Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационный анализ




Подготовка итогового заключения

На третьем завершающем этапе обработки экспертных данных неизменно возникает задача комплексного анализа характеристик объекта наблюдения, которые были получены на основании при­менения разных приемов статистической обработки и особенно разных шкал. Для этого необходим переход к одному типу дан­ных-— числовому или качественному. Обычно такой анализ осу­ществляется с помощью сведения всех показателей к количествен­ным. Но при наличии адекватных представлений и исполнительс­ких навыков комплексную обработку информации можно проводить и с помощью сведения числовых показателей к качественному виду. Например, характеристике демографической ситуации в отдель­ной стране, определяемой как состояние демографического взры­ва, могут соответствовать хотя и близкие по величине, но все же разные показатели естественного прироста населения. Нюансы, важные в долгосрочной перспективе, можно в данном случае, в пределах краткосрочной перспективы, не учитывать.

Важным, хотя и не абсолютным показателем корректности экспертных заключений является ситуация, когда выводы, полу­ченные на основе «количественной» обработки данных, если и не совпадут с выводами «качественной» обработки, то, по крайней мере, не будут им противоречить. Другими словами, применение экспертных оценок при подготовке конкретного решения очень часто служит началом целой серии экспертных совещаний, посте­пенно снижающих неопределенность ситуации.

   

2 Опыт применения методики ** экспертных оценок в политических исследованиях

Интересной и перспективной формой одновременного полу­чения оценок значительного числа специалистов в практике оте­чественной и зарубежной аналитики выступает ситуационный ана­лиз. В число безусловных достоинств этого метода входят возмож-

 

ности оперативной организации обсуждения острых проблем, в котором могут принимать участие как лица, традиционно связан­ные с их изучением, так и представители других исследовательс­ких направлений. Такой подход позволяет смягчать издержки ру­тинного ведомственного восприятия новых вызовов и облегчает разработку инновационных решений в условиях значительной нео­пределенности политической обстановки. При компетентной орга­низации ситуационный анализ может превзойти по своим резуль­татам привычное производственное совещание, поскольку усло­вия формулирования экспертных заключений создают эффект «мозгового штурма» даже в случаях, когда техника проведения си­туационного анализа не ориентируется непосредственно на такой вариант методики экспертных оценок. Ситуационный анализ как методика с начала 60-х годов XX в. неоднократно применялся в работе ИМЭМО и некоторых других отечественных ведомств, а также в учебном процессе.

Методика реализуется в три этапа:

разработка сценария ситуации. В рамках этого этапа проис­ходит установление основных проблемных блоков, систем­ных связей между ними и связей, выделяющих конкретную проблемную ситуацию из всей совокупности политических отношений. Кроме того, определяется круг вопросов, кото­рый будет предложен для обсуждения экспертам, а также списочный состав участников экспертного совещания;

получение большого объема разноплановых мнений, которое может быть представлено как в вербальной, так и в тесто­вой форме. При этом экспертам задается по одному специ­альному вопросу, на который должен быть дан один ответ и его аргументация. Ответ рассматривается как личная по­зиция специалиста, которая выражается абсолютно свободно. Эксперт является единственным докладчиком, но может участвовать как критик в обсуждении других вопросов. Вре­мя выступления жестко ограничивается;

подготовка итогового документа.

Особая роль на всех этапах принадлежит руководителю ситуа­ционного анализа и так называемой сценарной группе, состоящей из 3—5 участников совещания, которые не только разрабатывают программу обсуждения, но и помогают экспертам вести диалог, задают уточняющие вопросы, а затем берут на себя обязанности по редактированию текстовой документации проекта.

 

Аналитические возможности этой методики демонстрируют недавние публикации материалов двух ситуационных анализов, проведенных под руководством академика Е. М. Примакова с уча­стием группы магистрантов МГИМО(У) МИД России1. Первый из них был посвящен ядерной программе КНДР в связи с обо­стрением конфликта на Корейском полуострове, а второй — ирак­скому кризису и перспективам его урегулирования. Сценарии, на основе которых проходили экспертные обсуждения, состояли из следующих блоков:

■ краткая вводная часть, констатирующая основные характе­ристики рассматриваемой экспертами ситуации;

■ ключевые проблемы, определяющие основные тенденции развития рассматриваемой экспертами ситуации;

■ варианты развития событий (возможные сценарии).

Далее мы приводим краткую содержательную характеристику разделов проведенных ситуационных анализов.

ПРИМЕР 1

Сценарий ситуационного анализа «Ядерная программа КНДР: перспективы развития»

Руководитель — академик Е. М. Примаков (ноябрь 2003 г., МГИМО(У) МИД РФ).

1. Введение. Конфликт на Корейском полуострове имеет длитель­ную историю. Но его нынешняя стадия, отмеченная обострением противостояния, особенная: Северной Корее непосредственно про­тивостоят США. КНДР и США являются главными участниками кризиса. В ходе ситуационного анализа рассматриваются причи­ны, толкнувшие КНДР к демонстративному возобновлению сво­ей ядерной программы, позиция США, а также интересы и воз­можности влияния «второго ряда» участников — Китая, Респуб­лики Корея, Японии и России.

2. Проблемные блоки

2.1. Зачем Северной Корее ядерная программа.

2.1.1. Стимулы военного характера.

2.1.2. Причины невоенного характера.

2.2. Возможен ли отказ КНДР от ядерной Программы?

 

2.3. Американская стратегия.

2.3.1. Изменение позиции США на нынешнем этапе.

2.3.2. Интересы администрации Буша.

2.4. Интересы и рычаги влияния стран «второго ряда». Китай. Япо­
ния. Республика Корея. Россия.

3. Варианты развития событий. Сценарий 1. Сценарий 2. Сценарий 3.

ПРИМЕР 2

Сценарий ситуационного анализа «Иракский кризис и перспективы урегулирования»

Руководитель — академик Е. М. Примаков (март 2004 г., МГИМО(У) МИД РФ).

1. Введение. Нынешнее развитие событий в Ираке является резуль­татом взаимодействия целого комплекса факторов. Каждый из них либо следствие американской военной операции по свержению Саддама Хусейна, либо несет на себе серьезные признаки воздей­ствия этой операции. Особого внимания требует анализ взаимо­связи происходящего в Ираке и избирательной кампании в США, которая вступает в наиболее интенсивную фазу. Эти процессы оказывают влияние друг на друга.

2. Проблемные блоки

 

2.1. Сопротивление оккупации: составные части.

2.2. Курды — резерв оккупационных сил?

2.3. Иракское поле боя и международный терроризм.

2.4. Варианты развития событий.

2.5. Переход к коллективным действиям.

2.6. Позиция США: пределы ее изменения.

2.7. Роль России в стабилизации Ирака.

Приведенные примеры построения сценариев для ситуационно­го анализа актуапьной политической ситуации не только инфор­мативны с точки зрения своих прикладных возможностей, но и демонстрируют высокую степень адаптивности методической про­цедуры к конкретным потребностям практики. Так, логическая структура сценария вполне может рассматриваться как стандарти­зированная последовательность процесса измерения и оценки на­блюдаемого явления, которая воспроизводима на основе самого разнообразного эмпирического материала. Характерно, что резуль­таты применения методики ситуационного анализа обычно верифи­цируются либо на основе сравнения с заключениями, полученными с помощью других исследовательских техник, либо самым непос­редственным образом в пределах краткосрочной перспективы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.