Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научных терминов




Фразеологии. Употребление профессиональной лексики и

Тема 3.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и

 

Синонимы – это различные слова, принадлежащие одной части речи, значения которых очень близки или полностью совпадают, способные заменить друг друга в

тексте. Например, трудиться, работать, корпеть, потеть, ишачить, вкалывать, гнуть спину, везти воз, тянуть лямку.

 

Синонимы возникают различными способами.

1. Использованием различных приставок и суффиксов: безвестный – неизвестный, приготовить – подготовить, лентяй – ленивец.

2. Словосложением: добросердечный – мягкосердечный – добродушный – благодушный.

3. Употреблением профессиональных и нейтральных слов: косовица – косьба – покос.

4. Употреблением иноязычных и исконно русских слов: аргумент – доказательство, факт – явление.

5. Использованием разговорных, просторечных и нейтральных слов: девчонка, деваха, девка, девушка; вышвырнуть, выбросить.

6. Употреблением слов и фразеологизмов: далеко – у черта на куличках; близко – рукой подать; быстро – в мгновение ока.

7. Способом замены нежелательных, неприятных, резких, грубых слов или выражений более мягкими, вежливыми: опаздывать – издерживаться; толстый – полный; старый – в почтенном возрасте.

При помощи синонимов можно выразить самые тонкие оттенки мысли, разнообразить и индивидуализировать речь. Можно передать эмоциональное отношение к описываемому, избежать повторов, а это делает речь более образной, действенной и выразительной.

 

 

Антонимы – слова с противоположным значением. Антонимы могут обозначать:

1. Психическое состояние человека: радость, печаль, болезнь, здоровье.

2. Качества и свойства ума человека, особенности характера: смелый, трусливый, ленивый, прилежный.

3. Явления природы; понятия и пространства и времени; количество, размер и объём предметов; вкусовые качества: мороз – оттепель; впереди – сзади; широкий – узкий; горький – сладкий.

Антонимы являются ярким средством выразительности речи. Поэтому они часто используются писателями и поэтами в произведениях художественной литературы для выражения антитезы. Антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. Например: Была без радости любовь. Разлука будет без печали (М. Лермонтов). Большое количество пословиц и поговорок построены на антонимах. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Оригинален оксюморон – сочетание несочетаемого. На морозе жарко стало (С. Маршак).

Эпитеты – образные выражения. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен: «Он смотрел на мир литературы глазами несколько удивлёнными и восхищёнными, грустными и доверчивыми» (Д. Лихачёв).

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнения в значительной мере опре

деляют особенности слова, индивидуальное восприятие действительности конкретным автором.

Например, Стали волосы смертельной белизны (Р. Рождественский.

Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несёт позитивную информацию: «Но, если вы свободны по рождению, зачем

вы подставляете шею рабству? Зачем вы помогаете нашим рабовладельцам?» (А. Солженицын).

Вопросно-ответное единство – это своего рода диалог, оформленный в виде вопросов и ответов. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется: «В чём заключалась красота его научного мировоззрения? Его «научное мировоззрение» (может быть и такое)? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало. (Д.С. Лихачёв).

Все вышеперечисленные выразительные средства языки не выходят за рамки литературной нормы.

Лексику с точки зрения её употребления принято разбивать на две большие группы:

1) слова, не ограниченные в употреблении;

2) слова, ограниченные в употреблении. К социально ограниченной лексике относится круг слов, известных лишь представителям узкого коллектива специалистов в своей области, профессионалов, пользующихся определёнными специальны-

ми наименованиями. Специальная лексика включает слова, обслуживающие какую-либо сферу деятельности человека, науку, технику, искусство.

Термины – это названия специальных понятий техники, науки, искусства. Они, как правило, однозначны, имеют строгое определение, обслуживают одну или смежные области знания: «Электронный осциллограф»; «интерфейс», «деноминация».

Профессионализмы – это речь представителей определённой профессии, коллектива, являются как бы «неофициальными терминами »: «сигнально-вызывное устройство (СВУ)», «абонентская сигнализация», «демпинг».

Различные группы социально ограниченной лексики используются в языке художественной литературы для изображения какой-либо среды, описания труда людей, правдивой обрисовки жизненных ситуаций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.