КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АНКЕТА 3 май 200
Цель: Содержание работы ГДОУ глазами родителей, эффективность работы специалистов, педагогов с детьми. Вопросы: 1. Какие изменения произошли в Вашем ребенке за 9 месяцев пребывания в ГДОУ (характере, речевом и интеллектуальном развитии, интересах, способностях...)? 2. Как Вы думаете, каков стиль общения логопеда, педагогов с ребенком?
— авторитарный_________________________________________ — партнерский _______________; __________________________ — не знаю_______________________________________________ 3. На Ваш взгляд, обеспечивают ли педагоги и специалисты ГДОУ — Да___________________________________________ —_--------------------- — частично______________________________________________ — нет___________________________________________________ — не знаю_______________________________________________ 4. Как Вы думаете, в какой форме логопед, воспитатели проводят — в игровой, занимательной________________________________ — в ученой, дисциплинарной (как в школе)_____________________ — не знаю___________________________________________ _—
5. Ваши рекомендации: в какой форме следует обучать детей? 6. Как часто Вы получали информацию от логопеда, педагогов о развитии ребенка, его успехах, проблемах?
— ежедневно________________________________________.---- _ — 1 раз в неделю_________________________________________ — 1 раз в месяц_______________________ ___________________ — никогда_______________________________________________ 164______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ _______________ 7. На Ваш взгляд, созданы ли условия в ДОУ для воспитания, раз —да____________________________________________ I — частично______________________________________________ — нет __________________________________________________ | 8. Ваши предположения, рекомендации по организации, содержа Спасибо за участие в заполнении анкет. Мы учтем все ваши пожелания и рекомендации. Анализ анкет позволит получить дополнительную информацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способностях, увлечениях, об укладе семьи, семейных традициях, об участие родителей в воспитании, развитии ребенка, о том, как проходят выходные дни и праздники, каков стиль взаимодействия взрослых с ребенком. Анонимные анкеты позволяют родителям откровенно высказать свои мысли по организации, содержанию учебно-воспитательной и коррекционной работы всего коллектива. Индивидуальная тетрадь — совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Логопед предлагает задания по развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления, фонетических представлений и т. д. Логопед подбирает задания дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение несложных заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях. Например: Задание № 1. Дата: 24.09.06. Обвести и заштриховать осенние листья. ___________________________ ВОПРОС 22 _________________________ 165 Напомнить: Линии должны быть ровными, не выходить за контур рисунка. Дать образец шриховки. Задание № 2. Обвести длинные слова синим карандашом, короткие — красным. Слова: дом, собака, жук, кот, ворона. Задание № 3. Произносить звуки А—У. На звук А — широко открыть рот, на звук У — сложить губы «трубочкой». А-У А-У. А-У А-У Задание № 4. Найти два одинаковых листочка и соединить их одной линией. Задание № 5. Подуть на листочки. Работа над физиологическим дыханием. Следить, чтобы ребенок не надувала щек: набираем воздух в легкие носом, выдыхаем ртом — губы «трубочкой». Задание № 6. Высунуть кончик языка, поднести его к горлышку маленькой бутылочки и подуть так, чтобы бутылочка «запела». В конце занятия логопед оценивает старание, аккуратность выполнения заданий. В конце тетради отводится место для таблицы «Наши успехи и неудачи». Например:
Эти записи логопеда позволяют родителям следить за ходом развития ребенка. Выполнение рекомендаций логопеда не требует специальной подготовки и не отнимает много времени у родителей. Выполнение домашних заданий не является обязательным для родителей. {Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.) Рассматривая тетрадь, родители видят, что у ребенка получается очень хорошо, а в чем он испытывает трудности. Например: Ребенок не может повторить последовательно 5 слов: дом, кот, шар, лук, мак. Вместо 5 названных слов ребенок воспроизводит слова: дом, мак. Запись логопеда в конце тетради: «У Яны недостаточно развита слуховая память». Рекомендации: Проведите с Яной игру «Эхо». Назовите три слова: дом, кот, солнце. Предложите Яне назвать эти слова в той же последовательности. Постепенно увеличивайте количество слов до 5. Важно отметить, что рекомендации, которые дает логопед родителям, должны быть понятными, простыми и доступными для детей. Не следует давать от 10 до 12 заданий, которые требуют от родителей и ребенка огромных усилий. Не все родители обладают знаниями в области педагогики, психологии и могут в игровой и занимательной форме выполнить предложенные логопедом задания, а вот его рекомендации они с удовольствием выполнят: —Сходите в осенний парк, соберите красивые листья для гербария. Покажите ребенку красоту осеннего парка. —Посетите зоопарк. На следующей неделе состоится занятие на тему «Дикие звери». Дайте ребенку возможность ___________________________ ВОПРОС 22 _________________________ 167 понаблюдать за поведением зверей (играют, спят, едят, ссорятся). К сожалению, не все родители могут быть чуткими, добрыми, внимательными и терпеливыми к собственным детям. Целесообразно проводить консультации для родителей: • «Совместные игры взрослых и ребенка»; • «Выходной день — как провести его вместе с ребенком?»; • «Капризы ребенка — как реагировать на них?»; • «Сказка перед сном»; - • «Давай поговорим? Ведение индивидуальной тетради позволяет родителям не только следить за ходом развития ребенка, но и принимать участие в его воспитании, обучении и коррекции. Не забывайте высказать родителям слова благодарности, если в результате совместной деятельности проблемы успешно решены. Запись логопеда в конце тетради: «Радуюсь вместе с вами: Ка-тюшка дует на листочки, не надувая щек. Спасибо! Мы вместе хорошо поработали!!!» Такие записи стимулируют активность родителей, и они готовы с вами сотрудничать и с большим желанием выполнять ваши рекомендации. Эти записи помогут вам при заполнении «Дневника логопеда», так как они отражают не только содержание работы логопеда с ребенком, но и динамику его развития.
Организация логопедического пункта при общеразвиваю-щих ДОУ возможна только при наличии в базовом учреждении специально выделенного помещения — логопедического кабинета площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический пункт должен быть оборудован необходимой мебелью: стол для логопеда, круглый стол для занятий с детьми, зеркало, стеллажи для хранения пособий, игрушек, картотек, дополнительное освещение над зеркалом и т. д. Рабочее время, размер заработной платы, длительность ежегодного отпуска и другие условия труда логопеда определяются нормативами, соответствующими компенсирующим группам ДОУ. Недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов. Отсутствие в условиях дошкольного логопедического пункта жесткой регламентации работы логопеда, сковывающей инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач, — важный фактор, который стимулирует его самостоятельный педагогический поиск, побуждает к модификации уже имеющихся методик логопедического воздействия применительно к новым условиям их реализации и овладению новыми технологиями коррекционно-речевой работы с дошкольниками. ________________________ ВОПРОС 23 _____________________ Ш Зачисление детей на коррекционные занятия проводит сам логопед по результатам обследования детей всех возрастных групп массового ДОУ в начале учебного года. На логопункт зачисляются дети 6—7 лет с нарушением отдельных групп звуков. Например: [р] [л] [р] [л] — отсутствует, [р] — горловое произношение, [с], [з], [ц] — м/зубное произношение, [л] — губно-зубной сигматизм и т. д. Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы (3—4 человека). Дродолжительность^^ подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 25—30 мин., индивидуальных — 10—15 мин. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, психофизическими особенностями детей. Логопункт, открытый на базе коррекционного учреждения, работает в вечернее время с 15.00 до 19.00, так как родители приводят детей из других ДОУ на занятия с логопедом и присутствуют на них, наблюдая за работой логопеда с ребенком. Если на базе массового ДОУ открыта временная группа, то логопед занимается с детьми утром с 9.00 до 13.00. Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье. Они могут варьироваться от 2— 3 месяцев до 6—12 месяцев. По мере завершения коррекцион-ной работы и нормализации речи у детей на освободившиеся места зачисляются дети, которые указаны в списке, утвержденном председателем РМПК на учетный год. Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, в некоторых случаях до 1 года (например: р-горловой). Ответственность за порядок зачисления детей на логопункт, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и руководитель ГДОУ, на базе которого функционирует логопункт.
172 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПВДА ДОУ______________ В п ятницу подгрупповая работа с детьми не планируется^ логопед проводит только индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения с каждым ребенком. Самым сложным организационным моментом для логопеда, который работает на логопункте, является согласование времени посещения занятий и обязательность их посещения. Очень ___________________________ ВОПРОС 23 _________________________ 173 часто родители забывают сообщить логопеду о заболевании ребенка, о других каких-либо причинах не посещения логопунк-та. Сбивается график работы логопеда, а следовательно, и последовательность коррекционной работы с ребенком, что, несомненно, из-за частых пропусков скажется на результативности. В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его в органы управления образованием, старшему логопеду района и администрации ДОУ (форму заполнения отчета см. с. 175—176). Таким образом, даже достаточно краткая характеристика организационной и содержательной составляющих работы логопеда в условиях логопедического пункта при ДОУ убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с резкой степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для современной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моделей организации коррекционной психолого-педагогической поддержки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.
Утв ерждаю Председатель комитета по образованию О. Е. Лебедев 30.11.92 ПОЛОЖЕНИЕ О ВРЕМЕННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО ТИПА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Группа для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа открывается с целью коррекции нарушений произношения отдельных звуков у детей в возрасте от 5 до 6 лет. Она также может быть открыта в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением речи, чтобы выполнять роль логопункта, обслуживая детей курируемых учреждений. 1.2. Группа открывается при наличии на начало учебного года не менее 25—30 детей с нарушением произношения от- ___________ ВОПРОС 23 _________________________ 177 дельных звуков и является временной, существующей до достижения необходимых результатов коррекционной работы. 1.3. Открытие и закрытие группы осуществляется приказом по Комитету по представлению районной медико-педагогической комиссии. 1.4. Для работы с группой в штатное расписание дошкольного учреждения вводится одна ставка должности учителя-логопеда с условиями оплаты и работы по действующему законодательству. 2. ПОРЯДОК РАБОТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМА В 2.1. Группа комплектуется из числа детей старшей и подготовительной групп яслей-сада или курируемых детских садов. Ответственным за комплектование группы является логопед-куратор учреждения. 2. 2Х Длительность пребывания детей в группе — полгода. 2.3. Наполняемость группы — 12—15 детей на каждые полгода. 2.4. Комплектование группы осуществляется медико-педагогической комиссией в составе заведующего яслей-сада, логопеда этой группы и логопеда-куратора (в том случае, когда должность логопеда этой группы совмещает логопед-куратор, в состав комиссии вводится старший логопед специального учреждения). 2.5. Дети выводятся из группы медико-педагогической комиссией по мере исправления нарушений произношения. 2.6. Прием и выпуск детей оформляется одним протоколом в 3 экземплярах по единой форме и подшивается в папку. 2.7. Не подлежат приему в группу дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы. 2.8. Основная организационная форма обучения — индивидуальные и подгрупповые занятия. 3. ДОКУМЕНТАЦИЯ 3.1. Протокол приема и выпуска детей (Приложение № 1). 178 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ 3.2. Единая речевая карта по форме на весь год (Приложение № 2). 3.3. Рабочий план на подгрупповую и индивидуальную работу (Приложение № 3). Управление учебно-воспитательных учреждений Согласовано: Начальник Управления финансово-экономического обеспечения Н. П. Зеленова Схема-календарь работы учителя-логопеда на весь учебный год (бланки, образцы документов для учителя-логопеда) Представленная схема-календарь на учебный год (август-июнь) поможет логопеду своевременно подготовиться к проведению основных мероприятий ГДОУ: написать сообщения к МПК, спланировать родительские собрания, составить конспекты открытых занятий, подготовить отчеты для старшего логопеда по комплектованию групп на начало учетного года по результатам обследования детей массовых ГДОУ, написать акт изменения диагноза у детей, составить отчет о работе с детьми за год, перспективный план на каждый период обучения детей и т. д. К схеме прилагается календарный план, в котором указываются не только сроки проведения тех или иных мероприятий, но и раскрывается более подробное содержание работы учителя-логопеда на весь учебный год, что в свою очередь, является «шпаргалкой» для организации его деятельности с детьми, педагогами, специалистами и родителями. СХЕМА-КАЛЕНДАРЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА НА УЧЕБНЫЙ ГОД (сентябрь — июнь)
196 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |