Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия. Вывод— интеллектуальное заключение, в ходе которого на основе ка­ких-либо исходных положений формулируются суждения




Вывод — интеллектуальное заключение, в ходе которого на основе ка­ких-либо исходных положений формулируются суждения, логически вытекающие из них. Правильные выводы могут быть сформулированы при условии истинности тех сведений (информации), на которые они опираются.

Документ — важное сообщение, содержащее информацию в фиксиро­ванном виде (обычно письменном) и предназначенное для ее пере­дачи, хранения, практического применения; подготовке и анализу документов отводится особая роль при принятии решений.

Коллективный проект — тип организации и проведения исследовательс­кой работы несколькими специалистами, согласовывающими друг с другом не только основные, но частично и второстепенные процеду­ры научного поиска; приобретает заметную роль в современной ана­литической практике и, прежде всего, при проведении междисцип­линарных исследований.

Перспектива — определенный этап будущего исторического времени: иг­рает важную роль при разработке системы оценок развития полити­ческой ситуации.

Проблема — сложный практический или теоретический вопрос, требую­щий разрешения, противоречие, возникающее в процессе познания какою-либо явления. Термины «проблема», «проблемный», «пробле­матика» подразумевают необходимость разностороннего подхода к рас­смотрению неопределенности в оценке политической ситуации или процесса.

 

Прогноз — оценка будущих тенденций развития ситуации с помощью изучения и анализа доступной информации; в политических исследо ваниях принято выделять краткосрочные (оперативные), среднесроч ные и долгосрочные прогнозы.

Политический риск — элемент принятия политического решения, свя занный, с одной стороны, с возможностью возникновения неустра нимых факторов (форс-мажорных обстоятельств в общественной или природной среде), а с другой — с субъективным восприятием прини­маемых решений; в политическом лексиконе можно встретить такие производные термины, как профиль риска, анализ рисковых ситуа­ций, уровень риска, регулирование риска, рисковые решения, порт­фель риска и т. д.

Рекомендация — авторитетная характеристика образа действий, предлага­емая конкретному актору с учетом особенностей реальной ситуации и перспектив ее дальнейшего развития.

Стиль — характеристика текстовых материалов, отражающая особенности средств смысловой выразительности, использование конкретных сло­восочетаний, приемов, обусловленных единством содержания.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какие методические особенности подготовки итоговых документов прикладных проектов по политической проблематике представляются вам наиболее важными? Правомерна ли, на ваш взгляд, такая постановка вопроса?

2. В чем отличие итоговых документов прикладных аналитических про­ектов от других научных материалов?

3. Какие трудности могут ожидать участников коллективного проекта, особенно на его заключительных стадиях? Как вы представляете себе пути их минимизации?

4. Какими основными правилами надо руководствоваться при подго­товке рекомендательной части заключительных разделов прикладных про­ектов?

5. Изложите содержание какого-либо художественного произведения, в котором описываются события политической истории в небольшом по объему тексте, используя обобщающие политологические понятия и тер­мины.

Литература

Основная

Семенов Б. М. Особенности информационно-аналитической работы государственных структур в области внешней политики. М., 2003.

 

Дополнительная

Беляев А., Бирюков Н., Гусев Л., Сергеев В. Государственная дума в 1994-1997 гг. Становление системы парламентских партий // Исследования ЦМИ МГИМО(У). М., 1999.

Воробьев Е. Н., Рогачев И. Н. Аналитико-прогностическая работа. М.,

1999.

Леонов Н. С. Информационно-аналитическая работа в загранучрежде-

ниях. М, 1996.

Трофимов Д. Центральная Азия: проблемы этноконфессионального развития // МГИМО ЦМИ. М., 1994. Вып. 3.

Schmidt D. Writing in Political Science. Longman, 2000.

 

Заключение

Проведение научного исследования по политической пробле­матике — сложное и ответственное дело. Поэтому будущим анали­тикам нужно еще во время учебы приобрести необходимые прак­тические навыки, творчески подходить к решению проблем.

К сожалению, в рамках отечественного экспертного сообще­ства пока не сложилось ни единого понимания содержания этой сферы научного знания, ни представлений о пути ее дальнейшего развития. Более того, реальная политическая аналитика ничего общего не имеет с массовыми образцами политического консуль­тирования, которые претендуют на этот жанр. Скорее, это один из вариантов политической рекламы и, как следствие, популярность такого рода деятельности, ее влияние будут сужаться.

Единственный выход из создавшегося положения, единствен­ный путь преодоления значительного отставания многих отечествен­ных исследований от уровня лучших зарубежных образцов — рас­ширение профессионального поля, на котором политическая ана­литика будет естественным языком как для обсуждения, так и принятия решений.

Сегодня в России мы можем говорить о «высокой» аналити­ке — вершине профессионального мастерства, но проблема под­готовки аналитиков в полной мере еще не решена. В принципе, аналитиком может быть каждый человек, который участвует в при­нятии решений, вне зависимости от его статуса. Но чем выше бу­дет реатьный потенциал, профессиональная культура этих людей, тем органичней станет система управления. Она позволит достичь равнодействия, будет учитывать социальные интересы различных слоев нашего общества, а также тенденции мирового развития.

Представляется, что университеты могли бы стать центрами под­готовки специалистов, причем специалистов, изначально воспи­танных как аналитики, а не как лоббисты или «серые кардиналы». Необходимо утвердить самодостаточность этой профессии, не толь­ко приветствовать интерес к изучению и апробации политической аналитики в университетских аудиториях, но и обеспечить усло­вия для подготовки кадров. В этой связи перед системой высшего

 

гуманитарного образования стоит задача создать некие рамки, ко­торые позволяли бы воспроизводить достаточно стандартные, до­статочно проверяемые (верифицируемые) и достаточно эффек­тивные знания в области политической аналитики.

В свете задач, стоящих перед молодыми отечественными спе­циалистами, необходимо напомнить и об этических моментах про­фессии аналитика. Он не должен и не может претендовать ни на роль «ручного советника», ни на роль «серого кардинала» в струк­турах власти. Следует помнить, что функция политического анали­тика объективно заключается не в непосредственном участии в процессах управления, а в их объективной оценке. Представлен­ные им анализ и рекомендации могут быть в высшей степени адек­ватны, но их не обязательно выберут за основу принятия реальных решений. Политика — это деятельность по согласованию интере­сов широкого круга акторов, весь спектр которых очевиден только тому лицу или той структуре, которые выносят решения. Необхо­димо учитывать, что, помимо рационально сформулированных, есть еще и другие категории интересов, которые действующий по­литик должен как-то согласовать, уравновесить или, по крайней мере, удержать под контролем. Поэтому специалист-аналитик дол­жен рассматривать себя не только как партнер государственной власти, но еще и как партнер гражданского общества.

 

Приложение I

Примерная программа учебного курса «Методы и методики политических исследований»

(36 ч: 9 лекций + 9 практических занятий-семинаров) Пояснительная записка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.