Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установить подлинность лекарственных препаратов




Тема №: Анализ лекарственных средств, производных птеридина и изоаллоксазина: фолиевая кислота и её аналог – метотрексат, рибофлавин

 

Цель: Освоить методики оценки качества лекарственных препаратов, производных птеридина и изоаллоксазина.

Задачи обучения: приобрести экспериментальные навыки по проведению качественной и количественной оценки лекарственных препаратов: кислота фолиевая и метотрексат, рибофлавин.

Основные вопросы темы:

1. Химическая структура, свойства и способы контроля качества кислоты фолиевой и метотрексата.

2. Особенности строения рибофлавина и рибофлавина мононуклеотида.

3. Лекарственные формы и применение витаминов, производных птеридина и изоаллоксазина, в медицинской практике.

Методы обучения и преподавания: устный опрос с презентацией основных вопросов по теме занятия на слайдах.

Литература:

1. Арзамасцев А.П. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 3-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 640 с.

2. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с.

3. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Э.Н. Аксенова, О.П. Андрианова, А.П. Арзамасцев и др. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.

4. Лабораторные работы по фармацевтической химии /Под ред. В.Г. Беликова. – М.: Высшая школа, 1989. – 375 с.

Контроль (вопросы):

1. Как классифицируют витамины гетероциклического ряда?

2. Опишите синтез рибофлавина.

3. Какими химическими реакциями доказывают подлинность кислоты фолиевой, рибофлавина?

4. Какими особенностями химической структуры объясняется окраска и флюоресценция рибофлавина?

 

Тесты

1. К производным птеридина относится только один из перечисленных препаратов:

A) рибофлавин;

B) кислота фолиевая;+

C) кислота аскорбиновая;

D) рибофлавина мононуклеотид;

E) ретинол.

 

2. Специфический запах имеет один из приведенных препаратов:

A) кислота фолиевая;

B) метотрексат;

C) рибофлавин;+

D) кислота аскорбиновая;

E) пикамилон.

 

3. Одновременное гидролитическое расщепление и окисление характерно для препарата:

A) кислота фолиевая;+

B) рибофлавин;

C) лейкорибофлавина;

D) рибофлавина мононуклеотид;

E) кислота аскорбиновая.

 

4. Для количественного определения содержания кислоты фолиевой используют метод:

A) рефрактометрии;

B) фотоэлектроколориметрии;

C) йодометрии;

D) перманганатометрии;

E) цериметрии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

а) кислота фолиевая:

1. растворяют 0,01 г препарата в 5 мл 0,1 М раствора гидроксида натрия, приливают 5 мл 0,1 М раствора хлороводородной кислоты и 1 мл раствора перманганата калия. Раствор помещают на 3 мин в водяную баню с температурой 80-85 оС. После охлаждения прибавляют по каплям 0,2 мл раствора пероксида водорода и фильтруют. Фильтрат имеет голубую флуоресценцию в УФ свете.

2. раствор 0,001 %-ного препарата в 0,1 М растворе гидроксида натрия имеет максимумы поглощения при 256, 283 и 365 нм. Отношение оптических плотностей при 256 и 365 нм составляет 2,8-3,0.

3. 0,01 г препарата взбалтывают с 1-1,5 мл 0,1 М раствора гидроксида натрия в течение 2-3 мин и фильтруют; по 1-2 капли фильтрата переносят на часовое стекло и прибавляют 1 каплю раствора соли тяжелого металла. При этом образуются окрашенные осадки: со свинца ацетатом – лимонно-желтый; с меди (II) сульфатом – зеленый; серебра нитратом – желто-оранжевый: кобальта нитратом – темно-желтый; железа (III) хлоридом – красно-желтый.

б) метотрексат:

1. регистрируют УФ спектр 0,001 %-ного раствора препарата в 0,1 М растворе натрия гидроксида (lmax при 258, 303 и 370 нм);

2. 0,01 мл (100 мкг) 1 %-ного раствора препарата в 0,05 М растворе карбоната натрия при помощи микропипетки или капилляра хроматографируют на полоске Ленинградской бумаги (марки «С», 6 ´30 см) восходящим методом до распространения фронта растворителя (фосфатного буфера) на 23-25 см (3-3,5 ч). Хроматограмму вынимают из камеры, сушат и просматривают в УФ свете при длине волны 253 нм. НА хроматграмме должно быть одно пятно с Rf 0,65-0,75 (метотрексат) и не более трех флюоресцирующих пяте (птеридин).

в) рибофлавин:

1. растворяют 1 мг препарата в 100 мл воды. Раствор имеет яркую зеленовато-желтую окраску при дневном свете и зеленую флюоресценцию при облучении ультрафиолетовым светом. Флюоресценция исчезает при добавлении растворов кислот или щелочей, а под действием гидросульфита натрия [пентаоксодисульфата (IV) натрия] пропадает и флюоресценция, и зеленая окраска раствора;

2. образование с солями металлов нерастворимых интенсивно окрашенных комплексов (Ag+, Hg+, Cu2+, Fe2+, Co2+ и др.): к 2 мл 0,1 %-ного раствора рибофлавина прибавляют 1 мл 2 %-ного раствора нитрата серебра, появляется оранжевое окрашивание, переходящее со временем в красное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.