Метафора если и является наиболее радикальным средством дегуманизации, то не единственным. Таких средств множество, и они различны по своему эф- фекту.
Одно, самое элементарное, состоит в простом изме- нении привычной перспективы. С человеческой точки зрения вещи обладают определенным порядком и иерархией. Одни представляются нам более важными, другие менее, третьи—совсем незначительными. Что- бы удовлетворить страстное желание дегуманизации, совсем не обязательно искажать первоначальные формы вещей. Достаточно перевернуть иерархический порядок и создать такое искусство, где на переднем плане окажутся наделенные монументальностью мель- чайшие жизненные детали.
Это—узел, связывающий друг с другом внешне столь различные направления нового искусства. Тот же самый инстинкт бегства, ускользания от реальности находит удовлетворение и в «супрареализме» метафо- ры и в том, что можно назвать «инфрареализмом». Поэтическое «вознесение» может быть заменено «по- гружением ниже уровня» естественной перспективы. Лучший способ преодолеть реализм-—довести его до крайности, например взять лупу и рассматривать через нее жизнь в микроскопическом плане, как это делали Пруст, Рамон Гомес де ла Серна, Джойс.
Рамон в состоянии написать целую книгу о женской груди (кто-то назвал его «новым Колумбом, плыву- щим к полушариям»), или о цирке, или о заре, или о Растро, или о Пуэрта дель Соль18. Подход состоит в том, чтобы героями экзистенциальной драмы сделать периферийные сферы нашего сознания. В этом смысле Жироду, Моран и некоторые другие используют раз- ные вариации одних и тех же лирических приемов.
Именно поэтому оба они были столь восторжен- ными поклонниками Пруста; по той же, в общем, причине и новое поколение получает от Пруста удо- вольствие, хотя этот писатель принадлежит совсем другой эпохе. Может быть, самое главное, что сбли- жает многоголосицу его книг с новым типом во- сприятия,—это смена перспективы, точки зрения на
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
старые, монументальные формы изображения психо- логии, которые составляли содержание романа, и не- человеческая пристальность к микромиру чувств, со- циальных отношений и характеров.
По мере того как метафора становится субстанци- альной, она превращается в героя поэтического дейст- ва. Это, в сущности, означает, что эстетическое чувст- во в корне изменилось—оно повернулось на 180 гра- дусов. Раньше метафора покрывала реальность как кружево, как плащ. Теперь, напротив, метафора стре- мится освободиться от внепоэтических, или реальных, покровов—речь идет о том, чтобы реализовать мета- фору, сделать из нее res poetica19. Но эта инверсия эстетического процесса связана не только с метафорой, она обнаруживает себя во всех направлениях и всех изобразительных средствах, так что можно сказать: как тенденция она теперь составляет генеральную ли- нию всего современного искусства *.
Связь нашего сознания с предметами состоит в том, что мы мыслим их, создаем о них представления. Строго говоря, мы обладаем не самой реальностью, а лишь идеями, которые нам удалось сформировать относите- льно нее. Наши идеи как бы смотровая площадка, с которой мы обозреваем весь мир. Гете удачно сказал, что каждое новое понятие—это как бы новый орган, который мы приобретаем. Мы видим вещи с помощью идей о вещах, хотя в естественном процессе мыслитель- ной деятельности не отдаем себе в этом отчета, точно так же как глаз в процессе видения не видит самого себя. Иначе говоря, мыслить—значит стремиться охватить реальность посредством идей; стихийное движение мыс- ли идет от понятий к внешнему миру.
Однако между идеей и предметом всегда существу- ет непреодолимый разрыв. Реальность всегда избыточ- на по сравнению с понятием, которое стремится огра- ничить ее своими рамками. Предмет всегда больше понятия и не совсем такой, как оно. Последнее всегда
* Было бы досадно повторять в конце каждой страницы, что любая из черт нового искусства, выделенных мною в качестве существенных, не должна абсолютизироваться, но рассматриваться только как тенденция.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
только жалкая схема, лесенка, с помощью которой мы стремимся достичь реальности. Тем не менее нам от природы свойственно верить, что реальность—это то, что мы думаем о ней; поэтому мы смешиваем реаль- ный предмет с соответствующим понятием, простоду- шно принимаем понятие за предмет как таковой. В об- щем, наш жизненный инстинкт «реализма» ведет нас к наивной идеализации реального. Это врожденная наклонность к «человеческому».
И вот если, вместо того чтобы идти в этом направ- лении, мы решимся повернуться спиной к предполага- емой реальности, принять идеи такими, каковы они суть, просто в качестве субъективных схем, и оставим их самими собой—угловатыми, ломкими, но зато чис- тыми и прозрачными контурами,—в общем, если мы поставим себе целью обдуманно, сознательно субстан- тивировать идеи, поставить их на место вещей, мы их тем самым дегуманизируем, освободим от тождества с вещами. Ибо, в сущности, они ирреальны. Прини- мать их за реальные вещи—значит «идеализировать», обогащать их, наивно их фальсифицировать. Застав- лять же идеи жить в их собственной ирреальности — это значит, скажем так, реализовать ирреальное имен- но как ирреальное. Здесь мы не идем от сознания к миру,—скорее, наоборот: мы стремимся вдохнуть жизнь в схемы, объективируем эти внутренние и субъ- ективные конструкции.
Художник-традиционалист, пишущий портрет, пре- тендует на то, что он погружен в реальность изобража- емого лица, тогда как в действительности живописец самое большее наносит на полотно схематичный набор отдельных черт, произвольно подобранных сознанием, выхватывая их из той бесконечности, каковая есть реальный человек. А что если бы, вместо того чтобы пытаться нарисовать человека, художник ре- шился бы нарисовать свою идею, схему этого челове- ка? Тогда картина была бы самой правдой и не произо- шло бы неизбежного поражения. Картина, отказав- шись состязаться с реальностью, превратилась бы в то, чем она и является на самом деле, то есть в ирреальность.
Экспрессионизм, кубизм и т. п. в разной мере пыта- лись осуществить на деле такую решимость, создавая
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
в искусстве радикальное направление. От изображения предметов перешли к изображению. идей: художник ослеп для внешнего мира и повернул зрачок внутрь, в сторону субъективного ландшафта.
Несмотря на рыхлость, необработанность, неоте- санность материала, пьеса Пиранделло «Шесть пер- сонажей в поисках автора».20 была, должно быть, един- ственной за последнее время вещью, которая застави- ла задуматься каждого поклонника эстетики драматургии. Эта пьеса служит блестящим примером той инверсии эстетического чувства, которую я здесь стараюсь описать. Традиционный театр предлагает нам видеть в его персонажах личности, а в их грима- сах—выражение «человеческой» драмы. Пиранделло, напротив, удается заинтересовать нас персонажами как таковыми—как идеями или чистыми схемами.
Можно даже утверждать, что это первая «драма идей» в строгом смысле слова. Пьесы, которые прежде назывались так, не были драмами идей, это драмы псевдоличностей, символизировавших идеи. Разыгры- ваемая в «Шести персонажах» скорбная житейская дра- ма просто предлог,—эта драма и воспринимается как неправдоподобная. Зато перед нами — подлинная дра- ма идей как таковых, драма субъективных фантомов, которые живут в сознании автора. Попытка дегумани- зации здесь предельно ясна, и возможность ее осущест- вления показана несомненно, В то же время становится ясно, что для широкой публики весьма трудно приспо- собить зрение к этой измененной перспективе. Публика стремится отыскать «человеческую» драму, которую художественное произведение все время обесценивает, отодвигает на задний план, над которой оно постоян- но иронизирует, на место которой, то есть на первый план, оно ставит саму театральную фикцию. Широкую публику возмущает, что ее надувают, она не умеет находить удовольствие в этом восхитительном обмане искусства, тем более чудесном, чем откровеннее его обманная ткань.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление