Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПУНК­ТУА­ЦИЯ 1 страница




ОР­ФО­ГРА­ФИЯ

Пе­ре­чень до­пу­щен­ных оши­бок

ПРА­ВИ­ЛО КОЛ-ВО ОШИ­БОК
1. Пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в кор­не сло­ва  
2. Пра­во­пи­са­ние че­ре­дую­щих­ся глас­ных в кор­не сло­ва  
3. Двой­ные со­глас­ные  
4. Бу­к­вы и, у, а по­сле ши­пя­щих  
5. Не­про­из­но­си­мые со­глас­ные  
6. Пра­во­пи­са­ние глас­ных и со­глас­ных в при­став­ках  
7. Пра­во­пи­са­ние о и е по­сле ши­пя­щих и ц  
8. При­став­ки пре- и при-  
9. Пра­во­пи­са­ние па­деж­ных окон­ча­ний имен при­ла­га­тель­ных и при­час­тий  
10. Пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов имен су­ще­ст­ви­тель­ных  
11. Слит­ное и раз­дель­ное на­пи­са­ние НЕ с раз­ны­ми час­тя­ми ре­чи  
12. Пра­во­пи­са­ние н и нн в от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных и при­час­ти­ях  
13. Пра­во­пи­са­ние слож­ных имен при­ла­га­тель­ных  
14. Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов  
15. Правописание Ь после шипящих  
16. Пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов -то, -ли­бо, -ни­будь  
17. Пра­во­пи­са­ние су­ще­ст­ви­тель­ных с пол- и по­лу-.  
18. На­пи­са­ние час­тиц раз­дель­но или с де­фи­сом  
19. Пра­во­пи­са­ние на­ре­чий  
20. Пра­во­пи­са­ние ко­ли­че­ст­вен­ных чис­ли­тель­ных  
21. Пра­во­пи­са­ние про­из­вод­ных пред­ло­гов  
22. Пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов гла­го­лов  
23. Не и ни в от­ри­ца­тель­ных и не­оп­ре­де­лен­ных ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях  
24. Разделительные Ъ и Ь  
25. Правописание падежных окончаний существительных  

 

1. Знаки препинания при однородных членах  
2. Обо­соб­лен­ные оп­ре­де­ле­ния (при­ча­ст­ный обо­рот)  
3. Обо­соб­лен­ные об­стоя­тель­ст­ва (дее­при­ча­ст­ный обо­рот)  
4. Ввод­ные сло­ва  
5. Зна­ки пре­пи­на­ния в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии  
6. Зна­ки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии  
7. Бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния  
8. Зна­ки пре­пи­на­ния при пря­мой ре­чи  
9. Зна­ки пре­пи­на­ния в кон­це пред­ло­же­ния  

 

АН­ТО­НОВ­СКИЕ ЯБ­ЛО­КИ

Вспо­ми­на­ет­ся мне ран­няя осень. Пом­ню боль­шой, весь зо­ло­той, под­сох­ший и по­ре­дев­ший сад, пом­ню кле­но­вые ал­леи, тон­кий за­пах опав­шей ли­ст­вы и за­пах ан­то­нов­ских яб­лок, за­пах ме­да и осен­ней све­же­сти. Воз­дух чист и свеж. Про­шла к ша­ла­шу се­дая ста­ру­ха Ага­фья, про ко­то­рую го­во­рят, что она от­ма­ха­ла во­семь­де­сят три го­доч­ка.

К но­чи в по­го­ду ста­но­вит­ся очень хо­лод­но и ро­си­сто. Го­ло­са на де­рев­не или скрип во­рот раз­да­ют­ся по сту­де­ной за­ре не­обык­но­вен­но яс­но. Тем­не­ет, ни­че­го не ви­дишь во­круг. И толь­ко в глу­би­не са­да пы­ла­ет баг­ро­вое пла­мя ко­ст­ра око­ло ша­ла­ша, креп­ко тя­нет ду­ши­стым ды­мом виш­не­вых сучь­ев. Чьи-то чер­ные, точ­но вы­ре­зан­ные из чер­но­го де­ре­ва си­лу­эты дви­га­ют­ся во­круг ко­ст­ра, а ги­гант­ские те­ни от них хо­дят по яб­ло­ням. В пол­день здесь ва­рил­ся ве­ли­ко­леп­ный ку­леш с са­лом, ве­че­ром гре­ет­ся са­мо­вар, ме­ж­ду де­ревь­я­ми рас­сти­ла­ет­ся длин­ной по­ло­сой го­лу­бо­ва­тый дым.

Позд­ней но­чью, ко­гда по­гас­нут ог­ни, ко­гда в не­бе уже вы­со­ко бли­ста­ет брил­ли­ан­то­вое се­ми­звез­дие Сто­жар, еще раз про­бе­жишь в сад. Сквозь ноч­ной шо­рох и ше­пот до­бе­решь­ся до ша­ла­ша. Дол­го при­слу­ши­ва­ешь­ся и раз­ли­ча­ешь дрожь в зем­ле. Дрожь пе­ре­хо­дит в шум, рас­тет, и вот, как буд­то уже за са­мым са­дом, ус­ко­рен­но вы­би­ва­ют шум­ный такт ко­ле­са по­ез­да. А чер­ное не­бо чер­тят ог­ни­сты­ми по­лос­ка­ми па­даю­щие звез­ды. Дол­го гля­дишь в его тем­но-си­нюю глу­би­ну, пе­ре­пол­нен­ную со­звез­дия­ми, по­ка не по­плы­вет зем­ля под но­га­ми. То­гда встре­пе­нешь­ся и, пря­ча ру­ки в ру­ка­ва, бы­ст­ро по­бе­жишь по ал­лее к до­му... Как хо­лод­но, ро­си­сто и как хо­ро­шо жить на све­те!

(По И.А. Бу­ни­ну)

И по­след­няя те­ма се­го­дняш­не­го за­ня­тия “Пра­во­пи­са­ние слов с пол- и по­лу-”. Про­ще все­го за­пом­нить, что сло­ва с по­лу- все­гда пи­шут­ся вме­сте. За­пись и ви­зуа­ли­за­ция при­ме­ров: по­лу­ноч­ник, по­лу­ост­ров. Че­рез де­фис пи­шут­ся сло­ва с пол-, на­чи­наю­щие­ся с боль­шой бу­к­вы, с глас­ной и бу­к­вы л.

  Москвы
ПОЛ апельсина
  лимона

 

пол-Мо­ск­вы, пол-апель­си­на, пол-ли­мо­на, пол­чаш­ки, пол­день

По­сле под­бо­ра при­ме­ров - ра­бо­та с тек­ста­ми.

За­вер­шит за­ня­тие тран­со­вое уп­раж­не­ние (см. День 5).


День 18.

По­зи­тив­ное на­ча­ло за­ня­тий вы мо­же­те за­кре­пить уп­раж­не­ни­ем “Те­ле­фон­ный узел”, ко­то­рое мы вам обе­ща­ли на про­шлом за­ня­тии на раз­ви­тие ау­ди­аль­но­го вни­ма­ния. Все уча­ст­ни­ки са­дят­ся в круг и вы­би­ра­ют парт­не­ра, си­дя­ще­го на­про­тив. За­да­ча за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы парт­не­ры по ко­ман­де на­ча­ли до­го­ва­ри­вать­ся о встре­че, на­зна­чи­ли ме­сто, об­го­во­ри­ли, как они уз­на­ют друг дру­га, ку­да пой­дут и во сколь­ко встре­ча­ют­ся. До­го­ва­ри­вать­ся все на­чи­на­ют од­но­вре­мен­но. На то, что­бы до­го­во­рить­ся, да­ет­ся 5-7 ми­нут. За­тем по­про­си­те па­ры по оче­ре­ди рас­ска­зать, о чем им уда­лось до­го­во­рить­ся. Вто­рая часть уп­раж­не­ния бо­лее слож­ная. На­до до­го­во­рить­ся о со­вме­ст­ной по­езд­ке ку­да-ли­бо с за­кры­ты­ми гла­за­ми. По­сле вы­пол­не­ния уп­раж­не­ния спро­си­те, кто о чем до­го­во­рил­ся и по­про­си­те дать об­рат­ную связь: ка­ки­ми прие­ма­ми мож­но бы­ло поль­зо­вать­ся. Без­ус­лов­но, вам ска­жут, что мож­но бы­ло про­сто гром­че го­во­рить, но го­раз­до эф­фек­тив­нее бу­дет из­ме­не­ние тем­па, рит­ма ре­чи, тем­бра го­ло­са. Мы уве­ре­ны, что это уп­раж­не­ние ин­те­рес­но не толь­ко уча­щим­ся, но и пре­по­да­ва­те­лю. Вы, ве­ро­ят­но, знае­те, что в шум­ном клас­се по­лез­нее в ка­кой-то мо­мент из­ме­нить го­лос, пе­рей­ти на ше­пот и та­ким об­ра­зом при­влечь вни­ма­ние. Ко­гда че­ло­век од­на­ж­ды от­кры­ва­ет, что до­б­рать­ся до це­ли мож­но раз­ны­ми спо­со­ба­ми, ему труд­но на­стаи­вать, что есть толь­ко един­ст­вен­ный путь.

Про­дол­жая за­ня­тие, вам сле­ду­ет объ­я­вить, что ос­тав­шая­ся часть за­ня­тий по­свя­ще­на пра­ви­лам пунк­туа­ции, и цель этих за­ня­тий - нау­чить­ся пра­виль­но ста­вить зна­ки пре­пи­на­ния. Нач­ни­те с по­ста­нов­ки ти­ре ме­ж­ду под­ле­жа­щим и ска­зуе­мым. Итак,

Ти­ре ме­ж­ду под­ле­жа­щим и ска­зуе­мым.
1. сущ.- сущ   Мо­ск­ва - сто­ли­ца Рос­сии.
2. числ.- числ. Пя­тью во­семь - со­рок. Вы­со­та Эль­бру­са - пять ты­сяч ше­сть­сот три­дцать три мет­ра
3. гл.н.ф. - гл.н.ф. Ку­рить - здо­ро­вью вре­дить. Жить - Ро­ди­не слу­жить.
4. сущ. - гл.н.ф. Пре­вос­ход­ная долж­ность - быть на зем­ле че­ло­ве­ком.

 

Ино­гда ти­ре ста­вит­ся как ав­тор­ский знак Я - гра­ж­да­нин Со­вет­ско­го Сою­за.

Нет ти­ре, ес­ли ме­ж­ду под­ле­жа­щим и ска­зуе­мым сто­ят не, точ­но, как, как буд­то

Го­ро­да как маг­ни­ты.

Да­лее, ес­ли вы за­кон­чи­ли объ­яс­не­ние и за­пись те­мы, за­кре­пи­те ма­те­ри­ал с по­мо­щью иг­ро­во­го уп­раж­не­ния. Ве­ду­щий на­зы­ва­ет лю­бое су­ще­ст­ви­тель­ное и бро­са­ет мяч уча­ст­ни­ку, ко­то­рый дол­жен ис­поль­зо­вать дан­ное сло­во в ка­че­ст­ве под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии с ти­ре. На­при­мер, “Брат - сту­дент уни­вер­си­те­та”. Ве­ду­щий мо­жет ус­лож­нить за­да­ние, пред­ла­гая в ка­че­ст­ве под­ле­жа­ще­го дру­гие час­ти ре­чи (чис­ли­тель­ные, ин­фи­ни­тив гла­го­ла). За­кре­п­ле­ние про­дол­жа­ет­ся ра­бо­той с тек­ста­ми. За­тем ком­мен­ти­ро­ван­ное пись­мо.

Порт­рет этот - един­ст­вен­ное жи­во­пис­ное изо­бра­же­ние до­че­ри А.П.Керн.

Точ­ность и крат­кость - вот пер­вые дос­то­ин­ст­ва про­зы. (А.П.Че­хов)

Сле­дую­щий этап за­ня­тия - ра­бо­та над слу­чая­ми по­ста­нов­ки за­пя­той в про­стом пред­ло­же­нии.

За­пя­тая при обо­соб­лен­ных чле­нах.

1. Обо­соб­лен­ные оп­ре­де­ле­ния (ка­кой?)

а) главн. слово, / /,... Тро­пин­ка, ве­ду­щая вверх, силь­но пет­ля­ла.

б) ес­ли оп­ре­де­ле­ния от­но­сят­ся к лич­но­му ме­сто­име­нию: А он, мя­теж­ный, про­сит бу­ри, как буд­то в бу­рях есть по­кой!

в) до­пол­ни­тель­ное зна­че­ние при­чи­ны: При­вле­чен­ные све­том, ба­боч­ки при­ле­те­ли и на­ча­ли кру­жить­ся око­ло фо­на­ря.

2. Обо­соб­лен­ные об­стоя­тель­ст­ва

а) дее­при­ча­стия и дее­при­ча­ст­ный обо­рот По­шу­мев, ре­ка ус­по­кои­лась.

3. Уточ­няю­щие чле­ны пред­ло­же­ния

В ле­су, в ов­ра­ге, за­цве­ли лан­ды­ши. (где имен­но? ко­гда имен­но?)

4. Срав­ни­тель­ный обо­рот (как?) Око­ло ле­са, как в мяг­кой по­сте­ли, вы­спать­ся мож­но.

В хо­де се­го­дняш­не­го за­ня­тия по­лез­но за­кре­пить пер­вые два слу­чая по­ста­нов­ки за­пя­той при обо­соб­лен­ных чле­нах пред­ло­же­ния. Хо­тим ого­во­рить­ся за­ра­нее, что здесь, ра­зу­ме­ет­ся, пред­став­ле­ны не все слу­чаи по­ста­нов­ки за­пя­той в про­стом пред­ло­же­нии. О них мы бу­дем го­во­рить в даль­ней­шем. Тре­ни­ру­ясь в за­кре­п­ле­нии 1-2 слу­ча­ев, пред­ло­жи­те уп­раж­не­ние, в ко­то­ром ве­ду­щий на­зы­ва­ет про­стое пред­ло­же­ние, а уча­ст­ни­ки встав­ля­ют обо­соб­лен­ное оп­ре­де­ле­ние. На­при­мер:

На по­ля­не сто­ял дуб. На по­ля­не сто­ял дуб, раз­би­тый мол­ни­ей.

Пу­те­ше­ст­вен­ник за­стыл в изум­ле­нии. Ты­ся­чи свет­ля­ков ос­ве­ща­ли лес. Вдруг вспых­ну­ла яр­кая мол­ния. Блеск свет­ля­ков на мгно­ве­ние по­гас. За­тем сно­ва на­се­ко­мые пре­вра­ти­лись в мер­цаю­щие звез­ды.

За­тем ана­ло­гич­ное за­да­ние с встав­ле­ни­ем дее­при­ча­стия или дее­при­ча­ст­но­го обо­ро­та. Да­лее на дос­ке под дик­тов­ку за­пи­сы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, где гра­фи­че­ски обо­зна­ча­ет­ся встав­ная кон­ст­рук­ция.

Мы встре­ти­лись в го­род­ке, рас­по­ло­жен­ном на мор­ском по­бе­ре­жье.

Сму­щен­ный при­ят­ным из­вес­ти­ем, он не тот­час опом­нил­ся.

Трам­вай нес­ся впе­ред, зве­ня и под­пры­ги­вая.

Ра­бо­та над тек­ста­ми. Про­ве­рив тек­сты и ра­зо­брав ошиб­ки, пред­ло­жи­те ка­ж­до­му со­ста­вить и за­пи­сать 6 пред­ло­же­ний, че­ре­дуя пред­ло­же­ния с при­ча­ст­ным и дее­при­ча­ст­ным обо­ро­том.

За­вер­ше­ние за­ня­тия ме­та­фо­рой о ху­дож­ни­ках-пу­ан­ти­ли­стах.

В кон­це про­шло­го ве­ка во Фран­ции ху­дож­ни­ки от­кры­ли но­вый спо­соб соз­да­вать уди­ви­тель­ные кар­ти­ны. При бли­жай­шем рас­смот­ре­нии на­ри­со­ван­ные ими кар­ти­ны, к удив­ле­нию зри­те­лей, ока­зы­ва­лись со­че­та­ни­ем ог­ром­но­го чис­ла то­чек раз­ных цве­тов. Ес­ли по­дой­ти к кар­ти­не по­бли­же, то она пре­вра­ща­лась в пе­ре­пу­тан­ные цвет­ные точ­ки. Ху­дож­ни­ков, пи­шу­щих свои по­лот­на при по­мо­щи то­чек, на­зва­ли “пу­ан­ти­ли­ста­ми” (от фран­цуз­ско­го сло­ва “точ­ка”). Но ес­ли вы за­хо­ти­те рас­смот­реть кар­ти­ну с не­ко­то­ро­го рас­стоя­ния, бес­по­ря­доч­ные маз­ки пре­вра­тят­ся в вол­шеб­ные об­ра­зы, ожив­ляю­щие по­лот­на пу­ан­ти­ли­стов. Вы уви­ди­те чу­дес­ные лу­га и ле­са, гор­ные до­ли­ны, во­до­па­ды мор­ские про­сто­ры. Уди­ви­тель­но, ино­гда дос­та­точ­но про­сто отой­ти и по­смот­реть на мир с дру­гой точ­ки, и он по­ра­зит вас сво­им бо­гат­ст­вом и кра­со­той.

 


День 19.

Де­вят­на­дца­тый день мы обыч­но на­чи­на­ем с ме­та­фо­ры.

Ко­гда я был ма­лень­ким, мне по­да­ри­ли кар­тин­ку-мо­заи­ку. Знае­те, та­кую кар­тин­ку, ко­то­рая со­сто­ит из раз­ных ку­соч­ков. Но вы­трях­нув ее из ко­роб­ки, я ока­зал­ся в рас­те­рян­но­сти. Там бы­ло так мно­го ма­лень­ких ку­соч­ков, что мне со­вер­шен­но бы­ло не­по­нят­но с че­го на­чать. Кто-то по­мог мне вы­явить сек­рет. Я нау­чил­ся брать один ку­со­чек, до­пол­нять его дру­гим под­хо­дя­щим, по­ка не­сколь­ко ма­лень­ких ку­соч­ков не об­ра­зо­вы­ва­ли один по­боль­ше. За­тем я нау­чил­ся скла­ды­вать не­сколь­ко боль­ших ку­соч­ков в один еще боль­ший, и так до тех пор, по­ка не по­лу­ча­лась вся кар­тин­ка. Так что я впол­не по­ни­маю, ес­ли вы в этом мес­те, мо­жет быть, по­чув­ст­вуе­те се­бя не впол­не уве­рен­ны­ми. Я на­де­юсь по­мочь вам сло­жить все ма­лень­кие ку­соч­ки в боль­шие, по­ка не по­лу­чит­ся вся кар­ти­на.

Эта ме­та­фо­ра из чу­дес­ной кни­ги Сти­ве­на Хел­ле­ра и Тер­ри Ли Стил “Мон­ст­ры и вол­шеб­ные па­лоч­ки”.

Вы мо­же­те те­перь вер­нуть­ся к по­вто­ре­нию те­мы вче­раш­не­го за­ня­тия, но пред­ва­ри­тель­но про­ве­ди­те мо­ти­ва­цию, ис­поль­зуя де­кар­то­вы ко­ор­ди­на­ты. Пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам ин­ди­ви­ду­аль­но за­пи­сать не ме­нее 6 от­ве­тов на во­про­сы в схе­ме

Те­перь пе­ре­хо­ди­те к ви­зу­аль­но­му (по схе­мам) и ау­ди­аль­но­му (про­го­ва­ри­ва­ние) по­вто­ре­нию те­мы “За­пя­тая при обо­соб­лен­ных чле­нах пред­ло­же­ния”. Ра­бо­та с тек­ста­ми.


 

Чего не случится, если я буду писать грамотно?     Что случится, если я буду писать грамотно?
    Чего не случится, если я не буду писать грамотно?     Что случится, если я не буду писать грамотно?

 

Вы, ве­ро­ят­но, уже не раз про­ве­ря­ли на се­бе и дру­гих све­де­ния о ме­та­про­грам­мах “Раз­мер раз­бив­ки” и “Сход­ст­во и раз­ли­чие”. Ин­те­рес­но, что про­яв­ле­ние этих ме­та­про­грамм вы за­ме­ти­те на раз­ных уров­нях ком­му­ни­ка­ции. Ча­ще все­го мы от­ме­ча­ем их на вер­баль­ном (сло­вес­ном) уров­не. Про­яв­ля­ют­ся они и в по­ве­де­нии на не­вер­баль­ном уров­не. По­про­буй­те по­на­блю­дать за тем, ка­ки­ми жес­та­ми, на­при­мер, со­про­во­ж­да­ет свою речь че­ло­век с мел­ким раз­ме­ром раз­бив­ки. Он обыч­но де­лит про­стран­ст­во пе­ред со­бой на не­боль­шие час­ти, ру­ки ча­ще все­го на уров­не гру­ди (или чуть вы­ше-ни­же), ред­ко раз­во­дит ру­ки на боль­шое рас­стоя­ние. Так ему удоб­нее ил­лю­ст­ри­ро­вать свою речь. Те­перь про­ве­ди­те экс­пе­ри­мент - сов­па­дая на вер­баль­ном уров­не, т.е. под­страи­ва­ясь под его ма­не­ру го­во­ре­ния, ис­поль­зуя клю­че­вые сло­ва, со­гла­ша­ясь с ним, нач­ни­те не­сов­па­де­ние по жес­там. Ши­ро­ко раз­во­ди­те ру­ки, де­ли­те про­стран­ст­во на боль­шие объ­е­мы (уве­ре­ны, что осо­бен­ное удо­воль­ст­вие в рас­ши­ре­нии сво­ей кар­ты по­лу­чат те из вас, кто сам при­дер­жи­ва­ет­ся мел­кой раз­бив­ки ин­фор­ма­ции). Что же про­изой­дет с ва­шим со­бе­сед­ни­ком? Че­рез не­ко­то­рое вре­мя он сме­ша­ет­ся, и раз­го­вор, ско­рее все­го, пре­рвет­ся. Хо­ро­шо бы пе­ред на­ча­лом экс­пе­ри­мен­та по­де­лить­ся сво­им на­ме­ре­ни­ем с парт­не­ром про­вес­ти за­бав­ное уп­раж­не­ние, не вда­ва­ясь в под­роб­но­сти его со­дер­жа­ния. По­про­си­те в фи­на­ле об­рат­ную связь. Ве­ро­ят­но, вам ска­жут, что по ка­кой-то при­чи­не на­ру­ши­лось взаи­мо­по­ни­ма­ние, про­пал ин­те­рес к раз­го­во­ру. Ис­тин­ная при­чи­на вам из­вест­на - не­сов­па­де­ние по ме­та­про­грам­мам на по­ве­ден­че­ском уров­не.

Вы уже по­ня­ли, что су­ще­ст­ву­ют уп­раж­не­ния, ко­то­рые по­мо­га­ют вклю­чить в ра­бо­ту уче­ни­ков с раз­ны­ми ме­та­про­грам­ма­ми, учи­ты­вая их осо­бен­но­сти и по­мо­гая рас­ши­рить кар­ту или сис­те­му ве­ры. Се­го­дня в ва­шу кол­лек­цию уп­раж­не­ний мы пред­ла­га­ем еще од­но очень про­стое уп­раж­не­ние “Ис­клю­че­ние лиш­не­го сло­ва”. Оно на­прав­ле­но на раз­ви­тие мыш­ле­ния - за­ряд­ка для ума - и свя­за­но с ме­та­про­грам­мой “Сход­ст­во и раз­ли­чие”. За­пи­ши­те на дос­ке три сло­ва: “по­ми­дор”, “со­ба­ка”, “солн­це” и по­про­си­те уча­ст­ни­ков на­звать третье-лиш­нее. Пусть они объ­яс­нят, по ка­ко­му прин­ци­пу объ­е­ди­ни­ли два сло­ва и вы­бро­си­ли третье. На­при­мер, по­ми­дор и солн­це - не­оду­шев­лен­ные име­на су­ще­ст­ви­тель­ные, а со­ба­ка - оду­шев­лен­ное, или со­ба­ка и солн­це на­чи­на­ют­ся с бу­к­вы “с”, по­ми­дор - лиш­нее и так да­лее. По­трать­те на иг­ру не ме­нее 7-10 ми­нут. Пра­во, ва­ши за­тра­ты оку­пят­ся! (Ин­те­рес­но ис­поль­зо­вать по­доб­ное уп­раж­не­ние на за­ня­ти­ях, ес­ли вы хо­ти­те, что­бы уча­щие­ся са­ми на­ча­ли объ­яс­не­ние но­вой те­мы или ис­поль­зо­ва­ли ме­тод ин­дук­ции (от ча­ст­но­го к об­ще­му). Пред­ло­жи­те, на­при­мер, срав­нить сло­ва “ре­шать” и “ре­шить”. На­пом­ни­те, что опе­ра­ция срав­не­ние вклю­ча­ет в се­бя по­иск об­ще­го и раз­лич­но­го. От это­го при­ме­ра вы мо­же­те пе­рей­ти к объ­яс­не­нию те­мы “Ви­ды гла­го­лов”).

Те­перь, сно­ва пе­ре­хо­дя к по­вто­ре­нию те­мы “За­пя­тая при обо­соб­лен­ных чле­нах пред­ло­же­ния”, по­про­си­те уче­ни­ков оце­нить ва­шу пра­во­ту в уп­раж­не­нии “Ве­ри­те ли вы?” Вы чи­тае­те уче­ни­кам пред­ло­же­ния, ко­то­рые на­чи­на­ют­ся с ввод­но­го во­про­са “Ве­ри­те ли вы?” и вклю­ча­ют вер­ные или лож­ные вы­ска­зы­ва­ния. За­да­ча уча­ст­ни­ков оп­ре­де­лить, вер­но ли дан­ное вы­ска­зы­ва­ние, и объ­яс­нить свою точ­ку зре­ния.

Ве­ри­те ли вы, что в пред­ло­же­нии “С от­ра­дой, мно­гим не­зна­ко­мой, я ви­жу пол­ное гум­но, из­бу, по­кры­тую со­ло­мой, с рез­ны­ми став­ня­ми ок­но”, есть при­ча­ст­ный обо­рот?

Ве­ри­те ли вы, что в пред­ло­же­нии “За­чем по­ве­рил он сло­вам и лас­кам лож­ным, он, с юных лет по­стиг­нув­ший лю­дей?”, есть обо­соб­лен­ное об­стоя­тель­ст­во?

Ве­ри­те ли вы, что в пред­ло­же­нии “Чув­ст­ва, ле­жа­щие в ос­но­ве ли­ри­че­ских про­из­ве­де­ний Пуш­ки­на, че­ло­веч­ны и гу­ман­ны”, со­дер­жит­ся при­ча­ст­ный обо­рот?

Ве­ри­те ли вы, что в пред­ло­же­нии “Ту­ма­ны, клу­бясь и из­ви­ва­ясь как змеи, спол­за­ли по мор­щи­нам скал, буд­то чув­ст­вуя и пу­га­ясь при­бли­же­ния дня”, не со­дер­жит­ся дее­при­ча­ст­ный обо­рот?

За­пи­ши­те пред­ло­же­ния и про­ана­ли­зи­руй­те их.

Ра­бо­та с тек­стом. Про­ве­рив ра­бо­ту с тек­ста­ми, вы­пол­ни­те уп­раж­не­ние в трой­ках. Ка­ж­дая трой­ка по­лу­ча­ет кар­точ­ку с пред­ло­же­ни­ем. Пер­вый за­пи­сы­ва­ет в нее это же пред­ло­же­ние, но встав­ля­ет в не­го обо­соб­лен­ное оп­ре­де­ле­ние, вто­рой -обо­соб­лен­ное об­стоя­тель­ст­во, тре­тий - уточ­не­ние или срав­не­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, гра­фи­че­ски обо­зна­ча­ет­ся встав­лен­ная кон­ст­рук­ция, со­став­ля­ет­ся схе­ма.

Пе­ред за­вер­шаю­щим уп­раж­не­ни­ем про­ве­ди­те ви­зуа­ли­за­цию сло­вар­ных слов.


День 20.

Се­го­дняш­нее за­ня­тие вы мо­же­те на­чать с ме­та­фо­ры о Мил­то­не Эрик­со­не, зна­ме­ни­том пси­хи­ат­ре-прак­ти­ке, вы­ле­чив­шем мно­гих лю­дей.

Од­на­ж­ды Мил­тон Эрик­сон пред­ло­жил сво­ему зна­ко­мо­му пре­по­да­ва­те­лю от­пра­вить­ся в от­пуск в Ве­ли­кий Кань­он. Пре­по­да­ва­тель, бу­ду­чи че­ло­ве­ком очень ак­ку­рат­ным, ку­пил мно­же­ст­во карт и на­чал ста­ра­тель­но от­ме­чать на них все удоб­ные до­ро­ги для пу­те­ше­ст­вия. На­ко­нец он ска­зал Эрик­со­ну, что пол­но­стью изу­чил мар­шрут и от­лич­но го­тов к пу­те­ше­ст­вию. То­гда Эрик­сон сел вме­сте с ним в ав­то­мо­биль, и они вы­еха­ли за го­род. И то­гда Эрик­сон ска­зал: “Вот смот­ри­те, здесь есть еще не­сколь­ко дю­жин до­рог, удоб­ных для пу­те­ше­ст­вия, ко­то­рых рань­ше вы не за­ме­ча­ли на кар­те”.

“Кор­рек­тур­ная про­ба”. Пред­ло­жи­те уче­ни­кам об­во­дить в кру­жок все за­пя­тые и за­чер­ки­вать бу­к­ву “р” в тек­стах, ко­то­рые вы им раз­да­ди­те.

Те­ма се­го­дняш­не­го за­ня­тия - ”Зна­ки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах”. На дос­ке сле­ва за­пи­са­ны схе­мы для за­по­ми­на­ния. Ка­ж­дая схе­ма со­про­во­ж­да­ет­ся при­ме­ром. Пре­ду­пре­ди­те, что спра­ва уче­ни­ки долж­ны за­пи­сать свои при­ме­ры.

За­пя­той нет: О и О

 

За­пя­тая ста­вит­ся: О, а, но, да (=но) О

О, О, О

О, и О, и О, и О

Од­но­род­ные чле­ны с обоб­щаю­щи­ми сло­ва­ми

1. О: О, О и О -...

2. О, О и О - О

Ана­лиз за­пи­сей с по­сле­дую­щей ви­зуа­ли­за­ци­ей схе­мы.

Тре­ни­ро­воч­ные уп­раж­не­ния. По­тре­ни­руй­те свою груп­пу в под­бо­ре од­но­род­ных чле­нов, ис­поль­зуя мяч. Ве­ду­щий го­во­рит: “Му­ха...что де­ла­ет?” и бро­са­ет мяч сле­дую­ще­му уча­ст­ни­ку. Тот дол­жен за­кон­чить пред­ло­же­ние дву­мя од­но­род­ны­ми ска­зуе­мы­ми и бро­сить мяч сле­дую­ще­му уча­ст­ни­ку. На­при­мер: “Му­ха ле­та­ет и ку­са­ет­ся, зи­мой спит, ле­том жуж­жит, си­дит на ок­не и умы­ва­ет­ся, по­шла на ба­зар и ку­пи­ла са­мо­вар и т.д.” Уп­раж­не­ние мож­но про­дол­жить, пред­ла­гая под­би­рать не толь­ко од­но­род­ные ска­зуе­мые, но и оп­ре­де­ле­ния, что слож­нее, или до­пол­не­ния и об­стоя­тель­ст­ва.

Ра­бо­та с тек­ста­ми вслух и са­мо­стоя­тель­но. Кста­ти, вы уже на­пом­ни­ли уча­ст­ни­кам груп­пы, ка­кие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся оп­ре­де­ле­ни­ем, до­пол­не­ни­ем и об­стоя­тель­ст­вом? Ес­ли они не дос­та­точ­но твер­до ори­ен­ти­ру­ют­ся в этом, им по­мо­жет сле­дую­щая схе­ма:

ПОД­ЛЕ­ЖА­ЩЕЕ СКА­ЗУЕ­МОЕ  
(кто? что?) (что де­ла­ет? ка­ков?)  
Оп­ре­де­ле­ние Об­стоя­тель­ст­во До­пол­не­ние
(ка­кой? чей?) (вопр.-по­че­муч­ки) где? ко­гда? как? (Во­про­сы косв. пад.Р,В,Д,Т,П.)

 

Уточ­ни­те, что вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, от­но­ся­щие­ся к грам­ма­ти­че­ской ос­но­ве (под­ле­жа­ще­му и ска­зуе­мо­му), мо­гут то­же рас­про­стра­нять­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми.

Ин­те­рес­но, но час­то вы­зы­ва­ет труд­но­сти вы­яв­ле­ние обоб­щаю­щих слов. Об­лег­чить этот про­цесс вам по­мо­жет уп­раж­не­ние “Об­щее и ча­ст­ное”. Мы пред­ла­га­ем вам два ва­ри­ан­та - для млад­ших и для стар­ших. Млад­шие школь­ни­ки с удо­воль­ст­ви­ем уга­ды­ва­ют, как на­зы­ва­ют­ся од­ним сло­вом на­ри­со­ван­ные на дос­ке три пред­ме­та: бо­ти­нок, ту­фель­ка и са­пог - обувь, чай­ник, чаш­ка и блюд­це - по­су­да и т.п. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя они и са­ми мо­гут вклю­чить­ся в иг­ру, пред­ла­гая дру­гим на­звать од­ним сло­вом на­зван­ные или на­ри­со­ван­ные пред­ме­ты. Стар­ше­класс­ни­ки мо­гут ис­поль­зо­вать свои по­зна­ния по дру­гим пред­ме­там. На­при­мер, по био­ло­гии, ма­те­ма­ти­ке, гео­гра­фии. За­тем ве­ду­щий на­зы­ва­ет обоб­щаю­щее сло­во, а груп­па со­став­ля­ет пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми чле­на­ми (по же­ла­нию их мож­но за­пи­сы­вать на дос­ке и в тет­ра­дях). На­при­мер, дни не­де­ли - по­не­дель­ник, втор­ник, сре­да. Вез­де: ввер­ху, вни­зу, спра­ва и сле­ва - слы­шал­ся ще­бет птиц. (Всю­ду, пти­цы, гри­бы, вре­ме­на го­да, из­вест­ные уче­ные, мар­ки ав­то­мо­би­лей и т.д.)

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

Уп­раж­не­ние “Свя­зи ми­ра”. Очень эф­фект­ное и эф­фек­тив­ное уп­раж­не­ние. Ве­ду­щий на­зы­ва­ет по­ня­тие и по­ка­зы­ва­ет ус­лов­ный сиг­нал. Ку­лак с ото­гну­тым вверх боль­шим паль­цем оз­на­ча­ет “вверх”, зна­чит, сле­ду­ет на­звать по­ня­тие, вклю­чаю­щее пре­ды­ду­щее по ка­ко­му-ли­бо при­зна­ку. На­при­мер, ви­но­град - фрук­ты, или по ме­сто­по­ло­же­нию (для про­сто­ты и на­ча­ла) - руч­ка - пе­нал. Еще вверх - от фрук­тов, на­при­мер, пи­ща, от пе­на­ла - порт­фель. Ку­лак с боль­шим паль­цем, ука­зы­ваю­щим в сто­ро­ну - рав­но­знач­ное по­ня­тие, по­ня­тие од­но­го уров­ня. На­при­мер, от пи­щи - оде­ж­да, обувь, от порт­фе­ля - рюк­зак, сум­ка. Ку­лак с боль­шим паль­цем, опу­щен­ным вниз - раз­ук­руп­не­ние, по­ня­тие бо­лее низ­ко­го уров­ня. На­при­мер, от оде­ж­ды - курт­ка или джин­сы. Те­перь в сто­ро­ну от курт­ки - на­при­мер, лож­ка. Вверх от лож­ки - по­су­да, вверх от по­су­ды - пред­ме­ты до­маш­не­го оби­хо­да и т.д. Вы мо­же­те взять для на­ча­ла пред­ме­ты, ле­жа­щие на пар­те. Ка­ран­даш - от ка­ран­да­ша в сто­ро­ну - лас­тик, от лас­ти­ка вверх (в чем мо­гут на­хо­дить­ся) - пе­нал, от пе­на­ла вверх - порт­фель, от порт­фе­ля в сто­ро­ну - рюк­зак, сум­ка, от сум­ки вверх - класс, от клас­са в сто­ро­ну - дру­гой класс, ко­ри­дор, квар­ти­ра, от квар­ти­ры вверх - дом, от до­ма вверх - ули­ца, от ули­цы в сто­ро­ну - буль­вар, про­спект, от про­спек­та вверх - рай­он, от рай­она вверх - го­род, от го­ро­да вниз - кон­крет­ный го­род - Мо­ск­ва, от Мо­ск­вы в сто­ро­ну - на­зва­ния дру­гих сто­лиц - Па­риж, Лон­дон, от Лон­до­на вверх - Ве­ли­ко­бри­та­ния, в сто­ро­ну - Рос­сия, США, Ка­на­да, вверх - кон­ти­нен­ты и ма­те­ри­ки, вверх - Зем­ля, в сто­ро­ну - Марс, Ве­не­ра, Юпи­тер, вверх - Сол­неч­ная сис­те­ма, в сто­ро­ну - дру­гие сис­те­мы, вверх - га­лак­ти­ка и т.д. Уф! При­мер­но так - един­ст­вен­но­го ре­ше­ния здесь не су­ще­ст­ву­ет. Все за­ви­сит от уров­ня зна­ний ва­ших уче­ни­ков и их уме­ния ук­руп­нять, раз­ук­руп­нять и дви­гать­ся по ли­нии. Уча­ст­ни­ки все­гда вы­ра­жа­ют свое удив­ле­ние, осоз­нав, как тес­но свя­за­но все в этом ми­ре...

В про­дви­ну­тых груп­пах мы иг­ра­ем на ма­те­риа­ле рус­ско­го язы­ка. По­ня­тие - бу­к­ва. Вверх - на­пи­сан­ное сло­во. В сто­ро­ну - про­из­не­сен­ное сло­во. Вниз - звук. Еще раз вверх от про­из­не­сен­но­го сло­ва - уст­ная речь. В сто­ро­ну - текст. И так да­лее. Ес­те­ст­вен­но, воз­мож­ны ва­ри­ан­ты. Иг­ра ни­ко­гда не про­хо­дит оди­на­ко­во - в этом часть ее при­вле­ка­тель­но­сти.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

Из­вест­ное уп­раж­не­ние, спо­соб­ст­вую­щее раз­ви­тию вер­баль­но­го мыш­ле­ния. За оп­ре­де­лен­ный от­ре­зок вре­ме­ни нуж­но со­ста­вить как мож­но боль­ше слов из букв, вхо­дя­щих в сло­во “ап­ло­дис­мен­ты”. У ко­го по­лу­чит­ся боль­ше слов? А кто со­ста­вит са­мое длин­ное сло­во?

Ос­тав­шую­ся часть за­ня­тия по­свя­ти­те обу­че­нию со­став­ле­нию за­яв­ле­ний. В школь­ной про­грам­ме за­яв­ле­ния со­став­ля­ют в шес­том клас­се. По­это­му по­вто­ре­ние бу­дет весь­ма по­лез­ным для бли­жай­ше­го прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния.

 

Рек­то­ру Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го

уни­вер­си­те­та

им. М.В. Ло­мо­но­со­ва

сту­ден­та 5 кур­са

Со­ловь­е­ва Ан­д­рея Ива­но­ви­ча

ЗА­ЯВ­ЛЕ­НИЕ

Про­шу Вас раз­ре­шить про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний по те­ме ди­плом­ной ра­бо­ты в ла­бо­ра­то­ри­ях уни­вер­си­те­та.

Со­ловь­ев А.И.

1 но­яб­ря 1996 г.

Пред­ло­жи­те на­пи­сать за­яв­ле­ние в лю­бое учеб­ное за­ве­де­ние. Луч­ше, ве­ро­ят­но, ту­да, ку­да со­би­ра­ют­ся ко­гда-ни­будь по­сту­пать уче­ни­ки.

За­вер­ша­ет­ся за­ня­тие ре­лак­са­ци­он­ным уп­раж­не­ни­ем.

Сна­ча­ла уст­рой­тесь удоб­но, а за­тем на­зо­ви­те три пред­ме­та, ко­то­рые вы ви­ди­те во­круг. Те­перь вни­ма­тель­но при­слу­шай­тесь и на­зо­ви­те три зву­ка, ко­то­рые вы ус­лы­ша­ли. По­сле это­го от­меть­те три ощу­ще­ния, на­зо­ви­те, что вы чув­ст­вуе­те. За­тем на­зо­ви­те два лю­бые пред­ме­та, два зву­ка и два ощу­ще­ния. Ра­зу­ме­ет­ся, они не долж­ны по­вто­рять­ся. И на­ко­нец на­зо­ви­те один об­раз, один звук и од­но ощу­ще­ние. Те­перь по­ду­май­те о чем-то очень при­ят­ном, по­чув­ст­вуй­те, как по­яв­ля­ют­ся но­вые мыс­ли. О чем бы вам хо­те­лось по­ду­мать сей­час? По­зволь­те мыс­лям течь спо­кой­но, об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что ка­жет­ся наи­бо­лее важ­ным сей­час.


День 21.

Ес­ли вы на­ча­ли за­ня­тие лю­бым ау­ди­аль­ным яко­рем, то про­дол­жить его мож­но уп­раж­не­ни­ем на по­вто­ре­ние. На дос­ке за­пи­са­ны схе­мы од­но­род­ных чле­нов, ка­ж­дый уча­ст­ник при­во­дит при­мер пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми по схе­мам.

О, О и О - О О: О и О -... О, О, О и О

Сле­дую­щий шаг - ра­бо­та с тек­ста­ми, а за­тем уп­раж­не­ние на раз­ви­тие вни­ма­ния и внут­рен­ней ви­зуа­ли­за­ции “Му­ха”(ус­лож­нен­ный ва­ри­ант с дву­мя му­ха­ми, дви­гаю­щи­ми­ся по раз­ным кон­ту­рам или му­ха на ку­бе).

Те­ма се­го­дняш­не­го за­ня­тия - “За­пя­тая в слож­ном пред­ло­же­нии”. Уча­ст­ни­кам пред­ла­га­ет­ся от­ве­тить, чем по­хо­жи и чем от­ли­ча­ют­ся за­пи­сан­ные на дос­ке (пред­став­лен­ные на плен­ке ко­до­ско­па, на пла­ка­те) пред­ло­же­ния:

 

Хо­лод­но. Ско­ро на­сту­пит вес­на. Я мо­гу мно­го­му нау­чить­ся.   Хо­лод­но, опа­ли ли­стья, ду­ет ве­тер. Ко­гда на­сту­па­ет вес­на, все во­круг ожи­ва­ет. Мне яс­но, что я мно­го­му нау­чил­ся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.