Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гносеологические и мировоззренческие принципы Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Исаака Ньютона




Николай Коперник первый теоретик новоевропейского мышления в области науки. Николай совершил Коперниканский переворот (потом себя с ним будет сравнивать Кант, по отношению к философии). Он лишил человека центрального положения во вселенной – развенчал его. Зигмунд Фрейд потом определит:

1) Переворот Коперника: Земля не в центре.

2) Переворот Дарвина: теперь и здесь человек не центр.

3) Сам З. Фрейд лишил человека разума как центрального, главное - это инстинкты. Лишил человека сакральных идей.

Философская значимость Коперника заключается в том, что человек теряет центр мира. Коперник занимался астрономией по двум причинам. Во-первых, в то время была астрономия Птолемея, но по мере совершенствования экспериментальной техники, становились необходимыми поправки для объяснения движения планет, и это видел сам Птолемей. Во-вторых, Юлианский календарь был не достаточно адекватным, и церкви это не нравилось, церковь ввела новый календарь Григорианский, взяв многое от Коперника, у нас, в Православии все осталось по-старому. Основное произведение Коперника: «Об обращении небесных сфер», где он объяснял задачи церкви и говорил, что это только математическая гипотеза. Это надо было сделать так, чтобы к Копернику не приставали. Эта его книга оказалась в индексе запрещенных книг. Хотя, с точки зрения математики, у него мало что получалось, т.к. он оставил положения, что космос закрытый, что есть граница, нет движения звезд, вместо Земли он просто поставил Солнце, причем: круговое движение планет Аристотеля он сохраняет и равномерное движение планет он сохраняет тоже, поэтому из этих предположений его теория не очень хорошо предсказывала, но лучше чем теория Птолемея. Около 150 лет его теория принималась учеными астрономами. С точки зрения математики особой точности не было, более того он не мог ответить на вопросы: «почему ветер не сдувает облака, если Земля вращается вокруг своей оси?» или «почему камень падает по прямой, а не отклоняется, ибо Земля движется?». Видя несовершенство своей математики, Коперник начал обосновывать положение Солнца с точки зрения метафизики и эстетики «Солнце – самый прекрасный объект и не может вращаться вокруг Земли». Однако идея была высказана, хотя и осторожно, осторожность никогда не бывает лишней. Копернику не все поверили, среди элементов научности были элементы веры, фактически нового ничего его математическая наука в точности не давала. Поэтому датский философ Тихо де Браге предложил другую систему, где сохранил Землю в центре и вокруг Земли вращается Солнце и Луна, а все остальное вокруг Солнца. Для точности математики того времени этой теории тоже было достаточно.

 

Иоганн Кеплер.

Ученик Тихо де Браге - Кеплер поверил все-таки в теорию Коперника и явно видел недостатки теории Коперника. Путем долгих и мучительных поисков, используя идею взаимосвязи небесных сфер и гармонии небесных сфер и через преодоление стереотипов об уникальности физики неба, он приходит к трем своим законам Кеплера:

1) Эллипсы – траектории планет в космосе, Солнце в одном из их фокусов.

2) Движение планет не равномерно.

3) Время движения планет по орбитам определяется расстоянием до Солнца.

То, что подозревал Джордано Бруно, у Кеплера приобретает смысл.

 

Галилео Галилей.

Галилео Галилей, окончательно ставит точку в физическом узаконивании теории Коперника. Он делает прорыв введением телескопа для обоснования коперниканского взгляда на мир. И сразу открывает, что космос не идеален. Но многие не верили даже в это и считали что телескоп – не расширение наших чувств, а это есть искажение нашего восприятия. Только после развития оптики Ньютона в это поверили, теперь это научный прибор, а сначала была вера в него. Окончательно разделяет науку и религию: «книга природы написана на языке математики», просто мы не можем все сразу прочесть, а делаем это лишь шаг за шагом. В основе всего мироздания лежат исходные математические принципы и закономерности. Галилей - основатель нового метода в науке: гипотетико-дедуктивного, в отличие от аксиоматики и индукции, он говорит, что вы можете начать с любой гипотезы, но сформулируйте ее с помощью математики и выведите следствия и проверяйте их. Тогда наука превращается в метод выдвижения все более обоснованных гипотез – что и сейчас делается в науке. Так же Галилей развивает проблему смысла познавательной деятельности, он различает экстенсивный (охват большего материала) и интенсивный (углубление) подход. В экстенсивном плане все истины знает бог – он знает их все и сразу. И в этом плане человек никогда с богом не сравнится и не на что тут надеяться. Но в интенсивном плане, бог и человек становятся ближе на шаг, если человек углубляется в своей области настолько, что достигает истины. Познание становится богоугодным делом, духовным процессом, и это нравилось церкви.

Исаак Ньютон.

Три его закона и закон всемирного тяготения, который и вызвал наибольшие вопросы у современников с точки зрения мировоззрения. Мировоззрение Ньютона: «гипотез не измышляю», «физика бойся метафизики». «Гипотез не измышляю», относилось, прежде всего, к интерпретации закона всемирного тяготения, ибо он не мог объяснить, почему планеты не падают. Поэтому он говорит, что Бог после создания мира иногда восстанавливает устойчивость Солнечной системы разом и одновременно. Физика у него отлична от философии по принципам качества и количества, его физика - парадигма для всех наук. Ньютон берет в качестве готовых принципов основные метафизические принципы Гассенди: время, пространство, атомизм, жесткие связи причина - следствие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.