Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деизм и материализм как философские течения Французского просвещения XIIX века




Учение о государстве Томаса Гоббса.

Он ломает стереотип государства, что власть от Бога. Для Гоббса государство является продуктом общественного договора. Левиафан – это имя из Ветхого Завета, по некоторым интерпретациям это громадный человек или чудовище, пожирающее своих детей. Гоббс считает, что это есть государство. Гоббс рассматривает проблему отчуждения. Вначале у Гоббса было естественное состояние общества, в котором было естественное право. Потом обнаруживается, что эти естественные права ведут человека к самоистреблению, так как человек по своей природе эгоистичен. Здесь он схож с Макиавелли. Если в животном мире побеждает сильнейший, сто в человеческом обществе люди равны. Появляется бесконечная война – вендетта – война всех против всех. Самоистребление как у крыс, до последнего солдата. Отсюда происходит осознание того, что необходимо договариваться. Не делай того, чего не желаешь себе. Так образуется центральная власть, никто не может быть судьей в своем собственном мире. Власть обладает монополией на наказание. Чтобы дальше жить люди отказываются от некоторых своих прав (мстить, наказывать) и отдают их власти. Обратно невозможно. Формы власти для Гоббса не важны. Он считает, что власть нельзя дробить, она должна быть в одном кулаке. Он за монархию, так как монарх должен заботиться о своих подручных, его не подкупишь, у монарха меньше возможности для раскола общества, общество устойчиво. Власть транслируется от отца к сыну.

В ответ на «Левиафана» Гоббса появилось множество критических работ. Филлер: «Власть королей». Власть от Бога, а он передал ее Адаму, он ее транслирует. С точки зрения другого оппонента, естественное состояние общества и есть самое благополучное. Беркли: где же передача власти от отца к сыну, если существует столько властей. Договор между властью и народом, если народ не устраивает власть, то он может этот договор расторгнуть – Локк. Это можно сделать двояко: или восстание или выборы.

Французские просветители: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Жан Жак Руссо, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Раньше все были религиозными философами, эти же были первыми философами атеистами. Провозгласили два рода сознания: одни верят, другие нет. Хотели установить царство разума на земле. Средство - наука. Технология просветительства. Движение истории связано с движением масс, следовательно надо массы обучать и воспитывать. Появляются системы государственного образования. (До этого считалось, что массы образовывать не нужно.) Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Жан Жак Руссо критиковали реальное христианство, но оставляли веру в бога. Деистическое направление - бог создал мир, а затем не вмешивался. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах (важнейший систематизатор) – атеисты (материалисты). Остались с мыслью социальной значимости бога. Вольтер: «Если б бога не было, то его надо было бы выдумать.»

Философы материалисты. 1. Провозглашение материального единства мира. «Матеpия – пpиpода» самодостаточны. Все остальное лишь ее модификации (космос, …). 2-й тезис - атрибутивность движения. Hе было первого толчка от Бога. Идея о структурности мира на основе различных видов движения. 3-я идея развития мира. Движение в определенных направлениях связывается с характеристиками материи - неуничтожаемость, … Космогинезис, геогинезис, биогинезис, гомогинезис. Находят ископаемые останки.

Бифон - развитие эволюции - смена различного рода геоклиматических условий.

Ламаpк - теория, считающая эволюцию связанной с потребностями организмов и передачей новых качеств потомкам.

Дидро - скрещивание разных видов. Сам человек продукт эволюции.

Гельвеций - абсолютная значимость среды обитания. Теория эгалитаризма. Стартует все одинаково, а дальше все зависит от среды. Постулиpуется некая изначальная чувствительность материи. Глухая чувствительность: «И камень чувствует». С возрастанием чувствительности появляются живые организмы. «Человек – машина».

Ламетри - врач по образованию. Многие животные могут выражать сходные чувства с человеком. Из анатомии - человек такая же машина, как и животные (Декарт). Человек - некая машина, которая отличается от других. Hет непреодолимой границы между человеком и животным. Все качества носят первичный характер. Французские материалисты: наши ощущения - адекватные сигналы на внешнее воздействие. Само развитие чувствительного аппарата человека - процесс эволюции живых организмов. Адекватность закладывается самим характером эволюции.

Кондильяк в теории познания материального мира относится к сенсуалистам. Все наши познания абстракции исходят из наших ощущений. Противостоит Беркли. Человек - некая каменная статуя. Постепенно наделяется нашими чувствами. (Кpоме осязания.) Субъект существует, значит отождествляет себя, например, с запахом розы, если он ощущает ее аромат. Осязание принципиально отличает свое тело от другого. Протяженность. Нечто объективное. Субъект, противостоящий объекту.

Жан Милье - основоположник французского просвещения. Будучи священником критиковал существующее христианство. Его «Завещание» породило просветительский бунт. То христианство, которое есть - порождение встречи шарлатана и дурака. Цеpковь - подпорка государственной власти - два вора-карманника. Hеобходимо размозжить коронованные головы. Потом должно установиться общество социальной справедливости. Милье полностью порывает с идеей бога.

Жан Жак Руссо. Теория общественного договора. Все происходит наоборот. Развитие науки и искусства ведет к развращению человеческой души. Антисциентистские взгляды - в основе всех бед и несчастий человечества лежит развитие науки. Скупость порождает геометрию, спесь - этику, … Народ теряет свой суверенитет. (Египет был завоеван именно в расцвет культуры, Гpеция - то же). Афоризм: «Назад к природе». «Теория общественного договора». В естественном состоянии (догосударственном) люди были счастливы и свободны. Потом они оказываются в цепях - из-за частной собственности. «Это мое». Затем идет борьба за ее увеличение, за ее передел, … Устанавливается деспотизм. Мирным способом разрешить эту ситуацию нельзя. Народ восстает, чтобы убить деспота и диктатора. Народ приходит к сознанию того, что единственным сувереном является он сам. Квинтэссенция воли каждого. Установление общественного договора после установления суверенитета. Все остальные власти - функции этой власти. Система отчетности власти перед народом. Робеспьер (ученик Руссо) - идея некоего общественного культа. Праздник высшего существа. Народ имеет право любыми средствами сместить неугодную власть.

Монтескье - основатель географической школы детерминизма понимания истории. Первым предложил учитывать в развитии общества естественные причины - климат, ландшафт, плодородие почвы. Геополитика. Климат влияет на режим государственной власти. Через психологию человека можно определить строй правления. Холод - все бодры, труднее взять власть. Горные хребты, большие реки - республика, демократия, все живут компактно, нельзя никуда раздвинуться, приходится уживаться здесь. Азия - большие равнины. Возникает соблазн у окраин отделиться от центра - монархия, диктатура. Плодородие - труд сельскохозяйственный, и до политики дела мало - власть легче взять одному человеку. Факторы работают во взаимодействии. Hеобходимо исследовать психологию народа, чтобы наиболее эффективно управлять данным обществом.

Вольтер: «Идеи правят миром». Существует некоторая универсальная власть. Народ послушанием вынужден ассимилироваться к власти. Мирный прогресс человеческой власти. Писал всемирную историю. Одно общество прогрессивнее, чем другое, если в нем более значительные успехи в науке, искусстве, … Пpогpесс - принцип, позволяющий не создавать пропасти между богатыми и бедными. Отсутствие стремления к завоеванию других народов. Существует общая линия развития истории, без страшного суда и т.п. Идея должна объединить все человечество.

38.«Человек не свободен ни одну минуту своей жизни» (источник комментария).

Гольбах выдвигает идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся материи, ничто не существует. Гольбах доказывает, что движение является источником всех свойств, которые считались как Декартом, так и Спинозой первичными, шла ли речь о распространенности, непроницаемости или весе. Он различает два основных вида движения. С одной стороны, движение, которое перемещает тела (механическое движение), и с другой - скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц (молекул), из которых состоит тело. В мире существует жесткая пpичинно-следственная связь (отличие от мнения Юма). Посредством причин и следствий можно объяснить любой процесс и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также константными законами. Природа или мир как целое подчинены универсальным закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с однозначной необходимостью. Ничего не может происходить другим образом. Гольбах: «В штормовой волне, в вихре все настолько синхронизировано, что не может быть ничего другого.» Можно предсказывать события. Лапласовский детерминизм в физике. Прошедшее и будущее - функции настоящего. Так как вся природа является не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Космос, таким образом, выступает как бесконечный ряд причин и следствий, причем то, что в одном случае является следствием, в другом может быть причиной. В эту детерминистическую систему Гольбах помещает и человека. Человек подчинен механически действующей цепи причин и следствий. Очевидно, что такой подход не мог создать предпосылки для объяснения специфики общественной детерминированности человеческого поведения. Человек становится материальным телом. Сознание - это только функция организованной материи. «Человек несвободен ни на одну минутусвоей жизни».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.