Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и техника




Образование и просвещение. Усиление государственного контроля над развитием культурных процессов и охранительного начала в образовании и просвещении для поддержания стабильности в обществе.

Характерные черты культурного развития России во второй четверти XIX в.

- Введение запрета на права крепостных крестьян получать высшее и гимназическое образование (1827).

- Усиление сословного принципа в образовательной системе России. Издание нового устава учебных заведений (1828), подразделяющего начальное и среднее образование для детей «низших сословий», «средних сословий» и для детей дворян и чиновников.

- Введение нового цензурного устава (1826) и его корректировка в сторону некоторого смягчения государственного контроля за печатной продукцией (1828).

Устав 1826 г. имел 230 запретительных статей.

- Запрещение посылать в целях образования за границу молодых людей, не достигших 18 лет (1831).

- Предложение министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I основывать воспитание юношества в учебных заведениях России на трёх «истинно русских» охранительных началах – православии, самодержавии, народности (1832).

- Введение новых университетских уставов (1835), усиливающих контроль государства за деятельностью профессорско-преподавательского состава университетов и надзор за студенчеством. Ограничение автономных прав университетов. Увеличение платы за обучение.

- Значительное увеличение ведомственных школ, дающих возможность представителям непривилегированных сословий получить начальное образование.

С 30-х гг. XIX в. стали открываться волостные училища Министерства государственных имуществ, в которых готовили сельских и волостных писарей. В 40-50-е гг. XIX в. количество таких школ приблизилось к 30 тысячам.

- Активная деятельность государства в развитии профессионально-технического образования в России. Открытие Практического технологического института, института инженеров путей сообщения, Лесного института в Петербурге; открытие Московского ремесленного училища (будущее МВТУ), Архитектурного училища, Училища гражданских инженеров, Строительного и Межевого институтов в Москве (вторая половина 20-х-40-е гг. XIX в.).

- Закрытие Виленского университета (1832) и открытие Киевского университета (1834).

- Развитие книгоиздательского дела в России в 30-40-х гг. XIX в. Деятельность крупного российского книгоиздателя А. Ф. Смирдина (1795-1857), положившего начало изданию «толстых» журналов и организовавшего выход в свет «Полного собрания сочинений русских авторов».

Став преемником петербургского книготорговца В. А. Плавильщикова после 1825 г., А. Ф. Смирдин стал первым выплачивать авторам гонорары за их произведения. Снижая издержки производства печатной продукции и увеличивая тиражи, он добился выпуска книг, доступных широкому кругу читателей.

- Рост популярности литературных журналов и газет («Сын отечества», «Московский телеграф», «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин», «Северная пчела» и др.). Начало выпуска по распоряжению правительства газеты «Губернские ведомости» (1837).

- Увеличение количества библиотек в стране.

В 30-е гг. XIX в. было открыто 40 публичных библиотек.

- Развитие математики в России. Открытие профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским (1792-1856) новой геометрической системы, получившей название неевклидовой геометрии (1826). Издание Д. М. Перевощиковым 13-ти томной «Ручной математической энциклопедии» (1826-1837). Изобретение Ф. М. Слободским прибора для произведения арифметических вычислений (1828). Написание П. Л. Чебышевым (1821-1894) сочинения «Опыт элементарного анализа теории вероятности» (1845).

- Развитие физики. Изобретение Б. С. Якоби (1801-1874) электродвигателя с вращающимся рабочим валом (1834) и гальванопластики (1838).

- Развитие химии. Начало порошковой металлургии в результате научной деятельности В. В. Любарского и П.Г. Соболевского (1826). Становление анилокрасочной отрасли химической промышленности в результате научного открытия Н. Н. Зинина (1842). Появление первого отечественного учебника биохимии «Курса физиологической химии» А. И. Ходнева (1847).

- Развитие астрономии. Выход в свет первого учебника по астрономии Д. М. Перевощикова «Руководство к астрономии» на русском языке (1826) и публикация его работы «Основания астрономии» (1842). Строительство под руководством Д. М. Перевощикова обсерватории Московского университета (1832). Закладка Пулковской обсерватории (1835). Ввод в строй обсерватории Казанского (1837) и Киевского университетов (1845).

- Развитие геологии. Создание Д. И. Соколовым учебного пособия «Руководство к минералогии (1832). Публикация Г.Е. Щуровским труда «Уральский хребет» (1841). Бурение ручным способом первой нефтяной скважины на Кавказе (1848).

- Развитие биологии. Создание М. А. Максимовичем учебника «Основания ботаники» (1827). Основание Ф. Ф. Брандтом зоологического музея в Петербурге (1831) Выход в свет «Физиологии» А. М. Филомафитского (1840). Выход в свет одного из первых в России ботаническим журналов «Материалы к ближайшему познанию прозябаемости России» (1844). Разработка А. М. Филомафитским (1807-1849) и Н. И. Пироговым (1810-1881) метода внутреннего наркоза (1847).

- Развитие техники. Изобретение инженером П. Л. Шиллингом электромагнитного телеграфа (1832).Создание Е. А. и М. Е. Черепановыми первого паровоза в России (1833). Появление первого зерноуборочного комбайна (1836). Завершение строительства железной дороги из Петербурга в Царское Село (1837). Изобретение Д. А. Загряжским гусеничного хода (1837). Разработка Д. И. Журавским теории расчётов мостовых ферм (1844). Возведение первого постоянного моста через Неву (1850).

Характерные черты развития литературы, музыки, театра и изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры)

- Развитие литературы. Постепенный переход от романтизма к реализму в литературе (30-40-е гг. XIX в.). Становление критического реализма. Вершина творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Литературная деятельность выдающегося русского критика В. Г. Белинского (1811-1848).

Кроме «Евгения Онегина», опубликованного отдельным изданием в 1833 г. к образцам реалистической литературы А. С. Пушкина можно отнести драму в стихах «Борис Годунов» (1825), прозаические произведения «Повести Белкина» (1831), «Дубровский» (1833), «Капитанская дочка» (1836). В 1835 г. М. Ю. Лермонтов (1814-1841) создал драму «Маскарад», в 1837 г. в списках стало распространяться его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». В 1837 г. Лермонтов написал «Песнь про купца Калашникова», в 1839 г. им закончены поэмы «Демон» и «Мцыри». Духом критического реализма проникнуто лучшее произведение Лермонтова «Герой нашего времени», законченное им в том же году. 30-40-е гг. XIX в. были ознаменованы расцветом творчества Н. В. Гоголя (1809-1852). В 1831-1832 гг. опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1834-1842 гг. Гоголь работал над «Миргородом». К 1836 был закончен «Ревизор». В 1842 г. вышел 1-ый том «Мёртвых душ», написана знаменитая «Шинель». В 40-е гг. XIX в. выходят в свет произведения писателей «натуральной школы»: «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1846), «Обыкновенная история И. А. Гончарова (1847), «Кто виноват» А. И. Герцена (1847), цикл стихотворений Н. А. Некрасова (40-е гг. XIX в.), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1847-1852).

- Формирование русской классической литературы и её характерные черты

1820-30-е годы являются временем оформления русской светской классической литературы в качестве своеобразного культурно-исторического явления, выразившего особенности русского национального взгляда на мир, проявившего изобразительные возможности русского языка и психологические особенности России. В указанный период был создан поэтический и прозаический стиль русской литературы, благодаря чему она оказалась способна воплотить любые смыслы и образы, воссоздать в собственной языковой стихии развитые стили зарубежных литератур. Ныне общепризнанно, что русская художественная словесность в XIX веке стала ведущей литературой мира, а русский роман достиг вершины в мировом развитии этого жанра. Н.Я. Берковский в своей широко известной работе «О мировом значении русской литературы» (Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л.: Наука, 1975)подчеркивает всемирный кругозор, размах, объем нашего словесного искусства, которое дает Западу пример мирового собирающего духа и служит для Европы средством углубления самосознания.

Духовное своеобразие отечественной литературы исследователь тесно связывает с универсальностью русского духа, его чувственной непосредственностью и человечностью, позволившими художникам слова выразительно отражать многообразные стремления человеческой души, в том числе души европейской. Современная промышленная, рационализированная цивилизация в западном варианте, говорит Берковский, породила крайнюю рассудочность, индивидуалистическую расщепленность общества, что внесло элементы умышленности и бездушности в западноевропейское искусство. «Эта цивилизация обессилила человеческую личность, разбросав людей по своей территории, безо всякой прямо ощутимой связи между ними, уничтожив их общественное значение, сделав придатками к своему механизму, поставив их в отрицательное отношение друг к другу. Русские овладели этой цивилизацией на особых условиях, позволивших им духовно и художнически подняться над нею».

Наиболее важную черту русской классической литературы, касающуюся творческого метода, Берковский выводит из реалистического стремления отечественных писателей к безыскусному изображению жизненной правды.

По словам исследователя, у русских момент эстетики не диктует систему изображения реальности, но подчинен последней. В нашем искусстве, замечает Берковский, соотношение и размещение общих сил жизни и ее поэтических сил соответствует тому, как они даны в самой действительности. У нас не было эстетических школ, которые заранее определяли бы какая у них будет эстетическая добыча. Этим объясняется, почему иностранцы дружно указывают, что в нашей литературе нет сделанности и деланности.

Глубокий христианский философ И.А. Ильин видит источник такой специфики русского искусства в православной традиции, утверждающей реальность охваченной объективными смыслом и красотой действительности, которую призван отражать писатель, выявляя ее содержание, ее ритм и ее волю.

Понимание искусства в России как озарения и умудрения, по Ильину, тесно связано с религиозным источником всей русской культуры, ибо «искусство в России родилось как действие молитвенное; это был акт церковный, духовный; творчество из главного; не забава, а ответственное деяние».... То, что призван выразить поэт, на взгляд Ильина, – это не его личные или его школьные («классицистские», «сентименталистские» или «романтические») определения действительности, а объективные состояния реальности, живые, классические способы жизни, доступные каждому человеку. «Поэт должен приобщиться им, подлинно войти в них, чтобы запеть и заговорить из них и о них».

Продолжая в специальном литературоведческим аспекте по существу эту же мысль, В.В.Кожинов указывает, что развивающаяся русская классическая литература была несовместимой с каким-либо из современных ей литературных направлений Запада, свободна от односторонностей классицизма, просветительства, сентиментализма, романтизма. Конечно, в русской литературе можно найти много примеров бессистемного заимствования элементов из опыта европейских эстетических школ, но в то же время «едва ли можно назвать русского писателя XVIII – начала XIX века, который “перенес” бы в свое творчество самое систему западного классицизма, просветительства и т. п. Дело шло лишь о локальных и – уже хотя бы поэтому – поверхностных, внешних заимствованиях, не затрагивающих сути творчества». Русские литераторы, очень точно замечает Кожинов, «обращаются к классицизму или романтизму как бы лишь затем, чтобы нарушать их принципы и переплетать их с принципами иных направлений».

Пушкин, Гоголь и другие великие писатели, по мнению Кожинова, довели до высшего художественного совершенства вековое литературное развитие, начавшееся в эпоху Петра, окончательно решив задачи утверждения национального самосознания, освоив конкретное существо национального бытия, выразив стихию народной души, создав литературный язык и классический национальный стиль. Роль Пушкина, Гоголя и их современников, заключает этот глубокий отечественный литературовед, была тождественна той роли, которую сыграли Шекспир, Рабле, Сервантес, Лопе де Вега и другие их современники для своих культур. А деятельность Ломоносова, Державина, Карамзина имела такое же подготовительное значение, как и деятельность предшественников или ранних представителей западноевропейского Возрождения, выступивших в конце XV– начале XVI века.

Завершение процесса формирования основных начал русской классической литературы имело огромное значение для дальнейшего культурно-исторического развития России, поскольку именно литература легла в основу отечественной классической культуры, существенно повлияв на философское творчество, музыкальное и изобразительное искусства и даже на политическое развитие страны. При этом сама русская литература была насыщенна философской и социальной проблематикой, проникнута пафосом разрешения «последних вопросов» человеческого бытия об истинной вере и социальной правде.

Однако, родившись в эпоху крепостного права, в дворянских салонах и кружках, в известном отрыве от духовной традиции Православия, от реального бытия народного большинства, новая русская литература, наряду с универсальность кругозора и всемирной восприимчивостью, была отмечена и существенными изъянами: отвлеченным от жизни морализмом, слабостью национально-государственного духа, чрезмерно критическим отношением к государству и служилому слою, барской сентиментальностью в восприятии крестьянства, увлеченностью анализом отщепенческой психологии «лишнего» человека.

По мнению того же И.А.Ильина, русская литература, именно в силу устремления к объективной безыскусной правде, подвергалась опасности стать искусством тенденциозным; выродиться в моральную, политическую или социальную проповедь, потерять свою духовную независимость, исказить свой творческий акт, превратить свои создания в орудия чуждых искусству, посторонних ему целей; или еще хуже, в орудие модных политических течений или антихристианской духовности. И наша литература не сумела уберечь себя от этих опасностей, которые были усугублены двумя западными влияниями, исказившими душу русской художественной интеллигенции в первой половине XIX века: нигилистической улыбкой Вольтера и богоборческой позой Байрона. С указанного времени русские писатели переняли способность идеализировать черный угол своей души. Такой черный угол есть почти у каждого человека, пояснял Ильин. «В этом углу заводятся: ироническое отношение ко всему духовному и божественному: тяга к кощунству, безверие, безбожие, злоба, зависть, уныние, отчаяние, пессимизм, материализм – словом, все то, что питает в душе революционность и безбожие. Начиная с Пушкина, наши поэты не устают жаловаться на припадки от этого злого духа».

Анализируя отечественную литературу от Лермонтова и Тургенева до Чехова и Горького в статье «Лишние люди и герои нашего времени», князь С.Н.Трубецкой также выявлял два признака хронического духовного нездоровья в области нашего литературного творчества: уныние психологии «лишнего человека», с одной стороны, и увлечение сверхчеловеческим демоническим героизмом – с другой.

Культ лишнего человека, зародившийся в XIX веке, достиг своего высшего развития у писателей начала ХХ столетия. «Тургенев впервые отметил появление лишнего человека, – напоминал Трубецкой, – Достоевский показал, какое пакостное, дрянное и вредное маленькое животное может жить иногда в такого рода субъектах, как безмерно их самолюбие, как растет их жестокий чудовищный эгоизм (Записки из подполья). Но ведь не одну эту мразь они видели на свете: теперь же из лишних человеков выросло целое лишнее человечество. Прежде они были из благородных; теперь они растлили собою “третий элемент”, растлевают мещанство, пробираются в крестьянскую среду.

Публику окормили лишним человеком; и ей еще не тошно слышать о нем, она все еще ходит его смотреть в театры и слушает его омерзительное нытье. Казалось бы, пора сознать, что находить удовольствие в сетованиях о собственной дряблости, дрянности и бессилии – постыдно и нездорово».

Другая больная тема русского художественного сознания характеризовалась Трубецким как демоническо-сверчеловеческая. И она имела в глазах философа свою логику развития: «Печальный демон, дух изгнания, – подытоживал мыслитель ее плоды, – постепенно понижался в общественной лествице. Уже у Лермонтова он стал гвардейским офицером – “лейб-гвардии гусарский Мефистофель”, как прозвал Печорина один из его критиков, затем он опустился еще ниже, сделался разночинцем, нигилистом и, наконец, босяком. В виде блестящего аристократа он явился в последний раз в образе Николая Ставрогина у Достоевского; но уже у него он был в сущности “эпилептическим дегенератом” в специально-патологическом, психиатрическом смысле этого термина. У Горького он опускается до “дна” и обыкновенно является босяком. Сохраняется основная черта – гордое чувство собственного превосходства при полном нравственном нигилизме или отрицании каких бы то ни было нравственных норм».

Причины духовного нездоровья в русской литературе, на взгляд Трубецкого, были теми же самыми, что и факторы общего недуга российского общества – распадение традиционных основ быта и нравственной культуры, при полном отсутствии новых смыслов жизни и животворящих верований, которые могли бы служить руководящими началами существования, источником надежды и радости, терпения и бодрости, мужества и света для сильных и слабых, для крепких и немощных. Душа же, в которой нет места для высокого смысла, для Бога, неизбежно поглощается безысходной гордыней или безвылазной тоской. Ибо «ни чувственность, ни гордость духовная не утоляют голода души не заполняют ее пустоты, не спасают опустошенного человека, все равно сознает ли он себя лишним, или же, превозносясь над другими, считает лишним остальное человечество».

При всех отмеченных недугах русской литературы ее превращение в основу русского культурного самосознания, а писателя в носителя высшей истины и социальной правды имело ряд отрицательных последствий для полноты развития отечественного культурного самосознания, решения им основополагающих национальных задач, а также и для самого литературного творчества.

Вот почему, отнюдь не без основания, В.Г.Белинский заключил в 1834 г.: «у нас нет литературы». Это он написал в статье «Литературные мечтания», взглянув на русскую художественную словесность чисто национальным взглядом, то есть с точки зрения выражения писателями духа того народа, среди которого они рождены и воспитаны. Наша новая литература, писал Белинский, в лице Фонвизина, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Лажечникова выражает настроения, воззрения и идеи преимущественно европейски образованного общества, забывшего поэтические предания, песни и духовные воззрения своего народа.

Таким образом, обладая редкой общечеловечностью кругозора и великолепной художественностью, новая русская литература зачастую оказывалась духовно неглубока, шатка, субъективна, придавая настроениям народнического сентиментализма, безжизненного морализма и «отщепенческой» отстраненности личности от окружающего национально-государственного бытия значение характерных своих признаков.

Эти особенности нашей художественной словесности, ставшей основанием русского культурного самосознания, рождали глубокие противоречия в жизни многих выдающихся писателей, доходящие до трагических ценностных конфликтов у Гоголя и Толстого и отзывающиеся на ходе развития общества, государства в целом.

Когда наш оригинальный мыслитель и литератор В. В. Розанов написал после революции 1917 г., что литература в каждой истории есть «явление», а не суть. У нас же она стала сутью, и что к падению Руси нужно составлять обыкновенную библиографию, перечень пособий в стихах и прозе, в журнальных статьях и хрониках внутренней жизни, он не был далек от истины.

- Формирование в 40-е гг. XIX в. «натуральной школы» писателей-реалистов в русской литературе. Становление творчества И. А. Гончарова (1812-1891), А. И. Герцена (1812-1870), И. С Тургенева (1818-1883), Н. А. Некрасова (1821-1877), Ф. М. Достоевского (1821-1881) М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889).

- Развитие музыкального искусства. Написание А. Е. Варламовым (1801-1848) первых романсов (1833). Написание А. Н. Верстовским оперы «Аскольдова могила» (1835). Расцвет творчества М. И. Глинки. Его особая роль в становлении национальной школы в русской музыке. Постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (1836), «Вальс-фантазия» (1839), премьера оперы «Руслан и Людмила» (1842). Основание «Концертного общества» Ф. П. Львова (1850).

- Развитие русского национального театра. Открытие в Петербурге Александринского театра постановкой исторической драмы М. В. Крюковского «Князь Пожарский» (1832). Расцвет творчества выдающегося русского актёра П. С. Мочалова (1800-1848). Постановка комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836). Постановка в Малом театре одного из лучших произведений Д. Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или провинциальная дебютантка» (1839).

- Начало отхода от классицизма в живописи. Влияние на академическую школу реалистических и романтических стилей. Творчество К. П. Брюллова (1799-1852). Завершение создания Брюлловым картины «Последний день Помпеи» (1833). Творчество А. А. Иванова (1806-1858). Работа мастера над картиной «Явление Христа народу» (1837-1857).

- Расцвет творчества художника-портретиста О. А. Кипренского и мастера жанровой живописи А. Г. Венецианова.

- Становление реалистического стиля в творчестве П. А. Федотова (1815-1852). Создание мастером картин «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка» и др. (1846-1852).

- Становление творчество художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900). Создание художником своего наиболее известного произведения «Девятый вал» (1850).

- Развитие скульптуры и архитектуры. Сооружение фонтана на Театральной площади в Москве по проекту скульптора И. П. Витали (1835). Создание скульптором Б. И. Орловским памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором (1837).

- Установка на Аничковом мосту в Петербурге композиции из четырёх конных групп (1850) скульптора П. К. Клодта (1805-1867).

- Творчество О. Монферрана (1786-1858). Строительство Монферраном Исаакиевского собора (20-50-е гг. XIX в.). Открытие Александровской колонны на дворцовой площади Петербурга (1834).

- Окончательное утверждение классицизма в русской архитектуре (стиль ампир) (20-50-е гг. XIX в.). Расцвет творчества К. Росси. Завершение строительства ансамбля Главного штаба (1829). Начало строительства Сената и Синода (1829). Завершение строительства Александринского театра в Петербурге (1832).

- Становление русско-византийского стиля в творчестве архитектора К. А. Тона (1794-1881). Создание архитектором Большого Кремлёвского дворца в Москве (1839-1849), Оружейной палаты (1844-1851), вокзала Николаевской железной дороги в Москве (1849), создание проекта храма Христа Спасителя, строительство которого осуществлялось с 1837по1883 гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.