КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПУНКТУАЦИЯ 2 страница
Получив как можно больше ответов и объединив ответы, важные для изучения данной темы, задайте следующий вопрос: ”А что общего в записанных справа предложениях?” Можно с уверенностью сказать, что кто-нибудь (если не все хором) заметит запятую, разделяющую части сложного предложения. Кстати, запятую можно выделить другим цветом (использование цветных мелков, фломастеров или ручек вообще оживляет процесс обучения и, как вы знаете, способствует зрительному запоминанию). Однажды к нам на занятия пришел мальчик-девятиклассник с удивительно неразборчивым почерком. Так как разобрать написанное было трудно даже ему самому, почерк явно нуждался в коррекции. После того, как мы установили якорь комфорта, его попросили представить машину той марки, которую ему хотелось бы иметь. Он сел прямо, понял голову и стал смотреть вверх. Было очевидно, что он видит то, о чем мечтает. В ответ на предложение описать свою машину, он сказал: ”Это белые “Жигули”-четверка. Она классно блестит, совсем новенькая”. Затем я предложила ему очутиться внутри машины и поделиться своими ощущениями. Его зрачки были расфокусированы (сигнал того, что человек находится в нескольких системах одновременно), на лице появилась улыбка, по мелким мышечным движениям было понятно, что он дотрагивается до переключателя скоростей и пробует ногами педали. Я спросила: ”А как ты можешь ехать в твоей машине?” “Там внутри очень удобно, и я еду быстро и плавно. Это здорово!” Я заякорила это состояние и попросила его вернуться снова в комнату для занятий. Затем держа якорь, я предложила ему записать название автомобиля на листе бумаги, испытывая все то же приятное ощущение в руке и всем теле. Вы, конечно, понимаете, что почерк, которым была сделана запись, изменился. “А теперь представь, что ты заполняешь документы на свою машину. Каким почерком ты написал бы собственные имя и фамилию?” Забавно, но стоило в дальнейшем во время диктанта или самостоятельной письменной работы напомнить: ”Ты помнишь, как можно красиво, плавно и быстро ехать в собственной машине?”, как его почерк улучшался. Итак, вы уже подтвердили предположение учеников о том, что в сложном предложении всегда ставится запятая. Сегодня мы не берем случаи с общим членом предложения или однородным подчинением. Запишите на доске, и,а, но, что, когда, который, чтобы, если, пока, потому что и др. союзы и союзные слова. Подчеркните, что перед ними в сложном предложении ставится запятая! Используя внутреннюю визуализацию, запомните эти союзы и союзные слова. Теперь можно переходить к тренировочным упражнениям. Первое упражнение - составление предложений по цепочке. Первый участник называет простое предложение, второй повторяет его и добавляет свое (т.е. создает сложное предложение с любым видом связи), третий повторяет получившееся сложное предложение и добавляет в него свое простое, получая таким образом, сложное многочленное предложение. Четвертый может продолжить игру или начать новое простое предложение. Например, “Я люблю слушать музыку”, “Я люблю слушать музыку, когда мне никто не мешает”, “Я люблю слушать музыку, когда мне никто не мешает, а младший брат делает уроки в своей комнате”. Работа с текстом-образцом. Работа с текстами. Еще одно тренировочное упражнение - в тетрадях записать сложные предложения с заданными союзами и союзными словами: и, который, а, что, чтобы. Выделить грамматическую основу, обозначить границы простых предложений в составе сложного. Затем ведущий диктует простые предложения, а участники записывают сложные, соединяя их разными союзами и союзными словами. Работа с текстами. Завершите занятие вопросом: ”Чем сегодняшний день обогатил вашу жизнь?” Добиваться ответа вслух не обязательно. Просто дайте время на размышление.
День 22. Если вы придерживаетесь традиции начинать занятие с положительного аудиального якоря, вы можете выбрать несколько вариантов. Самый легкий - начать с ритмичных хлопков (причем группа делится на 2-3 подгруппы, которым предлагается сохранять свой ритм) и жестами регулировать громкость хлопков в подгруппах. Хлопать желательно в течение нескольких минут, тогда те, кто обычно работает медленно, и те, кто спешит, смогут выработать общий темп. Другое упражнение, которым мы начинаем сегодняшнее занятие, способствует развитию аудиального внимания и навыкам контроля за звуковой стороной речи. Участники составляют связный текст, где каждый по цепочке произносит одно предложение, при этом в предложении не должно содержаться ни одной буквы “В” или любой другой буквы алфавита по вашему выбору. Закончив упражнение и получив обратную связь “Как это было?”, можете рассказать метафору. Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. “Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом”. Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: ”Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь”. Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой - кусочки дерева, в третьей - тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на ситаре. Юноше захотелось приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на ситаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать ситару. И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек-струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И наконец он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникнет новое целостное понимание. Теперь пора переходить к повторению темы вчерашнего занятия. Предложите участникам визуализировать несколько союзов и союзных слов (кто сколько сможет) и затем назвать их. После этого выполняется упражнение в тройках. Первый называет простое предложение, второй - союз или союзное слово, третий составляет сложное предложение. В зависимости от вашего желания, можно усложнить задания, рекомендовав составлять только сложноподчиненные предложения или чередовать со сложносочиненными. Работа с текстами. Проверив тексты, выполните задание, основанное на варианте методики Эббингауза. Участники получают листы и завершают конструирование текста, расставляя попутно знаки препинания. Это задание можно проверить после занятия. Из королевского замка Камелота выехал _____ Никто не провожал его не св...тил ему в темноте. Сам собой бе...вучно опустился под...емный _____ На опушк... _____ вокруг _____ сидели пастухи и _____ между собой. Вдруг послышался стук копыт. По дороге во весь опор мч...лся _____. Огонь в _____ вспыхнул и высоким столбом метнулся ему на(встречу). Если ваших учеников заинтересует продолжение этой истории, они могут прочитать ее в книге “В стране легенд” (“Король Артур и рыцари Круглого стола”) Работа с текстом, записанным на доске. Жарким солнеч...ным днем мы с Роджером отправились на бере... (не)больш...го залива. У...кой тро...кой мы спустились к воде которая манила прозра...ностью и свежест...ю. Чтобы разгл...деть что происходит в глубине я плыл с открытыми глазами даже под водой. Вокруг м...лькали пестрые рыбки колыхались мя...кие морские вод...росли внизу медленно ползали морские ежи с фиолетовыми колючками все это завораживало молчаливой красотой. Сначала предложите прочитать текст в ритме стучащего об пол мяча, делая паузы перед каждым словом (этот способ мы рекомендуем использовать тем, кто часто пишет вместе предлоги с существительными и местоимениями). Затем пусть каждый прослушает собственное чтение внутри с соблюдением правильной интонации, как если бы этот текст нужно было прочитать за кадром фильма. Затем попросите прочитать текст выразительно вслух. Затем проводится работа над объяснением пропущенных букв и выделением орфограмм. И только потом ставятся знаки препинания. Графически докажите, что это сложное предложение. Обсудите знак препинания перед словом “все” в последнем предложении. Почему здесь нельзя поставить запятую? Следующее упражнение способствует развитию речи и образного мышления, закрепляя кроме того, изученную тему. Предложите участникам оставить свои дела и прямо сейчас отправиться на морской пляж. Пусть они почувствуют под ногами горячий песок и ощутят то, что еще можно почувствовать на берегу моря, когда светит солнце. Затем пусть они запишут свои ощущения (просто через запятую). Снова вернутся на пляж и рассмотрят то, что их окружало: синее небо, море и что-то еще. Запишут то, что они увидели. Снова вернутся на пляж и послушают шум волн, набегающих на песок, и другие звуки, которые там есть. Запишут то, что они услышали. А теперь попросите их составить описание пляжа, используя полученный материал и употребив не менее 3 сложных предложений (мультисенсорное описание). Попросите каждого прочитать свое описание. Если группа большая, это могут сделать только желающие. Работа с текстами.
Завершается занятие трансовым упражнением в сопровождении музыки. Сейчас, когда вы закроете глаза, вы снова отправитесь в приятное путешествие. А пока просто устройтесь удобно так, чтобы было комфортно вашим ногам и спине, приятные тепло и тяжесть наполняют руки. Вы отправляетесь в путешествие на пляж на рассвете. Перед вами море, прозрачное или темное, я не знаю. Вы можете вдохнуть и ощутить запах моря. Кругом тишина, в которой постепенно начинают появляться какие-то звуки. Это щебечут птицы или шуршат волны, или какие-то другие звуки, совсем особенные. Если повернуться к морю, то можно увидеть, как далеко из-за горизонта появляются первые лучи солнца. Оно медленно поднимается из воды, и на воде появляется дорожка мерцающего света, ведущая к самому солнцу. Вода очень приятная, и, если хотите, вы можете остаться на берегу или войти в воду. Можно плыть и это легко, как если бы вода сама держала вас. Можно плыть по солнечной дорожке или просто лечь на спину и почувствовать, как вода покачивает вас. Иногда так бывает, когда плывешь на надувном матрасе. Вокруг воздух становится все теплее, наполняется солнечным светом. Если хотите, вы можете еще немного побыть в воде, а потом возвращайтесь. Легко ощущать свободу и энергию. Что вам захочется сделать, когда вы вернетесь из путешествия? Пока заканчивается музыка, подумайте об этом.
ДЕНЬ 23. Изучая книги по психологии, вы, вероятно, не раз сталкивались с исследованиями уровня тревожности среди школьников. В них отмечается, что перед поступлением в школу уровень тревожности увеличивается. Повышается уровень тревожности и перед любыми экзаменами и контрольными. Привыкнуть к тому, что тебя постоянно оценивают и сравнивают с другими, довольно тяжело, не правда ли? Мы уже говорили, какой эффект дает сравнение ребенка не с другими, а с самим собой. Попробуйте обсуждать некоторые работы учащихся вместе с ними, задавая два вопроса: что ты сделал хорошо? и что ты можешь сделать лучше? В некоторых школах используют для самоанализа письменной работы лист, разделенный по вертикали на две части. В первой части, обозначенной знаком “+”, ученик записывает, что, на его взгляд, ему удалось. Во второй, обозначенной знаком “++”, он записывает, что можно сделать лучше. Иногда учитель вносит в лист свои дополнения. Мы не будем говорить, как позитивно влияет такой прием на самооценку. Итак, начав занятие с любого позитивного аудиального якоря, предложите на листе бумаги провести такую работу, оценив свою деятельность на предыдущих занятиях. А затем пусть участники письменно ответят на вопрос, что они могут сделать, чтобы улучшить свои достижения. Следующий этап - развитие визуализации. Предложите участникам запомнить фигуры.
Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, круг (одна фигура находит на другую) Затем закройте рисунок, а ученики пусть по памяти нарисуют эти геометрические фигуры. Попросите наиболее успешных поделиться своей стратегией запоминания. Какие мнемонические приемы можно было бы использовать? (Например, зрительно представляя картинку, проговаривать названия фигур: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, запомнить первые буквы названий фигур - ТККвП и т.д. или раскрасить одинаковые фигуры одним цветом). После этого, вы можете переходить к изучению темы “Знаки препинания при прямой речи”. Уточните, что обязательно нужно запомнить всего две схемы. А: “П!?”. “П,!?”- а. Запоминание с использованием внутренней визуализации. Особо обратите внимание, что точка в первой схеме ставится после кавычек. Остальные варианты этих двух схем выводятся, как в математике, из них. Проанализируйте примеры:
Один старичок из Тобаго Ел только овсянку и саго. К врачу он попал, А тот закричал: “Баранину ешь, доходяга!”
Прочитайте отдельно слова автора и прямую речь. Обсудите, что обозначает каждый знак препинания при прямой речи. Затем пусть ученики выполнят одно из любимых упражнений поэта Иосифа Бродского, которое он часто предлагал студентам: запомнить, как выглядят строчки стихотворения (в данном случае лимерика - кстати, объясните, что такое лимерики) и по памяти записать стихотворение со всеми знаками препинания, точно так же, как оно выглядело на доске или в книге. После этого аналогичная работа выполняется с другим лимериком Эдварда Лира. Одному старику в Ларошели Жук зачем-то забрался на шею. “Что ж, придется слегка Мне прижучить жука”, - Злобно молвил старик в Ларошели. Следующее упражнение выполняется в командах. Участники по очереди придумывают и записывают на листе бумаги предложения по первой и второй схемам, внимательно отслеживая правильность постановки знаков препинания (схемами пользуются по памяти). Выигрывает, разумеется, команда, которая правильно выполнит задание. Можно добавлять очко за скорость, но можно этого и не делать. Обычно мы проверяем задание сразу, так как важно быстро давать обратную связь. Если проверить задание к следующему дню, то эффект снижается: другие события отдаляют важность обратной связи. Работа с текстами. Следующая тема сегодняшнего занятия тесно связана с предыдущей. Обращения часто встречаются в прямой речи. Уточните, что обращение называет того, к кому обращаются с речью, стоит в форме именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, а на письме выделяются запятыми. Местоимения чрезвычайно редко выступают в роли обращений (в основном, в просторечии- “Эй вы, подите сюда!”). Если вы хотите закрепить материал, предложите участникам вспомнить, как обращаются к героям в запомнившихся им анимационных и художественных фильмах, начиная с памятного “Ну, Заяц, погоди!” и заканчивая не менее памятным “А вас, Штирлиц, я попрошу остаться”. Вероятно, участники назовут вам большее количество обращений к героям иностранных произведений. Запишите некоторые из них на доске, составьте схемы. О!... О,......, О,......, О! Обратите внимание на знаки препинания. Еще один способ закрепления темы “Обращение” - работа с любыми художественными текстами, в которых есть диалоги. Раздайте участникам тексты (можно, например, использовать учебники-хрестоматии по литературе) и предложите выписать 3 предложения с прямой речью, включающих обращение. Обязательно в начале пусть укажут фамилию автора и название произведения. Работа с текстами. Теперь можно прочитать текст, содержащий прямую речь, и предложить запомнить его, используя метод внутренней визуализации. Ведущий читает текст, а участники одновременно в воображении создают фильм по прочитанному. Можно прочитать текст второй раз, тогда каждый участник будет уже просматривать свой фильм и слушать “голос за кадром”. Затем записывают то, что запомнили. Этот способ эффективен в ходе подготовки к написанию изложения. Если вы уже проверили выполнение упражнения и обсудили, как легче запоминать текст, можете переходить к составлению предложений по схемам. “П, - а, - п”. “П? - а. - П”. Работа с текстами. Завершает занятие метафора. День 24. Хотя вы уже, вероятно, придумали много разных способов начинать занятие, следующее упражнение может стать интересным добавлением к ним. Те, кто интересовался, как невербальное поведение влияет на окружение, знают, что низкий голос воспринимается как более приятный и располагающий, чем высокий и резкий. Те, кто занимался музыкой, возможно, знают, что есть специальные фонетические упражнения, помогающие выработать хорошую дикцию и приобрести приятный благозвучный голос. Если вы хотите укрепить свои голосовые связки, выработать правильное речевое дыхание, то следующие строчки заинтересуют вас. Начиная упражнение, глубоко вдохните, затем, произнося звук “а-а-а”, выдыхайте, стараясь выдохнуть весь воздух из легких. Рот обычно широко открыт, язык плоско лежит за нижними зубами. Воздух свободно выходит из легких. Затем аналогичное упражнение выполняется с другими гласными. Особый внешний эффект это упражнение производит, когда его делает группа целиком, как если бы вы слушали репетицию слаженно поющего хора. а-а-а-а э-э-э-э и-и-и-и о-о-о-о у-у-у-у
/МЕСТО СХЕМЫ/
Произнося звук “э”, углы губ растягивают в стороны, при произнесении звука “и” язык продвигается вперед и приподнимается вверх. Губы, произносящие звук “о”, округлены и вытянуты трубочкой. Если представить, что вы как бы прижимаете “о” языком, звук получится более благозвучным. Звук “у” напоминает “о”, но язык поднят к небу и отодвинут назад. Забавно, что можно научиться произносить звуки правильно и при этом помочь усилить кровоснабжение сердца, горла и гортани (полезно не только для учителей, которые много говорят), активизировать работу щитовидной железы, снять усталость с глаз. Разумеется, пользу эти упражнения принесут в случае систематических занятий. Следующее упражнение вам хорошо знакомо - это диагностика динамического объема памяти. Сегодня вы подводите некоторые итоги, анализируете динамику изменений по сравнению с первыми тестами. Итак, вы снова предлагаете запоминание 3 комбинаций из цифр и букв (15 элементов), причем первый ряд цифр показываете на табличке (затем следует воспроизведение), второй ряд медленно проговариваете вслух (воспроизведение), запоминание третьего ряда требует некоторой подготовки. Для этого участники занятий делятся на пары и один пальцем или обратным концом ручки молча пишет на ладони или спине партнера ряд цифр и букв. Знак повторяется до тех пор, пока партнер не кивнет, что понял его (он при этом смотрит в сторону или закрывает глаза). Воспроизводится кинестетический ряд тоже молча на руке уже того, кто писал. Образец символьного ряда: 2Ж71ЮЛ54МА8НГ96Д Теперь, когда вы получили последние данные, вы можете сравнить, как изменился объем внимания в ходе занятий. Результаты всех тестов полезно выдать каждому ученику индивидуально, причем предупредите, что они могут сами выбирать, показывать их кому-либо или нет. Тема сегодняшнего занятия - “Цитирование”. Подчеркните, что постановка знаков препинания будет легкой в том случае, если ученики знают, какие знаки препинания ставятся при прямой речи. Пусть каждый визуализирует во внутреннем взоре схемы прямой речи, затем приведет короткий пример, а кто-то из участников запишет схемы на доске слева. Затем переходите к теме “Цитирование”. Сначала напомните, что такое цитата вообще. После этого на доске и в тетрадях делается следующая запись: 1. А: ”П”. = А: ”Ц”. “П!?”,- а. = “Ц!?,”- а. “П, - а, - п”. 2. А, что “ц”. 3. В эпиграфе кавычки снимаются. 4. Без кавычек могут оформляться стихотворные цитаты. Объяснение текста-образца. Затем участникам предлагается оформить разными способами цитаты. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. А.Пушкин Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий Самое редкое мужество - это мужество мысли. А.Франс Работа с текстами. Сегодня вы можете выбрать некоторые из уже известных вам упражнений и понаблюдать за изменениями. Выбирайте - “Муха” (любой вариант) или “Корректурная проба”. Занятие завершается метафорой. В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: “Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе!” Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в свободный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад - вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольер:е четыре шага туда и четыре шага обратно... День 25. Попробуйте, если хотите, продолжить работу над фонетическими упражнениями по выработке хорошей дикции и звучного голоса. Выдохните, сделайте медленный и глубокий вдох и с закрытым ртом “промычите” звук “м-м-м” насколько хватит дыхания. Три раза упражнение выполняется совсем тихо, три раза громко. Постепенно силу звука нужно увеличивать. Губам щекотно? Совсем скоро это пройдет. Теперь снова пропойте гласные “а-э-и-о-у” несколько раз. Когда вы закончите упражнение, окажется, что группа уже настроилась на совместную работу. Далее, так как мы являемся принципиальными последователями теории развития высших психических функций и внимания в процессе обучения, мы предлагаем упражнение с мячом на развитие мышления “Как можно использовать парашют?” Забавно заметить, как быстро сходит первый слой банальных предложений и начинается самое интересное - неожиданные даже для участников нестандартные идей. Это подобно мозговому штурму на первом этапе набрасывания идей. Отведите на упражнение не менее 10-15 минут. Теперь, когда правое полушарие активизировалось, можно выполнять любое задание, связанное с творческой деятельностью. Предложите, например, участникам группы, пользуясь их карточками со словарными словами или словами, вызывавшими затруднения, составить собственные связные тексты на любую тему, включив в диктант не менее 10 слов из карточек. Следующий этап сегодняшнего занятия - работа над знаками препинания в предложениях с вводными словами и предложениями. Начиная анализ темы, предложите участникам выразить свои чувства по отношению к информации, содержащейся в следующих предложениях, или указать источник сообщения и степень реальности сообщаемого. На доске записаны слева вводные слова и словосочетания, справа - предложения, с которыми будут работать участники.
Запись любых трех предложений на доске и в тетрадях с вводными словами. Обсудите, в чем заключается роль вводных слов, и почему они называются вводными. Затем в тетрадях записываются основные группы вводных слов с наиболее часто употребляющимися примерами. 1. ВВ., выражающие ЧУВСТВА говорящего к счастью, к сожалению, странное дело, к несчастью 2. ВВ., выражающие ОЦЕНКУ говорящим степени реальности сообщаемого конечно, безусловно, вероятно, может быть, пожалуй, наверное 3. ВВ., указывающие на ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ говорят, по словам, по мнению, по-моему, помнится, по нашим данным 4. ВВ., указывающие на СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ, последовательность изложения итак, следовательно, далее, значит, впрочем, в общем, кроме того, кстати
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |