КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Боришполец Ксения Петровна 2 страница
Эпистемология рассматривает вопросы, касающиеся способов получения человеком своих знаний. Одна из крайних точек зрения на эту проблему заключается в стремлении достичь сугубо научное объяснение политики путем создания универсальной социальной теории на базе эмпирически проверяемых предположений. Другой крайностью являются представления, отвергающие путь объяснения и отстаивающие принцип'понимания мира политического. Представители этого подхода видят свою задачу в том, чтобы понять и интерпретировать главные вопросы, которые служат предметом изучения. Они полагают, что исторические, правовые или моральные проблемы мира политического нельзя перевести в термины науки без того, чтобы не исказить их содержание. Сегодня в рамках каждого направления существуют как «кон-фронтационные», так и «кооперативные» взгляды. Тем не менее,
большинство исследователей стремятся избежать крайних позиций в методологических дебатах, в частности жесткого выбора между объективизмом и субъективизмом, а также утверждений об исключительной допустимости только объяснения или только понимания мира политического. Проблема методического обеспечения исследований — одна из наиболее важных проблем любой науки. К сожалению, специальная русскоязычная литература, посвященная описанию методических основ анализа политических отношений, весьма немногочисленна и очень разнопланова. Вместе с тем в последнее время появилось несколько чрезвычайно интересных отечественных публикаций, отражающих методическую проблематику применительно к сфере международных отношений1, которые значительно расширяют возможности изучения политики как комплексного явления, в том числе и с позиций междисциплинарного подхода. Однако, несмотря на положительные сдвиги, внимание отечественных авторов к методическому обеспечению политических исследований пока остается недостаточным. И в научных публикациях, и в учебном процессе студентов-политологов преобладают скорее общие суждения об этом предмете, что не может не сказываться на развитии дисциплины в целом и особенно ее прикладных аспектах. Необходимость дополнительного внимания к методической проблематике представляется тем более актуальной, что большинство современных исследований ориентировано на потребности политической практики. Стремясь ответить на главный вопрос: как общество делает свой выбор, они используют самые разнообразные аналитические подходы или даже их фрагменты, а это далеко не всегда обеспечивает научный статус полученных результатов. Другими словами, разработки такого рода очень часто являются, по своей сути, не более чем набором субъективных рассуждений.
^2 Прикладные политические *^ исследования и их научный статус Прикладное научное знание о политике может рассматриваться как совокупность теоретических моделей, методологических принципов и процедур исследования, ориентированных на достижение реального политического эффекта. При этом нельзя забывать, что прикладные исследования значительно чаще, чем фундаментальные, инициируются и проводятся в интересах «конкретного заказчика», что способно наложить отпечаток на их результаты. Вместе с тем, работая над прикладными проектами, специалисты задают по существу те же вопросы, что и авторы фундаментальных исследований. Например: Почему соседние государства начали военные действия? Почему одни граждане активно участвуют в политике, а другие остаются к ней абсолютно равнодушными? Как группы интересов воздействуют на внутреннюю и внешнюю политику страны? Каким путем пойдет мировое развитие? и т.д. Отвечая на эти вопросы в рамках прикладных проектов, они также следуют общенаучным правилам получения нового знания, которое должно отвечать следующим основным требованиям: ■ может быть проверено (верифицировано), в силу того что оно основывается на наблюдении и доказательствах; ■ свободно от ценностного аспекта, так как не включает в себя суждения о том, что хорошо или плохо, а констатирует некую реальность; ■ передаваемо, поскольку наука является видом социальной деятельности, а исследовательские методы создаются как объясняющие и позволяют повторять исследование широкому кругу специалистов; ■ ориентировано на обобщения, так как обобщающий подход помогает охватить более широкий круг явлений, чем конкретное специфическое знание; ■ эксплицитно, поскольку оно объясняет причины поведения, отношений или событий и позволяет уточнять причинно-следственные связи различных явлений; ■ временно (темпорально), так как оно не исключает возможности, что будущие наблюдения могут противоречить приемлемому на сегодня представлению.
Проведение прикладных исследований в области политических, в том числе и международных, отношений строится как систематический аналитический процесс, который начинается с предварительного знакомства с информацией, касающейся проблематики исследования, и завершается представлением общих аналитических выводов. Особое значение с точки зрения успешного осуществления прикладного проекта имеют следующие моменты этого процесса: ■ Формулирование темы. Для точного в содержательном и стилистическом отношении определения границ исследования требуется мобилизация таких качеств исполнителя, как квалификация, интуиция и умение поддерживать рабочие контакты с заказчиком (клиентом). ■ Представление данных и аргументов. Формат подготовленных выводов, в котором органично сочетаются содержание и форма аналитических заключений, играет очень важную роль при оценке заказчиком итогов исследования, а следовательно, и потенциал его практической отдачи. ■ Соблюдение профессиональной этики. Обычно этические соображения формируются в связи с ответами на такие вопросы, как:
— будет ли итоговое заключение содержать предписания, прогноз или только объяснение ситуации; — будет или нет предлагаемое предписание (прогноз) «работать» на максимизацию интересов только одной корпоративной группы или в интересах всего общества; — сосредоточатся ли авторы итогового заключения только на определенных перспективах или, напротив, будут стремиться охватить максимально широкий спектр вариантов развития событий; — будет ли в итоговом заключении отдано предпочтение ценосберегающим или ценозатратным решениям; — целесообразно ли подвергать конкретных людей риску в связи с пересмотром принятой и уже реализуемой политики. К сожалению, исторический опыт и современная политическая практика не предлагают авторам прикладных проектов универсальных «подсказок» в сфере профессиональной этики. Несмотря на декларируемую приверженность идеалам гуманизма политики, а именно они являются основными «заказчиками» и «.потребите-
лями» прикладных проектов, слишком часто руководствуются в своей практической деятельности ссылками на расхожие афоризмы типа: «в политике все средства хороши». Однако необходимо отметить, что Н. Макиавелли, к которому обычно апеллируют в подобных случаях, не был глашатаем абсолютной «аморальности» политики. Напротив, он призывал соизмерять все политические решения с такой положительной ценностью, как стабильность государства, которая не должна, по его мнению, пасть жертвой плохого правления. Вероятно, с поправкой на современность, мы могли бы рекомендовать авторам прикладных проектов также максимально избегать предложений, которые затратны в плане «человеческого материала». Призывы, которые сводятся к принципу «мы за ценой не постоим», обычно лишь маскируют низкую компетентность конкретных политиков и их команды. / Методическое обеспечение прикладных политических исследований Рост значимости прикладных политических исследований как в сфере научного знания о политике, так и в сфере политической практики обусловил обращение широкого круга специалистов к особому научному инструментарию, ориентированному на сбор эмпирической информации, количественные методы ее обработки и подготовку аналитических выводов в форме прогнозных предположений. Данный подход привел в 50-70-е годы XX в. к массированному внедрению в значительную часть политических исследований понятий и приемов, заимствованных из различных общественных и точных дисциплин, а также продолжающейся до сих пор дискуссии по проблемам корректности применяемого междисциплинарного научного инструментария, его роли в получении адекватных результатов и т.д.
содержательном плане дискуссию по ключевым проблемам методологического обеспечения политических исследований обычно ассоциируют с дебатами между традиционалистами, бихе-виористами и постбихевиористами, происходящими преимущественно в американских академических кругах. В центре продолжающихся дебатов находятся, например, такие вопросы, как:
— В чем сущность научного исследования политических отношений? — Существуют ли отличия политической науки от этической или религиозной мысли? — Каковы возможности изучения комплекса политических феноменов с помощью частных специфических средств? — Что такое методы научного изучения политики? — Должна ли наука быть свободной от ценностей? — Насколько релевантны знания, полученные на основе политической науки? — Какие источники знаний о политике существуют помимо научных данных? Характерно, что обсуждение этой проблематики пока не привело к заметному сближению взглядов представителей каждого из направлений научной мысли. В этой связи следует отметить справедливое, на наш взгляд, мнение, что в структуру любого прикладного исследования всегда «встроены» два раздела — методологический и методический. Первый является главным, формулирующим основные гипотезы и цели проекта, а второй в известном смысле вспомогательным. В рамках последнего применяются и совершенствуются методики (техника) анализа информации на основе тех положений, которые выдвигаются первым разделом1. Тем не менее, вопрос о научном статусе прикладного аналитического инструментария политических отношений представляется пока достаточно спорным. В сущности, «различия между теорией и методикой в общественных дисциплинах можно провести на абстрактном уровне и трудно выделить на практике»2. Увлечение эмпирическими исследованиями во второй половине XX в. привело к переоценке их значения и попыткам объявить супернаукой. С другой стороны, для многих авторов методики воспринимаются как «неполноценные теории» либо же становятся как бы вровень с такими понятиями, как «методы» и «подходы»3. Вместе с тем некоторые отечественные исследователи указывают на целесообразность разграничения в прикладной политологии понятий «методов» и «методик». С их точки зрения, если метод характеризу-
ет способ, подход к изучению действительности, отражающей общую логику представлений о политических процессах, то методика есть сумма приемов, по преимуществу технических, применяемых для накопления и систематизации эмпирического материала. В работах последних лет, касающихся методического обеспече-ния прикладного политологического анализа, вопросы их типологии находятся на периферии исследовательского интереса.
апример, предельно обобщенно рассматривают эту проблему авторы популярной среди студентов и специалистов монографии «Политология. Методы исследования»: «Следует выбрать метод или сочетание методов, которые позволили бы задать те конкретные вопросы (измерить конкретные переменные), которые нас интересуют, и сделать это необходимо в соответствии с процедурой операционализации»'. В монографии «Общая и прикладная политология»2 речь идет о методологии и технологии политологических исследований, включающих разработку: структурно-логической модели общества, анализ политической ситуации, метод сценариев, политический мониторинг и контент-анализ, а также разделы, посвященные политическим решениям и политическому риску. Отметим, что в дальнейшем под термином «методика» мы будем подразумевать, прежде всего, сумму процедур обработки эмпирического материала. При этом аналитики обычно используют «различные методики в проведении исследования, находящегося в рамках одного и того же подхода, т.е. того способа, которым исследователь разграничивает цель и средство исследования»3. Несмотря на широкий научный интерес к проблеме разработки и применения прикладных методик в сфере анализа политических ситуаций и процессов, пока не сложилось общего представления об их типологии. В качестве одного из первых вариантов классификации прикладных методик можно указать, например, такое деление: 1) исследовательские техники общего плана; 2) специфические техники — прикладной факторный анализ4.
Несколько в ином ключе решается подобная проблема, когда методики анализа политических отношений включены в систему единого понятия «политический анализ» (анализ внутренней и внешней политики), который подразделяется на старые методы изучения управления (аллегорический, аналитический, сравнительный, исторический, эмпирико-прагматический, логико-прогностический методы и др.) и современные методические подходы к анализу управления (бихевиоризм, коммуникационный, изучение процесса принятия решений, имитационные игры, структурно-функционалистский подход и некоторые др.)1. Что касается проблематики международных отношений, то некоторые российские исследователи выделяют, с одной стороны, такие понятия, как «методические подходы к изучению системы международных отношений», а с другой — частные методики в исследованиях международных отношений: 1) статистические методы (статистические модели, корреляционный и факторный анализ); 2) аналитическое моделирование2. В более поздних публикациях высказывалось мнение, что в исследованиях международных отношений не существует специфического метода анализа и можно говорить лишь об общенаучных методах или методологических средствах (системный подход, математическое моделирование), а также о социологических методах (контент-анализ и некоторые др.)3. В ряде работ указывается на то, что прикладные аналитические средства имеют междисциплинарный характер, и перечисляются некоторые из них4. Кроме того, существует классификация, основанная на математическом обеспечении исследовательских процедур (качественные и количественные методики). Исходя из вышеизложенного, можно сделать заключение, что вопрос о классификации современных аналитических средств,
применяемых в прикладных политических исследованиях, во многом остается открытым. В качестве одного из вариантов его решения мы предлагаем следующее деление: базовые аналитические методики (контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование) и комплексное аналитическое моделирование (эмпирическое, нормативное, динамическое) политических, в том числе и международных, ситуаций и процессов. Применение количественных методов и вычислительной техники представляется относительно самостоятельной проблемой, которая должна находить адекватное решение в зависимости от целей каждого конкретного проекта. Современные научные исследования политики в ее национальном и международном измерении являются важным фактором развития реальных политических ситуаций и процессов. Существуют разные научные теории и подходы, стремящиеся объяснить или проникнуть в суть политических явлений на основе анализа эмпирического материала либо установления нормативных ориентиров для характеристики политической действительности. При всей непреходящей значимости теоретических дебатов их острота относительно нивелируется на уровне прикладных политических исследований, которые опираются на чрезвычайно разнообразный инструментарий научного поиска. Однако при этом сами прикладные исследования политики не должны терять статус научных разработок, их необходимо выполнять с соблюдением общепризнанных правил научного поиска. Методическое обеспечение современных прикладных политических исследований представляет собой достаточно разнообразный спектр методов, методик и частных исследовательских техник, применение которых зависит от выбора автора и его понимания целей конкретного проекта. Вместе с тем целесообразно обратить особое внимание на такие методики анализа информации, как контент-анализ, ивент-анализ и когнитивное картирование. Необходимо также отдельно изучить вопрос о полезности применения в рамках прикладного проекта количественных показателей и соответствующих аналитических средств. Ключевые понятия Концепция — (лат. conceplio — понимание, система) определенный способ трактовки каких-либо явлений, руководящая идея для их освеще-
ния; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Метод — (греч. methodos — путь исследования, учение) способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности. Метод складывался в науке как результат осмысления неких комплексных совокупностей конкретного опыта и связан с операционализацией теоретического знания. В широком смысле под термином метод понимается сознательный способ достижения результата, решения поставленных дадач. Метод предполагает последовательность действий на основе осознанного, четко сформулированного и контролируемого плана предпринимаемых в процессе познавательной деятельности. Методика — направленно создаваемый на базе логики и научных методологических положений комплекс средств, предназначенный для решения определенного класса задач, как правило, часто повторяющихся. В научном познании методика играет особенно важную роль в эмпирических исследованиях. В задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и правилах, которые должен соблюдать исследователь. Методология — особый тип рационального сознания и образ действий, направленный на разработку и совершенствование методов познания. С его помощью ученый обращается к изучению политической деятельности на основе того или иного теоретического подхода. Важно понимать, что ученые используют избранные методы в сочетании с любым теоретическим подходом. Наука — отличающийся от веры или мнения способ получения знаний, использующий эмпирические наблюдения, рассуждения и логику, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Наука старается изложить эмпирические данные так, чтобы позволить нам понять, что случилось в прошлом, и предсказать, что состоится в будущем. Парадигма — (греч. paradeigma — пример, образец) научная теория, воплощенная в строгой системе понятий, отражающих существенные черты какого-нибудь аспекта действительности, но может выступать и как изначальная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем. Введение этого понятия в широкий оборот по преимуществу связано с именем американского философа Т. Куна (1922— 1996), выдвинувшего концепцию научных революций как смены парадигм — способов постановки проблем и методов исследования, главенствующих в науке в определенный исторический период. Политическая ситуация — состояние политической системы и комплекс взаимодействий ее субъектов в определенный период.времени.
Политические отношения — вид социальных отношений, реализующихся как взаимодействия политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти. Теория — (греч. theorie — наблюдение, исследование) система основных идей в той или иной отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях различных элементов действительности. Вопросы и задания для обсуждения 1. Представьте в обобщенном виде суть научных дебатов между сторонниками нормативного и эмпирического подхода. На чьей стороне находятся ваши предпочтения? 2. Каковы основные различия в методологическом обеспечении фундаментальных и прикладных исследований политики в ее внутригосударственном и мировом измерении? 3. Сформулируйте несколько примерных тем фундаментальных и прикладных политологических разработок. Как бы вы организовали исследовательский процесс? 4. Каковы основные характеристики научного инструментария прикладных политологических проектов? 5. Какая из актуальных проблем российской и мировой политики заслуживает, на ваш взгляд, наиболее интенсивной прикладной разработки? Литература Основная Балуев Д. Г. Введение в политический анализ. Нижний Новгород, 2000. Белов Г. А. Политология: современнные концептуальные подходы и методы исследования // Кентавр. 1993. № 5. Боришполец К. Методы, методики и процедуры прикладного анализа международных отношений // Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П. А. Цыганкова. М., 1998. Богатуров А. Д., Косолапое Н. А., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002. Дегтярев А. А. Методы политологических исследований /'/ Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 6. Дегтярев А. А. Политический анализ как прикладная дисциплина: Предметное поле и направления разработки // Полис. 2004. Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2003. Гл. 3. Теория и методы в социатьных науках / Под ред. С. Ларсена. М., 2003. Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии // Полис. 2003. № 3. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2002. Т. 1. Гл. 1.
Contemporary Political Analysis//J. C. Charlersworth (ed). N.Y., 1977. Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction. Englewood Cliffs, 1994. P. 14. Smith В., Johnson K., Paulsen D., Shocket F. Political Research: Methods, Foundations and Techniques. Atlanta, 1976. Дополнительная Боришполец К. Методы, методики и процедуры прикладного анализа международных отношений // Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П. А. Цыганкова. М., 1998. Дегтярев А. А. Политический анализ как прикладная дисциплина: Предметное поле и направления разработки // Полис. 2004. Когай Е. А. Системный подход в прогностическом исследовании социальных процессов. М., 1989. Лебедева М. М., Тюлин И. Г. Прикладная междисциплинарная политология: возможности и перспективы // Системный подход: анализ и прогнозирование международных отношений. М., 1991. Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии // Полис. 2003. № 3. Теория и методы в социальных науках / Под ред. С. Ларсена. М., 2003. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2002. Т. 1. Гл. 1. Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction. Englewood Cliffs, 1994. Alemann Ulrich von, Forndran Erhard. Methodik der Politikwissenschaft. Eine Einfuruung in Arbeits-technik und Forshungspraxis. Sechste Auflage. Stuttgart, 2002.
Глава 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ Информация как ресурс научной деятельности и фактор общественного развития. Смысловой полиморфизм терминологии в области информационной работы. Информационное обеспечение прикладных политических исследований. Состав и типы информационных данных в структуре прикладных проектов. Информационные технологии в прикладных политических исследованиях. -| Информация как особый ресурс научной деятельности Информация в широком смысле слова — это отражение реального мира, которое очень многообразно по своим проявлениям. Первоначально термином «информация» обозначались сведения, передаваемые устным, письменным или каким-либо другим способом. Иногда под ним подразумевался также и сам процесс передачи или получения этих сведений. Поэтому синонимом термина информация довольно часто служит термин «документация», которым обозначается комплекс процессов обработки документов, прежде всего ведомственного характера. С понятием информация тесно связано другое, производное от него — информационная деятельность, которая заключается в сборе, переработке, хранении и поиске закрепленной в сообщениях и документах информации, а также в ее предоставлении специалистам с целью повышения эффективности исследований и разработок. Эта деятельность обычно выполняется комплексными информационными системами, основанными на принципе однократной обработки каждого сообщения профильными специалистами, ввода результатов такой обра-
ботки в комплекс, состоящий из ЭВМ и печатного устройства, и многократного использования этих результатов для решения разных задач информационного обслуживания. Информация всегда играла очень важную роль в жизни людей. Но особое значение она приобретала при принятии важнейших управленческих и политических решений. Обладание информацией рассматривалось и рассматривается как важнейшая предпосылка выбора оптимального образа действий в условиях сложнейших социальных процессов, в том числе и процессов на мировой арене. Бурное развитие науки и техники, начавшееся в середине XX в., многократно усилило роль информации как особого общественного ресурса. Лавинообразное нарастание различных сведений и их автоматизированная обработка получили название «информационного взрыва» и вызвали потребность в изменении понимания сути' информации. Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматической системой, автоматической системой и другой автоматической системой, и даже обмен сигналами в животном и растительном мире. Во-вторых, было предложено количественное измерение информации, что привело к созданию теории информации. Фундаментальным положением этой "^теории является утверждение о том, что в определенных, причем весьма широких условиях можно пренебречь качественными особенностями информации и выразить ее количество математическим числом, которым определяются возможности передачи информации по каналам связи, а также ее хранения в автоматических запоминающих устройствах. Вследствие вышеизложенного постоянно предпринимаются попытки использования понятия информации, не имеющего пока единого общепризнанного определения, для объяснения и описания самых разнообразных явлений и процессов. Информационный подход завоевал широкую популярность в лингвистике, биологии, психологии, социологии и некоторых других областях. Вместе с тем в сфере политических исследований опыт его применения не может быть оценен абсолютно однозначно именно в силу специфики мира политического, о чем уже говорилось выше.
азнообразное использование понятия «информация» побудило некоторых ученых придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию информации были английский нейрофизиолог У. Эшби и французский физик
Л. Бриллюэн. Они исследовали вопросы общности понятия энтропии в теории информации и термодинамике, трактуя информацию как отрицательную энтропию. Л. Бриллюэн и его последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, рассматривая передачу информации некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению ее энтропии. В некоторых философских работах второй половины XX в. был выдвинут тезис о том, что информация является одним из основных универсальных свойств материи. Тем не менее, большинство ученых пока отказывается дать строгое определение понятия «информация» и склоняется к тому, чтобы рассматривать его как неопределяемое, подобное понятию множества в математике. Значимость информационного подхода для политических исследований заключается, прежде всего, в том, что он акцентирует связь информации, на которую опираются фундаментальные и прикладные проекты, с общенаучным понятием отражения и, следовательно, предполагает соблюдение универсальных правил сбора и обработки необходимых для ведения аналитической работы сведений (данных). Обсуждению проблем «информационного взрыва» посвящено большое число специальных исследований. В частности, установлено, что ежегодно в мире публикуются результаты примерно двух миллионов научных работ, ежеминутно появляется около двух тысяч страниц печатной информации, которая предоставляется на шестидесяти языках в более чем ста тысячах периодических изданий. В связи с этим специалист, стремящийся иметь информацию обо всех новых достижениях в своей области, вынужден тратить до трети рабочего времени на подбор, анализ и изучение информации. В противном случае существует опасность непроизводительных затрат в размере более сорока процентов от выделенных на разработки и исследования средств. Изучая проблему «информационного взрыва», многие ученые пришли к выводу, что количество публикуемой информации возрастает экспоненциально, а сама информация стала рассматриваться как один из главных видов ресурсов, определяющих статус всех типов политических акторов. Его роль высока не только на международной арене, но и при расстановке внутриполитических сил членов мирового сообщества. Обладание информацией поднимает статус конкретной ведомственной или корпоративной структуры в
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |