Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура общественного сознания




 

№ п/п Критерий классификации Классификация Элементы
1. По формационному (1.1), цивилизационному (1.2), культурологическому (1.3) критерию 1. Типы общественного сознания 1.1. Феодальное и буржуазное; 1.2. индустриальное и постиндустриальное; 1.3. сознание модерна и постмодерна
2. По формам проникновения в жизнь человека и общества, способу образования 2. Сферы общественного сознания 2. Общественная психология и идеология
3. По глубине, системности и обоснованности 3. Уровни общественного сознания 3. Теоретическое и обыденное сознание
4. По предмету, средствам постижения общественного бытия и функциям в культуре 4. Формы общественного сознания 4.1. Правовое сознание; 4.2. политическое сознание; 4.3. мораль; 4.4. религиозное сознание; 4.5. искусство; 4.6. философия; 4.7. наука.

 

Важнейшие особенности различных типов общественного сознания специально раскрываются в формационной, цивилизационной и культурологической парадигмах философии истории. Различие между теоретическим (концептуальным) и обыденным уровнями общественного сознания раскрывается в философии и методологии науки. Природа идеологии как сферы общественного сознания анализируется с помощью понятий и категорий политической философии. Особенности общественной психологии, как сферы общественного сознания изучаются в социологии и социальной психологии. Различие между социологическим и социально-психологическим подходами к изучению природы общественной психологии не всегда можно четко определить, но там, где они имеются, это чаще всего связано с тем, что социология раскрывает закономерности общественной психологии, изучая различные социальные общности, или, выражаясь образно – в форме «мы», тогда как социальная психология постигает сущность общественной психологии, начиная с человеческого «я». Однако, и в первом, и во втором случае их целью являются закономерности функционирования и развития общественной психологии. При изучении психологии наций и народов сегодня в науке используются следующие понятия – национальный характер, нравы, обычаи народов, их психический склад, менталитет и др. Под национальным характером обычно понимается не столько уникальный набор каких-либо духовных качеств представителей определенного народа или этноса, сколько степень выраженности и развитости каких-либо из них. В этом смысле говорят, например, об итальянской экспансивности и белорусской толерантности.

Национальный характер в определенной мере влияет на особенности мировосприятия мира представителей того или иного народа. Показательны в этом отношении данные опроса института Гэллапа жителей 12 городов разных стран мира, целью которого было определить их предпочтения в еде, культуре, быту, ощущении национальной гордости и др. Опрос показал, что городские жители разных стран мира лучшей кухней считают свою собственную. Большинство опрошенных голландцев, греков, индусов, американцев, норвежцев, шведов, австралийцев лучшей культурой считают, опять же, свою собственную. Не столь единодушны оказались, однако, финны, канадцы, датчане, жители Африки. Сходным образом выглядели результаты опроса и относительно наиболее привлекательных женщин в мире и наибольшей степени развитости чувства национальной гордости. Наиболее развитой у себя по сравнению с другими народами национальную гордость нашли греки, американцы и индусы; финны, однако, указали уже не на себя, а на шведов, что же касается голландцев, канадцев, датчан, австралийцев, то они указали на англичан, как народ, у которого наиболее развита национальная гордость. С национальным характером тесно связан менталитет народа.

Менталитет народа – интегральная характеристика его психологии, культуры. В зависимости от того, как в менталитете некоторого народа формируются представления о главной стороне во взаимоотношениях личности и общества, осмысленными или, наоборот, не вполне осмысленными оказываются, например, следующие вопросы: что ты сделал для общества, что общество сделало для тебя и т.п., и т.д.

Общественная психология как сфера общественного сознания включает в себя не только психологию больших, но и малых групп. В основе психологии малых групп лежит признание личностью своей зависимости от других членов группы. Одной из закономерностей психологии малой группы является доминирование в ней группы как целого над ее частями, что означает следующее – извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение ее отдельного члена. Важную роль в функционировании психологии группы играют ее цели, нормы, сплоченность, структура, особенности лидера и т.п.

Источником энергетики и больших и малых групп людей является человеческая душа и дух. В отличие от индивидуальной психики человека – душа и дух – характеристики его включенности и (или) исключенности из общественного сознания, идеальной жизни.

Согласно словарям русского языка, душа – это прежде всего то, что не является телом. Она в отличие от тела лишена плоти. В словаре В.И.Даля отмечается, что душа – явление более низкого порядка по сравнению с духом. В словаре русского языка также отмечается, что душа – явление сложноорганизованное, состоящее из разума и воли.

В современной психологической науке понятие «душа» либо не рассматривается вообще, либо, будучи соотнесенным с внутренним миром отдельного человека, считается понятием архаическим, выпавшим из активного языкового оборота. Это, по-видимому, не совсем справедливо, поскольку понятие души широко проникает во все сферы жизни человека и общества и, следовательно, определенным образом оно связано с общественным сознанием.

Душа человека формируется еще в утробе матери и особенно интенсивно развивается в первые месяцы и годы человеческой жизни. Ребенок, по каким-либо причинам лишенный материнской ласки и внимания в первые три года своей жизни, остается во многом душевно бедным существом на протяжении всей оставшейся жизни, поскольку его психика была сформирована как эмоционально закрытая и неприветливая для других людей территория. Как свидетельствуют мифы и сказки многих народов мира представления о душе столь же древни, как и сама мифология.

«Мадонна с младенцем», художник – Владимир Драчинский, 2009 г.

 

В известном смысле именно мифологическое мироощущение и мировосприятие человека, как генетически первый тип общественного сознания на ранних ступенях развития социума выполняло роль его своеобразной души. Неудивительно, что уже в поэмах Гомера можно найти понимание важной роли душевности человека – отзывчивости и приветливости людей в функционировании общественного сознания. Не случайно, по-видимому, что именно в уста Пенелопы – жены Одиссея и матери Телемаха - Гомер вкладывал мысли о том, насколько важно хорошо относиться к людям, быть с ними приветливыми, поскольку тем, кто неприветлив в поведении и мыслях, люди обычно желают всяческих бед.

Человеческая душа чаще всего постигается средствами обыденного сознания, а о глубине ее постижения в нем свидетельствуют следующие выражения – «он бездушный, т.е. черствый», «он – душка» и т.п.

Вместе с тем, душа может быть объектом и концептуального, теоретического анализа, который показывает ее ценностное содержание. Душа человека тесно связана с его эмоциями, начиная с отклика человека на те или иные события жизни и его настроения. В еще большей степени она связана с высшими эмоциями и чувствами человека – любовью, ненавистью и т.д.

Душевность, как показано в педагогической науке, тесно связана с умственными и практическими действиями человека, его самосознанием, потребностью в самосовершенствовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.