Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на степень централизации организации




Анализ тенденций к централизации (децентрализации)

Централизация — это концепция прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией орга­низованной системы, направленной на предотвращение искаже­ния информации при ее передаче через уровни иерархии, количе­ство которых постоянно увеличивается.

Децентрализация — передача или делегирование ответствен­ности за ряд ключевых решений и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организации. Централизация и децентрализация не исключают друг друга, а являются способами решения проблемы искажения информа­ции при перемещении ее с уровня на уровень, предполагающими разную степень распределения прав и ответственности по верти­калям управления.

Децентрализация не может рассматриваться отдельно от цент­рализации. Она существует лишь по отношению к централизации, и в этом их диалектическое единство. Организации развиваются, постоянно делая выбор между централизацией и децентрализацией. Тяга к централизации объясняется желанием координировать ра­боту нижестоящих уровней и использовать потенциальную энер­гию, а также стремлением предотвратить серьезные ошибки на нижних уровнях управления, последствия которых для организа­ции в целом не всегда видны и предсказуемы. Смещение в сторо­ну децентрализации способствует повышению быстроты реакций на изменения со стороны тех уровней, на которых потребности, опасности и возможности проявляются раньше всего, а также большему разнообразию труда руководителей нижестоящих уровней управления путем расширения их ответственности. Факторы, определяющие степень централизации организации, приведены втабл. 8.7.

Таблица 8.7

Фактор Влияние фактора
Где принимается решение. Какой уровень организации принимает решения, т.е. место принятия властных решений в организации (Ван, Ферри, Холл) [84, с. 134] Если большинство решений принимает­ся наверху, организация централизована
Какие принимаются решения. Сколько решений принимается и какие они по содержанию (Ротшильд, Витт, Холл) [84, с. 134] Если персонал нижних уровней управ­ления принимает много решений, но эти решения «запрограммированы» полити­кой организации, сохраняется высокая степень централизации
Кто оценивает деятельность руководителей подразделений. Руководители какого уровня оценивают деятельность под­разделений (Дорнбаш, Сотт, Холл) [84, с. 135] Если оценка (выяснение того, сделана ли работа правильно и в срок) выполня­ется верхним уровнем управления, орга­низация — централизованная, независимо от уровня, на котором принимаются решения

Условием для централизации является: рост организации в рам­ках единого продукта. Чем больше схожесть отделений, цехов, тем больше возможность получения экономии от масштабов дея­тельности. Чем ниже степень автономности (работы на общие цели), тем выше необходимость в координации.

Условия для децентрализации следующие:

• организация состоит из независимых производств;

• диверсификация (разнообразие) деятельности по продуктам или по географическим признакам;

• отделения используют разные ресурсы и выходят на разные рынки;

• отделения не связаны между собой по технологической цепочке;

• отделения работают для своей собственной цели;

• неопределенность и непрерывное изменение технологии, рынка сбыта.

В практике управления не встречаются полностью централи­зованные или децентрализованные организации. Степень цент­рализации варьируется от организации, где большая часть полномо­чий, необходимых для принятия важнейших решений, остается на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница лишь в относительной степени делегирова­ния прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в срав­нении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды.

В условиях децентрализации управления руководители верх­него уровня делегируют большие полномочия среднему звену в принятии важных решений по вопросам оперативного управле­ния, а также вопросы, связанные с эффективностью работы от­дельных структурных единиц. При этом они оставляют за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, заключение коллективных договоров с определенными подразде­лениями. Руководство высшего звена должно контролировать стратегические планы своих важнейших подразделений.

Преимущества децентрализации заключаются в том, что она:

• позволяет управлять особо крупными организациями. Сде­лать это централизованно невозможно из-за огромного количе­ства требующейся для этого информации и, как следствие, слож­ности процесса принятия решений;

• дает право принимать решения тому руководителю, кото­рый ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше ее знает;

• дает возможность стимулировать инициативу и позволяет личности отождествлять себя с организацией;

• помогает подготовке молодого руководителя к работе на более высоких должностях.

Выводы

1. Содержание решений зависит от степени централизации. В высокопрофессиональной инновационной организации решения в области профессиональной компетенции решают профессионалы. Области, лежащие вне рамок профессиональной компетенции, должны быть более централизованы.

2. Высокий уровень централизации означает большую коор­динацию, но меньшую гибкость.

3. Централизация способствует экономии, позволяет осуще­ствлять последовательную политику в масштабе организации, но, возможно, не подходящую для внешней среды, так как не может обеспечить быстрое реагирование на изменение внешних условий.

4. Централизация имеет большой потенциал для быстрого принятия решений в непредвиденных случаях, но приводит к пере­грузке линий коммуникаций в нормальных условиях, так как коммуникации направляются вверх и вниз по иерархии.

5. Высокий уровень инновации предполагает наличие такой организационной характеристики, как высокая децентрализация власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.