КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности корпоративных культур разного типа
Вывод Вывод По взаимодействию индивидуума с организацией инновационная организация является индивидуалистической. Для нее характерны: • открытое, свободное, добровольное объединение людей, осуществляющих совместную деятельность; • коллективная собственность — не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива; • сочетание конкуренции и кооперации вместо монополии; • децентрализованная структура с центрами прибыли и инвестиций; • увязка интересов и целей всех членов с целями организации (управление по целям). Интересы работника сегодня; сегодняшний интерес личности завтра становится интересом организации; • свободный поиск возможностей внутри организации, внутренний хозрасчет; • объект управления — личность; работа подбирается под человека; • суверенитет личности — человек отвечает за себя сам, что ведет к высокой конкурентоспособности организации; • лояльность к убеждениям личности. Принятие решений по принципу «вето»; • устранение популизма руководителя; требования к руководителю — умение убеждать, слушать других; • общечеловеческая мораль и здравый смысл. 8.1.14. Анализ организации по критерию «отношения между подразделениями» Наиболее известными типами организаций по критерию «отношения между подразделениями» являются традиционная, дивизиональная (отделенческая), матричная и организация с системой подразделений. Наиболее часто на практике встречаются организации традиционного типа, представляющие собой комбинацию линейной и функциональной департаментизации. Основой любой организации являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе (кадры, финансы, информация, знания и др.). Характеристики организаций основных типов приведены в табл. 8.12. По взаимодействию между подразделениями инновационная организация относится к матричной организации и к организации с системой подразделений, хотя матричная организация может быть частным случаем организации с системой децентрализованных подразделений. В рамках существующей структуры создаются специальные подразделения из состава функциональных специалистов с привлечением производственных специалистов (рабочих) под руководством управляющего. Управляющий отвечает за выполнение программы, цели и т.д. Преимуществами такой организации можно считать: • ориентацию на внешнюю среду; • контроль над реализацией программы и ответственность за ее выполнение; • гибкость структуры; • возможность повышения конкурентоспособности; • возможность более эффективного использования методов управления и технических средств для реализации программы. Таблица 8.12 Характеристики организаций основных типов по критерию «отношения между подразделениями»
К недостаткам можно отнести: • необходимость координирующих элементов; • дороговизну (дополнительные инвестиции) и трудность внедрения; • возможность нарушения правил и стандартов целостности организации. 8.1.15. Анализ организации по критерию «вид корпоративной культуры» Управление возможно «со стороны», посредством формулирования целей, распределения задач, определения порядка действий, составления инструкций, определения системы мотивации. Противоположным является управление «изнутри», которое заставляет всех участников усваивать определенные общие нормы и ценности, которые служат в качестве базы для «автоматического» отбора «правильных» образцов поведения. Именно это называется корпоративной культурой, а поведение является ее внешним проявлением [11, с. 242]. Концепция культуры содержит следующие компоненты [11]: • внешний слой — восприятие со стороны: символы, ритуалы, связующие элементы для членов организации; • второй слой — общепринятые нормы поведения и предписания, как себя вести, как поступать в том или ином случае; • третий слой — ценности организации, правила продвижения по служебной лестнице; • четвертый слой — предписания, определяющие способ, с помощью которого организация будет заниматься внешней адаптацией и внутренней интеграцией. Как правило, выделяют четыре типа корпоративных культур: реагирующий, отзывчивый, активный, высокоэффективный [11, с. 233—238]. Особенности каждого из них указаны в табл. 8.13 [11]. Таблица 8.13
Поскольку для инновационной организации важны существующая модель изменения организации и пути внутренней интеграции (четвертый слой корпоративной культуры), наиболее предпочтительным представляется высокоэффективный тип корпоративный культуры. Вместе с тем «слабая сторона корпоративной культуры — это ее врожденное постоянство, которое делает уязвимой компанию в ситуациях, когда необходимо провести изменения основных предписаний» [11, с. 248]. Ввиду стремления к самосохранению и трудности изменения вводится концепция «самоизучающей» организации. Такие организации способны не только к «самоизучению», но и знают, что и как надо изучать. Факторы, необходимые для достижения уровня «самоизучающей» организации, указаны в табл. 8.14 [11]. Таблица 8.14 Факторы, необходимые для достижения уровня «самоизучающей» организации
Окончание табл. 8.14
Создание «самоизучающей» организации предполагает следующий порядок действий: 1) принятие решения о создании «сомоизучающей» организации посредством превращения каждого проекта в «самообучающийся» проект; 2) постановка не только профессиональных и технических целей, но и цели «самоизучения» для всех членов групп; 3) формулирование «самоизучающей» культуры. Создание организационного климата, в котором принципы индивидуального мастерства претворяются в жизнь; обеспечение гарантии безопасности для людей, формирующих образ компании, где постановка вопросов и приверженность истине являются нормой и любая критика сложившегося поведения считается приемлемой; основной принцип руководства — быть образцом для окружающих; совершенствование индивидуального мастерства является нормой поведения; 4) разработка методов «самоизучения». Определение для каждого руководителя и участника группы персонального куратора и персонального наставника, с которыми можно определить свою роль в проекте и задачи. Куратор выбирается за знания того или иного процесса или его сущности, работа же наставника заключается в том, чтобы содействовать осуществлению программы работника по «самоизучению», т.е. выяснению того, в приобретении какого опыта и знаний он нуждается, какие проекты или деятельность для работника наиболее близки. Руководство и старший управленческий персонал могут приглашать в качестве кураторов консультантов со стороны; 5) периодическая оценка результатов. Подготовка ежегодных отчетов по «самоизучению». Таким образом, в организации поддерживается непрерывный процесс «самоизучения», что позволяет ей выйти из одного круга «поведение, обеспечивающее успех, — кризис — обновленная система управления» и перейти на следующий виток с новым стилем поведения, также обеспечивающим успех [11, с. 248—253]. Выводы 1. Главными проблемами инновационной организации являются внешняя адаптация (как наилучшим образом установить связь с внешней средой) и внутренняя интеграция (как достичь успеха в координации внутри организации). Решение этих проблем сводится к формированию культуры организации. 2. Решить указанные проблемы позволяет высокоэффективный, «самоизучающий» тип культуры.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |