КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Особенности судебной защиты
Комментарий к статье 14. Самозащита гражданских прав
Согласно ст. 11 ГК защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом. Судебная форма защиты соответствует принципу равенства участников гражданских отношений и поэтому является основной формой защиты прав предпринимателей. Судебная форма защиты, наряду с административной защитой, относится к юрисдикционным формам защиты. Важное место при защите прав и охраняемых законом интересов предпринимателей в судебном порядке занимает полная и последовательная реализация конституционного принципа независимости судей, принципов равноправия сторон, состязательности и диспозитивности. Судебную защиту прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляют суды различных видов: арбитражные, суды общей юрисдикции. Указанные суды, а также Конституционный Суд составляют судебную систему РФ. Вместе с тем третейские суды в судебную систему РФ не включены. Важная роль в защите прав предпринимателей принадлежит Конституционному Суду РФ. Не рассматривая непосредственно экономические споры и споры, возникающие в области управления экономикой, Конституционный Суд РФ оказывает значительное влияние на создание нормативно-правовой основы предпринимательства посредством признания не соответствующими Конституции РФ федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, ущемляющих права субъектов предпринимательской деятельности. Экономические споры между субъектами предпринимательской деятельности и споры, возникающие в области управления экономикой, рассматриваются в основном арбитражными судами. Согласно ст. 2 АПК основными задачами арбитражных судов являются: • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Подведомственность арбитражного суда определяется по категориям рассматриваемых дел (арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности), а также по субъектам - арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных законом, с участием Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Понятие «экономический спор» действующее законодательство не раскрывает, в связи с чем возникают вопросы при отнесении тех или иных дел к подведомственности арбитражного суда (например, Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ /под ред. Г. А. Жилина. М., 2004. С. 27-39). Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду Комментарий к статье 27 1. Положения комментируемой статьи содержат общие критерии подведомственности дел арбитражному суду. Специальные критерии подведомственности, в том числе в виде исключения из общих и дополнения к последним, оговорены в ст. ст. 28 - 33 АПК РФ. При этом АПК 2002 г. не дает понятие экономического или предпринимательского спора, равно как и экономической деятельности, так, как это дается во многих федеральных законах последних лет (например, в НК РФ), где в первых статьях прямо приводится перечень понятий, используемых в целях того или иного федерального закона. Отсутствие таких понятий затрудняет определение подведомственности, поскольку любая деятельность субъектов гражданского оборота имеет экономическую основу. В то же время отсутствие специальных (для целей АПК РФ) понятий экономического и предпринимательского спора, экономической и предпринимательской деятельности не препятствует установлению этих понятий с использованием других федеральных законов, а также путем системного толкования положений АПК РФ. Отделение Пенсионного фонда РФ обратилось в арбитражный суд с иском к городскому онкологическому диспансеру о взыскании убытков, возникших в связи с выплатой льготной пенсии гражданке Р. ООО обратилось в арбитражный суд с иском к крестьянскому фермерскому хозяйству "К" об истребовании из незаконного владения последнего недвижимого имущества - одной третьей части здания магазина "Продмаг N 2". Исковые требования мотивированы тем, что истребуемое недвижимое имущество принадлежит ООО на праве собственности и незаконно арестовано и продано на торгах предпринимателю К. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по другому делу торги по продаже предпринимателю К. указанного имущества признаны недействительными. ОАО "Дальэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления прокурора города "Об устранении нарушений пункта 4 статьи 21 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности". Садовое некоммерческое товарищество "Березка 354" обратилось в арбитражный суд с иском к садовому некоммерческому товариществу "Березка" об устранении препятствий в пользовании подъездными дорогами N 1 - 4, 6 - 8, расположенными на территории ответчика, обязать ответчика освободить указанные дороги от посторонних предметов и обеспечить возможность проезда к землям истца. Государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Б. ущерба, образовавшегося вследствие ошибочного перечисления ей дотации для выплаты пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Федеральная нотариальная палата обратилась в арбитражный суд с иском к Московской городской нотариальной палате о взыскании задолженности по членским взносам и процентов за пользование чужими денежными средствами. Поскольку коллегия адвокатов, согласно законодательству РФ, является налоговым агентом адвокатов - ее членов - по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента, дело об оспаривании ею решения налогового органа о взыскании единого социального налога за счет денежных средств налогового агента, находящихся на счетах в банках, не связано со спором в сфере адвокатской деятельности, имеет экономический характер и относится к сфере налоговых правоотношений, в силу чего подведомственно арбитражному суду <1>. Но прежде всего это споры, возникающие из гражданских правоотношений, иски о признании недействительными ненормативных актов и некоторые другие. Нуждается в конкретизации и подсудность дел арбитражным судам, определение их компетенции при разрешении споров в качестве суда первой инстанции, разграничение полномочий между различными звеньями единой системы арбитражных судов. В зависимости от рода дел, подлежащих рассмотрению, и их отношения к определенной территории, на которой действует тот или иной суд, подсудность делится на родовую и территориальную. Родовая подсудность Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. Территориальная подсудность Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности: Общая территориальная подсудность - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Альтернативная подсудность - правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ. Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
К примеру, действующим АПК изменена подсудность дел, связанных с деятельностью филиалов юридических лиц ( дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Учитывая положения части 1 статьи 207 АПК РФ и части 3 статьи ЗОЛ КоАП РФ, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании статьи 35 АПК РФ рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа.). В целях создания оптимальных условий для разрешения отдельных категорий дел АПК установил исключительную подсудность. Правило об исключительной подсудности распространяется на ограниченный круг экономических споров, рассмотрение которых возможно лишь в определенных арбитражных судах. Так, иски о правах на недвижимое имущество подаются по месту нахождения этого имущества, иски к перевозчику подаются по месту нахождения перевозчика, заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого принято решение третейского суда. В установленных законом случаях споры с участием предпринимателей могут рассматриваются судами общей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 22 ГПК судами рассматриваются: • дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства; • дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК; • дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК (об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и т.п.). В частности к требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства, ст. 122 ГПК относит случаи, когда: • требование основано на нотариально удостоверенной сделке; • требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме; • требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; • заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; • заявлено органом внутренних дел, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и xpaнением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения. Делами, относящимися к компетенции судов обшей юрисдикции, в соответствии со ст. 262 ГПК являются дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. В соответствии со ст. 245 ГПК суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: • по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; • по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной масти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; • по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ; • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда. Предприниматели могут участвовать при рассмотрении дела в суде лично или через своих представителей. Право выбора в этом вопросе принадлежит самому предпринимателю. При этом допускается одновременное присутствие самого предпринимателя и его представителя. Представление интересов предпринимателей в арбитражном суде может осуществлять любое дееспособное лицо с надлежаще оформленными полномочиями (ст. 59 АПК). При этом полномочия на ведение дел оформляются в форме доверенности в соответствии с правилами, установленными ст. 182, 185-189 ГК, с учетом положений ст. 62 АПК. ГПК содержит также общие положения, в соответствии с которыми представителем при рассмотрении дела в суде могут быть дееспособные лица с надлежащим образом оформленными полномочиями на ведение дела с учетом положений ст. 53, 54 ГПК. Технологию подготовки дела к судебному разбирательству в общем виде можно представить в виде следующих основных последовательно совершаемых действий: 1) квалификация возникшего спора (определение его вида на основе содержания правоотношений, в рамках которых возник спор); 2) оценка целесообразности обращения в суд (определяется соответствие размера причиненного ущерба и размера издержек по разрешению спора, а также иные обстоятельства, которые подтверждают правильность выбранной формы защиты); 3) выбор способа защиты, который будет применен (в соответствии с основными правилами выбора способов защиты); 4) выбор компетентного суда (определяется в соответствии с общими правилами подведомственности и подсудности); 5) определение предмета иска или заявления (в соответствии с выбранным способом защиты определяются те требования, которые должны быть заявлены); 6) уяснение предмета доказывания по спору (необходимо определить, какие факты подлежат доказыванию при решении возникшего спора и обосновании заявленных требований); 7) формирование доказательственной базы (доказательства формируются с учетом правил определения допустимости, относимости, достаточности и достоверности); 8) формулирование оснований иска или заявления (должны быть определены и четко сформулированы факты и указаны правовые нормы, которые подтверждают правомерность и обоснованность заявленных требований); 9) оценка перспективности судебного процесса (оцениваются фактические и юридические основания иска, правильность выбора способа зашиты, соблюдение процессуального порядка зашиты); 10) оформление и направление заявления (иска) в суд (на данном этапе должны быть учтены и соблюдены процессуальные нормы). К судебным расходам в числе прочего относится государственная пошлина. Размер и порядок оплаты пошлины определяется в гл. 25.3 НК. Размер государственной пошлины и особенности ее оплаты по делам, рассматриваемым арбитражным судом, установлены ст. 333.21,333.22 НК. Размер государственной пошлины и порядок ее оплаты по делам, рассматриваемым судами обшей юрисдикции и мировыми судьями, установлен ст. 333.19, 333.20 НК. Льготы в виде освобождения от оплаты государственной пошлины определяются в соответствии со СТ. 333.35-333.37 НК. Случаи и порядок возврата или зачета государственной пошлины определены СТ. 333.40 НК. Необходимо также иметь в виду, что основания и порядок отсрочки оплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде определяются также в НК (СТ. 333.41). Общая трудоемкость, значительность временных и денежных затрат на рассмотрение дела в суде позволяет говорить о сложности судебной формы зашиты и необходимости изучения иных возможных форм зашиты прав предпринимателей. В условиях, когда время, затраченное на восстановление нарушенного права, имеет решающее значение, в области предпринимательских отношений актуальным является вопрос об альтернативных формах защиты. Вопрос З. Особенности защиты в третейских судах. Примиренческие процедуры и иные формы внесудебного разрешения споров (конфликтов) Обращение в суд не только влечет расходы, но часто приводит к существенным потерям времени. Да и само по себе судебное разбирательство вовсе не является целью предпринимателя. Наконец, обычный порядок рассмотрения спора в органах судебной системы приводит к разрыву сложившихся деловых хозяйственных связей между спорящими, в большинстве случаев не может быть сохранена и конфиденциальность информации. Именно поэтому возникли и в последние годы успешно развиваются иные формы защиты интересов и разрешения конфликтов. В соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 11 ГК, п. 6 ст. 4 АПК, п. 3 СТ. 3 ГПК) защита нарушенных или оспариваемых прав субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться третейскими судами. Третейские суды являются особыми правовыми институтами. Сущность третейского разбирательства споров заключается в том, что спор решается третьими лицами с обоюдного согласия спорящих сторон. Цель третейского разрешения дел - максимально справедливое урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств на основе обычаев делового оборота. Третейские суды в соответствии со ст. 1 Закона о третейских судах рассматривают экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений. Спор, возникший из административных и иных правоотношений, не может быть передан на рассмотрение третейского суда, т.е. подведомственность споров третейским судам ограничена, значительно уже подведомственности арбитражных судов. Третейские суды согласно ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (РГ. 1997. 6 янв.) не входят в систему судебных органов РФ. Третейские суды являются частноправовыми образованиями и правосудие как особый вид государственной деятельности не осуществляют. В связи с этим в отличие от системы государственного правосудия разбирательство в третейских судах может основываться на других принципах, например конфиденциальности разбирательства. Требования нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления правосудия государственными судами, не являются обязательными для третейских судов в полном объеме. Основными источниками регулирования процесса рассмотрения споров третейским судом являются: Закон РФ от 7 июля 1993 Г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (РГ. 1993. 14 авг.), Закон о третейских судах, АПК, ГПК. Кроме того, ст. 10 и 11 ГК фактически уравнивают третейский суд с государственным судом в обеспечении защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Нормы, регулирующие разбирательство в третейском суде, а также порядок исполнения принятых третейским судом решений, установлены также в ряде отраслевых нормативных правовых актов. В литературе выделяются следующие виды третейских судов: • третейские суды «по совести» (разрешают спор, исходя из общих начал справедливости и совести, основываясь на общепринятых моральных принципах); • третейские суды по закону (разрешают спор на основании норм действующего законодательства). При этом отмечается, что отечественное законодательство предусматривает лишь возможность образования третейских судов по закону. В России в настоящее время допускается образование следующих видов третейских судов: • постоянно действующий третейский суд; • третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (ad hoс). Основные отличия постоянно действующих третейских судов и судов ad hoс состоят в следующем. В установленных законом рамках договаривающиеся стороны вправе самостоятельно установить правила разрешения спора судом ad hoс. Постоянно действующие третейские суды принимают решения на основании регламентов, положений и иных актов, утверждаемых организациями - учредителями третейского суда. Суды для разрешения конкретного спора не имеют правил третейского разбирательства. Вместо этого спорящие стороны самостоятельно устанавливают процедуру разбирательства либо присоединяются к регламентам постоянно действующих третейских судов. Кроме того, отсутствуют правила формирования состава третейского суда для разрешения конкретного спора. Суд ad hoс в отличие от постоянно действующего третейского суда не имеет фиксированных ставок размеров гонораров третейских судей. Вознаграждение третейским судьям определяется в этом случае соглашением сторон. Независимость третейских судов от государственных органов проявляется в том, что согласно п. 2 ст. 3 Закона о третейских судах постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Принципы третейского судопроизводства представляют собой основные начала законодательства о третейских судах. В свою очередь, сами принципы третейского процесса образуют систему, которая обеспечивает функционирование института третейского разбирательства. Статья 18 Закона о третейских судах определила следующие принципы третейского разбирательства: принцип законности, принцип конфиденциальности, принцип независимости и беспристрастности третейских судей, принцип диспозитивности, принцип состязательности и принцип равноправия сторон. В законе не предусмотрены признаки для разграничения «внутреннего» третейского суда и международного коммерческого арбитража. Однако такое разграничение предлагается сделать по «остаточному принципу»: все, что не является международным коммерческим арбитражем по Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже», относится к «внутреннему» третейскому суду. Судьи третейских судов должны быть независимы и от учредителей того постоянно действующего третейского суда, при котором они действуют. Для того чтобы участвовать в рассмотрении спора, судья должен дать предварительное согласие. При этом третейский судья может отказаться от участия в разрешении спора без объяснений основания такого отказа. Согласно императивным нормам действующего законодательства число третейских судей, рассматривающих дело, должно быть нечетным. Законом предусмотрена также возможность рассмотрения спора третейским судьей единолично. При этом он обязательно должен иметь высшее юридическое образование, тогда как при коллегиальном рассмотрении спора такое требование должно быть выполнено для председателя состава третейского суда. Если один из третейских судей по каким-либо причинам выбывает из состава суда, рассматривающего дело, то дело должно возобновляться слушанием в ином составе с начала. Законом о третейских судах предусмотрены три способа формирования состава третейских судов: 1) по правилам, установленным самими сторонами; 2) по правилам конкретного постоянно действующего третейского суда; 3) по правилам п. 4 ст. 10 Закона о третейских судах - если стороны не установили правила формирования состава третейского суда и правила постоянно действующего третейского суда не содержат предписаний. Законом установлены следующие возможные основные формы определения состава третейского суда: избрание и назначение. Избрание третейских судей подразумевает процедуру, при которой третейский судья приобретает свой статус в результате прямого волеизъявления участника спора. Назначение третейского судьи происходит путем поручения определенных категорий должностных лиц (например, председателя постоянно действующего третейского суда) третейскому судье рассмотреть конкретное дело, переданное на рассмотрение данного постоянно действующего третейского суда. Способом формирования суда ad hoс является избрание третейских судей сторонами. Для передачи спора на рассмотрение третейским судом необходимо наличие третейского соглашения. Под третейским соглашением понимается соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда. Третейское соглашение составляется в письменной форме. При этом допускается заключение третейского соглашения как в виде отдельного документа, так и в виде третейской оговорки (ссылка в договоре на возможность передачи дела на рассмотрение третейского суда). Требования к содержанию искового заявления содержатся в ст. 23 Закона о третейских судах, а также могут содержаться в правилах третейского разбирательства, согласованных сторонами и установленных постоянно действующим третейским судом. Решение третейского суда выносится большинством голосов судей, рассматривающих дело, составляется в письменной форме и подписывается всеми судьями, в том числе и судьей, имеющим особое мнение. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда. Порядок оспаривания решения третейского суда в компетентный суд определяется нормами АПК или ГПК. Решение третейского суда должно исполняться добровольно в порядке и сроки, установленные в самом решении. В случае неисполнения ответчиком решения третейского суда в установленный срок оно исполняется в принудительном порядке. Исполнительный лист для принудительного исполнения решения третейского суда выдается арбитражным судом, на территории деятельности которого состоялось третейское разбирательство. Защита прав предпринимателей возможна также следующими основными внесудебными формами защиты: • самозащита прав; • примирительные процедуры; • административная защита прав; • иные альтернативные формы защиты прав. Самозащита гражданских прав представляет собой дозволенное законом поведение управомоченного лица, направленное на охрану своих личных или имущественных прав и интересов (ст. 14 ГК). В литературе в содержание самозащиты включается совершение управомоченным лицом действий фактического порядка самостоятельно, без обращения к каким-либо органам и другим лицам. Между тем самозащита может выражаться как в фактических действиях, так и в пассивном поведении управомоченного лица. Например, удержание вещи до исполнения обязательства представляет собой фактическое пассивное поведение управомоченного лица (ст. 359 ГК). Самозащитой в пассивной форме можно также назвать невыполнение налогоплательщиком-предпринимателем неправомерных актов и требований налоговых органов (подп. 11 п. 1 СТ. 21 НК). Самозащита применяется в тех случаях, когда обстоятельства исключают возможность обращения в настоящее время за защитой к государственным органам, а также в случаях, когда законом допускается защита путем самозащиты. Самозащита не должна выходить за пределы тех прав, которые защищаются, и должна быть соразмерной посягательству. Примирительные процедуры являются самостоятельным средством защиты субъективных гражданских прав и законных интересов. Примирительные процедуры представляют собой меры, способствующие урегулированию споров до начала судебного разбирательства, а также примирению сторон путем заключения мирового соглашения на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
Примирительные процедуры в рамках судопроизводства по конкретному делу реализуются прежде всего в виде мирового соглашения. Также результатами применения таких процедур могут быть отказ от иска и признание иска. Примирительные процедуры в соответствии с АПК не являются обязательными. Однако их важность в разрешении спора подчеркивается тем, что примирительным процедурам посвящена самостоятельная гл. 15 АПК. Согласно п. 2 ст. 138 АПК стороны могут урегулировать спор, заключив миpoвoe соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону. Судебная форма защиты прав предпринимателей имеет свои недостатки, которые в целом сводятся к значительным затратам временных и денежных ресурсов, отсутствием возможности участвовать в определении конечного результата спора, поэтому важная роль уделяется внесудебным средствам разрешения возникших споров. Вне судебного разбирательства примирительные процедуры состоят в применении альтернативных методов разрешения возникших споров, например: переговоры, медиация (посредничество), конфликтологические технологи. В npoцecce переговоров стороны спора решают свои разногласия путем непосредственного контакта, как правило, без привлечения каких-либо третьих лиц. Посредничество не является мировым соглашением, поэтому нет нужды в утверждении его результатов судом. Суть посредничества состоит в добровольности применяемых при нем мер для урегулирования спора. Результатом переговоров и посредничества может быть заключение договора уступки, отступное, новация и другие способы прекращения обязательств, предусмотренные гл. 26 ГК. Между тем основная проблема внесудебных примирительных процедур состоит в не возможности их принудительного исполнения. В настоящее время в случае, если сторона не выполняет принятые на себя в результате примирительных процедур обязательства, принуждение к их исполнению возможно только через суд в обычном исковом порядке. Иными словами, примирительные процедуры становятся дополнительным звеном в цепочке защиты прав предпринимателей, что усложняет саму защиту права. В связи с этим возникает вопрос: а нужны ли тогда примирительные процедуры. К примеру, в случае невыполнения условий утвержденного судом мирового соглашения новое разбирательство не производится, а выдается исполнительный лист на принудительное исполнение. В настоящее время широко обсуждается вопрос о принятии специального закона. Так. Торгово-промышленной палатой РФ подготовлен проект ФЗ «О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)». Также ведется разработка проекта ФЗ «О согласительной процедуре (посредничестве) по урегулированию коммерческих споров». Но в процессе их обсуждения выявляется много проблемных вопросов, решение которых действующее законодательство не дает. В соответствии с действующим законодательством РФ административная защита субъективных гражданских прав допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 11 ГК). При административной форме зашиты прав могут быть использованы такие способы, как: • восстановление положения, существовавшего до нарушения права; • пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; • возмещение убытков и другие способы, характерные для этой формы зашиты. В качестве самостоятельного вида внесудебной формы защиты рассматривается также нотариальная защита. Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий уполномоченными на то лицами. Нотариальные действия совершают: нотариусы, уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, если в населенном пункте отсутствует нотариус, уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ на территории других государств. Организационные основы деятельности нотариусов, порядок совершения нотариальных действий регулируются Oсновами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1 (РГ. 1993. 13 марта). В соответствии со ст. 33 Основ законодательства о нотариате отказ в совершении нотариальных действий или неправильное совершение нотариальных действий обжалуются в судебном порядке. Внесудебные формы зашиты права достаточно перспективны и в некоторых спорах могут быть эффективной альтернативой судебной форме защиты права, особенно при рассмотрении экономических споров.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |