Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III вид. Оздоровительные занятия




II вид. Эмоционально-развивающие занятия

Вид. Интеллектуально-развивающие занятия

Этот вид занятий предполагает:

• сенсорное развитие;

• развитие речи и ознакомление с окружающим;

• развитие элементарных математических представлений;

• развитие элементарных естественно-научных представ­лений;

• развитие экологической культуры детей;

• развитие представлений о человеке в истории и культуре.

• развитие ребенка в изобразительной деятельности;

• развитие ребенка в музыкальной деятельности;

• развитие ребенка в конструктивной деятельности;

• «Петербурговедение»;




128 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

------------------------------------------------------------------------------------------------------

• занятия по этикету.

• физическое развитие и здоровье;

• валеологические; l

• ритмика, танцы, хореография;

• плавание.


130 ____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГ ОПЕДА ДОУ

Серьезное внимание в контексте решения задач умствен­ного воспитания и общего развития ребенка в программе уде­лено развитию устной реги. Для каждой возрастной группы•> определены примерный уровень речевого развития, после­довательность работы по овладению звуковой системой язы­ка, его лексикой и грамматическим строем; в старших груп­пах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы вос­питатель подводит детей к пониманию того, что слова обозна­чают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подби­рать наиболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, раз­витие слухового сосредоточения, голосовых реакций, накоп­ление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и свер­стниками, предусмотрены формирование правильного звуко-произношения и развитие элементов связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают усло­вия для использования детьми в устной речи распространен­ных предложений. Программа средней группы нацелена на ос­воение детьми правильного произношения всех звуков род­ной речи. Воспитатель формирует навыки пересказывания и составления небольших рассказов. В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальней­шее совершенствование связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению начал грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, состав­лять из слогов слова, из слов предложения, дает первые пред­ставления о слове, предложении (без грамматического опре­деления их).


В ОПРОС 18 ______________________ 131

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры об­щения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с дру­гими людьми.

В сентябре проводится обследование состояния речи и не­речевых психических функций детей, выявляются структуры и механизмы речевых нарушений, заполняются «речевые кар­ты» на каждого ребенка.

С октября (первый период) начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Основная задача логопеда — вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негати­визм, продуцировать речевые контакты, положительные эмо­циональные переживания, блокирующие отрицательные эмо­ции. Переход к речевым контактам, к формированию реги как средству общения осуществляется после появления элементов спонтанной деятельности. Логопед не побуждает детей гово­рить, но поощряет их, когда желание говорить появилось; ра­ботает над вызыванием подражательной речевой деятельности, над расширением объема понимания речи. В этот период на занятиях желательно больше использовать игрушки и реаль­ные предметы, так как восприятие рисунков у детей еще затруд­нено. Крупные яркие картинки вводятся постепенно.

В настоящем пособии представлены лексические темы, рас­крываются основные воспитательно-образовательные и кор-рекционные задачи каждого периода обучения.

С декабря (второй период) у детей формируется словарный минимум. Основное внимание логопед уделяет ритмической основе и слоговой структуре слова; начинает применять в ра­боте сюжетные картинки, работает над обучением детей по­строению двухсловных предложений: Катя иди. Брось мяг. За­учиваются отдельные обиходные словосочетания.

С марта (третий период) у детей формируется короткая бытовая фраза из 2—3 слов. Уточняется, но пока не корректи­руется фонетическая сторона речи. Ведется работа над разли­чением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стихи, потеш­ки, пересказываются с помощью логопеда сказки.

Структура и форма проведения занятий в подготовитель­ной к школе группе несколько иная, чем в младшей, средней и


132 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________

даже старшей группах. Дети активно участвуют в ходе заня­тия, на основе собственного опыта они делают простейшие выводы, умозаключения.

Например: Ушки слышат в слове машина звук [ы], но я помню правило: «ЖИ-ШИ — всегда пиши с буквой И». И я написал правильно слово МАШИНА.

При определении звонкого или глухого звука, ребенок ста­вит ладошку тыльной стороной к горлу и произносит пооче­редно звуки [б] — [п] несколько раз. Звук [б] — звонкий, горло гудит, звук [п] — глухой, горлышко молчит. Полученные ра­нее знания дети самостоятельно используют в практической деятельности.

Использование таких заданий, как «Звездный гас» разви­вает в детях стремление победить, четко спланировать свою деятельность. Эти качества пригодятся в дальнейшем при обу­чении в школе. Например: из букв слова СОЛДАТИК составь и напиши новые слова (сода, кит, Лида, лодка, ток, скот, кот, сок, клад).

Игры:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.