нации, духовной вере и т.п.

«Общая психология» лежит в основе еще двух важнейших отраслей психологической науки: «индивидуальной психологии», и «Социальной психологии». Первая исследует душевную реальность человека в его отдельном существовании, вне связей с другими людьми, то есть эти связи существуют и они признаются, но они не оказывают какого-либо существенного влияния на психологию человека. Основными разделами «Индивидуальной психологии» является: 1. «Психология индивида», включающая такие подразделы как «Психология пола», «Психология возраста», «Психология расы»; 2. «Психология личности», включающая «Психологию деятельности», «Психологию мышления», «Психологию поведения»; 3. «Психология индивидуальности», содержащая «Психологию воли», «Психологию характера», «Психологию способностей и мотивов».

Основными разделами «Социальной психологии» являются»: 1. «Групповая психология», 2. «Психология общения» и 3. «Социальная психология личности». Главная особенность «Социальной психологии» состоит в том, что она изучает душевную реальность человека в прямой зависимости от его взаимоотношений и влияний со стороны других людей, то есть она рассматривает душевный мир «человека среди людей». Основополагающим принципом: «Социальной психологии» является положение о том, что «человек, сам по себе не равен тому же человеку в составе группы», ибо он становится в корне иным: меняются его язык, речь, мышление, эмоции, деятельность, характер, потребности, мотивы и т.п.

И, наконец, все выделенные нами отрасли психологической науки имеют прикладной аспект, а совокупность этих прикладных аспектов образует новую, сейчас бурно развивающуюся, отрасль «Психологии» - «Практическую психологию». Назовем ее основные разделы 1) «Педагогическая психология; 2) «Медицинская психология», 3) «Юридическая психология», 4) «Психология семьи», 5) «Инженерная психология». Далее следует указать на психологию разных форм культуры: «Психологию научного творчества», «Психологию морально-нравственных отношений», «Психологию искусства», «Психологию религии», «Психологию политики» и самый обширный раздел «Практической психологии» - это «Профессиональная психология» (см. учебник Е.А. Климова). Подытожим наше описание строения «Психологии» как науки следующей схемой:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.