КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПУНКТУАЦИЯ 1 страница
ОРФОГРАФИЯ Перечень допущенных ошибок
АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ Вспоминается мне ранняя осень. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий запах опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух чист и свеж. Прошла к шалашу седая старуха Агафья, про которую говорят, что она отмахала восемьдесят три годочка. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет, ничего не видишь вокруг. И только в глубине сада пылает багровое пламя костра около шалаша, крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, а гигантские тени от них ходят по яблоням. В полдень здесь варился великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым. Поздней ночью, когда погаснут огни, когда в небе уже высоко блистает бриллиантовое семизвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Сквозь ночной шорох и шепот доберешься до шалаша. Долго прислушиваешься и различаешь дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса поезда. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (По И.А. Бунину) И последняя тема сегодняшнего занятия “Правописание слов с пол- и полу-”. Проще всего запомнить, что слова с полу- всегда пишутся вместе. Запись и визуализация примеров: полуночник, полуостров. Через дефис пишутся слова с пол-, начинающиеся с большой буквы, с гласной и буквы л.
пол-Москвы, пол-апельсина, пол-лимона, полчашки, полдень После подбора примеров - работа с текстами. Завершит занятие трансовое упражнение (см. День 5). День 18. Позитивное начало занятий вы можете закрепить упражнением “Телефонный узел”, которое мы вам обещали на прошлом занятии на развитие аудиального внимания. Все участники садятся в круг и выбирают партнера, сидящего напротив. Задача заключается в том, чтобы партнеры по команде начали договариваться о встрече, назначили место, обговорили, как они узнают друг друга, куда пойдут и во сколько встречаются. Договариваться все начинают одновременно. На то, чтобы договориться, дается 5-7 минут. Затем попросите пары по очереди рассказать, о чем им удалось договориться. Вторая часть упражнения более сложная. Надо договориться о совместной поездке куда-либо с закрытыми глазами. После выполнения упражнения спросите, кто о чем договорился и попросите дать обратную связь: какими приемами можно было пользоваться. Безусловно, вам скажут, что можно было просто громче говорить, но гораздо эффективнее будет изменение темпа, ритма речи, тембра голоса. Мы уверены, что это упражнение интересно не только учащимся, но и преподавателю. Вы, вероятно, знаете, что в шумном классе полезнее в какой-то момент изменить голос, перейти на шепот и таким образом привлечь внимание. Когда человек однажды открывает, что добраться до цели можно разными способами, ему трудно настаивать, что есть только единственный путь. Продолжая занятие, вам следует объявить, что оставшаяся часть занятий посвящена правилам пунктуации, и цель этих занятий - научиться правильно ставить знаки препинания. Начните с постановки тире между подлежащим и сказуемым. Итак,
Иногда тире ставится как авторский знак Я - гражданин Советского Союза. Нет тире, если между подлежащим и сказуемым стоят не, точно, как, как будто Города как магниты. Далее, если вы закончили объяснение и запись темы, закрепите материал с помощью игрового упражнения. Ведущий называет любое существительное и бросает мяч участнику, который должен использовать данное слово в качестве подлежащего в предложении с тире. Например, “Брат - студент университета”. Ведущий может усложнить задание, предлагая в качестве подлежащего другие части речи (числительные, инфинитив глагола). Закрепление продолжается работой с текстами. Затем комментированное письмо. Портрет этот - единственное живописное изображение дочери А.П.Керн. Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (А.П.Чехов) Следующий этап занятия - работа над случаями постановки запятой в простом предложении. Запятая при обособленных членах. 1. Обособленные определения (какой?) а) главн. слово, / /,... Тропинка, ведущая вверх, сильно петляла. б) если определения относятся к личному местоимению: А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! в) дополнительное значение причины: Привлеченные светом, бабочки прилетели и начали кружиться около фонаря. 2. Обособленные обстоятельства а) деепричастия и деепричастный оборот Пошумев, река успокоилась. 3. Уточняющие члены предложения В лесу, в овраге, зацвели ландыши. (где именно? когда именно?) 4. Сравнительный оборот (как?) Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно. В ходе сегодняшнего занятия полезно закрепить первые два случая постановки запятой при обособленных членах предложения. Хотим оговориться заранее, что здесь, разумеется, представлены не все случаи постановки запятой в простом предложении. О них мы будем говорить в дальнейшем. Тренируясь в закреплении 1-2 случаев, предложите упражнение, в котором ведущий называет простое предложение, а участники вставляют обособленное определение. Например: На поляне стоял дуб. На поляне стоял дуб, разбитый молнией. Путешественник застыл в изумлении. Тысячи светляков освещали лес. Вдруг вспыхнула яркая молния. Блеск светляков на мгновение погас. Затем снова насекомые превратились в мерцающие звезды. Затем аналогичное задание с вставлением деепричастия или деепричастного оборота. Далее на доске под диктовку записываются предложения, где графически обозначается вставная конструкция. Мы встретились в городке, расположенном на морском побережье. Смущенный приятным известием, он не тотчас опомнился. Трамвай несся вперед, звеня и подпрыгивая. Работа над текстами. Проверив тексты и разобрав ошибки, предложите каждому составить и записать 6 предложений, чередуя предложения с причастным и деепричастным оборотом. Завершение занятия метафорой о художниках-пуантилистах. В конце прошлого века во Франции художники открыли новый способ создавать удивительные картины. При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказывались сочетанием огромного числа точек разных цветов. Если подойти к картине поближе, то она превращалась в перепутанные цветные точки. Художников, пишущих свои полотна при помощи точек, назвали “пуантилистами” (от французского слова “точка”). Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные образы, оживляющие полотна пуантилистов. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады морские просторы. Удивительно, иногда достаточно просто отойти и посмотреть на мир с другой точки, и он поразит вас своим богатством и красотой.
День 19. Девятнадцатый день мы обычно начинаем с метафоры. Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув ее из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один еще больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, если вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картина. Эта метафора из чудесной книги Стивена Хеллера и Терри Ли Стил “Монстры и волшебные палочки”. Вы можете теперь вернуться к повторению темы вчерашнего занятия, но предварительно проведите мотивацию, используя декартовы координаты. Предложите участникам индивидуально записать не менее 6 ответов на вопросы в схеме Теперь переходите к визуальному (по схемам) и аудиальному (проговаривание) повторению темы “Запятая при обособленных членах предложения”. Работа с текстами.
Вы, вероятно, уже не раз проверяли на себе и других сведения о метапрограммах “Размер разбивки” и “Сходство и различие”. Интересно, что проявление этих метапрограмм вы заметите на разных уровнях коммуникации. Чаще всего мы отмечаем их на вербальном (словесном) уровне. Проявляются они и в поведении на невербальном уровне. Попробуйте понаблюдать за тем, какими жестами, например, сопровождает свою речь человек с мелким размером разбивки. Он обычно делит пространство перед собой на небольшие части, руки чаще всего на уровне груди (или чуть выше-ниже), редко разводит руки на большое расстояние. Так ему удобнее иллюстрировать свою речь. Теперь проведите эксперимент - совпадая на вербальном уровне, т.е. подстраиваясь под его манеру говорения, используя ключевые слова, соглашаясь с ним, начните несовпадение по жестам. Широко разводите руки, делите пространство на большие объемы (уверены, что особенное удовольствие в расширении своей карты получат те из вас, кто сам придерживается мелкой разбивки информации). Что же произойдет с вашим собеседником? Через некоторое время он смешается, и разговор, скорее всего, прервется. Хорошо бы перед началом эксперимента поделиться своим намерением с партнером провести забавное упражнение, не вдаваясь в подробности его содержания. Попросите в финале обратную связь. Вероятно, вам скажут, что по какой-то причине нарушилось взаимопонимание, пропал интерес к разговору. Истинная причина вам известна - несовпадение по метапрограммам на поведенческом уровне. Вы уже поняли, что существуют упражнения, которые помогают включить в работу учеников с разными метапрограммами, учитывая их особенности и помогая расширить карту или систему веры. Сегодня в вашу коллекцию упражнений мы предлагаем еще одно очень простое упражнение “Исключение лишнего слова”. Оно направлено на развитие мышления - зарядка для ума - и связано с метапрограммой “Сходство и различие”. Запишите на доске три слова: “помидор”, “собака”, “солнце” и попросите участников назвать третье-лишнее. Пусть они объяснят, по какому принципу объединили два слова и выбросили третье. Например, помидор и солнце - неодушевленные имена существительные, а собака - одушевленное, или собака и солнце начинаются с буквы “с”, помидор - лишнее и так далее. Потратьте на игру не менее 7-10 минут. Право, ваши затраты окупятся! (Интересно использовать подобное упражнение на занятиях, если вы хотите, чтобы учащиеся сами начали объяснение новой темы или использовали метод индукции (от частного к общему). Предложите, например, сравнить слова “решать” и “решить”. Напомните, что операция сравнение включает в себя поиск общего и различного. От этого примера вы можете перейти к объяснению темы “Виды глаголов”). Теперь, снова переходя к повторению темы “Запятая при обособленных членах предложения”, попросите учеников оценить вашу правоту в упражнении “Верите ли вы?” Вы читаете ученикам предложения, которые начинаются с вводного вопроса “Верите ли вы?” и включают верные или ложные высказывания. Задача участников определить, верно ли данное высказывание, и объяснить свою точку зрения. Верите ли вы, что в предложении “С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, есть причастный оборот? Верите ли вы, что в предложении “Зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей?”, есть обособленное обстоятельство? Верите ли вы, что в предложении “Чувства, лежащие в основе лирических произведений Пушкина, человечны и гуманны”, содержится причастный оборот? Верите ли вы, что в предложении “Туманы, клубясь и извиваясь как змеи, сползали по морщинам скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня”, не содержится деепричастный оборот? Запишите предложения и проанализируйте их. Работа с текстом. Проверив работу с текстами, выполните упражнение в тройках. Каждая тройка получает карточку с предложением. Первый записывает в нее это же предложение, но вставляет в него обособленное определение, второй -обособленное обстоятельство, третий - уточнение или сравнение. Разумеется, графически обозначается вставленная конструкция, составляется схема. Перед завершающим упражнением проведите визуализацию словарных слов. День 20. Сегодняшнее занятие вы можете начать с метафоры о Милтоне Эриксоне, знаменитом психиатре-практике, вылечившем многих людей. Однажды Милтон Эриксон предложил своему знакомому преподавателю отправиться в отпуск в Великий Каньон. Преподаватель, будучи человеком очень аккуратным, купил множество карт и начал старательно отмечать на них все удобные дороги для путешествия. Наконец он сказал Эриксону, что полностью изучил маршрут и отлично готов к путешествию. Тогда Эриксон сел вместе с ним в автомобиль, и они выехали за город. И тогда Эриксон сказал: “Вот смотрите, здесь есть еще несколько дюжин дорог, удобных для путешествия, которых раньше вы не замечали на карте”. “Корректурная проба”. Предложите ученикам обводить в кружок все запятые и зачеркивать букву “р” в текстах, которые вы им раздадите. Тема сегодняшнего занятия - ”Знаки препинания при однородных членах”. На доске слева записаны схемы для запоминания. Каждая схема сопровождается примером. Предупредите, что справа ученики должны записать свои примеры. Запятой нет: О и О
Запятая ставится: О, а, но, да (=но) О О, О, О О, и О, и О, и О Однородные члены с обобщающими словами 1. О: О, О и О -... 2. О, О и О - О Анализ записей с последующей визуализацией схемы. Тренировочные упражнения. Потренируйте свою группу в подборе однородных членов, используя мяч. Ведущий говорит: “Муха...что делает?” и бросает мяч следующему участнику. Тот должен закончить предложение двумя однородными сказуемыми и бросить мяч следующему участнику. Например: “Муха летает и кусается, зимой спит, летом жужжит, сидит на окне и умывается, пошла на базар и купила самовар и т.д.” Упражнение можно продолжить, предлагая подбирать не только однородные сказуемые, но и определения, что сложнее, или дополнения и обстоятельства. Работа с текстами вслух и самостоятельно. Кстати, вы уже напомнили участникам группы, какие второстепенные члены предложения называются определением, дополнением и обстоятельством? Если они не достаточно твердо ориентируются в этом, им поможет следующая схема:
Уточните, что второстепенные члены предложения, относящиеся к грамматической основе (подлежащему и сказуемому), могут тоже распространяться второстепенными членами. Интересно, но часто вызывает трудности выявление обобщающих слов. Облегчить этот процесс вам поможет упражнение “Общее и частное”. Мы предлагаем вам два варианта - для младших и для старших. Младшие школьники с удовольствием угадывают, как называются одним словом нарисованные на доске три предмета: ботинок, туфелька и сапог - обувь, чайник, чашка и блюдце - посуда и т.п. Через некоторое время они и сами могут включиться в игру, предлагая другим назвать одним словом названные или нарисованные предметы. Старшеклассники могут использовать свои познания по другим предметам. Например, по биологии, математике, географии. Затем ведущий называет обобщающее слово, а группа составляет предложение с однородными членами (по желанию их можно записывать на доске и в тетрадях). Например, дни недели - понедельник, вторник, среда. Везде: вверху, внизу, справа и слева - слышался щебет птиц. (Всюду, птицы, грибы, времена года, известные ученые, марки автомобилей и т.д.) Работа с текстами. Упражнение “Связи мира”. Очень эффектное и эффективное упражнение. Ведущий называет понятие и показывает условный сигнал. Кулак с отогнутым вверх большим пальцем означает “вверх”, значит, следует назвать понятие, включающее предыдущее по какому-либо признаку. Например, виноград - фрукты, или по местоположению (для простоты и начала) - ручка - пенал. Еще вверх - от фруктов, например, пища, от пенала - портфель. Кулак с большим пальцем, указывающим в сторону - равнозначное понятие, понятие одного уровня. Например, от пищи - одежда, обувь, от портфеля - рюкзак, сумка. Кулак с большим пальцем, опущенным вниз - разукрупнение, понятие более низкого уровня. Например, от одежды - куртка или джинсы. Теперь в сторону от куртки - например, ложка. Вверх от ложки - посуда, вверх от посуды - предметы домашнего обихода и т.д. Вы можете взять для начала предметы, лежащие на парте. Карандаш - от карандаша в сторону - ластик, от ластика вверх (в чем могут находиться) - пенал, от пенала вверх - портфель, от портфеля в сторону - рюкзак, сумка, от сумки вверх - класс, от класса в сторону - другой класс, коридор, квартира, от квартиры вверх - дом, от дома вверх - улица, от улицы в сторону - бульвар, проспект, от проспекта вверх - район, от района вверх - город, от города вниз - конкретный город - Москва, от Москвы в сторону - названия других столиц - Париж, Лондон, от Лондона вверх - Великобритания, в сторону - Россия, США, Канада, вверх - континенты и материки, вверх - Земля, в сторону - Марс, Венера, Юпитер, вверх - Солнечная система, в сторону - другие системы, вверх - галактика и т.д. Уф! Примерно так - единственного решения здесь не существует. Все зависит от уровня знаний ваших учеников и их умения укрупнять, разукрупнять и двигаться по линии. Участники всегда выражают свое удивление, осознав, как тесно связано все в этом мире... В продвинутых группах мы играем на материале русского языка. Понятие - буква. Вверх - написанное слово. В сторону - произнесенное слово. Вниз - звук. Еще раз вверх от произнесенного слова - устная речь. В сторону - текст. И так далее. Естественно, возможны варианты. Игра никогда не проходит одинаково - в этом часть ее привлекательности. Работа с текстами. Известное упражнение, способствующее развитию вербального мышления. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов из букв, входящих в слово “аплодисменты”. У кого получится больше слов? А кто составит самое длинное слово? Оставшуюся часть занятия посвятите обучению составлению заявлений. В школьной программе заявления составляют в шестом классе. Поэтому повторение будет весьма полезным для ближайшего практического применения.
Ректору Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова студента 5 курса Соловьева Андрея Ивановича ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу Вас разрешить проведение экспериментальных исследований по теме дипломной работы в лабораториях университета. Соловьев А.И. 1 ноября 1996 г. Предложите написать заявление в любое учебное заведение. Лучше, вероятно, туда, куда собираются когда-нибудь поступать ученики. Завершается занятие релаксационным упражнением. Сначала устройтесь удобно, а затем назовите три предмета, которые вы видите вокруг. Теперь внимательно прислушайтесь и назовите три звука, которые вы услышали. После этого отметьте три ощущения, назовите, что вы чувствуете. Затем назовите два любые предмета, два звука и два ощущения. Разумеется, они не должны повторяться. И наконец назовите один образ, один звук и одно ощущение. Теперь подумайте о чем-то очень приятном, почувствуйте, как появляются новые мысли. О чем бы вам хотелось подумать сейчас? Позвольте мыслям течь спокойно, обратите внимание на то, что кажется наиболее важным сейчас. День 21. Если вы начали занятие любым аудиальным якорем, то продолжить его можно упражнением на повторение. На доске записаны схемы однородных членов, каждый участник приводит пример предложения с однородными членами по схемам. О, О и О - О О: О и О -... О, О, О и О Следующий шаг - работа с текстами, а затем упражнение на развитие внимания и внутренней визуализации “Муха”(усложненный вариант с двумя мухами, двигающимися по разным контурам или муха на кубе). Тема сегодняшнего занятия - “Запятая в сложном предложении”. Участникам предлагается ответить, чем похожи и чем отличаются записанные на доске (представленные на пленке кодоскопа, на плакате) предложения:
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |