Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения системы трансцидентального идеализма Фридрих Шеллинга




Фихте все пытался конструировать как Я, Яйность, природа его не интересовала, Я может конструировать те вещи (которые Кант называл «Вещи в себе») и условия изучения вещи. А Шеллинг пытается подойти более объективно к этой проблеме, надо сказать, что в этот момент зарождается научная химия, физика постепенно развивает электромагнитную теорию (Кулон, Фарадей), новые открытия в астрономии, одним словом, внимание к науке со стороны общества становится значительным. Шеллинг провозглашает пантеистический принцип. Все явления, которые открывает наука, свидетельствуют о двойственности природы, ее творческом начале, одухотворенности природы. Шеллинг и ставит вопрос: о чем свидетельствует такая двойственности природы, на чем основана наука? Он открывает закон полярности: «знание – всегда с одной стороны опирается на субъект, а с другой стороны на объект», но объект уже не в духе философии Фихте, а сам объект, который существует сам по себе. В этом объекте и проявляется полярность. Есть точка безразличия, в этой точке в разные стороны расходятся составляющие природы. Так же Шеллинг формулирует закон потенциальности, хотя природа, в принципе, вся одушевлена, но это может быть лишь потенциальная одушевленность, у него неорганическая материя – это уснувшая одушевленная материя. Развитие потенциальности можно проследить от самых простейших форм: механические силы – материя не костна, а далее развитие по лестнице одухотворенности, магнетизм – где силы действую по прямой линии, линейное развитие потенциальности; электричество – действие творческого начала материи по плоскости; химизм и гальванизм – как действие в пространстве и во времени. Это развитие потенции духовности. Далее скачок в царство живой природы: растение, животное, человек – это линия развития материи. У каждого из них свое развитие от простейших ощущений у растений, до воли, которой обладает только человек. Так Шеллинг показывает эволюцию материи от неорганических форм к органическим формам. Трансцендентальное начало, с точки зрения Шеллинга, находится в начале природы, это некая изначальная матрица развития потенций (сейчас это зовут генами). Он вводит принцип инволюции – принцип развертывания всех потенций материи (у Аристотеля это было понятие энтелехии). Телеология восхождения от простейших к сложнейшим. Т.к. есть принцип эволюции, т.е. эволюция – это разворачивание того, что в природе уже есть. Так же он считает, что, в конечном счете, может произойти обратное свертывание, (сейчас это теория пульсирующей вселенной), свертывание до априорных инволютивных структур. С одной стороны, Шеллинг объективный идеалист. Он выносит идеальные духовные трансцендентальные начала вовне. Субъект стал результатов развития в результате эволюции инволютивных начал. С другой стороны Шеллинг пантеист, он говорит, что есть исходный духовный импульс, который толкает природу к развитию.

Напомним, что трансцендентным началом у Фихте служит само действие, конструирование, функция, из которой получаются конструкции, а у Канта – структуры в субъекте.

 

История.

В истории воплощается на новом уровне изначальная духовность мира, это судьба, природа и провидение. Три основных этапа, которые Шеллинг намечает в развитии общества. Судьбу он связывает с античным миром. Все, что происходило в мире, люди того времени объясняли просто как результат судьбы, потому что знаний у них было мало. Этот этап наименее развит. На этапе природы появляется наука, природа рассматривается как данность, материя как данность. Далее Шеллинг пытается объяснить все и вся, в том числе человека и его сознание. Наука начинает царствовать везде. Но дальше, когда наука познает достаточно много и к науке присоединяется философия, то тогда появляется третья ступень – провидение, как уже не просто научное объяснение мира, но и привлечение объяснительных причин исходя их природности и трансцендентальности.

Отличие от Декарта: Декарт говорит, что субстанции протяженные (материя) и мыслительные противоположны – Шеллинг же говорит, что они тождественны.

Спиноза: слил в одно Бога, природу и мышление, Шеллинг же: я вижу здесь принципиальные различия, диалектика тождества и различия природы, разные подходы к науке со стороны науки и философии, но только единство этого поможет познать Мир.

Кант: трансцендентализм на уровне субъекта, у меня трансцендентальное находится в самом Мире, инволютивные структуры, которые могут разворачиваться и свертываться, принцип полярности свидетельствуют о трансцендентальности природы, и который подтверждает сама наука.

Фихте: я говорю, что природа есть не конструкция, а некоторая данность, но в этой данности я могу искать трансцендентальное начало.

Искусство.

Шеллинг здесь идет в духе идей Канта, но существенно изменяет свою позицию. С точки зрения Шеллинга искусство, прежде всего поэзия – это высшая форма развития духовности в Мире. Новалис, писатель того времени, скажет: «философия в таком случае выступает как теория искусства». Искусство – это оперирование образом, где соединяются общее и единичное, в то время как философия занимается только общим, что доступно очень немногим. И тут Шеллинг различает методы, которые используются в искусстве: схема, символ и аллегория.

  • Схема. В любой сфере деятельности, человек использует предварительную схему, это общее представление о том, что надо сделать и как надо сделать. Мастер идет от общего к частному.
  • Аллегории. Идут от чисто индивидуального к общему, яркий пример – басни, или «Божественная комедия» Данте Алигьери, где высмеиваются пороки человека.
  • Символ. Диалектично объединяет общее и единичное. За единичным мы видим общее, а общее всегда фиксируется в единичном. «Евгений Онегин» - энциклопедия Русской жизни того периода – это общее. Но все это показано через единое – герой становится символом.

Бог.

Шеллинг тоже задается извечным вопросом, как могут быть совместимы Бог и зло, многие философы пытались решить этот вопрос, и наиболее систематично, вроде бы, сделал это Лейбниц в «Теодицея», где сказал, что они совместимы. Шеллинг считает, что Бог не до конца всемогущ и поэтому существует зло, Бог олицетворяет наиболее рациональное начало, но не может охватить Мир полностью и там, где он не охватывает этот Мир, появляется зло. А зло появляется потому, что человек сам выбирает это зло. Свобода состоит в свободе выбора человеком между добром и злом. Но с позиции мистицизма, Шеллинг уже говорит, что сам выбор предопределен, и в этом проявляется судьба человека (Гегель более рационально развил этот подход).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.