Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Культура как социальное явление 5 страница




В концепции П.А. Сорокина культурные отставания возникают из-за того, что материальная культура развивается недостаточно быстро, чтобы способствовать развитию научной, образовательной, этической и других систем, т.е. духовной культуры общества.

Таким образом, в различных теориях высказываются порой противоречивые взгляды на проблему культурного отставания. Однако все ученые связывают воедино материальную и духовную культуры как взаимодействующие подсистемы общего культурного процесса.

В современной науке существуют разночтения по поводу трактовки понятий «диффузия», «аккультурация», «ассимиляция», «адаптация» и др., описывающие основные процессы и результаты внешних заимствований культуры. Так, британские исследователи тяготеют к тому, чтобы все процессы культурных взаимодействий называть аккультурацией, а диффузию – её результатом. Американские же ученые стремятся рассматривать диффузию как взаимодействие преимущественное добровольное, отграниченное от аккультурации, «где явственно ощущается фактор насилия, включая как непосредственное применение насилия, но также элементы давления, связанные с угнетением, принудительным внедрением новых целей, психологический прессинг, вырастающий из восприятия людьми своего угнетенного положения»

А.Г. Эфендиев придерживается следующего толкования соответствующих понятий. Родовым понятием для него является взаимодействие культур, которые в случае добровольного протекания процесса целесообразно называть диффузией. Если во взаимодействии есть элемент принуждения, его следует назвать аккультурацией, которая предполагает неравноправие культур, одна из которых является донорской (доминирующая культура), а другая реципиентной (подчиненная культура).

Культурные взаимодействия могут породить различные результаты:

- ассимиляцию, т.е. полное принятие одной культуры другой, в результате чего происходит растворение одной из культур в другой;

- адаптацию, т.е. соединение изначальных и заимствованных элементов в гармоничное целое;

- нередко наблюдается синкретичный (эклетичный) результат, т.е. сохранение противоречащих друг другу установок, которые примиряются в повседневности сообразно с теми или иными обстоятельствами;

- отторжение, т.е. неприятие идей, образцов поведения иной культуры.

Диффузионизм складывается в начале ХХ века как реакция на крайности эволюционизма, изображавшего процесс развития почти исключительно как внутренний упорядоченный по стадиям рост и кумулятивное усложнение первоначальной структуры, в котором внешние факторы играют только вторичную роль.

Диффузионизм, напротив, сделал центральной проблему культурных нововведений как результата внешних влияний и каналов диффузии, по которым эти влияния передаются и внедряются в данную социокультурную единицу.

Итак, культурная диффузия – это: 1) распространение и принятие определенных объектов (инноваций, информации, элементов культуры) в социальной системе; 2) заимствование, усвоение элементов другой культуры. Проще говоря, культурная диффузия представляет собой распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.

Аккультурация – процесс, в ходе которого группы людей с различными культурами, вступая в непосредственные продолжительные контакты, усваивают элементы другой культуры. Обмен культурными элементами обычно носит неравнозначный характер, это особенно показательно для групп иммигрантов, оказывающихся в новой для них этнокультурной среде и вынужденных приспосабливаться к ней. Можно сказать, что аккультурация представляет собой процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду.

Впервые проблему аккультурации, рассматривая её как «культурный контакт» начали изучать во второй половине XIX века английские этнографы. В конце этого века американский этнограф У.Х. Хоумз, а затем другие стали употреблять термин «аккультурация» для обозначения процесса уподобления одной культуры другой (Боас) или передачи элементов одной культуры другой (У.Дж. МакДжи).

Исследование аккультурации в современном значении этого слова началось в 20-30 гг. ХХ века в связи с изучением влияния «белой» американской культуры на индейцев и черных американцев (М.Мид, М.Уилсон, А.Лессер, И.Шапера, Р.Лоуи, Л.Спайер, Турнвальд, Малиновский, М.Херсковиц, Редфилд и Р.Линтон).

В ходе этих исследований были выделены донорская и реципиентная группы в культурном контакте, ведущем к «акцептации», «адаптации» или «реакции» (отвержению) элементов донорской культуры. Херсковиц обнаружил также, что реципиентная культура производит отбор элементов культуры в «культурном фокусе», адаптируя, отторгая или синкретизируя их. Линтон нашел, что «доминантное» общество насильственным путем вызывает в подчиненном обществе «прямое культурное изменение», в то время как неподчиненные общества свободно выбирают направление культурного развития.

Поскольку в США и некоторых других странах под «культурой» понимается, прежде всего, функция человеческой психики, то при изучении аккультурации основное внимание там принято уделять изменению психологических элементов духовной культуры, в частности усвоению норм социального общения, новой системы ценностей и т.д.

В некоторых случаях термин «аккультурация» заменяется более узкими и четкими понятиями, например, понятием «европеизация» - для обозначения процесса распространения в странах Азии и Африки элементов европейской культуры, форм хозяйства, государственного устройства и т.п.

По мере расширения изучения процессов аккультурации в историческое и настоящее время в разных частях света и в разных обществах, стоящих на разных ступенях развития, было обнаружено:

а) процессы аккультурации в зависимости от этих факторов протекают по разному (Дж. Форстер, Дж.Фелан);

б) аккультурация как таковая обычно является стадией процессов этнических, чаще всего ассимиляции, но может и не быть ею;

в) процессы аккультурации схожи с урбанизацией;

г) иноэтнические (например, иммигрантские) группы, приняв элементы материальной и духовной культуры, связанные с внешним общением, могут долгое время сохранять в быту элементы своей традиционной культуры, родной язык и этническое самосознание;

д) методику исследования аккультурации можно использовать не только для изучения межэтнических, но и социально-классовых отношений (Р.Билз). Многие западные этнографы применяют результаты своих исследований в области аккультурации для составления программы облегчения усвоения европейской культуры колониальными народами и населением резерваций, иногда выступая за их насильственную ассимиляцию.

Итак, аккультурация – процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из них (обычно менее развитой, хотя возможно и противоположное влияние) элементов другой культуры или возникновение новых культурных явлений.

Вместе с тем обогащение культуры в целом может означать упадок или деградацию её отдельных частей. Так, утверждение более сложных и развитых мировых конфессий, динамизирующих культуру многих народов, сопровождалось подрывом и исчезновением языческих форм их прежней религиозной практики; распространение универсальных норм городской культуры, как правило, означает деградацию провинциальной культуры.

Современный человек живет материально богаче, комфортнее, чем 10-20 веков назад. Но сегодня даже этой, казалось бы, очевидной уверенности противостоит идея «пределов роста», основанная на данных о нарастающей экологической катастрофе, безудержной урбанизации и т.д. В социальной же культуре обнаружить признаки прогресса в ХХ в. крайне сложно, потому что именно к ХХ в. относятся две мировые воины, использование атомной бомбы, более 100 миллионов убитых в глобальных конфликтах, тирания и диктатура всех видов и т.д.

И. Валлерстайн отмечает, что, как показывает история, социальные процессы поворачиваются вспять, замедляются, приостанавливаются и даже останавливаются вовсе. Столь же далеко от истины оптимистическое предположение о том, что процессы развития непременно приводят к последующим улучшениям. Во многих отношениях более поздние стадии развития человеческой истории вряд ли могут считаться лучшими, чем более ранние.[12]

Более того, нередко продвижение по одному направлению порождает откат по другому. Так, демократизация в нашей стране, ликвидация тоталитарного режима привели к росту бездуховности, коррупции, нестабильности.

Итак, культурная деградация - это упадок, движение от высшего к низшему, снижение или утрата положительных качеств культуры.

Особо следует выделить состояние культурного кризиса, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, увеличение противоречий и разрыва между традициями и инновациями в той или иной области социальной практики.

Порой кризис перерастает в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы культурная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает. Мировой опыт включает в себя случаи катастрофического исчезновения целых культур, что обычно связано с военными завоеванием территории и растворением культуры аборигенов в культуре завоевателей.


[1] См.: Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры //Антология исследований культуры. - СПб.. 1997. С.49-55.

[2] См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996. С. 44-47.

[3] Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996. С. 47.

 

[4] Российская социологическая энциклопедия. - М., 1999. С.240.

 

[5] См.: Садохин А.П. Этнология. - М., 2001. С. 188.

 

[6] Цит. по: Антологии мировой философии. В 4 т. - М., 1971, т.3. С.693.

 

[7] Социологический энциклопедический словарь. - М., 1998. С.350.

 

[8] Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 1966. С. 318.

 

[9] Социологический энциклопедический словарь. - М., 1998. С.140.

 

[10] Социологический энциклопедический словарь. Под ред Г.В.Осипова. - М., 1998. С.429.

 

[11] Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1998.С.155.

 

[12] См. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996. С. 240-241.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.