![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые понятия. Вывод— интеллектуальное заключение, в ходе которого на основе каких-либо исходных положений формулируются суждения
Вывод — интеллектуальное заключение, в ходе которого на основе каких-либо исходных положений формулируются суждения, логически вытекающие из них. Правильные выводы могут быть сформулированы при условии истинности тех сведений (информации), на которые они опираются. Документ — важное сообщение, содержащее информацию в фиксированном виде (обычно письменном) и предназначенное для ее передачи, хранения, практического применения; подготовке и анализу документов отводится особая роль при принятии решений. Коллективный проект — тип организации и проведения исследовательской работы несколькими специалистами, согласовывающими друг с другом не только основные, но частично и второстепенные процедуры научного поиска; приобретает заметную роль в современной аналитической практике и, прежде всего, при проведении междисциплинарных исследований. Перспектива — определенный этап будущего исторического времени: играет важную роль при разработке системы оценок развития политической ситуации. Проблема — сложный практический или теоретический вопрос, требующий разрешения, противоречие, возникающее в процессе познания какою-либо явления. Термины «проблема», «проблемный», «проблематика» подразумевают необходимость разностороннего подхода к рассмотрению неопределенности в оценке политической ситуации или процесса.
Прогноз — оценка будущих тенденций развития ситуации с помощью изучения и анализа доступной информации; в политических исследо ваниях принято выделять краткосрочные (оперативные), среднесроч ные и долгосрочные прогнозы. Политический риск — элемент принятия политического решения, свя занный, с одной стороны, с возможностью возникновения неустра нимых факторов (форс-мажорных обстоятельств в общественной или природной среде), а с другой — с субъективным восприятием принимаемых решений; в политическом лексиконе можно встретить такие производные термины, как профиль риска, анализ рисковых ситуаций, уровень риска, регулирование риска, рисковые решения, портфель риска и т. д. Рекомендация — авторитетная характеристика образа действий, предлагаемая конкретному актору с учетом особенностей реальной ситуации и перспектив ее дальнейшего развития. Стиль — характеристика текстовых материалов, отражающая особенности средств смысловой выразительности, использование конкретных словосочетаний, приемов, обусловленных единством содержания. Вопросы и задания для обсуждения 1. Какие методические особенности подготовки итоговых документов прикладных проектов по политической проблематике представляются вам наиболее важными? Правомерна ли, на ваш взгляд, такая постановка вопроса? 2. В чем отличие итоговых документов прикладных аналитических проектов от других научных материалов? 3. Какие трудности могут ожидать участников коллективного проекта, особенно на его заключительных стадиях? Как вы представляете себе пути их минимизации? 4. Какими основными правилами надо руководствоваться при подготовке рекомендательной части заключительных разделов прикладных проектов? 5. Изложите содержание какого-либо художественного произведения, в котором описываются события политической истории в небольшом по объему тексте, используя обобщающие политологические понятия и термины. Литература Основная Семенов Б. М. Особенности информационно-аналитической работы государственных структур в области внешней политики. М., 2003.
Дополнительная Беляев А., Бирюков Н., Гусев Л., Сергеев В. Государственная дума в 1994-1997 гг. Становление системы парламентских партий // Исследования ЦМИ МГИМО(У). М., 1999. Воробьев Е. Н., Рогачев И. Н. Аналитико-прогностическая работа. М., 1999. Леонов Н. С. Информационно-аналитическая работа в загранучрежде- ниях. М, 1996. Трофимов Д. Центральная Азия: проблемы этноконфессионального развития // МГИМО ЦМИ. М., 1994. Вып. 3. Schmidt D. Writing in Political Science. Longman, 2000.
Заключение Проведение научного исследования по политической проблематике — сложное и ответственное дело. Поэтому будущим аналитикам нужно еще во время учебы приобрести необходимые практические навыки, творчески подходить к решению проблем. К сожалению, в рамках отечественного экспертного сообщества пока не сложилось ни единого понимания содержания этой сферы научного знания, ни представлений о пути ее дальнейшего развития. Более того, реальная политическая аналитика ничего общего не имеет с массовыми образцами политического консультирования, которые претендуют на этот жанр. Скорее, это один из вариантов политической рекламы и, как следствие, популярность такого рода деятельности, ее влияние будут сужаться. Единственный выход из создавшегося положения, единственный путь преодоления значительного отставания многих отечественных исследований от уровня лучших зарубежных образцов — расширение профессионального поля, на котором политическая аналитика будет естественным языком как для обсуждения, так и принятия решений. Сегодня в России мы можем говорить о «высокой» аналитике — вершине профессионального мастерства, но проблема подготовки аналитиков в полной мере еще не решена. В принципе, аналитиком может быть каждый человек, который участвует в принятии решений, вне зависимости от его статуса. Но чем выше будет реатьный потенциал, профессиональная культура этих людей, тем органичней станет система управления. Она позволит достичь равнодействия, будет учитывать социальные интересы различных слоев нашего общества, а также тенденции мирового развития. Представляется, что университеты могли бы стать центрами подготовки специалистов, причем специалистов, изначально воспитанных как аналитики, а не как лоббисты или «серые кардиналы». Необходимо утвердить самодостаточность этой профессии, не только приветствовать интерес к изучению и апробации политической аналитики в университетских аудиториях, но и обеспечить условия для подготовки кадров. В этой связи перед системой высшего
гуманитарного образования стоит задача создать некие рамки, которые позволяли бы воспроизводить достаточно стандартные, достаточно проверяемые (верифицируемые) и достаточно эффективные знания в области политической аналитики. В свете задач, стоящих перед молодыми отечественными специалистами, необходимо напомнить и об этических моментах профессии аналитика. Он не должен и не может претендовать ни на роль «ручного советника», ни на роль «серого кардинала» в структурах власти. Следует помнить, что функция политического аналитика объективно заключается не в непосредственном участии в процессах управления, а в их объективной оценке. Представленные им анализ и рекомендации могут быть в высшей степени адекватны, но их не обязательно выберут за основу принятия реальных решений. Политика — это деятельность по согласованию интересов широкого круга акторов, весь спектр которых очевиден только тому лицу или той структуре, которые выносят решения. Необходимо учитывать, что, помимо рационально сформулированных, есть еще и другие категории интересов, которые действующий политик должен как-то согласовать, уравновесить или, по крайней мере, удержать под контролем. Поэтому специалист-аналитик должен рассматривать себя не только как партнер государственной власти, но еще и как партнер гражданского общества.
Примерная программа учебного курса «Методы и методики политических исследований» (36 ч: 9 лекций + 9 практических занятий-семинаров) Пояснительная записка
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |