КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таким образом, игровые действа воспринимаются, как правило, лишь в символическом значении, передаваясь в виде традиционного ритуала
В современных мировых религиях культ включает в себя много элементов и образует сложную систему ритуальных действий, в центре которой находится некий коллективный обряд, совершаемый в специально выбранном или отведенном для этого месте. «Культовый обряд позволяет вызвать эффект, образно представленный в действии. Его функция — не простое подражание, но становление частью, участие в действии». Религиозный культ выступает как особая система символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественное, дифференцируются и средства воздействия на него, то есть, иначе говоря, различаются и виды культовых действий. Можно выделить два вида религиозного культа: магию и так называемый умилостивительный культ. В религиоведении магия часто противопоставляется религии и рассматривается как явление, принципиально отличное от нее. Магические приемы весьма разнообразны. По степени сложности они подразделяются на индивидуальные магические действия (чтобы охранить себя от несчастья, плюют через левое плечо или совершают крестное знамение) и групповые магические действия (пляски, радения, молебны). По направленности магические приемы можно разделить на две группы — протрептическую (агрессивную) и профилактическую (оборонительную). Поскольку от воли и желания богов зависит, по мнению верующих, их судьба, их будущее (в том числе судьба после смерти), то люди обращаются к подобным существам за поддержкой, помощью, молят их о заступничестве. Соответственно, рождаются такие формы культа, как жертвоприношения и молитвы. Подобные культовые действия получили название умилостивительных. Так, у древних скифов, по рассказам Геродота, человеческие жертвоприношения совершались в честь бога войны Арея. Один раз в году Скифское племя сооружало из сухого хвороста возвышение, на котором устанавливался большой старинный железный меч, олицетворявший божество войны. Здесь, у этого холма, совершались жертвоприношения рогатого скота и лошадей, а также умерщвлялся каждый сотый мужчина из числа взятых в плен врагов. Собранную кровь относили на возвышение и выливали на меч. Эти действия, согласно закону магии «подобное вызывает подобное», способствовали по представлению скифов будущим победам над врагом, помогали обескровить его- Поэтому тела жертв следовало заранее раскидать на полях будущих сражений, а их кровью обильно полить жертвенные камни. Жрецы уверяли, что боги особенно любят кровь девушек и детей. В Финикии родители в дни военных мистерий кидали своих детей в раскаленное нутро бронзовой статуи бога войны — Молоха. Крики несчастных, по обычаю, заглушались древом труб и ударами барабанов. В Индии женщины с детьми бросались под колесницы бога Джаггернаута (владыки мира), чтобы спастись от его гнева и попасть в рай. Задабривание, или умилостивление, грозных могущественных сил и духов природы было общим явлением для первобытных религий. Сначала богов и духов «кормили» так же, как и людей. Позднее, в греческий период, когда возникли представления о богах, олицетворяющих различные силы природы, или «небесном царстве», жертвоприношение принимает символическую ритуальную форму. Для богов строятся жилища-капища, скинии, храмы, в которых совершаются жертвоприношения; Жертвоприношения у древних евреев проводились в скиниях, а позже — в стационарных храмах (с XI в. до н.э.), где животные сжигались на жертвенных камнях. Остатки древних мистерий, посвященных страданиям умирающих и воскресающих богов, мы находим практически в каждой современной религии: «Мы затрагиваем здесь основы науки о религии, вопрос о сущности культа, обряда, мистерии. Наиболее распространенным видом обрядового действия является ритуал. Это понятие происходит от латинского слова ritualis (обрядовый) и обозначает выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал. При этом если обряд выступает как широкоплановое театрализованное действие (свадьба, трудовой юбилей, совершеннолетие, проводы в армию и т. д. Как утвержденный и общепринятый торжественный акт. Это кульминационная часть обрядового действа, его центральное событие. Ритуалы могут содержаться в любом празднике или обряде как его наиболее устойчивые и неизменяемые части, соответствующие или религиозным, или гражданским установлениям и законам. Специфика ритуала в символическом характере действий, которые его образуют. Это значит, что действие носит особый смысл, знаковый характер, становясь языком культуры. Ибо символ есть образ или знак, несущий глубинный смысл. Истолкование символа есть диалогическая форма знания: смысл символа реально существует только внутри человеческого общения. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчлененное тождество символической формы и ее смысла, исключающее всякую рефлексию над символом. В игре мы имеем дело с особым типом знаков — конвенциональными знаками-символами. Символ, так же как и любой иной знак, выступает в процессе познания в качестве своеобразного заместителя реальных предметов, процессов и явлений. Однако, в отличие от всех иных знаков,' символ обладает частичным сходством с обозначаемым объектом, выбор того или иного символа для обозначения указанного объекта не вполне произволен. Например, используемые для ряженья маски представляют определенные символы, которые включаются в обрядовую игру и становятся элементами игрового действа лишь тогда, когда их надевают люди, совершая в них определенные телодвижения, сопровождаемые соответствующими словами, заклинаниями, песнями и т. д. Так, магический обряд, предварявший охоту, был у первобытных племен своеобразной репетицией действий охотников: танцы имитировали телодвижения мужчин во время охоты, в конце ритуала его участники поражали копьями изображение зверя, нарисованное на земле. Так, в описание игрового обряда будущей жизни невесты в чужом доме вручаемый ей веник — символ ее дальнейших обязанностей: не только поддержания чистоты в доме, но и защиты от нечисти, которую она должна будет «выметать», охраняя свою семью. «Ну, чай утром попьют, посидят молодые, а там идут уж народ, пузырянники ехидны избу сорить. Накладут перьев, парева в горшок, несут под шубой, под полой, запнутся нарошно об порог, горшок сломается — вот сору-то в избе! Происхождение символических игровых условностей человеческого общения можно увидеть в культе. Например, приветствие путем снятия головных уборов имеет истоком рыцарский ритуал снятия шлемов перед турниром.
Можно ли считать ритуальную сторону жизни ее игровым элементом? Й. Хёйзинга хотя не отождествляет игру и ритуал, но чрезвычайно сближает их, доказывая, что именно игра порождает ритуал, она первична и изначальна цо отношению к ритуалу, как, впрочем, и по отношению ко всей культуре. А.К. Байбурин при определении сущности ритуала вслед за Э. Дюркгеймом называет четыре важнейших его функции: «социальную (или подготовительную), интегрирующую (или связующую), воспроизводящую, психотерапевтическую (или компенсаторную)». Ритуал — это способ «пассивного» воспроизводства традиции (функция поддержания по Э. Дюркгейму) путем заучивания, копирования ее элемент блока» фрагментов. Игра предполагает «активное» воспроизводство (функция обновления). Кроме того, игра носит некий импровизационный характер и может быть прервана по желанию играющих, что невозможно в ритуале, иначе он будет просто недействителен (ритуал венчания, ритуал посвящения в рыцари и т. д.). Нельзя признать отличительным признаком игры и способность к перевоплощению ее участников. При таком понимании, например, игровое соревнование и перевоплощение — явления филогенетически очень близкие, на что обращал внимание еще Й. Хёйзинга: «Состязание и представление не проходят из культуры как развлечение, а предшествуют культуре». Игра является динамической составляющей культурного процесса как способа существования ритуальных форм, как некоего универсального механизма преобразования старого ритуала в новый, что позволяет совершить переоценку многих устоявшихся зрелищных представлений. Таким образом, культ является самым древним театрализованным представлением, включающим в себя все основные его составляющие: игру, маски или переодевание, музыку, песни, танцы, пышные декорации, коллективное действие. Изобразительные игры были важным элементом ритуальной жизни, а позднее — общественных развлечений, в которых участвовали все возрастные и социальные слои. Поэтому они сохранились зачастую в весьма завуалированной форме, в виде остатков магических представлений и культовых действ или символики социальных отношений, характерных для средневекового и ренессансного города и его окружения. Отсюда следует, что игра выступает как праздничное состязание (праздник, забава) и священный ритуал (культовый обряд).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |