Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и самоанализ современного логопедического занятия




Структура логопедического занятия по коррекции ОНР III уровня

Тема: «..(по плану)..»

Цели: (то же).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

ü развитие общей моторики;

ü развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие дыхания, голоса.

7. Объявление темы:

ü активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «(по плану)..»;

ü задания на обобщение и классификацию по теме: «(по плану)..».

8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка работы детей на занятиях.

 

Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.

 

 

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания, в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации.

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать, но и все время поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

 

Схема анализа логопедического занятия

 

Ф.И.О. логопеда _______________________________________________________________

Город (район) ___________________ ДОУ ___________________ дата _________________

Этап работы___________________________________________________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема_________________________________________________________________________

Возраст, количество детей_______________________________________________________

Анализирующий_______________________________________________________________

Цель посещения_______________________________________________________________

1. Анализ целей занятия

Ø соответствие целей занятия особенностям учебного материала;

Ø место данного занятия в системе занятий по теме;

Ø место данной темы в общей системе логопедической работы;

Ø уровень подготовленности группы (ребенка);

Ø постановка и доведение целей занятия до детей, (ребенка).

2. Степень достижения целей занятия

Ø образовательной;

Ø коррекционно-развивающей;

Ø воспитательной.

3. Анализ структуры и организации занятия

Ø соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры;

Ø логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;

Ø четкость перехода от одного этапа к другому;

Ø продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия;

Ø рациональность выбора форм обучения;

Ø наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;

Ø соответствие фактического хода занятия запланированному;

Ø отступления от конспекта, их причины;

Ø оборудование занятия;

Ø рациональная организация работы логопеда, реализация дидактических принципов обучения – от простого к сложному.

4. Анализ содержания занятия

Ø соответствие содержания занятия требованиям государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей;

Ø полнота, достоверность доступность изложения;

Ø степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;

Ø связь занятия с жизнью;

Ø подведение детей к восприятию новых знаний;

Ø формирование новых понятий;

Ø актуализация опорных знаний;

Ø организация самостоятельной работы детей;

Ø характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);

Ø инструкции и помощь логопеда;

Ø степень усвоения нового материала (эффективность);

Ø согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;

Ø повторение (организация, формы приемы, объем);

Ø подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).

5. Оценка коррекционной направленности занятия

Ø развитие понимания речи;

Ø воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;

Ø формирование практических навыков словообразования и слово изменения;

Ø формирование правильного произношения звуков;

Ø развитие фонематического слуха и восприятия;

Ø закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

Ø контроль за внятностью и выразительностью речи;

Ø подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

Ø обучение самостоятельному высказыванию;

Ø усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;

Ø включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

Ø упражнения на развитие высших психических функций;

Ø упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

6. Анализ методики проведения занятия

Ø определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения;

Ø соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);

Ø разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;

Ø эмоциональность подачи материала;

Ø доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;

Ø эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО;

Ø оценка методической вооруженности и педагогической техники логопеда.

7. Анализ работы и поведения детей на занятии

Ø общая оценка работы группы (ребенка);

Ø внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;

Ø интерес к занятию;

Ø активность детей (ребенка);

Ø формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;

Ø выполнение единых требований;

Ø индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

Ø качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками;

Ø глубина, осознанность и прочность знаний;

Ø умение детей применять знания в различных ситуациях;

Ø степень овладения практическими навыками;

Ø характер проверки знаний детей логопедом;

Ø работа над ошибочными ответами.

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

Ø температурный режим;

Ø физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

Ø освещение;

Ø предупреждение утомления и переутомления;

Ø смена видов деятельности;

Ø своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

Ø соблюдение правильной рабочей позы;

Ø соответствие мебели росту ребенка;

Ø создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;

Ø посильность нагрузки речевого и дидактического материала;

Ø целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим

10. Результаты занятия

Ø оптимальность обучающих действий логопеда;

Ø достижение целей, задач занятия;

Ø качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;

Ø тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом.

11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов

12. Недостатки занятия

Ø диагностика причин;

Ø предложения по их устранению.

13. Личность логопеда

Ø собранность и внимательность логопеда на занятии;

Ø самообладание и самоорганизация;

Ø стиль и тон в работе;

Ø речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

Ø соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

Ø доброжелательное отношение к детям;

Ø соблюдение норм педагогической этики;

Ø мастерство педагогического общения;

Ø знание материала занятия.

14. Общие выводы и предложения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.