КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правосознание и языковая культура курсантов высших учебных заведений
А.А. Скорофатова Библиографический список Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике. – М.: Флинта: Наука, 2008. Крижановская Е.М. Коммуникативно-прагматическая структура научного текста: дисс. канд. филол. наук. – Пермь, 2000. Петров О.В. Основы судебного красноречия. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 1998. Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. – М.: Добросвет, 2008.
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ Для современной лингвистики понятие языкового сознания является ключевым. Осмысление сознания как способности отражать действительность в лингвистическом преломлении связано с традиционным вопросом «язык и мышление» и ориентировано на процесс «мышление на языке». По мнению А.А. Леонтьева, наряду с индивидуальными вариантами существуют инвариантные образы мира, понимаемые как совокупность «абстрактных моделей», описывающих общие черты в видении мира различными людьми. Такой инвариантный образ мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми. С теоретической точки зрения таких инвариантных образов мира может быть сколько угодно – все зависит от социальной структуры социума, культурных и языковых различий в нем и т.д. В последнее время возникло даже понятие профессионального образа мира, формирование которого является одной из задач обучения специальности. Вообще процесс обучения может быть понят как «процесс формирования инвариантного образа мира, социально и когнитивно адекватного реальностям этого мира и способного служить ориентировочной основой для эффективной деятельности человека в нем» [Леонтьев, 1997, с. 273]. Таким образом, если придерживаться деятельностного подхода к общению, можно сказать, что наряду с традиционным для лингвистов изучением языка как орудия деятельности необходимо исследовать языковое сознание субъектов деятельности. Специфика общения при взаимодействии людей разных профессий состоит 1) в специфике выбора речевых стереотипов, осуществляемого в соответствии со стратегиями действий, которые формируются в профессиональном сознании; 2) в специфике образов сознания, отображающих предметы конкретной корпоративной культуры [Харченко, 2000, с. 208]. Е.А. Климов подчеркивает важную роль языкового сознания (хотя не использует данный термин): «Чтобы ориентироваться в какой-то предметной области, то есть, чтобы заметить возникающие впечатления, переживания, да еще и не путать их друг с другом и сохранить в сознании, в опыте, надо располагать некоторыми специальными средствами. К числу средств такого рода относятся, прежде всего, слова-названия… Скажем, стекольщик смотрит на стекло и видит там "мадежи", столяр видит в древесине "крень", "метики", "отлупы", ткачиха в своем предмете труда – "близны" и многое другое и т.д. А для исследователя, исходящего из общеязыковых эталонов, этого всего может и не быть; в результате – идея переоценки невербальных составляющих сознания профессионала» [Климов, 1995, с. 26–27]. Таким образом, профессиональное языковое сознание – психолингвистическая модель, реконструирующая систему основных образов сознания, формируемых и овнешняемых с помощью профессионально ориентированных языковых средств[Алферова, 2007, с. 16]. Изучение структур языкового сознания людей определенной профессиональной группы наиболее эффективно может быть осуществлено на примере исследования концептов, представляющих основные категории в сфере их профессиональной деятельности. Специфика языкового сознания будущих правоохранителей такова, что его центральной частью должно быть сознание правовое. Правосознание – явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие важные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д. Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д. Выявление элементов правосознания в структуре языковой личности правоохранителя нам представляется возможным на основании реконструирования концептов, представляющих специфические правовые категории и понятия: права и обязанности, закон и законность, суд, правосудие, преступление, наказание и др. С этой целью был применен метод ассоциативного эксперимента. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации – это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Сэр Френсис Гальтон, английский учёный и двоюродный брат Чарльза Дарвина, первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал эти мысли для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают, – писал Гальтон, – сущность человеческой мысли с удивительной отчетливостью». Для массового эксперимента испытуемым (курсантам 3-го курса факультета подготовки следователей Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко) был роздан стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов: закон, законность, суд, правосудие, преступление, преступник, наказание, право, обязанность, конституция, государственный язык. В ходе эксперимента испытуемые в течение нескольких минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты писали слово(фразу)-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. Результаты ассоциативного эксперимента отражают универсальные когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, и индивидуальные особенности испытуемых, содержание их личностных смыслов, т.е. позволяют получать знание о специфике языкового сознания будущих правоохранителей. Цельэксперимента заключается в выявлении когнитивных структур, связанных с профессионально маркированными языковыми знаками, их места и роли в языковом сознании будущих правоохранителей. Нами была реконструирована модель концепта, репрезентированного лексемой ЗАКОН, были выявлены актуальные смыслы данного концепта для языкового сознания будущих правоохранителей. Ассоциативное поле ЗАКОН в профессиональном сознании представлено следующими основными компонентами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: правопорядок, справедливость, защита, нормативный акт, законодательство Украины, власть (58,0%); 2) латинские и украинские речевые стереотипы: dura lex sed lex; закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Причем украинские речевые стереотипы выражают иронично-негативное отношение будущих правоохранителей к закону (17,0%); 3) лексемы, акцентирующие форму объекта безучета его содержания (ироничный эффект): книги ‛сшитые в один переплет листы бумаги, заполняемые документальными официальными учетными данными’ (8,0%); 4) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: давление ‛принуждение, насилие над чьей-н. волей, убеждениями’, ограничение (17,0%). Ядро ассоциативного поля ЗАКОН в профессиональном языковом сознании составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества. Ассоциативное поле ЗАКОННОСТЬ в языковом сознании будущих правоохранителей формируется такими компонентами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: справедливость, порядок, соблюдение порядка, соблюдение закона, правопорядок. Некоторые из них содержат номены, обозначающие тот или иной вид насилия: правовой режим ‛государственный строй (обычно об антинародном антидемократическом строе)’ (50,0%); 2) общенаучная лексика: идеализм ‛идеализация действительности’ (ироничный эффект), принцип ‛основное исходное положение’ (17,0%); 3) оценочная лексика: неопределенность ‛неопределенное положение’ (8,0%); 4) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: требование ‛правило, условие, обязательное для выполнения’ (8,0%); 5) лексемы, обозначающие атрибуты правонарушений и преступлений: обман ‛ложное представление о чем-н., заблуждение’, деньги (атрибут взяточничества) (17,0%). Ядро ассоциативного поля ЗАКОННОСТЬ также составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества. Ассоциативное поле СУД представлено такими элементами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: интересы граждан, независимость, ответственность ‛необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках’ (25,0%); 2) оценочная лексика: дерзость (наглость), немощность, Бог на Земле (с ироничным эффектом) (25,0%); 3) лексемы, обозначающие родовые понятия: государственный орган, власть, ветвь власти (34,0%); 4) лексемы, обозначающие атрибуты правонарушений и преступлений: продажность (8,0%); 5) лексемы, отображающие суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса: защита и наказание (8,0%). Ядром ассоциативного поля СУД являются лексемы, обозначающие родовые понятия. Ассоциативное поле ПРАВОСУДИЕ состоит из таких компонентов: 1) общенаучная лексика: принцип ‛основное, исходное положение’ (8,0%); 2) оценочная лексика: нереальность ‛несуществующий в действительности, воображаемый’; казнить, нельзя помиловать (в значении неопределенности) (17,0%); 3) лексемы, обозначающие атрибуты правонарушений и преступлений: взяточничество, халатность, вымогательство (25,0%); 4) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: справедливость, правопорядок, объективность и всесторонность (33,0%); 5) лексемы, отображающие суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса: трактовка законов, вывод (17,0%). Ядро ассоциативного поля ПРАВОСУДИЕ составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества. Ассоциативное поле ПРЕСТУПЛЕНИЕ формируется такими составляющими: 1) лексемы, обозначающие родовые понятия: незаконное деяние, способ достижения цели, противоправное деяние, посягательство, явление государства, действие или бездействие (58,0%); 2) лексемы, обозначающие видовые понятия: правонарушение, ошибка, вред, убийство, халатность (42,0%). Ядром ассоциативного поля ПРЕСТУПЛЕНИЕ являются лексемы, обозначающие родовые понятия. Ассоциативное поле ПРЕСТУПНИК представлено такими элементами: 1) лексемы, обозначающие чувства, эмоции, состояние, связанные с общением с преступником: опасность, угроза (обществу) (17,0%); 2) оценочная лексика: личность (позитивная оценка, героизация); выродок, сволочь, мерзавец, негодяй, враг общества (негативная оценка) (50,0%); 3) лексика, отображающая содержание нормативно-правовых актов: правонарушитель, нарушитель закона (25,0%); 4) лексика, конкретизирующая личность преступника: государственные деятели (8,0%). Ядро ассоциативного поля ПРЕСТУПНИК составляет оценочная лексика негативной коннотации. Ассоциативное поле НАКАЗАНИЕ в языковом сознании будущих правоохранителей формируется такими компонентами: 1) лексемы, обозначающие родовые понятия: способ достижения справедливости (8,0%); 2) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: действие закона, применение закона (25,0%); 3) лексемы, отображающие суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса: приговор, решение (суда, уполномоченных органов) (25,0%); 4) лексемы, отображающие атрибуты исполнения наказания: оружие, лишение прав (17,0%); 5) оценочная лексика: заслуга (укр. катюзі по заслузі), карма, следствие ‛то, что следует, вытекает из чего-н., результат чего-н., вывод’ (25,0%). Ядро ассоциативного поля НАКАЗАНИЕ составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества, суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса, оценочная лексика. Ассоциативное поле ПРАВА представлено такими компонентами: 1) оценочная лексика: необходимость; права, как вода: сегодня есть – завтра нема; незыблемость (33,0%); 2) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: ограничение (8,0%); 3) лексемы, акцентирующие выгодность (результат) применения прав: состоятельность, возможность, богатство, клад, имущество (42,0%); 4) лексемы со значением действия, необходимого для существования прав: защита, помощь (17,0%). Ядром ассоциативного поля ПРАВА являются лексемы, акцентирующие выгодность (результат) применения прав. Ассоциативное поле ОБЯЗАННОСТИ в языковом сознании будущих правоохранителей имеет такие составляющие: 1) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: зависимость, ноша, мера ограничения, тяжесть, принуждение (67,0%); 2) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: соблюдение, полномочность, сохранность (25,0%); 3) лексемы, акцентирующие коррелятивную парную лексему: вспомогательные права (8,0%). Ядро ассоциативного поля ОБЯЗАННОСТИ составляют лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия. Ассоциативное поле КОНСТИТУЦИЯ формируют такие компоненты: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: независимость, главный закон (17,0%); 2) лексемы, оттеняющие форму объекта безучета его содержания (ироничный эффект): книга с листами, бумажка (17,0%); 3) оценочная лексика: хлам, книга жалоб и предложений, проституция (негативная коннотация), ствол дерева (метафора с позитивной коннотацией) (33,0%); 4) лексемы, обозначающие родовые понятия: закон (25,0%); 5) лексика, отображающая содержание нормативно-правовых актов: гражданские права и обязанности (8,0%). Ядром ассоциативного поля КОНСТИТУЦИЯ является оценочная лексика. Ассоциативное поле ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК в языковом сознании будущих правоохранителей формируется такими компонентами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: реквизит независимого государства, единство, единый язык единого народа (25,0%); 2) лексемы, акцентирующие аутентичность и идентичность языка: родной язык; то, что отделяет нас от других; символ государства (42,0%); 3) оценочная лексика: негативность, брутальность, неопределенность, враг государства (33,0%). Ядро ассоциативного поля ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК составляют лексемы, акцентирующие аутентичность и идентичность языка. На основе проведенных ассоциативных экспериментов можно утверждать, что процент терминоориентированных языковых единиц в языковом сознании будущего правоохранителя (61,5%) указывает на недостаточную сформированность профессиональной личности в курсантах 3-го курса. Тем не менее, есть доказательства того, что в сознании будущего правоохранителя имеются профессионально маркированные когнитивные структуры. В ассоциативных полях, реконструированных на основе данных эксперимента, актуализируются связи правовых концептов с определяющими признаками правового общества (24,0%), обобщающими (родовыми) и конкретизирующими видовыми правовыми понятиями (11,0% и 3,8%), правоприменительной деятельностью (13,7%), аутентичностью государственного языка (3,8%), нормативно-правовыми актами (3,0%), общенаучной сферой (2,2%). Однако эмоционально-оценочные компоненты исследуемых концептов для профессионального языкового сознания курсантов также оказались актуальными (38,5%). Высокий уровень стереотипности ассоциаций курсантов указывает на наличие стабильных компонентов в профессиональном языковом сознании, обусловленных содержанием изучаемых ими дисциплин. Для языкового сознания курсантов преимущественным является формирование предметно-понятийного компонента концепта [Алферова, 2007, с. 19], связанного с профессиональной деятельностью правоохранителя. Таким образом, ассоциативные поля, представляющие фрагменты языкового сознания будущего правоохранителя, формируются в соответствие с актуальностью компонентов концепта, определяемой характером правоохранительной деятельности.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |