Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея освобождения от вещей в себе в философии Иоганна Фихте




Основная идея Фихте состоит в том, что можно освободить наше сознание о вещах в себе, он критикует все предшествующее и считает, что был только догматизм и идеализм, они отличались тем, что предполагали как данное нечто одно: идеально или материальное начало. Но Фихте не устраивало, что там и там есть некоторая данность, он считал, первоначальным деяние, первична функция. Эта функция – некая интеллектуальная интуиция в духе Декарта, или интеллектуальное созерцание, или рефлексия Локка, или интраспекция, которая обнаруживает некоторое духовное начало, но это духовное начало обнаруживается в результате некоторого действия. Интеллигенция – это исходное духовное начало – Я, Яйность. Яйность формируется через деяние, а не дается изначально, она полагается. На основе этих действий Фихте полагает внешний Мир, то что Фихте называет Нея. Мир становится данным в результате интеллектуальных действий человека, в том числе на уровне его органов чувств. Здесь Фихте делает существенное продвижение вперед по отношению к философии Канта. Продуктивное воображение включается на уровне воображения, а не на уровне ощущений. Фихте говорит: что Мир конструируется у нас на уровне ощущений, мы не пассивно воспринимаем Мир, а активно (если глазу не дать изучать объект, то картинки в мозгу не получится). И т.к. дальше мы конструируем некий образ, то мы конструируем саму вещь, т.е. пропадает необходимость в вещах в себе, т.к. мы сами конструируем все вещи, «я освобождаю человечество от вещей в себе». Фихте: нет объекта без субъекта и наоборот. Когда Кант ознакомился с трудами Фихте, он вынес очень строгий вердикт о несостоятельности этой системы. По его мнению, Фихте пытается схватить призрак, «выковырять из логики реальные объекты». Те деяния, которые предпринимает объект по конструированию Я и Мира свидетельствуют с точки зрения Фихте о свободе человека, человек свободен абсолютно, весь мир становиться зависимым от Я, это субъективный идеализм. Фихте совершенно расходится с позицией Юма, который говорил, что обнаружить свое Я в принципе нельзя. Я – не поток внутренних ощущений. Сконструировав свое Я и свой Мир, субъект начинает задумываться, как так он смог сделать. Никто не ставил вопроса – как возможно познание. Тут Фихте вводит еще одно понятие Я Большое. Я эмпирическое – каждый субъект устанавливает самого себя, плюс Нея – природа и Мир, равняется Я Большое. Я Большое – устанавливает возможность Я и Мира. Поэтому наше восприятие мира – результат тех возможностей, которое нам раскрывает Я Большое. Поэтому наши все представления об этом мире – вынесения во вне нашего Я.

В Берлинский период Фихте меняет свои взгляды, смягчает их, можно посмотреть на мир, не привлекая субъект, тогда приходим к фатализму и догматизму.

Сама задача такого построения философии Фихте: у него была сверх задача – попытаться обосновать науку, но другим образом, он считал, что обоснованием науки будет рефлексия. Ни одна наука не может все доказать сама в себе, любая система не может доказать свои основания, необходимы расширения. Фихте искал ту точку, куда сходятся все науки, и здесь он пришел к мысли, что база всех наук, деяние Я, выход в мир – его построения by Я, объективность дается всеобщим Я.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.