Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналы




Газеты

Книги

СМК как социальный институт (подсистема) общества

1.Производством информации занимаются формальные организации (информагентства, редакции газет, радио, телевидения, типографии, телестудии и др.). Все они являются элементами системы массовой коммуникации.

2.Все организации функционируют на основе закона о СМИ, профессиональных кодексов, обладают материально-технической базой. Они включают в себя дистанционные способы передачи информации стремясь сделать аудиторию максимальной.

3.Кадровый состав состоит, в основном, из высококвалифицированных специалистов (журналистов и др) с высшим образованием.

4.Деятельность СМК подчиняется законам рынка, где происходит обмен информационного продукта на деньги и внимание потребителя – массовой аудитории.

5.Массовость аудитории СМК объсняется тем, что СМК занимают промежуточное положение между наукой, образованием и искусством. Поэтому содержание массовой информации отличает большая простота и популярность в объяснении сложных профессиональных вопросов и внимание к более массовым формам искусства (попмузыка, кино, шоу). Поэтому СМК играют важную роль в научно-образовательном просвещении и формировании художественных вкусов.

 

17. Прикладная коммуникология. Информационное пространство современной России (2007-2008 г.г.)

Информационное пространство включает в себя структуру средств массовой информации, взаимодействующих между собой аналогично формам материи в физическом пространстве.

1.Первая печатная книга появилась в XV веке. Это была «Библия» И. Гуттенберга. В России первая книга «Апостол» была издана веком позже в 1564 году.

2.Сегодня выпуск книг в мире достиг порядка миллиона названий. Россия занимает третье место в мире после США и КНР. В 2008 году было издано рекордное число названий – более 123 тысяч (В Европе около 300 тысяч). В СССР рекордной было 84 тысячи названий (РСФСР в границах России – 52 тысячи). За первую половину 2009 года издано более 65 тысяч названий.

К сожалению, по числу названий на человека мы отстаем от ведущих стран в 2-4 раза.

Тираж в 2008 году составил 760 миллионов (2007 – 665, 2006 – 633, 2005 – 670 млн) экземпляров. Средний тираж – 6166 книг (2004 – 7709). Изданием книг занимаются 109 тыс. чел. в 6 403 издательских оганизациях.

3. Книжное пространство – это их структура по разным параметрам. Например, сегодня превалируют книги более 48 страниц (84,5%) по сравнению с брошюрами. По тиражам есть бестселлеры (более 100 тысяч экземпляров) и малотиражные 9менее тысячи). Среди наиболее тиражных в 2007 г.– Донцова, Устинова, Шилова, Полякова, Акунин, Коэльо. Большие тиражи имеет и учебная литература.

По языку доминируют книги на русском – 106 тысяч из 108, хотя издаются и на европейских и языках народов России (больше всего – на татарском, башкирском. якутском и др). Из перводных больше всего с английского, а сдругих на порядок меньше (с немецкого – 836 названий).

По профилю иданий больше всего книг по общественно-политической, экономической, социальной тематике – 30 тысяч названий, естественно-технической – 21, художественной – 15, детской – 8. Среди детских писателей наибольший тираж в 2007 г. был у Степанова, Чуковского, Барто, Михалкова. Пушкин и Андерсен значительно уступают.

В плане географии доминирует Москва – 58% названий и 85% тиража. Можно сказать, что Москва –«книжный» монополист. У Санкт-Петербурга только 8,4% названий и 5,5% тиража. Соответственно и самые крупные издательства – московские (АСТ (55 млн тиража, Эксмо -70 млн, Дрофа – 27. Тираж СПбГУ для сравнения – 135 тысяч).

4.Десять ведущих издательств контролируют треть тиража. Такова концентрация издательского бизнеса. Налицо тенденция укрупнения, хотя наши издательства уступают мировым гигантам ТНК Бертельсман, Ньюс Корпорайшн и др. Мировая ситуация с прибылью такова: 20% названий дают 80% прибыли. Многие книги остаются нераспроданными. Импорт книг примерно в 5-6 раз больше экспорта- 300 млн. долларов против 50.

5.Но об умирании книг говорить рано. М.Маклюэн 30 лет назад пророчил смерть книге. Пока этот прогноз не реализуется, хотя наступление Интернета идет по всем СМК. Лучше всего «чувствую» себя в Интернете справочные издания, словари, своды законов, некотрые издания художественной литературы. Но читать на экране компъютера книги еще не стало (а может быть и не станет) обычной практикой. Здесь работает принцип дополнительности: Интернет преимущественно дополняет, но не вытесняет полностью обычное чтение, насчитывющее полтысячелетие. Книга читается не только глазами, но и руками. Хотя тенденция ослабления внимания к книге, особенно толстой, имеет место. Видимо, это связано с требованием сжатия информации в условиях дефицита времени, а также наступлением развлечений.

6.Общая проблема оптимизации книжного пространства решается сегодня преимущественно рыночными средствами. Издается то, что продается. Но рынок многое видит «не вперед, а назад» после продажи и не может застраховаться от провалов. Кроме того ему не все выгодно. Поэтому необходимо дополнение рынка государством, которое должно брать на себя расходы по изданию «нерыночных» книг. Иначе тиражи Донцовой будут достигать 9 млн экземпляров, а Пушкина – 520 тысяч (в 20 раз больше) как в 2007 году. Общественные регуляторы должны взаимодействовать с рыночными и не вытеснять один другой полностью.

(Российская книжная палата. Статистические показатели за 2008 г.)

1. Роспечать называет цифру 35,5 тысяч газет и ежедневников, не указывая число электронных. Реально на рынке действуют 15 тыс. газет. В США издается всего 1500 газет.

2.Тираж газет составил 7,8 млрд экземпляров (в 10 раз больше, чем книг). По сравнению с 2006 тираж сократился на 200 млн экз. Это говорит о снижении роли газет в пространстве СМИ. В мире тенденция к снижению наблюдается в развитых странах, но в Китае, Индии, наоборот, тиражи газет растут.

3. Газетное пространство определяется структурой по месту издания и масштабам: общероссийские издания составляют 34,8% с ядром в 400 газет; региональные – 33% и местные – 32,1%. Можно считать, что соблюдается закон трех третей. Учредителями 80% региональных и местных газет выступает администрация, власть. Это ярко иллюстрирует ситуацию с независимостью и свободой СМИ на этих уровнях.

По «серьезности» все пространство газет делится на два вида, тяготеющих к «серьезной» - аналитической, деловой прессе и «желтой», бульварной, таблоидной. В мире наблюдается тенденция перехода газет на цветные таблоиды.

4.Инвестиции в газетный бизнес составили 95 млрд рублей, а выручка и доходы – более 108 млрд руб. Доходы от реализации в розницу – 35%, от подписки – 15% и от рекламы – 50%. Ведущие издательские дома: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты»», 7 дней», «Московский комсомолец» и др. Капитализация медийных компаний находилаь в 2007 диапазоне 15 – 200 млрд рублей (Газпроммедиа, Профмедиа, РБК и др)

5.Аудитория читателей газет в России более 50 млн чел, в том числе аудитория еженедельника «Аргументы и факты» - 14%, у «Комсомольской правды» - 13%, «Жизнь» - 6%. Такие издания как «Российская газета», «Известия» имеют 2%, а «Коммерсант» и «Ведомости» по 1%. Аудитория одного номера составляла у «Комсомольской правды» - 1,905 млн чел.,»МК» - 1,215, «Российской газеты – 638 тыс. чел, «Известий» - 371, «Коммерсант» - 237 тыс. чел. Аудитория имеет тенденцию к снижению. Не читают газет 33% населения страны.

В СПб наиболее «читабильные» газеты «Мой район» - 769 тыс. чел., «»Аргументы и факты» - 731, «Метро» - 611.

6.Если численность и тиражи общественной прессы постепенно снижаются, то корпоративные издания характеризуются ростом – за последние 5-7 лет их число и объемы выросли вдвое. Сегодня насчитывается 6-7 тысяч. Затраты на их производство достигли более 24 млр. рублей. Многие издаются на глянцевой бумаге с качественными фотографиями. Они носят пиаровский характер и в их издании особенно заинтересованы бизнес-организации.

7.Интенсивно растет сектор СМИ в Интернете, включающий «Бумажные», сетевые и электронные СМИ и агентства. Их масштабы превышают число печатных.

1.Если газеты отстают от мирового уровня, то про журнальную отрасль говорится, что она вышла на мировой уровень. Речь идет в первую очередь о количестве и качестве изданий.

Сегодня в России зарегистрировано 23 500 журналов, в том числе 15 тысяч центральных и 8,5 тыс. региональных. Из них реально издается 12 тысяч, а ядро рынка составляют 300.

2.Общий тираж в 2007 году составил 1,9 млрд экземпляров. Примерно половина тиража – это глянец, и треть тиража создается на зарубежной полиграфической базе.

3.Доходы от реализации тиража и рекламы составили 37,5 млрд рублей. Прирост рекламы к 2006 году - 22%, но в ближайшие годы ожидается снижение прироста.

Доходы журналов в мире - на уровне 100 млрд долларов. Одна треть приходится на США, столько же – на Европу, на Восточную Европу около 2 млрд и у России – 1-2 млрд. Зарплата в издательствах, выпускающих журналы, составляла 40 тыс. руб. в 2008 году(выше, чем в книжных и газетных).

4.Журналы во всем мире находятся в более выгодном, чем газеты, положении. По поводу их будущего превалируют оптимистические оценки. Их отличает высокое качество изображений, дружелюбная, ненавязчивая как в телевидении, реклама, тактильный контакт с хорошей бумагой. Хотя подрастающее интернет – поколение, возможно, и ослабит в будущем позиции традиционных журналов и других СМИ.

5.Ситуация на журнальном рынке динамичная – все время рождаются новые названия, но некоторые и быстро исчезают с рынка. Бум наблюдается в нише журналов о стиле жизни и жизни звезд. Гламуризация захватила женские и мужские журналы среламой косметики, одежды, лекарств, часов, бытовой техники, алкоголя и т.п. В то же время кризис ударил по дорогим глянцевым изданиям.

Журналы четко ориентированы и на целевые группы – кроме деловых и общественно-политических, это журналв для женщин и мужчин, детей и подростко, автомибилистов, садоводов, рыболовов, спортсменов и т.д.

(Федеральное агентство по печати и массовым коммуникаиям. Рос

сийский рынок периодической печати. 2007).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.