КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чтение, аудирование, письмо, говорение как продукт
Чтение, как и аудирование, сложная психофизиологическая деятельность по восприятию и переработке текста. Результатом чтения и аудирования является понимание текста. Основными характеристиками понимания являются полнота, точность, глубина. Степень полноты понимания отражает количественную меру информации, извлечённой из текста. Точность (наряду с глубиной) понимания характеризует качественную сторону адекватности этого восприятия; при этом оценивается обычно точность, правильность понимания языковых форм текста. Глубина понимания проявляется в интерпретации извлечённой информации, она целиком зависит от фоновых знаний читающего и слушающего и его интеллектуальных способностей. Поэтому о ней судят глобально или довольствуются проверкой понимания подтекста, замысла автора, если они выражены более или менее явно. Именно эта характеристика придаёт пониманию субъективно-личностный характер. Первые два параметра соотносят с пониманием на уровне значения, третий – с пониманием на уровне смысла. Продуктом письма и говорения является высказывание в устной либо письменной форме, которому свойственны следующие качества: структурность, логичность, информативность, продуктивность, выразительность. Продуктивность была рассмотрена выше. Опишем остальные качества говорения и письма как продукта. Структурность. Это качество проявляется в том, что речевые единицы обладают своей структурой, которая присуща любому их уровню: словоформам, словосочетаниям, фразам, сверхфразовым единствам, целому тексту. Познание структуры всех уровней и определение на этой основе речевых образцов имеет для обучения говорению и письму первостепенное значение, поскольку каждый из уровней доставляет учащемуся массу трудностей и является источником ошибок. В особенности это касается структурности речевого продукта на уровне сверхфразового единства, которое проявляется в таких компонентах, как зачин, основная часть, концовка. Логичность. Под логичностью речевого продукта письма и говорения понимается такое его свойство, которое обеспечивается определенной последовательностью изложения, т.е. изложением ряда мыслей, фактов, связанных как внутренне, за счет смысловой связи между ними, так и внешне, при помощи специальных средств языка. Логичность говорения и письма служит цели воздействия, поэтому она связана с целенаправленностью. Она требует специального обучения, что особенно справедливо в отношении высказываний уровня сверхфразового единства и уровня текста. Информативность. Предостерегая от общежитейского, поверхностного понимания термина «информация», В.Н. Тростников пишет: «Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем». В этом случае понятие «информативность» смыкается с понятиями «полезность», «эффективность». Уровень этой информативности определяется для реципиента – ценностью сообщения для него как личности, для говорящего и пишущего, очевидно, - мерой воздейственности на реципиента, мерой прагматичности. Отсюда ясно, что говорение и письмо могут служить средством общения, только обладая информативностью (разумеется, вкупе с другими качествами). Современное содержание обучения иноязычной речевой деятельности и многие его приемы, к сожалению, не способствуют созданию информативности. Выразительность. Выразительность проявляется в говорении как: а) интонационное оформление, б) логическое ударение, в) паралингвистические средства, г) проксемические средства, д) эмоциональная окраска. На письме выразительность проявляется в использовании абзацев, знаков пунктуации, выделения курсивом, другим шрифтом, подчеркивания значимой информации и соответствующих речевых единиц. Таким образом, мы рассмотрели общие характеристики чтения, письма, говорения, аудирования как деятельности, умения, процесса и продукта. Вышеизложенное показывает, что все виды речевой деятельности имеют много общего, однако есть и различия. Об отличительных чертах каждого ВРД как цели обучения мы поговорим далее. Но прежде чем рассмотреть каждый вид речевой деятельности как цель обучения, обратимся к технологии обучения ВРД, т.е. средства, условия и способы обучения. Задания для самостоятельной работы к 1-й главе Задание 1. Рассмотрите схему 1 и таблицы 1-4 на страницах 7-9 и скажите: 1. Какие общие моменты присущи всем ВРД? 2. Какие общие моменты присущи двум ВРД? 3. Какие отличия в различных ВРД вы заметили? 4. Какой в результате методический вывод можно сделать?
Глава 2. Средства, способы и условия обучения устным и письменным формам общения на иностранном языке [2]
Рассмотрение технологии обучения устным и письменным формам общения на иностранном языке (ИЯ) предполагает ответы на вопросы: какие средства и способы следует использовать, какие условия создавать либо учитывать, чтобы достичь цели обучения ИЯ? Под целью обучения ИЯ мы понимаем обучение видам речевой деятельности. О них мы говорили в 1-й главе. Рассмотрим кратко средства, способы и условия, которые следует учитывать и создавать, чтобы достичь цели обучения ИЯ. Целесообразно различать два типа средств: операционные и материальные. Операционные средства - это как раз те действия, которыми оперирует учитель (и ученик) в процессе овладения речевой деятельностью. Эти действия могут быть по характеру рецептивными, репродуктивными и продуктивными. Важно заметить, что репродуктивные и продуктивные действия соотносятся с двумя обобщенными целями обучения - формированием навыков и развитием умения. Ведь обучение в конечном счете направлено либо на одно, либо на другое. Согласно этому выделяются три группы операционных средств (действий): 1) продуктивные действия: а) трансформация (на уровне СФЕ и Т[3]), б) конструирование (СФЕ и Т), в) комбинирование (СФЕ и Т), г) выбор (подбор) речевых средств (модели или слова в зависимости от ситуации), д) собственно продуцирование (без опор), е) импровизация, ж) вербализация (вербальная передача услышанного, увиденного, прочитанного события), з) упреждение (планирование на уровнях СФЕ и Т), и) дискурсивность (тактическая реализация стратегии высказывания в говорении и письме); 2) репродуктивные действия: а) имитация, б) подстановка, в) трансформация (на уровнях СС и Ф), г) конструирование (на уровнях СС и Ф), д) комбинирование (на уровнях СС и Ф), е) вызов речевых средств (модели или слова), ж) дискурсивность как осознание формальной стороны речевых средств (в виде правил-инстукций, схемы, образца, памятки), з) собственно репродукция готовых единиц (СС и Ф); 3) рецептивные действия: а) антиципация структурная (предвосхищение формальной стороны речевых средств (СС, Ф, СФЕ, Т), б) догадка (предвосхищение значения слова или содержания высказывания уровней СФЕ и Т), в) восприятие (зрительное или слуховое), г) сличение-узнавание речевых единиц, д) понимание. Среди материальных средств различаются четыре группы: 1) вербальные средства: а) лексические единицы, б) речевые образцы, в) расширяющиеся синтагмы, г) микротекст, д) текст, е) план, ж) логико-синтаксическая схема (ЛСС), з) лексико-грамматическая таблица (ЛГТ), и) функционально-смысловая таблица (ФСТ), к) логико-смысловая карта проблемы (ЛСКП), л) грамматическая таблица, м) лозунг, поговорка и т.п.; 2) изобразительные средства: а) рисунок, б) кроки, в) пиктограмма, г) карикатура, д) художественная картина, е) фотография, серия фотографий, ж) плакат, з) макет, и) символика; 3) схематические средства: а) схема, б) модель речевого образца, в) оперативная схема, г) функциональные опоры (для диалога), д) диаграмма, е) цифры, ж) даты, з) звукоподражания или звуки реальной действительности; 4) смешанные средства: в качестве таковых могут выступать любые другие средства в их сочетании (поговорка + иллюстрация, схема + план и т.п.). 5) технические средства обучения (ТСО): а) фонограмма, б) фотограмма, в) видеограмма, г) видеофонограмма, д) диапозитивы и др. Вполне понятно, что любое из операционных действий можно осуществлять с помощью тех или иных материальных средств. Точно так же любое операционное действие может быть осуществлено каким-то способом. Различаются следующие группы способов: 1) качественные способы: а) с речевой задачей и ситуативной соотнесённостью речевых единиц с ситуацией как системой взаимоотношений собеседников, б) с речевой задачей, но без ситуативной отнесенности, в) без речевой задачи и без ситуативной отнесённости, г) самостоятельно, д) под руководством учителя, е) с помощью памятки; 2) количественные способы: а) быстро, б) медленно, в) ограниченно во времени, г) неограниченно во времени, д) при малом объёме материала, е) при большом объеме материала; 3) организационные способы (режимы работы): а) индивидуально, б) в парах, в) в группах[4], г) коллективно. Групповая и парная работа требуют от учителя знания критериев организации парной и групповой работы. К таким критериям относятся: · уровень обученности учащихся, · учебные интересы, · внеучебные интересы, · внеучебные занятия, · общность контекста деятельности, · личный опыт и др. И, наконец, условия обучения. Рассматривая категорию «условия», следует различать специальные условия, которые мы должны создавать для достижения цели, и условия, которые учитываются в процессе обучения. Специальные условия будут рассмотрены нами в соответствующих главах. Отметим лишь, что самое главное условие, которое должно быть создано для достижения цели обучения, - адекватность ей средств и способов при данных условиях. Условия, которые мы должны учитывать для достижения цели обучения, подразделяются на внутренние и внешние условия. Внутренними условиями являются свойства ученика как индивидуальности: 1) индивидные свойства (природные задатки: память, воображение, способность к имитации, обобщению и т. п., фонематический слух и др.); 2) субъектные свойства (умение работать, выполнять учебную деятельность); 3) личностные свойства (контекст деятельности ученика, его личный опыт, мировоззрение, эмоционально-чувственная сфера, интересы и желания, статус личности в коллективе). Под внешними условиями понимаются следующие факторы: а) младшая ступень обучения, б) средняя ступень обучения, в) старшая ступень обучения, г) малочисленная группа, д) многочисленная группа, е) наличие ТСО, ж) отсутствие ТСО, з) место урока в расписании, и) наличие кабинета и др. Таким образом, мы рассмотрели такие категориальные понятия, как средства, способы, условия обучения видам речевой деятельности. Рассмотрим далее урок как организационную форму обучения устным и письменным формам общения на ИЯ. Задания для самостоятельной работы ко 2-й главе Задание 1. Ответьте на вопросы: 1. Скажите, в каких отношениях находятся средства, способы, условия и цели в профессиональной деятельности учителя? 2. Что определяет выбор средств обучения? 3. От чего зависит выбор способов обучения? 4. Какие условия следует учитывать, а какие специально создавать? 5. Какой компонент профессиональной деятельности является определяющим и подчиняет себе выбор остальных? 6. Приведите примеры адекватных материальных средств для обучения таким действиям (операционным средствам), как: ü имитация, ü подстановка, ü трансформация, ü репродукция. 7. Какие способы будут способствовать, а какие, наоборот, мешать формированию качеств говорения (целенаправленности, мотивированности, самостоятельности и т.д.)? 8. Как изменится характер средств обучения при изменении условий обучения?
Глава 3. Урок как форма организации процесса обучения устным и письменным формам общения на иностранном языке [5]
Внутреннюю сущность урока обучения устным и письменным формам общения на ИЯ составляет логика урока, именно поэтому логика урока является важнейшим понятием, представляющим для учителя иностранного языка практический интерес. Попытаемся разобраться в том, что же такое логика урока и как достичь логичного построения урока. Урок, как уже говорилось, явление чрезвычайно сложное и многогранное, и логика урока не может не касаться многих его сторон. Это понятие комплексное, многоаспектное. Можно назвать четыре аспекта: 1) соотнесенность всех компонентов урока с ведущей целью, или целенаправленность; 2) соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность друг другу, или целостность урока; 3) движение по стадиям усвоения речевого материала, или динамика урока; 4) единство урока по содержанию и речевому материалу, или связность урока. Рассмотрим каждый аспект подробнее и покажем, как он реализуется в уроке. Показ аспектов будет осуществляться вне обращения к конкретному учебнику того или иного языка, что позволит увидеть то общее, что применимо (с учетом обстоятельств) в каждом конкретном случае.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |