КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Практическая психология 4 страница
Однако вернемся к вопросу: возможно ли в нынешнем положении освещение, просвещение психологии душой? Для этого вновь обратимся к истории. Выше мы приводили примеры негативного отношения к возникновению экспериментальной психологии со стороны религиозно-философских кругов начала века (С.Л. Франк, митрополит Макарий, епископ Феодор). Однако в Церкви присутствовало не только это мнение. 23 марта (по старому стилю) 1914 года на торжестве открытия первого в России и одного из первых в мире Психологического института при Московском университете Преосвященный Анастасий, тогда Епископ Серпуховской, после молебна обратился к ученому собранию с речью, в которой отметим следующие слова: "Душа, созданная по образу Божию. — это поистине венец творения. Разумная, она отражает в себе и познает весь мир; свободная — она способна к нравственному действию. Неудивительно поэтому, что она всегда привлек ала к себе испытующие взоры мудрецов и ученых. До последнего времени изучение психической жизни производилось лишь с помощью самонаблюдения, но несколько десятилетий назад человек, измеривший моря и земли, исчисливший движение планет небесных, подошел и к душе с мерою и числом. И конечно, возможно точное изучение душевных явлений можно только приветствовать. Но, стремясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естественных границах познания души вообще и при помощи экспериментального метода — в частности. Точному определению и измерению может поддаваться лишь, так сказать, внешняя сторона души, та ее часть, которая обращена к материальному миру, с которым душа сообщается через тело. Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души, можно ли измерить ее высшие проявления?.. Не к положительным, но к самым превратным результатам привели бы подобные попытки". Итак, для нас принципиально важно, что уже тогда, на заре отечественной психологической науки были видные представители Церкви, которые отнюдь не анафематствовали научную деятельность психологов, не рассматривали ее как греховную, богопротивную; они лишь четко ограничивали эту деятельность внешней стороной души, обращенной к материальному миру, т.е., по сути, психикой как аппаратом отражения среды и взаимодействия с ней. Здесь признавались вполне уместными мера и число как основания науки. Но понятно, что эти средства должно оставить, сменить при обращении к внутренней стороне души, ее сущности, ее высшим проявлениям. Однако и в том и в другом случаях в качестве главного предмета удерживалась душа, только разные ее стороны: сторона внешняя, обеспечивающая связь с миром посредством органов чувств, процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций и — сторона внутренняя, смыслонесущая, имеющая непосредственную и таинственную связь с духовным миром. Поэтому в идеале и перспективе, равно как в истоке своего происхождения, две психологии, о которых шла речь, — не противоречат, не исключают друг друга, ибо изучают разные стороны и проявления единой души человека. Могут возразить, что наука должна уметь обходиться без метафизики, без учета, принятия во внимание духовной стороны бытия, иначе она не сохранит свою объективность, т.е. собственно научность. Не будем отвечать за всю науку, но в отношении психологии надо сказать твердо: любая конкретная психологическая система, теория исходит и — одновременно — восходит к некоторому образу человека. Это может быть "человек подсознательный" (как в психоанализе), "человек поведенческий" (как в бихевиоризме) и т.п. Так или иначе, это — "человек психологический", ибо тот или иной психологический ракурс становится определяющим для общего рассмотрения и понимания человека, при котором психика вытесняет душу, занимает ее место, или — по-другому — не оставляет места для души. В этом плане важно уточнить, что душа была "потеряна" не психологией как таковой, а антропологией, на которую она ориентировалась. Поэтому и "возвращение души" — это прежде всего проблема восстановления полноценной картины человека в нашей культуре как образа и подобия Божьего, где образ так или иначе дан, запечатлен, просвечивает в каждом из нас, — пусть глубоко падшем и грешном, пусть искореженном жизнью и судьбой так, что образ этот уже почти не виден, но, однако же, именно он являет сущность человека, являет ту непреходящую ценность, что делает любого человека большим, чем он сам и — одновременно — недостойным самого себя. Понятно, что удержание, выявление, просветление такого образа требует особых и всесторонних усилий. Поэтому и говорят, что если образ дан, то подобие надо стяжать, завоевать постоянным трудом души. Работой и подвигом всей жизни. Это и есть смысловая суть развития, осуществления человека, путь достижения, соединения его со своей сущностью или того, что на церковном языке зовется трезвением, вхождением в разум истинный, спасением. В свете этой каждодневной и, одновременно, предельной задачи, выше которой не подняться, но и ниже не должно опускаться, — психика и получает свое место, необходимое и значимое (но отнюдь, конечно, не достаточное) для спасения человека, место уникального и совершенного, предусмотренного Самим Богом инструмента жизненной реализации души и духа. И тогда психология как наука об этом инструменте, его способах и режимах действия, возможностях, ограничениях, поломках, методах коррекции и т. п. — получает свое оправдание и высший смысл. Подведем некоторые выводы. Первое: научная психология должна вспомнить о том условии, с которого началась, условии, без которого она, как и все наши знания, не имеет конечного смысла, а именно: факта существования высших проявлений души, её Божественного происхождения и бессмертия. Второе: психология умозрительная — душесловие — не должна забывать о реальных процессах соприкосновения души с конкретным, сегодняшним миром, законах и силе психического. Человека нельзя ангелизировать, абстрагироваться от его тела, "кожаных риз", физиологии, психики, социальных отношений, от всех возможностей, тягот и принудительности телесной и психической жизни: их нельзя по человеческому произволу просто так "отменить" или игнорировать. Забвение этого опасно и для самого духовного роста, ибо тогда легко впасть в гордыню, прелесть относительно своих духовных успехов, на деле могущих быть дутыми. Церковная литература содержит множество тому примеров; так, в одном из поучений говорится, что если молодой монах "улетает в небо", то надо хватать его за ноги и твердо ставить на землю. Другая распространенная форма этой гордыни — высокомерное осуждение, надменность, надмевание над чужим падением, слабостью, несчастьем, ошибками, болезнью. Как часто мы слышим уверенное: "послано в наказание за такие-то и такие-то грехи", — словно осуждающему известна вся последняя, самая точная информация, непосредственно данная ему из сфер небесных или Книги человеческих судеб и словно он сам, как и любой смертный, не может подвергнуться тем же напастям при определенных условиях и обстоятельствах. И, наконец, последний, обобщающий все вышесказанное вывод. Обеим психологиям нельзя забывать о сложности строения души, о том, что помимо одной её ипостаси, изучению которой они посвящают себя, в человеке присутствует и живет другая. Как ни привести известные строки Ф. И. Тютчева: "О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, о как ты бьешься на пороге! О как двойного бытия!" Обе психологии изучают это "двойное бытие" и его "биение" на пороге человеческой жизни и смерти, но каждая — со своего угла зрения, со своей стороны. Как бы хотелось, чтобы эти углы зрения, эти стороны нашли пути соединения, взаимосвязи, сопряжения и стали одной единой областью с прекрасным, полным ответственности и значения названием — Психология, в которой исследования психики служат пониманию условий раскрытия Божественного предназначения души, а слова и поучения о душе подразумевают понимание специфики и законов психического устроения человека.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛЫ ©2003 г. Б. С. Братусь Доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии МГУ, Москва
Надеюсь, никто не питает иллюзий в отношении того, что в кратком докладе можно с достаточной полнотой раскрыть метафизический и прагматический смыслы общей психологии. Речь пойдет лишь о некоторых пролегоменах, наметках и, как принято на кафедре общей психологии, очень общих. И поскольку дата сегодня историческая - шестидесятилетие кафедры - то возьмем по преимуществу исторический аспект проблемы. Чтобы не уходить уж совсем далеко - начнем с последней трети XVIII века. В 1781 г. Иммануил Кант издает основополагающий для всего развития философии труд "Критика чистого разума', где, в частности, с немецкой мощью и жесткостью представляет систему метафизики. В этой системе нашлось место и эмпирической психологии, правда, здесь у нее весьма условные, прямо-таки птичьи права. Впрочем, судите сами - Кант поучительно говорит следующее: "...Эмпирическая психология должна быть совершенно изгнана из метафизики. Однако, согласно обыкновению в ученом мире, все же приходится еще оставить для нее местечко в метафизике (хотя лишь в качестве эпизода), из соображений экономии, так как она еще не настолько богата, чтобы самостоятельно составить предмет изучения, и в то же время слишком важна, чтобы совершенно исключить ее или придать ее какой-либо другой науке, от которой она еще более далека, чем от метафизики. Следовательно, она - лишь пришелец, который пользуется приютом до тех пор, пока не создает себе собственное жилище в обстоятельно разработанной антропологии (составляющей подобие эмпирического учения о природе)" [2, с. 691]. Правомерно ли при таком подходе ставить сам вопрос о метафизическом смысле психологии -пришелицы и приживалки, снимающей угол у метафизики? Вряд ли. По крайней мере, я не решаюсь обозначить этот смысл, тем более ввиду последующей затем истории. Ведь Кант оказался прав - психология примерно 100 лет спустя будет изгнана из философии. Это если смотреть со стороны самой философии. По более щадящей наше самолюбие версии - психология гордо ушла сама, хоть ее удерживали и всячески просили остаться. Наконец, третья историческая версия: психология была вырвана из слабеющих рук идеалистической философии естествоиспытателями -именно они стремительно набирали вес и общественную силу во второй половине XIX века. Достаточно напомнить заголовок знаменитой статьи И.М. Сеченова "Кому и как разрабатывать психологию?". Ответ, как хорошо известно, был решительным и однозначным. Кому - физиологу, а не философу. Как - объективными методами, причем в большинстве прямо заимствованными из арсенала физиологических лабораторий. В дальнейшем надежды на создание строго физиологической психологии поугасли, но, так или иначе, с этого времени и почти на век вперед моды одежды, манеры, критерии в психологии стали ориентированы естественнонаучно. Был ли в этс время у психологии какой-то особый самостоятельный метафизический смысл? Опять же, вряд ли, ибо в общефилософском плане ее жилище не было отдельным, самостоятельным, она и тут не была себе хозяйкой, а приживалкой. Недаром, основной вопрос, мучивший психологию в этом столетии: "А наука ли я?" При этом в качестве науки мыслилась только естественная модель. Курт Левин писал в двадцатых годах прошедшего столетия, что психология так медленна поднималась от исследований элементарных ощущений к более сложным формам вое приятия, от элементарного запоминания к сложным формам памяти, от отдельных мыслительных актов к развитому мышлению прежде всего из-за боязни, что на каждой более высокой ступе ни она не сможет применить достаточно статистической обработки и - тем самым - не сможет соответствовать критерию научности. Итак, еще без малого сто лет проживания в кущах естественнонаучного подхода и новое переселение, точнее, отселение, бунт части психологов и переход к другой ориентации. По времени -это после Второй мировой войны, в шестидесятых годах. Именно в эти годы появились язвительные строки в статье Британской экциклопедии (1964): "Бедная, бедная психология. Сначала она утеряла душу, потом сознание, теперь испытывает опасения по поводу поведения". Да, борьба за чистоту естественнонаучного метода дорого обошлась психологии. Само собой разумеется, не будем умалять великих заслуг, история психологии - не только история потерь, но и многочисленных приобретений, которыми мы по праву гордимся: это тысячи тонких исследований, выдающиеся теории восприятия, памяти, мышления, поведения человека и животных. И -тем не менее - строгие и четкие одежды естественнонаучного подхода стали тесны, и некоторые психологи начали отделяться. Их новым ориентиром и жилищем стал гуманитарный подход, тем самым, качественно иной общенаучный принцип, например, смена монопарадигмальности на поли-парадигмальность. В рамках этого подхода с неизбежностью появляется интерес, затрагиваются, обсуждаются и философские аспекты бытия - свобода, смысл, назначение человека, правда, истина, нравственность. Намечается новая встреча с философией, на новом основании и условиях. Круг замыкается. Чтобы сделать процесс наглядным, воспользуемся хорошо известной науковедческой схемой, предложенной Б.М. Кедровым. Она представляет собой некий треугольник наук, вершина которого - науки философские, а углы основания - соответственно - науки гуманитарного и естественного циклов. Психология при этом помещалась где-то в середине этого условного треугольника. Наложим теперь на эту схему намеченную нами выше историческую последовательность. В результате получим примерно такой рисунок: Эта схема иллюстрирует смену оснований психологии за последние 200 лет. По сути дела, перед нами три психологии Ψ1 Ψ2 Ψ3), ТРИ Разных методологии. Психология при этом не просто кочует из угла в угол. Она прорабатывает каждый угол и, что важно, уже не покидает его полностью. Новый этап психологии не закрывает предыдущий, просто смещаются ее основные интересы, угол внимания к ней ученых и публики. И чтобы это увидеть - не надо уходить далеко е историю. Если мы возьмем нашу кафедру всего тридцать лет назад, то тогда ее можно было вполне переименовать, или, точнее, расшифровать как кафедру экспериментальной психологии восприятия. Лучшие силы факультета занимались восприятием - лаборатории под руководство! Ю.Б. Гиппенрейтер (позже В.Я. Романова) В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева (позже А.Д. Логвиненко), Б.М. Величковского. И что сегодня? Я недавно услышал упрек в адрес кафедры - раньше занимались восприятием, точными экспериментами, а сейчас это в загоне, надо бы восстановить. Думаю, это примерно то же, что упрекать -раньше все образованные люди говорили по французски, а сейчас мало кто его знает и все во круг - только по-английски, надо бы восстановить традицию, желательно со следующего месяца. На самом деле - речь о ходе истории, ее, пусть небольшом, но реальном шаге за последнее время. Тогдашние герои восприятия давно и добро вольно покинули это поле битвы. Ю.Б. Гиппенрейтер стала гуманистически ориентированным психотерапевтом, а В.П. Зинченко - философом психологии. Возникает неизбежный вопрос: а какая психология (Ψ1 Ψ2 Ψ3) является правильной - та, что ютилась в метафизике (Ψ1), или естественнонаучно ориентированная (Ψ2), или гуманитарная (Ψ3) или опять на новом повороте общающаяся с философией Ψ1)? Ответ, думается, обескураживающе прост - правильными были все психологии. Другое дело надо понять и отрефлексировать - какому правилу они при этом подчинялись, в отношении какого именно пласта психической жизни выстраивались, что они улавливали своими методами оценками (правилами) и что теряли при этом. Естественнонаучная ориентация психологи! как уже говорилось, дала массу ценных знаний, теорий, дисциплинировала ум, ввела психологи! в строгую науку, сделала ее уважаемой. Но н этом пути она потеряла душу, упростила сознание, редуцировала "я" человека. Переходя, вер нее, переводя психологию в область гуманитарного знания, его правил и реалий, мы можем, наконец, говорить о чем молчали столетие -милости и милосердии, о смысле, о доблестях, подвиге и славе, о вере, надежде и любви. Но, одновременно, и теряем - в точности, ясности, логике, возможностях экспериментальной проверки данных. Если в естественнонаучной области не хватало слов о значимом для человека, то здесь опасность превратить все в слова, слова, слова, в некую поэтическую антропологию или психологическую философию. То же и с философской психологией - обретаем онтологическую опору, набираем высоту, но как бы, поднимаясь, не отделиться от грешной психологической действительности и, глядя с небес, не повторить гегелевское "тем хуже для действительности" и не выпустить в этот момент кусок профессионального сыра. Но если все психологии правильны, то не впадаем ли мы в некое расстройство сознания, растроение личности, разноплановость мышления, т.е. методологическую шизофрению. И ты прав, и ты прав, и ты тоже прав. Можно ли при таком разнобое оснований обозначить единый, общий метафизический смысл психологии - самостоятельный, независимый от того, где она проживает. Чтобы обнаружить его, я думаю, нужен некоторый поворот в сознании. Психологи всегда искали определенную опору, эталон и показали за 250 лет умение служить, уподобляться, ассимилировать соответствующие методологические принципы. Но, одновременно, это не было полным растворением, полной ассимиляцией, полным уподоблением. 250 лет назад ворчал Кант, не признавая психологию достойной метафизики, 100 лет назад ворчали Павлов с Тимирязевым, не признавая ее естественно ориентированной наукой. Так вот, это умение, способность ассимилироваться, приобщатъся и в то же время не растворяться полностью в других науках и есть специфика психологии, ее уникальность. И тогда, возвращаясь к схеме, мы можем понять все значение щедрого предложения Б.М. Кедрова поместить психологию в центр, середину "треугольника наук". Место это было осознано в психологии отнюдь не сразу. Если обращаться к недавней истории, то в качестве отправной точки можно сослаться на Жана Пиаже, его вечернюю лекцию, прочитанную в августе 1966 г., в Москве, на XVIII международном психологическом конгрессе. Жан Пиаже предостерег тогда от линейного порядка включения психологии в систему наук (скажем, принятое со времени О. Конта помещение психологии между биологией и социологией). Он весьма сочувственно процитировал в конце лекции кедровскую нелинейную классификацию и согласился с центральным местом психологии в этой схеме. Был, однако, в этом согласии один существенный акцент. В отличие от Кедрова Пиаже предлагал рассматривать "центральное место психологии не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития" [3, с. 154]. Замечание важное, ибо у Кедрова сквозят отголоски представления о психологии как науке вторичной, порождаемой другими. У Пиаже - намек на особую роль психологии и ее уже самостоятельное влияние на другие науки. Однако, хотя со времени этих высказываний прошло уже 36 лет, психология по-прежнему определяет свое место главным образом линейно, в конкретном углу, примыкая в какой-либо группе наук и лишаясь тем самым возможности своего отдельного смысла. Между тем, надо в полной мере осознать значение продемонстрированной психологией возможности быть в середине, центре кедровской или какой-либо иной схемы наук, претендовать на особую представленность всего этого пространства, включая проработанные ранее углы и ниши. И только тогда - главный минус и упрек психологии - ее неприкаянность, вечный кризис, борьба школ, сомнения в собственной научности -выступают главным ее плюсом и достоинством. Психология становится местом живого соотнесения, "телом наук", посредником и посланником (дерзну утверждать, единственно реально возможным) от одной науки к другой, переносчиком ценностей, переводчиком, способным понять и постичь не просто язык другой науки, но ее внутреннюю жизнь, быт и нравы. Понять и постичь настолько, чтобы быть способным жить в этой другой науке, не теряя, однако, до конца своей инаковости, возможности одновременного присутствия в других мирах. В этой уникальной способности быть "телом наук" и заключается, на наш взгляд, особый, ни к чему не сводимый метафизический смысл психологии. Именно это определяет специфику психологии как типа знания, который неустраним, незаменим никаким иным. Доклад заканчивается, а ведь до сих пор речь шла о психологии вообще, а не об общей психологии. В известной степени это, на самом деле, вещи сходные, смыкающиеся, когда мы пытаемся ответствовать за свою психологию, ее суть. Вспомним, когда появился сам термин "общая психология". Кант не говорил об общей психологии, и Сеченов не говорил, и Павлов. В российской психологии, пожалуй, первый, кто стал об этом внятно говорить, был Георгий Иванович Челпанов. И говорить тогда, когда психология начала дифференцироваться. На торжественном открытии Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московском университете (кстати, прямого предшественника.кафедры, отделения и факультета психологии МГУ) в апреле 1914 г. он говорил: "Психология распадается на такие части, которые совершенно друг с другом не связаны. Вследствие этого психология начинает утрачивать свое единство. Ей грозит распад... Нужно принять меры к сохранению единства психологии. Такому объединению может способствовать институт, если в нем первенствующее место отводиться общей психологии" [4, с. 3]. Таким образом, общая психология призвана выявлять и являть единство психологии, ее лицо. Сама надобность в ней возникла как следствие дифференциации, разрастания вширь, в куст, -как говорил А.Н. Леонтьев. Именно тогда и потребовалась особая рефлексивная область, которая была призвана найти общее и целое в дробях психологической науки и практики. Как писал Л.С. Выготский, общая психология относится к частным дисциплинам как алгебра к арифметике. Теперь скороговоркой о прагматическом смысле - точнее - прагматических смыслах общей психологии. Они связаны с изначальной и конечной целью общей психологии, которую можно сформулировать следующим образом: внести порядок и связь в рассуждения, категории и понятия психологической науки, увидеть, удержать и защитить ее не только как совокупность навыков, феноменов и методов, но как сущностный, неотчуждаемый тип человеческого знания. Отсюда прагматика общей психологии. Прежде всего, это ее роль в обучении. Она - входные ворота в область психологических знаний: иных просто нет. У всякого, кто захочет иначе войти в психологию, на лбу загорится -procul este, profani (удались прочь, непосвященный). Это палата мер и весов, определитель эталонов, которые потом уже разнесут по базарам и рынкам прикладных областей. Поэтому психолог любого толка - социального, клинического, инженерного и т.п., начинает со знакомства с общей психологией - представляемого, защищаемого, отстаиваемого ею корпуса категорий и понятий. В этом многие усматривают основную и единственную суть общей психологии. Мне, например, в начале моего заведования кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ предлагалось сделать ее сугубо учебной, невыпускающей. Мол, учите общей психологии до курса второго и все. А специализация по общей психологии, ввиду ее размытости и неопределенности, не нужна вовсе. Такое (причем, довольно распространенное) мнение не учитывает, что задача общей психологии не ограничивается передачей основного корпуса исходных понятий и категорий. Предлагается рассматривать несколько уровней общей психологии [1]. Исходный - это базовая, или школьная общая психология (по аналогии со "школьной философией", выделенной Кантом). Ее цель - введение и обоснование конкретных понятий, средств, механизмов, системы истории психологических знаний, словом, обучение самому языку, алфавиту, грамматике психологии, без чего нельзя войти в эту область и быть в ней понятым, говорящим. При всей очевидной важности уровень этот не единственный. Напротив, он подразумевает и, в известном плане, вытекает из более вышележащих - теоретического и философского. Если общая психология первого уровня (школьная, базовая) дает представление о фундаменте, способах постройки, несущих конструкциях психологического здания, то общая психология других уровней намечает (и в идеальном плане - завершает) его купол, подразумевает и угадывает проект в целом. Если первый уровень имеет в большой степени технологический смысл, то последние - архитектонический. Могут сказать - а не много ли на себя берете, господа общие психологи? Берем, действительно, много, но не из-за излишней смелости или гордыни, а оттого, что задачи области таковы. Вопрос в другом - что отдаем? И здесь ответ пока, прямо скажем, не очень утешительный и ссылки на прежние заслуги, наследие наших учителей (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, АР. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.) вряд ли сегодня могут быть оправданием. Наука строится не из железобетона, а из куда более зыбких материалов, ее конструкции не на века, они постоянно меняются, испытываются временем и обстоятельствами, ветшают, опадают, теряют прочность, требуют замены - не только в деталях и материалах, но порой в основном принципе, замысле, словом, находятся в постоянном и полном опасностей движении, требующем для своего продолжения поддержки и усилий, подвига непрекращающейся научной деятельности. Сейчас общая психология - явно немодная область, но надо различать в науке моду на проблему и ее реальное значение, вес, некий внутренний, как иногда говорят, гамбургский счет. А по такому счету общая психология была, есть и будет фундаментом, что бы ни думали и ни говорили стоящие на этом фундаменте прикладные отрасли психологии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Братусъ Б.С. Общая психология как университетская наука // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. № 3. С. 74-82. 2. Кант И. М.: Мысль, 1964. Соч. в 6 т. Том 3. 3. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. М.: Наука, 1969. С 125-156. 4. Речи на торжественном открытии Психологического института им. Л.Г. Щукиной Московского университета. Репринт Института психологии РАО, 1994. 5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.
Начало христианской психологии. Учебное пособие для вузов. - М., 1995. С. 84-87, 96-97, 100-104.
ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРИЗЫВ БЫТИЯ
"Что же такое человек! Положительная наука на основании всех своих опытов и экспериментов не может решить этой великой загадки философии. Она может говорить только о костях и жилах, о мускулах и нервах, т.е. в направлении философского вопроса она может рассматривать человека лишь в качестве добычи для могильных червей. Ведь теперь уж так и дело поставлено, что даже сама психология в пределах естественнонаучного метода не считает себя вправе говорить человеку о духе; потому что никому из ученых пока еще не удалось подцепить душу на острие ножа или посадить ее в реторту химика. Следовательно, жгучие вопросы о том, что следует делать человеку во имя его человечности и как ему следует жить по истине его человечности в пределах положительной науки не могут даже и ставиться; потому что в этих пределах ведома одна только животность, говорить же о человечности, по всем данным современной науки, серьезным людям не полагается. И все-таки серьезные люди всегда говорили о конечных вопросах мысли и жизни, ставили и решали эти вопросы..." [9. С. 13]. Очевидно, что разгадка человека лежит вне человека, за пределами его наличного бытия, в сфере долженствования. И здесь мы вступаем в пределы религиозной - христианской, а точнее - православной психологии. Постановка вопроса о православной психологии - отнюдь не дань современной моде, а попытка в специфической форме решить актуальную задачу восстановления связи. Наивно полагать, что кто-то по своей воле может вызвать из небытия полузабытые истины. Напротив: это полузабытое нами Бытие "вызывает" нас из нашего неподлинного бытия - небытия. Мы - всего лишь духовный орган, реагирующий на этот "зов" и пытающийся дать какой-то ответ. И, следует заметить, "зов" этот прозвучал не только теперь, "в связи с торжеством демократии". Потребность в православной психологии как специальном учебном предмете ощущалась (по крайней мере, в церковных структурах) еще до 1917 г. А.Ф. Лосев вспоминает о своих беседах с епископом Феодором, бывшем до переворота ректором Московской Духовной академии (МДА). Обстановку в Академии епископ Феодор характеризовал как катастрофическую: "Когда я стал ректором Академии и познакомился с тем, как ведется преподавание, со мной дурно было. Такой невероятный протестантский идеализм - хуже всякого тюбингенства" [5]. Вот один из эпизодов, рассказанный Владыкой А.Ф. Лосеву. «В Академию приезжал митрополит Макарий, восьмидесяти лет. В богословии разбирался. Но его беда - семинарист, не получил высшего образования... Духовной академии он боялся. Все же приехал, выразил желание посетить занятия. С дрожью в руках даю ему расписание. Что выберет? А и выбирать-то нечего, ведь это же вертеп! Застенок! Выбирает - "психология". Я ахнул. Психологию ведет профессор Павел Петрович Соколов. Владыка думал - будут говорить о душе, что-то важное. Пришел, сидит, слушает. Ну, во-первых, душа набок, никакой души нет, мы изучаем явления психики, вульгарный материализм. Сегодняшняя лекция - тактильные восприятия. И пошел - булавочки, иголочки, рецепторы, ощущения. Проводит опыты, вызывает студентов. И так вся лекция. Вышли. Смотрю, митрополит идет с поникшей головой, серое лицо. "Владыко свитый! - говорю ему, - и ^Кжу, что у Вас неблагоприятное впечатление. Зайдите ко мне, я Вам gee расскажу. Не обращайте внимания, владыка, на этих дураков. Этс не профессора Духовной академии, это дураки Духовной академии. И как он смел при Вас излагать всю эту пакость! А знает, что Вы его Начальство!" "Да, да... я, убогий, не понимаю...", — говорит Мака-рий."А тут и понимать нечего! Все вздор!". Так и пошел митрополит Оскорбленный, огорченный; я не смог его утешить. Ведь чтобы бороться с Соколовым, всю сволочь надо разогнать. Так этот Соколов и остался на кафедре. И - до самой революции, когда революция его разогнала. Вот состояние развала накануне революции!" [5. С. 140-141].
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |