Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сэнсуалистическая гносеология XVIIX и XIIX столетия




Мировоззренческий скептицизм Блеза Паскаля

Пессимизм Паскаля связан с познанием бесконечности. Бесконечность выступает как актуальная. Нет смысла познавать мир, т.к. мир бесконечеен. Люди – «мыслящий тростник». Обреченность, бездна смерти. В человеке есть единственно величественнная вещь – осознание ничтожества перед бездной небытия и бездной бесконечности. Надо пасть перед богом на колени и просить богна о снисхождении перед бездной. В познании истины участвует эмоционально-волевое начало. Истина – дочь и сердца и разума. «У сердца свои товары, которых нет у разума». Для познания бога нужно сердце. Человек – комок противоречий между сердцем и разумом. Произведение «мысли». Предположим, что человек и бог по краям бесконечной вселенной. Есть ли бог, человеку достоверно неизвесно. Бог нужен человеку как живое начало. Окончательно признать отсутствие бога невозможно, как и его существование. Можно поставить на бога и на то, что его нет. Надо ставить на всякий случай на бога. Вероятность того, что бог есть больше. Сделать выбор надо с помощью сердца. Блез Паскаль разочаровался в науке. Сам процесс познания не имеет смысла, так как познание бесконечно. Человек - тростник на космическом ветру. То же, что пытаться познать актуальную бесконечность. Он должен пасть ниц перед Богом и молить его, чтобы в новой жизни тот был более милостив. Паскаль: существует два рода истины: истина сердца - устанавливается аксиоматически (гипотеза наобум). Аксиоматика - стремление установить исходные абсолютно истинные вещи. Ум рассуждает, сердце устанавливает. пари Паскаля: человек находится между двумя безднами: небольшая (он оттуда пришел и туда уйдет) и бесконечная бездна (макро и микро). Есть ли бог или нет? Трудно понять через дырку в бездне. Как должен вести себя человек? Веpить в Бога? Для ответа можно сыграть в «решку». С математической точки зрения шансы на выпадение «орла» и «решки» равны. Hо сердце заставляет ставить человека на бога, так как неуютно находиться между двумя безднами. Если бога нет ничего не потеряешь, а если он есть - выиграешь все. Если человек поставит на то, что бога нет, и его нет, то он ничего не проиграл, а если есть? - то он проиграл все. С точки зрения логики выбор сердца оправдан.

Пьер Гассенди. Критика Декарта. 1. Он против введения понятий очевидных истин, то, что очевидно одному, не очевидно другому. 2. Декарт вначале постулирует существование Я, а потом это доказывает («я мыслю, следовательно я существую»). 3. Против континуализма. Сенсуализм – приоритет чувственного познания. Любая посылк – результат опыта и эксперимента. «Нет нисего в разуме, того чего не было бы в чувствах». Случайность – следствие неосведомленности. Нет врожденных идей ума, все получается от органов чувств. В то же время нет ничего в разуме, чего не было бы в органах чувств. Первичные и вторичные качества. Первичные: фигура тела, движение тела (движется или стоит), величина (большая или маленькая). Вторичные более субъективные: вкус, цвет и т.п. Сенсуалисты: если мышление существует (идеи, привносимые извне), то принцип Декарта «мыслю, следовательно существую» является проблематичным. Гносеологический статус: все предопределено, всему есть причина. Развивает этику Эпикура (этика здорового образа жизни). Критерий - удовольствие.

Томас Гоббс. Принцип номинализма – существование единичных конкретных вещей. Нет никакой субсьанции. Субстанция – совокупность идей предметов. Существуют только конкретеые вещи – «акцеденции». У тех же тел есть «акцеденции второго порядка» - свойства, с помощью которых предметы взаимодействуют с органами чувств. Главная проблема – познавательная, проблема человеческого языка. Считает язык системой с тремя функциями: аргументивная, коммуникативная, воспитательная и образовательная. Язык – система, где могут происходить искажения, где кто-то запутывается, а кто-то нет. Мышление – конвенция на основе языка. Конвенция – исскуственное создание на основе договоренности. Слова – набор звуков, знаков, могут по идее быть абсолютно произвольны. Человек может для обозначения встречающихся объектов использовать метки. Когда у разных людей метка обозначает один и тот же предиет, она становиться знаком. Знак – слово, с помощью которого обозначается объект и создается выссказывание. Язык. Проблемой для изучения становится проблема построения предложений. Познание начинается с дефиниции. И только потом можно двигаться обратно, чтобы получить представления о целом предмете. Механизм ассоциаций – механизм, с помощью которого человек получает представления, ощущения. Ассоциации по времени, по месту, по сходству, по контрасту и т.д. Ступени чувственного познания: 1. Ощущение (восприятие отдельного образа; зрительный, слуховой). 2. Восприятие (восприятие целостного образа). 3. Представление (представление, образ объекта в отсутствии него самого).

Джон Локк. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на котоой постепенно отражается информация от органов чувств.. Hет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума. Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания (белое, а не черное). Интуицияя – сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания – умозрительные, от органов чувств (наиболее недостоверны). Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта – идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи (идеи друга, идеи человека) - комбинации простых идей. Человек начинает чувствовать в процессе сознания на этапе комбинации. Hет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Бог является и гарантией мира материей. Когда человек углубляется в философию, бог необходим. Опыт бывает: 1. Внешний (информация поступает от объектов вне нас). 2. Внутренний (получаем на основе обращения к самому себе). Метод интраспекции – обращение человека внутрь самого себя, размышления по пводу своего сознания. Сложные идеи могут получаться из простых методом инервации. Сложные идеи: 1. Идеи субстанции 2. Идея модуса - некое состояние тела в пространстве и во времени. 3. Идея отношений (например, родственные отношения – теща, сват, зять и т.д.)

Кондильяк в теории познания материального мира относится к сенсуалистам. Все наши познания абстракции исходят из наших ощущений. Противостоит Беркли. Человек - некая каменная статуя. Постепенно наделяется нашими чувствами. (Кpоме осязания.) Субъект существует, значит отождествляет себя, например, с запахом розы, если он ощущает ее аромат. Осязание принципиально отличает свое тело от другого. Протяженность. Нечто объективное. Субъект, противостоящий объекту.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.