Выше было сказано, что новый- стиль в самом общем своем виде характеризуется вытеснением чело- веческих, слишком человеческих элементов и сохране- нием только чисто художественной материи. Это, ка- залось бы, предполагает необычайный энтузиазм по отношению к искусству. Однако, если мы подойдем к тому же факту с другой стороны и рассмотрим его в другом ракурсе, нас поразит как раз противополож- ное—отвращение к искусству или пренебрежение им. Противоречие налицо, и очень важно обратить на него внимание. В конце концов приходится отметить; что новое искусство—явление весьма двусмысленное,
* Было бы любопытно проанализировать психологические механизмы, в силу которых искусство вчерашнего дня негативно влияет на искусство завтрашнего дня. Для начала, один из очень понятных—усталость. Простое повторение стиля притупляет и утомляет восприимчивость. Вёльфлин в «Ос- новных принципах истории искусства» показал на разных примерах, с какой силой усталость вынуждала искусство к движению, заставляла его видоиз- мениться. То же и в литературе. Для Цицерона «говорить на латыни» еще звучало как «latine loqui», но в V веке у Сидония Аполлинария уже возникает потребность в выражении «latialiter insusurrare». С тех пор слишком уж много веков одно и то же говорилось в одной и той же форме.
и это, по правде говоря, ничуть не удивительно, по- скольку двусмысленны почти все значительные собы- тия последних лет. Стоит проанализировать европейс- кие политические реалии, чтобы обнаружить в них ту же двусмысленность.
Однако противоречие между любовью и ненави- стью к одному и тому же предмету несколько смягча- ется при более близком рассмотрении современной художественной продукции.
Первое следствие, к которому приводит уход искус- ства в самое себя,—это утрата им всяческой патетики. В искусстве, обремененном «человечностью», отрази- лось специфически «серьезное» отношение к жизни. Искусство было штукой серьезной, почти священной. Иногда оно—например, от имени Шопенгауэра и Ваг- нера—претендовало на спасение рода человеческого, никак не меньше25! Не может не поразить тот факт, что новое вдохновение—всегда непременно комичес- кое по своему характеру. Оно затрагивает именно эту струну, звучит в этой тональности. Оно насыщено комизмом, который простирается от откровенной кло- унады до едва заметного иронического подмигивания, но никогда не исчезает вовсе. И не то чтобы содержа- ние произведения было комичным—это значило бы вновь вернуться к формам и категориям «человечес- кого» стиля,—дело в том, что независимо от содержа- ния само искусство становится игрой. А стремиться, как уже было сказано, к фикции как таковой—подо- бное намерение может возникнуть только в веселом расположении духа. К искусству стремятся именно потому, что оно рассматривает себя как фарс. Это главным образом и затрудняет серьезным людям, с менее современной восприимчивостью, понимание новых произведений: эти люди полагают, что новые живопись и музыка—чистый «фарс» в худшем смысле слова, и не допускают возможности, чтобы кто-либо именно в фарсе видел главную миссию искусства и его благотворную роль. Искусство было бы «фарсом» в худшем смысле слова, если бы современный худож- ник стремился соперничать с «серьезным» искусством прошлого и кубистское полотно было рассчитано на то, чтобы вызвать такой же почти религиозный, пате- тический восторг, как и статуя Микеланджело. Но
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
над самим собой. Именно здесь источник комизма нового вдохновения. Вместо того чтобы потешаться художник наших дней предлагает нам смотреть на искусство как на игру, как, в сущности, на насмешку над кем-то определенным (без жертвы не бывает комедии), новое искусство высмеивает само искусство.
И, пожалуйста, слыша все это, не горячитесь, если вы хотите еще в чем-то разобраться. Нигде искусство так явно не демонстрирует своего магического дара, как в этой насмешке над собой. Потому что в жесте самоуничижения оно как раз и остается искусством, и в силу удивительной диалектики его отрицание есть его самосохранение и триумф.
Я очень сомневаюсь, что современного молодого человека может заинтересовать стихотворение, мазок кисти или звук, которые не несут в себе иронической реф- лексии.
Конечно, как идея или теория все это не так уж ново. В начале XIX века группа немецких романтиков во главе со Шлегелями26 провозгласила Иронию вы- сшей эстетической категорией—по причинам, кото- рые совпадают с новой направленностью искусства. Ограничиваться воспроизведением реальности, безду- мно удваивая ее, не имеет смысла. Миссия искус- ства—создавать ирреальные горизонты. Чтобы до- биться этого, есть только один способ—отрицать нашу реальность, возвышаясь над нею. Быть худож- ником—значит не принимать всерьез серьезных лю- дей, каковыми являемся мы, когда не являемся ху- дожниками.
Очевидно, что это предназначение нового искусства— быть непременно ироничным—сообщает ему однообраз- ный колорит, что может привести в отчаяние самых терпеливых ценителей. Однако эта окраска вместе с тем сглаживает противоречие между любовью и ненавистью, о котором говорилось выше. Ибо если ненависть живет в искусстве как серьезность, то любовь в искусстве, добив- шемся своего триумфа, являет себя как фарс, торжест- вующий над всем, включая себя самого, подобно тому как в системе зеркал, бесконечное число раз отразившихся друг в друге, ни один образ не бывает окончательным— все перемигиваются, создавая чистую мнимость.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление