Цель настоящего эссе, как уже говорилось, состоит в том, чтобы описать новое искусство через некоторые его отличительные черты. Однако сама эта цель пред- полагает в читателе более серьезную любознатель- ность, которая здесь вряд ли будет удовлетворена,— эти страницы оставят его наедине с собственными размышлениями. Я имею в виду вот что.
Как-то я уже отмечал *, что искусство и чистая наука (именно потому, что они—наиболее свободные виды деятельности, менее прямолинейно подчиненные социальным условиям каждой эпохи) таковы, что по ним в первую очередь можно судить о переменах в коллективном типе восприятия. Когда меняется глав- ная жизненная установка, человек тут же начинает выражать новое настроение и в художественном твор- честве, в творческих эманациях. Тонкость обеих мате- рий—искусства и науки—делает их бесконечно чувст- вительными к любому свежему духовному веянию. Подобно тому как в деревне, выходя утром на крыль- цо, мы смотрим на поднимающийся из труб дым, чтобы определить, откуда сегодня ветер,—на искус- ство и науку новых поколений мы можем взглянуть с тем же метеорологическим любопытством.
Но для этого неизбежно начать с определения но- вого явления, и только потом можно будет задать вопрос, симптомом и предвестником чего является новый всеобщий стиль жизневосприятия. Ответ потре- бовал бы иследовать причины удивительного поворо- та, который ныне совершает искусство, но это слиш ком трудное предприятие, чтобы браться за него здесь. Откуда такой зуд «дегуманизировать», откуда такое отвращение к «живым формам»? Вероятно, у этого
* См. работу «Тема нашего времени» в этом же томе («El tema de nuestro tiempo». [1923]).
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
исторического явления, как и у всякого другого, сеть бесчисленных корней, исследование которых потребо- вало бы более изощренных приемов.
Но все же, каковы бы ни были прочие причины, существует одна в высшей степени очевидная, хотя и не претендующая на верховную роль.
В искусстве трудно преувеличить влияние прошлого на будущее. В душе художника всегда происходит сшиб- ка, или химическая реакция,—между своеобразием его восприятия и тем искусством, которое уже существует. Художник никогда не остается с миром наедине,—худо- жественная традиция в качестве посредника всегда вме- шивается в его связи с миром. Какова же будет реакция между непосредственным чувством и прекрасными формами прошлого? Она может быть положительной или отрицательной. Художник либо почувствует бли- зость к прошлому и увидит себя его порождением, наследником и совершенствователем—либо в той или иной мере ощутит непроизвольную неопределенную антипатию к художникам-традиционалистам, признан- ным и задающим тон. И если в первом случае он испытает немалое удовлетворение, заключив себя в рамки условностей и повторив некоторые из освещен- ных ими художественных жестов, то во втором он создаст произведение, отличное от признанных, и вдо- бавок получит не меньшее, чем его собрат, удовольст- вие, придав этому произведению характер агрессивный, обращенный против господствующих норм.
Об этом обычно забывают, когда речь заходит о влиянии прошлого на сегодняшний день. Обычно можно без труда уловить в произведении одной эпохи стремление так или иначе походить на произведения предшествующей. Напротив, гораздо большего труда, видимо, стоит заметить отрицательное влияние про- шлого и уразуметь, что новый стиль во многом сфор- мирован сознательным и доставляющим художнику удовольствие отрицанием стилей традиционных.
Траектория искусства от романтизма до наших дней окажется непонятной, если не принимать в рас- чет—как фактор эстетического удовольствия—это не- гативное настроение, эту агрессивность и издевку над старым искусством. Бодлеру нравилась черная Венера именно потому, что классическая Венера—белая 23,
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
С тех пор стили, последовательно сменявшие друг друга, увеличивали дозу отрицательных и кощунствен- ных ингредиентов; в этом сладострастном нагнетании тоже наметилась некая традиция, и вот сегодня про- филь нового искусства почти полностью сложился на основе отрицания старого. Понятно, как это всякий раз происходит. Когда искусство переживает многове- ковую непрерывную эволюцию без серьезных разры- вов или исторических катастроф на своем пути, плоды его как бы громоздятся друг на друга и массивная традиция подавляет сегодняшнее вдохновение. Иными словами, между новоявленным художником и миром накапливается все больше традиционных стилей, прерывая живую и непосредственную коммуникацию. Следовательно, одно из двух: либо традиция наконец задушит живую творческую потенцию, как это было в Египте, Византии и вообще на Востоке, либо давле- ние прошлого на настоящее должно прекратиться и то- гда наступит длительный период, в течение которого новое искусство мало-помалу излечится от губитель- ных влияний старого. Именно второе случилось с ев- ропейской душой, в которой порыв к будущему взял верх над неизлечимым восточным традиционализмом и пассеизмом.
Большая часть того, что здесь названо «дегумани- зацией» и отвращением к живым формам, идет от этой неприязни к традиционной интерпретации реальных вещей. Сила атаки находится в непосредственной зави- симости от исторической дистанции. Поэтому больше всего современных художников отталкивает именно стиль прошлого века, хотя в нем и присутствует изряд- ная доза оппозиции более ранним стилям. И напротив, новая восприимчивость проявляет подозрительную симпатию к искусству более отдаленному во времени и пространстве—к искусству первобытному и к вар- варской экзотике. По сути дела, новому эстетическому сознанию доставляют удовольствие не столько эти произведения сами по себе, сколько их наивность, то есть отсутствие традиции, которой тогда еще и не существовало.
Если теперь мы обратимся к вопросу, признаком какого жизнеотношения являются эти нападки на ху- дожественное прошлое, нас застанет врасплох пробле-
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
ма весьма драматическая. Ибо нападать на искусство прошлого как таковое—значит в конечном счете вос- ставать против самого Искусства: ведь что такое ис- кусство без всего созданного до сих пор?
Так что же выходит: под маской любви к чистому искусству прячется пресыщение искусством, ненависть к искусству? Мыслимо ли это? Ненависть к искусству может возникнуть только там, где зарождается нена- висть и к науке и к государству—ко всей культуре в целом. Не поднимается ли в сердцах европейцев непостижимая злоба против собственной исторической сущности, нечто вроде odium professionis24, которая охватывает монаха, за долгие годы монастырской жиз- ни получающего стойкое отвращение к дисциплине, к тому самому правилу, которое определяет смысл его жизни*
Вот. подходящий момент для того, чтобы перо благоразумно прервало свой одинокий полет и при- мкнуло к журавлиному косяку вопросительных знаков.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление