Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПУНК­ТУА­ЦИЯ 2 страница




По­лу­чив как мож­но боль­ше от­ве­тов и объ­е­ди­нив от­ве­ты, важ­ные для изу­че­ния дан­ной те­мы, за­дай­те сле­дую­щий во­прос: ”А что об­ще­го в за­пи­сан­ных спра­ва пред­ло­же­ни­ях?” Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что кто-ни­будь (ес­ли не все хо­ром) за­ме­тит за­пя­тую, раз­де­ляю­щую час­ти слож­но­го пред­ло­же­ния. Кста­ти, за­пя­тую мож­но вы­де­лить дру­гим цве­том (ис­поль­зо­ва­ние цвет­ных мел­ков, фло­ма­сте­ров или ру­чек во­об­ще ожив­ля­ет про­цесс обу­че­ния и, как вы знае­те, спо­соб­ст­ву­ет зри­тель­но­му за­по­ми­на­нию).

Од­на­ж­ды к нам на за­ня­тия при­шел маль­чик-де­вя­ти­класс­ник с уди­ви­тель­но не­раз­бор­чи­вым по­чер­ком. Так как ра­зо­брать на­пи­сан­ное бы­ло труд­но да­же ему са­мо­му, по­черк яв­но ну­ж­дал­ся в кор­рек­ции. По­сле то­го, как мы ус­та­но­ви­ли якорь ком­фор­та, его по­про­си­ли пред­ста­вить ма­ши­ну той мар­ки, ко­то­рую ему хо­те­лось бы иметь. Он сел пря­мо, по­нял го­ло­ву и стал смот­реть вверх. Бы­ло оче­вид­но, что он ви­дит то, о чем меч­та­ет. В от­вет на пред­ло­же­ние опи­сать свою ма­ши­ну, он ска­зал: ”Это бе­лые “Жи­гу­ли”-чет­вер­ка. Она класс­но бле­стит, со­всем но­вень­кая”. За­тем я пред­ло­жи­ла ему очу­тить­ся внут­ри ма­ши­ны и по­де­лить­ся свои­ми ощу­ще­ния­ми. Его зрач­ки бы­ли рас­фо­ку­си­ро­ва­ны (сиг­нал то­го, что че­ло­век на­хо­дит­ся в не­сколь­ких сис­те­мах од­но­вре­мен­но), на ли­це поя­ви­лась улыб­ка, по мел­ким мы­шеч­ным дви­же­ни­ям бы­ло по­нят­но, что он дот­ра­ги­ва­ет­ся до пе­ре­клю­ча­те­ля ско­ро­стей и про­бу­ет но­га­ми пе­да­ли. Я спро­си­ла: ”А как ты мо­жешь ехать в тво­ей ма­ши­не?” “Там внут­ри очень удоб­но, и я еду бы­ст­ро и плав­но. Это здо­ро­во!” Я зая­ко­ри­ла это со­стоя­ние и по­про­си­ла его вер­нуть­ся сно­ва в ком­на­ту для за­ня­тий. За­тем дер­жа якорь, я пред­ло­жи­ла ему за­пи­сать на­зва­ние ав­то­мо­би­ля на лис­те бу­ма­ги, ис­пы­ты­вая все то же при­ят­ное ощу­ще­ние в ру­ке и всем те­ле. Вы, ко­неч­но, по­ни­мае­те, что по­черк, ко­то­рым бы­ла сде­ла­на за­пись, из­ме­нил­ся. “А те­перь пред­ставь, что ты за­пол­ня­ешь до­ку­мен­ты на свою ма­ши­ну. Ка­ким по­чер­ком ты на­пи­сал бы соб­ст­вен­ные имя и фа­ми­лию?” За­бав­но, но стои­ло в даль­ней­шем во вре­мя дик­тан­та или са­мо­стоя­тель­ной пись­мен­ной ра­бо­ты на­пом­нить: ”Ты пом­нишь, как мож­но кра­си­во, плав­но и бы­ст­ро ехать в соб­ст­вен­ной ма­ши­не?”, как его по­черк улуч­шал­ся.

Итак, вы уже под­твер­ди­ли пред­по­ло­же­ние уче­ни­ков о том, что в слож­ном пред­ло­же­нии все­гда ста­вит­ся за­пя­тая. Се­го­дня мы не бе­рем слу­чаи с об­щим чле­ном пред­ло­же­ния или од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем. За­пи­ши­те на дос­ке, и,а, но, что, ко­гда, ко­то­рый, что­бы, ес­ли, по­ка, по­то­му что и др. сою­зы и со­юз­ные сло­ва. Под­черк­ни­те, что пе­ред ни­ми в слож­ном пред­ло­же­нии ста­вит­ся за­пя­тая! Ис­поль­зуя внут­рен­нюю ви­зуа­ли­за­цию, за­пом­ни­те эти сою­зы и со­юз­ные сло­ва. Те­перь мож­но пе­ре­хо­дить к тре­ни­ро­воч­ным уп­раж­не­ни­ям.

Пер­вое уп­раж­не­ние - со­став­ле­ние пред­ло­же­ний по це­поч­ке. Пер­вый уча­ст­ник на­зы­ва­ет про­стое пред­ло­же­ние, вто­рой по­вто­ря­ет его и до­бав­ля­ет свое (т.е. соз­да­ет слож­ное пред­ло­же­ние с лю­бым ви­дом свя­зи), тре­тий по­вто­ря­ет по­лу­чив­шее­ся слож­ное пред­ло­же­ние и до­бав­ля­ет в не­го свое про­стое, по­лу­чая та­ким об­ра­зом, слож­ное мно­го­член­ное пред­ло­же­ние. Чет­вер­тый мо­жет про­дол­жить иг­ру или на­чать но­вое про­стое пред­ло­же­ние. На­при­мер, “Я люб­лю слу­шать му­зы­ку”, “Я люб­лю слу­шать му­зы­ку, ко­гда мне ни­кто не ме­ша­ет”, “Я люб­лю слу­шать му­зы­ку, ко­гда мне ни­кто не ме­ша­ет, а млад­ший брат де­ла­ет уро­ки в сво­ей ком­на­те”.

Ра­бо­та с тек­стом-об­раз­цом. Ра­бо­та с тек­ста­ми.

Еще од­но тре­ни­ро­воч­ное уп­раж­не­ние - в тет­ра­дях за­пи­сать слож­ные пред­ло­же­ния с за­дан­ны­ми сою­за­ми и со­юз­ны­ми сло­ва­ми: и, ко­то­рый, а, что, что­бы. Вы­де­лить грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву, обо­зна­чить гра­ни­цы про­стых пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­го.

За­тем ве­ду­щий дик­ту­ет про­стые пред­ло­же­ния, а уча­ст­ни­ки за­пи­сы­ва­ют слож­ные, со­еди­няя их раз­ны­ми сою­за­ми и со­юз­ны­ми сло­ва­ми.

Ра­бо­та с тек­ста­ми. За­вер­ши­те за­ня­тие во­про­сом: ”Чем се­го­дняш­ний день обо­га­тил ва­шу жизнь?” До­би­вать­ся от­ве­та вслух не обя­за­тель­но. Про­сто дай­те вре­мя на раз­мыш­ле­ние.

 


День 22.

Ес­ли вы при­дер­жи­вае­тесь тра­ди­ции на­чи­нать за­ня­тие с по­ло­жи­тель­но­го ау­ди­аль­но­го яко­ря, вы мо­же­те вы­брать не­сколь­ко ва­ри­ан­тов. Са­мый лег­кий - на­чать с рит­мич­ных хлоп­ков (при­чем груп­па де­лит­ся на 2-3 под­груп­пы, ко­то­рым пред­ла­га­ет­ся со­хра­нять свой ритм) и жес­та­ми ре­гу­ли­ро­вать гром­кость хлоп­ков в под­груп­пах. Хло­пать же­ла­тель­но в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут, то­гда те, кто обыч­но ра­бо­та­ет мед­лен­но, и те, кто спе­шит, смо­гут вы­ра­бо­тать об­щий темп.

Дру­гое уп­раж­не­ние, ко­то­рым мы на­чи­на­ем се­го­дняш­нее за­ня­тие, спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ау­ди­аль­но­го вни­ма­ния и на­вы­кам кон­тро­ля за зву­ко­вой сто­ро­ной ре­чи. Уча­ст­ни­ки со­став­ля­ют связ­ный текст, где ка­ж­дый по це­поч­ке про­из­но­сит од­но пред­ло­же­ние, при этом в пред­ло­же­нии не долж­но со­дер­жать­ся ни од­ной бу­к­вы “В” или лю­бой дру­гой бу­к­вы ал­фа­ви­та по ва­ше­му вы­бо­ру. За­кон­чив уп­раж­не­ние и по­лу­чив об­рат­ную связь “Как это бы­ло?”, мо­же­те рас­ска­зать ме­та­фо­ру.

Дав­ным-дав­но жил на све­те юно­ша, ко­то­рый ис­кал ис­ти­ну. Кто-то под­ска­зал ему, что есть вы­со­ко в го­рах пе­ще­ра, а в ней глу­бо­кий ко­ло­дец. “Спро­си ко­ло­дец, в чем ис­ти­на, и он по­ве­да­ет те­бе об этом”. Юно­ша на­шел ко­ло­дец и за­дал свой во­прос. Из ко­лод­ца при­шел от­вет: ”Иди на пло­щадь в сво­ем по­сел­ке. Там ты най­дешь то, что ищешь”. Пол­ный на­дежд, он от­пра­вил­ся на пло­щадь и об­на­ру­жил там три ма­лень­кие тор­го­вые лав­ки. В од­ной про­да­ва­ли ку­соч­ки ме­тал­ла, в дру­гой - ку­соч­ки де­ре­ва, в треть­ей - тон­кую про­во­ло­ку. Ка­за­лось, ни­что и ни­кто не име­ет от­но­ше­ния к рас­кры­тию ис­ти­ны. Раз­оча­ро­ван­ный, он вер­нул­ся к ко­лод­цу, что­бы по­про­сить объ­яс­не­ний, но из ко­лод­ца до­но­си­лось толь­ко эхо.

Юно­ша про­дол­жил свои по­ис­ки ис­ти­ны и по­сте­пен­но вос­по­ми­на­ния о ко­лод­це раз­вея­лись. Од­на­ж­ды лун­ной но­чью он ус­лы­шал зву­ки чу­дес­ной му­зы­ки. Кто-то вдох­но­вен­но иг­рал на си­та­ре. Юно­ше за­хо­те­лось при­бли­зить­ся и уз­нать, как ро­ж­да­ет­ся эта му­зы­ка. Он по­до­шел к иг­раю­ще­му на си­та­ре и смот­рел на его паль­цы, тан­цую­щие по стру­нам, а по­том на­чал рас­смат­ри­вать си­та­ру. И то­гда не­ожи­дан­но его по­ра­зи­ло при­ят­ное от­кры­тие: ин­ст­ру­мент был из­го­тов­лен из тон­ких про­во­ло­чек-струн, ме­тал­ла и де­ре­ва, точ­но та­ких же, ка­кие он ви­дел ко­гда-то, но не при­дал им ни­ка­ко­го зна­че­ния. И на­ко­нец он по­нял по­сла­ние ко­лод­ца: нам уже да­но все, в чем мы ну­ж­да­ем­ся. На­ша за­да­ча - со­брать все это во­еди­но и ис­поль­зо­вать по на­зна­че­нию. Мно­гое не име­ет зна­че­ния, по­ка мы рас­смат­ри­ва­ем толь­ко от­дель­ные фраг­мен­ты. Ко­гда они со­еди­нят­ся, воз­ник­нет но­вое це­ло­ст­ное по­ни­ма­ние.

Те­перь по­ра пе­ре­хо­дить к по­вто­ре­нию те­мы вче­раш­не­го за­ня­тия. Пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам ви­зуа­ли­зи­ро­вать не­сколь­ко сою­зов и со­юз­ных слов (кто сколь­ко смо­жет) и за­тем на­звать их. По­сле это­го вы­пол­ня­ет­ся уп­раж­не­ние в трой­ках. Пер­вый на­зы­ва­ет про­стое пред­ло­же­ние, вто­рой - со­юз или со­юз­ное сло­во, тре­тий со­став­ля­ет слож­ное пред­ло­же­ние. В за­ви­си­мо­сти от ва­ше­го же­ла­ния, мож­но ус­лож­нить за­да­ния, ре­ко­мен­до­вав со­став­лять толь­ко слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния или че­ре­до­вать со слож­но­со­чи­нен­ны­ми.

Ра­бо­та с тек­ста­ми. Про­ве­рив тек­сты, вы­пол­ни­те за­да­ние, ос­но­ван­ное на ва­ри­ан­те ме­то­ди­ки Эб­бин­гау­за. Уча­ст­ни­ки по­лу­ча­ют лис­ты и за­вер­ша­ют кон­ст­руи­ро­ва­ние тек­ста, рас­став­ляя по­пут­но зна­ки пре­пи­на­ния. Это за­да­ние мож­но про­ве­рить по­сле за­ня­тия.

Из королевского замка Камелота выехал _____ Никто не провожал его не св...тил ему в темноте. Сам собой бе...вучно опустился под...емный _____ На опушк... _____ вокруг _____ сидели пастухи и _____ между собой. Вдруг послышался стук копыт. По дороге во весь опор мч...лся _____. Огонь в _____ вспыхнул и высоким столбом метнулся ему на(встречу).

Если ваших учеников заинтересует продолжение этой истории, они могут прочитать ее в книге “В стране легенд” (“Король Артур и рыцари Круглого стола”)

Ра­бо­та с тек­стом, за­пи­сан­ным на дос­ке.

Жар­ким сол­неч...ным днем мы с Род­же­ром от­пра­ви­лись на бе­ре... (не)больш...го за­ли­ва. У...кой тро...кой мы спус­ти­лись к во­де ко­то­рая ма­ни­ла про­зра...но­стью и све­жест...ю. Что­бы разгл...деть что про­ис­хо­дит в глу­би­не я плыл с от­кры­ты­ми гла­за­ми да­же под во­дой. Во­круг м...лька­ли пе­ст­рые рыб­ки ко­лы­ха­лись мя...кие мор­ские вод...рос­ли вни­зу мед­лен­но пол­за­ли мор­ские ежи с фио­ле­то­вы­ми ко­люч­ка­ми все это за­во­ра­жи­ва­ло мол­ча­ли­вой кра­со­той.

Сна­ча­ла пред­ло­жи­те про­чи­тать текст в рит­ме сту­ча­ще­го об пол мя­ча, де­лая пау­зы пе­ред ка­ж­дым сло­вом (этот спо­соб мы ре­ко­мен­ду­ем ис­поль­зо­вать тем, кто час­то пи­шет вме­сте пред­ло­ги с су­ще­ст­ви­тель­ны­ми и ме­сто­име­ния­ми). За­тем пусть ка­ж­дый про­слу­ша­ет соб­ст­вен­ное чте­ние внут­ри с со­блю­де­ни­ем пра­виль­ной ин­то­на­ции, как ес­ли бы этот текст нуж­но бы­ло про­чи­тать за ка­дром филь­ма. За­тем по­про­си­те про­чи­тать текст вы­ра­зи­тель­но вслух. За­тем про­во­дит­ся ра­бо­та над объ­яс­не­ни­ем про­пу­щен­ных букв и вы­де­ле­ни­ем ор­фо­грамм. И толь­ко по­том ста­вят­ся зна­ки пре­пи­на­ния. Гра­фи­че­ски до­ка­жи­те, что это слож­ное пред­ло­же­ние. Об­су­ди­те знак пре­пи­на­ния пе­ред сло­вом “все” в по­след­нем пред­ло­же­нии. По­че­му здесь нель­зя по­ста­вить за­пя­тую?

Сле­дую­щее уп­раж­не­ние спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ре­чи и об­раз­но­го мыш­ле­ния, за­кре­п­ляя кро­ме то­го, изу­чен­ную те­му. Пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам ос­та­вить свои де­ла и пря­мо сей­час от­пра­вить­ся на мор­ской пляж. Пусть они по­чув­ст­ву­ют под но­га­ми го­ря­чий пе­сок и ощу­тят то, что еще мож­но по­чув­ст­во­вать на бе­ре­гу мо­ря, ко­гда све­тит солн­це. За­тем пусть они за­пи­шут свои ощу­ще­ния (про­сто че­рез за­пя­тую). Сно­ва вер­нут­ся на пляж и рас­смот­рят то, что их ок­ру­жа­ло: си­нее не­бо, мо­ре и что-то еще. За­пи­шут то, что они уви­де­ли. Сно­ва вер­нут­ся на пляж и по­слу­ша­ют шум волн, на­бе­гаю­щих на пе­сок, и дру­гие зву­ки, ко­то­рые там есть. За­пи­шут то, что они ус­лы­ша­ли. А те­перь по­про­си­те их со­ста­вить опи­са­ние пля­жа, ис­поль­зуя по­лу­чен­ный ма­те­ри­ал и упот­ре­бив не ме­нее 3 слож­ных пред­ло­же­ний (муль­ти­сен­сор­ное опи­са­ние). По­про­си­те ка­ж­до­го про­чи­тать свое опи­са­ние. Ес­ли груп­па боль­шая, это мо­гут сде­лать толь­ко же­лаю­щие.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

 

За­вер­ша­ет­ся за­ня­тие тран­со­вым уп­раж­не­ни­ем в со­про­во­ж­де­нии му­зы­ки.

Сей­час, ко­гда вы за­крое­те гла­за, вы сно­ва от­пра­ви­тесь в при­ят­ное пу­те­ше­ст­вие. А по­ка про­сто уст­рой­тесь удоб­но так, что­бы бы­ло ком­форт­но ва­шим но­гам и спи­не, при­ят­ные те­п­ло и тя­жесть на­пол­ня­ют ру­ки. Вы от­прав­ляе­тесь в пу­те­ше­ст­вие на пляж на рас­све­те. Пе­ред ва­ми мо­ре, про­зрач­ное или тем­ное, я не знаю. Вы мо­же­те вдох­нуть и ощу­тить за­пах мо­ря. Кру­гом ти­ши­на, в ко­то­рой по­сте­пен­но на­чи­на­ют по­яв­лять­ся ка­кие-то зву­ки. Это ще­бе­чут пти­цы или шур­шат вол­ны, или ка­кие-то дру­гие зву­ки, со­всем осо­бен­ные. Ес­ли по­вер­нуть­ся к мо­рю, то мож­но уви­деть, как да­ле­ко из-за го­ри­зон­та по­яв­ля­ют­ся пер­вые лу­чи солн­ца. Оно мед­лен­но под­ни­ма­ет­ся из во­ды, и на во­де по­яв­ля­ет­ся до­рож­ка мер­цаю­ще­го све­та, ве­ду­щая к са­мо­му солн­цу. Во­да очень при­ят­ная, и, ес­ли хо­ти­те, вы мо­же­те ос­тать­ся на бе­ре­гу или вой­ти в во­ду. Мож­но плыть и это лег­ко, как ес­ли бы во­да са­ма дер­жа­ла вас. Мож­но плыть по сол­неч­ной до­рож­ке или про­сто лечь на спи­ну и по­чув­ст­во­вать, как во­да по­ка­чи­ва­ет вас. Ино­гда так бы­ва­ет, ко­гда плы­вешь на на­дув­ном мат­ра­се. Во­круг воз­дух ста­но­вит­ся все те­п­лее, на­пол­ня­ет­ся сол­неч­ным све­том. Ес­ли хо­ти­те, вы мо­же­те еще не­мно­го по­быть в во­де, а по­том воз­вра­щай­тесь. Лег­ко ощу­щать сво­бо­ду и энер­гию. Что вам за­хо­чет­ся сде­лать, ко­гда вы вер­не­тесь из пу­те­ше­ст­вия? По­ка за­кан­чи­ва­ет­ся му­зы­ка, по­ду­май­те об этом.

 


ДЕНЬ 23.

Изу­чая кни­ги по пси­хо­ло­гии, вы, ве­ро­ят­но, не раз стал­ки­ва­лись с ис­сле­до­ва­ния­ми уров­ня тре­вож­но­сти сре­ди школь­ни­ков. В них от­ме­ча­ет­ся, что пе­ред по­сту­п­ле­ни­ем в шко­лу уро­вень тре­вож­но­сти уве­ли­чи­ва­ет­ся. По­вы­ша­ет­ся уро­вень тре­вож­но­сти и пе­ред лю­бы­ми эк­за­ме­на­ми и кон­троль­ны­ми. При­вык­нуть к то­му, что те­бя по­сто­ян­но оце­ни­ва­ют и срав­ни­ва­ют с дру­ги­ми, до­воль­но тя­же­ло, не прав­да ли? Мы уже го­во­ри­ли, ка­кой эф­фект да­ет срав­не­ние ре­бен­ка не с дру­ги­ми, а с са­мим со­бой. По­про­буй­те об­су­ж­дать не­ко­то­рые ра­бо­ты уча­щих­ся вме­сте с ни­ми, за­да­вая два во­про­са: что ты сде­лал хо­ро­шо? и что ты мо­жешь сде­лать луч­ше? В не­ко­то­рых шко­лах ис­поль­зу­ют для са­мо­ана­ли­за пись­мен­ной ра­бо­ты лист, раз­де­лен­ный по вер­ти­ка­ли на две час­ти. В пер­вой час­ти, обо­зна­чен­ной зна­ком “+”, уче­ник за­пи­сы­ва­ет, что, на его взгляд, ему уда­лось. Во вто­рой, обо­зна­чен­ной зна­ком “++”, он за­пи­сы­ва­ет, что мож­но сде­лать луч­ше. Ино­гда учи­тель вно­сит в лист свои до­пол­не­ния. Мы не бу­дем го­во­рить, как по­зи­тив­но влия­ет та­кой при­ем на са­мо­оцен­ку.

Итак, на­чав за­ня­тие с лю­бо­го по­зи­тив­но­го ау­ди­аль­но­го яко­ря, пред­ло­жи­те на лис­те бу­ма­ги про­вес­ти та­кую ра­бо­ту, оце­нив свою дея­тель­ность на пре­ды­ду­щих за­ня­ти­ях. А за­тем пусть уча­ст­ни­ки пись­мен­но от­ве­тят на во­прос, что они мо­гут сде­лать, что­бы улуч­шить свои дос­ти­же­ния.

Сле­дую­щий этап - раз­ви­тие ви­зуа­ли­за­ции. Пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам за­пом­нить фи­гу­ры.

 

 

Тре­уголь­ник, круг, квад­рат, пря­мо­уголь­ник, круг, тре­уголь­ник, ромб, пря­мо­уголь­ник, квад­рат, круг (од­на фи­гу­ра на­хо­дит на дру­гую)

За­тем за­крой­те ри­су­нок, а уче­ни­ки пусть по па­мя­ти на­ри­су­ют эти гео­мет­ри­че­ские фи­гу­ры. По­про­си­те наи­бо­лее ус­пеш­ных по­де­лить­ся сво­ей стра­те­ги­ей за­по­ми­на­ния. Ка­кие мне­мо­ни­че­ские прие­мы мож­но бы­ло бы ис­поль­зо­вать? (На­при­мер, зри­тель­но пред­став­ляя кар­тин­ку, про­го­ва­ри­вать на­зва­ния фи­гур: тре­уголь­ник, круг, квад­рат, пря­мо­уголь­ник, за­пом­нить пер­вые бу­к­вы на­зва­ний фи­гур - ТККвП и т.д. или рас­кра­сить оди­на­ко­вые фи­гу­ры од­ним цве­том).

По­сле это­го, вы мо­же­те пе­ре­хо­дить к изу­че­нию те­мы “Зна­ки пре­пи­на­ния при пря­мой ре­чи”. Уточ­ни­те, что обя­за­тель­но нуж­но за­пом­нить все­го две схе­мы.

А: “П!?”.

“П,!?”- а.

За­по­ми­на­ние с ис­поль­зо­ва­ни­ем внут­рен­ней ви­зуа­ли­за­ции. Осо­бо об­ра­ти­те вни­ма­ние, что точ­ка в пер­вой схе­ме ста­вит­ся по­сле ка­вы­чек.

Ос­таль­ные ва­ри­ан­ты этих двух схем вы­во­дят­ся, как в ма­те­ма­ти­ке, из них. Про­ана­ли­зи­руй­те при­ме­ры:

 

Один ста­ри­чок из То­ба­го

Ел толь­ко ов­сян­ку и са­го.

К вра­чу он по­пал,

А тот за­кри­чал:

“Ба­ра­ни­ну ешь, до­хо­дя­га!”

 

Про­чи­тай­те от­дель­но сло­ва ав­то­ра и пря­мую речь. Об­су­ди­те, что обо­зна­ча­ет ка­ж­дый знак пре­пи­на­ния при пря­мой ре­чи. За­тем пусть уче­ни­ки вы­пол­нят од­но из лю­би­мых уп­раж­не­ний по­эта Ио­си­фа Брод­ско­го, ко­то­рое он час­то пред­ла­гал сту­ден­там: за­пом­нить, как вы­гля­дят строч­ки сти­хо­тво­ре­ния (в дан­ном слу­чае ли­ме­ри­ка - кста­ти, объ­яс­ни­те, что та­кое ли­ме­ри­ки) и по па­мя­ти за­пи­сать сти­хо­тво­ре­ние со все­ми зна­ка­ми пре­пи­на­ния, точ­но так же, как оно вы­гля­де­ло на дос­ке или в кни­ге. По­сле это­го ана­ло­гич­ная ра­бо­та вы­пол­ня­ет­ся с дру­гим ли­ме­ри­ком Эд­вар­да Ли­ра.

Од­но­му ста­ри­ку в Ла­ро­ше­ли

Жук за­чем-то за­брал­ся на шею.

“Что ж, при­дет­ся слег­ка

Мне при­жу­чить жу­ка”, -

Злоб­но мол­вил ста­рик в Ла­ро­ше­ли.

Сле­дую­щее уп­раж­не­ние вы­пол­ня­ет­ся в ко­ман­дах. Уча­ст­ни­ки по оче­ре­ди при­ду­мы­ва­ют и за­пи­сы­ва­ют на лис­те бу­ма­ги пред­ло­же­ния по пер­вой и вто­рой схе­мам, вни­ма­тель­но от­сле­жи­вая пра­виль­ность по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния (схе­ма­ми поль­зу­ют­ся по па­мя­ти). Вы­иг­ры­ва­ет, ра­зу­ме­ет­ся, ко­ман­да, ко­то­рая пра­виль­но вы­пол­нит за­да­ние. Мож­но до­бав­лять оч­ко за ско­рость, но мож­но это­го и не де­лать. Обыч­но мы про­ве­ря­ем за­да­ние сра­зу, так как важ­но бы­ст­ро да­вать об­рат­ную связь. Ес­ли про­ве­рить за­да­ние к сле­дую­ще­му дню, то эф­фект сни­жа­ет­ся: дру­гие со­бы­тия от­да­ля­ют важ­ность об­рат­ной свя­зи.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

Сле­дую­щая те­ма се­го­дняш­не­го за­ня­тия тес­но свя­за­на с пре­ды­ду­щей. Об­ра­ще­ния час­то встре­ча­ют­ся в пря­мой ре­чи. Уточ­ни­те, что об­ра­ще­ние на­зы­ва­ет то­го, к ко­му об­ра­ща­ют­ся с ре­чью, сто­ит в фор­ме име­ни­тель­но­го па­де­жа и про­из­но­сит­ся с осо­бой зва­тель­ной ин­то­на­ци­ей, а на пись­ме вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми. Ме­сто­име­ния чрез­вы­чай­но ред­ко вы­сту­па­ют в ро­ли об­ра­ще­ний (в ос­нов­ном, в про­сто­ре­чии- “Эй вы, по­ди­те сю­да!”). Ес­ли вы хо­ти­те за­кре­пить ма­те­ри­ал, пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам вспом­нить, как об­ра­ща­ют­ся к ге­ро­ям в за­пом­нив­ших­ся им ани­ма­ци­он­ных и ху­до­же­ст­вен­ных филь­мах, на­чи­ная с па­мят­но­го “Ну, За­яц, по­го­ди!” и за­кан­чи­вая не ме­нее па­мят­ным “А вас, Штир­лиц, я по­про­шу ос­тать­ся”. Ве­ро­ят­но, уча­ст­ни­ки на­зо­вут вам боль­шее ко­ли­че­ст­во об­ра­ще­ний к ге­ро­ям ино­стран­ных про­из­ве­де­ний. За­пи­ши­те не­ко­то­рые из них на дос­ке, со­ставь­те схе­мы.

О!... О,......, О,......, О!

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на зна­ки пре­пи­на­ния. Еще один спо­соб за­кре­п­ле­ния те­мы “Об­ра­ще­ние” - ра­бо­та с лю­бы­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми тек­ста­ми, в ко­то­рых есть диа­ло­ги. Раз­дай­те уча­ст­ни­кам тек­сты (мож­но, на­при­мер, ис­поль­зо­вать учеб­ни­ки-хре­сто­ма­тии по ли­те­ра­ту­ре) и пред­ло­жи­те вы­пи­сать 3 пред­ло­же­ния с пря­мой ре­чью, вклю­чаю­щих об­ра­ще­ние. Обя­за­тель­но в на­ча­ле пусть ука­жут фа­ми­лию ав­то­ра и на­зва­ние про­из­ве­де­ния.

Ра­бо­та с тек­ста­ми. Те­перь мож­но про­чи­тать текст, со­дер­жа­щий пря­мую речь, и пред­ло­жить за­пом­нить его, ис­поль­зуя ме­тод внут­рен­ней ви­зуа­ли­за­ции. Ве­ду­щий чи­та­ет текст, а уча­ст­ни­ки од­но­вре­мен­но в во­об­ра­же­нии соз­да­ют фильм по про­чи­тан­но­му. Мож­но про­чи­тать текст вто­рой раз, то­гда ка­ж­дый уча­ст­ник бу­дет уже про­смат­ри­вать свой фильм и слу­шать “го­лос за ка­дром”. За­тем за­пи­сы­ва­ют то, что за­пом­ни­ли. Этот спо­соб эф­фек­ти­вен в хо­де под­го­тов­ки к на­пи­са­нию из­ло­же­ния.

Ес­ли вы уже про­ве­ри­ли вы­пол­не­ние уп­раж­не­ния и об­су­ди­ли, как лег­че за­по­ми­нать текст, мо­же­те пе­ре­хо­дить к со­став­ле­нию пред­ло­же­ний по схе­мам.

“П, - а, - п”. “П? - а. - П”.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

За­вер­ша­ет за­ня­тие ме­та­фо­ра.


День 24.

Хо­тя вы уже, ве­ро­ят­но, при­ду­ма­ли мно­го раз­ных спо­со­бов на­чи­нать за­ня­тие, сле­дую­щее уп­раж­не­ние мо­жет стать ин­те­рес­ным до­бав­ле­ни­ем к ним. Те, кто ин­те­ре­со­вал­ся, как не­вер­баль­ное по­ве­де­ние влия­ет на ок­ру­же­ние, зна­ют, что низ­кий го­лос вос­при­ни­ма­ет­ся как бо­лее при­ят­ный и рас­по­ла­гаю­щий, чем вы­со­кий и рез­кий. Те, кто за­ни­мал­ся му­зы­кой, воз­мож­но, зна­ют, что есть спе­ци­аль­ные фо­не­ти­че­ские уп­раж­не­ния, по­мо­гаю­щие вы­ра­бо­тать хо­ро­шую дик­цию и при­об­ре­сти при­ят­ный бла­го­звуч­ный го­лос.

Ес­ли вы хо­ти­те ук­ре­пить свои го­ло­со­вые связ­ки, вы­ра­бо­тать пра­виль­ное ре­че­вое ды­ха­ние, то сле­дую­щие строч­ки за­ин­те­ре­су­ют вас. На­чи­ная уп­раж­не­ние, глу­бо­ко вдох­ни­те, за­тем, про­из­но­ся звук “а-а-а”, вы­ды­хай­те, ста­ра­ясь вы­дох­нуть весь воз­дух из лег­ких. Рот обыч­но ши­ро­ко от­крыт, язык плос­ко ле­жит за ниж­ни­ми зу­ба­ми. Воз­дух сво­бод­но вы­хо­дит из лег­ких. За­тем ана­ло­гич­ное уп­раж­не­ние вы­пол­ня­ет­ся с дру­ги­ми глас­ны­ми. Осо­бый внеш­ний эф­фект это уп­раж­не­ние про­из­во­дит, ко­гда его де­ла­ет груп­па це­ли­ком, как ес­ли бы вы слу­ша­ли ре­пе­ти­цию сла­жен­но по­юще­го хо­ра.

а-а-а-а э-э-э-э и-и-и-и о-о-о-о у-у-у-у

 

/МЕСТО СХЕМЫ/

 

Про­из­но­ся звук “э”, уг­лы губ рас­тя­ги­ва­ют в сто­ро­ны, при про­из­не­се­нии зву­ка “и” язык про­дви­га­ет­ся впе­ред и при­под­ни­ма­ет­ся вверх. Гу­бы, про­из­но­ся­щие звук “о”, ок­руг­ле­ны и вы­тя­ну­ты тру­боч­кой. Ес­ли пред­ста­вить, что вы как бы при­жи­мае­те “о” язы­ком, звук по­лу­чит­ся бо­лее бла­го­звуч­ным. Звук “у” на­по­ми­на­ет “о”, но язык под­нят к не­бу и ото­дви­нут на­зад.

За­бав­но, что мож­но нау­чить­ся про­из­но­сить зву­ки пра­виль­но и при этом по­мочь уси­лить кро­во­снаб­же­ние серд­ца, гор­ла и гор­та­ни (по­лез­но не толь­ко для учи­те­лей, ко­то­рые мно­го го­во­рят), ак­ти­ви­зи­ро­вать ра­бо­ту щи­то­вид­ной же­ле­зы, снять ус­та­лость с глаз. Ра­зу­ме­ет­ся, поль­зу эти уп­раж­не­ния при­не­сут в слу­чае сис­те­ма­ти­че­ских за­ня­тий.

Сле­дую­щее уп­раж­не­ние вам хо­ро­шо зна­ко­мо - это ди­аг­но­сти­ка ди­на­ми­че­ско­го объ­е­ма па­мя­ти. Се­го­дня вы под­во­ди­те не­ко­то­рые ито­ги, ана­ли­зи­руе­те ди­на­ми­ку из­ме­не­ний по срав­не­нию с пер­вы­ми тес­та­ми. Итак, вы сно­ва пред­ла­гае­те за­по­ми­на­ние 3 ком­би­на­ций из цифр и букв (15 эле­мен­тов), при­чем пер­вый ряд цифр по­ка­зы­вае­те на таб­лич­ке (за­тем сле­ду­ет вос­про­из­ве­де­ние), вто­рой ряд мед­лен­но про­го­ва­ри­вае­те вслух (вос­про­из­ве­де­ние), за­по­ми­на­ние третье­го ря­да тре­бу­ет не­ко­то­рой под­го­тов­ки. Для это­го уча­ст­ни­ки за­ня­тий де­лят­ся на па­ры и один паль­цем или об­рат­ным кон­цом руч­ки мол­ча пи­шет на ла­до­ни или спи­не парт­не­ра ряд цифр и букв. Знак по­вто­ря­ет­ся до тех пор, по­ка парт­нер не кив­нет, что по­нял его (он при этом смот­рит в сто­ро­ну или за­кры­ва­ет гла­за). Вос­про­из­во­дит­ся ки­не­сте­ти­че­ский ряд то­же мол­ча на ру­ке уже то­го, кто пи­сал. Об­ра­зец сим­воль­но­го ря­да:

2Ж­71ЮЛ5­4М­А8НГ96Д

Те­перь, ко­гда вы по­лу­чи­ли по­след­ние дан­ные, вы мо­же­те срав­нить, как из­ме­нил­ся объ­ем вни­ма­ния в хо­де за­ня­тий. Ре­зуль­та­ты всех тес­тов по­лез­но вы­дать ка­ж­до­му уче­ни­ку ин­ди­ви­ду­аль­но, при­чем пре­ду­пре­ди­те, что они мо­гут са­ми вы­би­рать, по­ка­зы­вать их ко­му-ли­бо или нет.

Те­ма се­го­дняш­не­го за­ня­тия - “Ци­ти­ро­ва­ние”. Под­черк­ни­те, что по­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния бу­дет лег­кой в том слу­чае, ес­ли уче­ни­ки зна­ют, ка­кие зна­ки пре­пи­на­ния ста­вят­ся при пря­мой ре­чи. Пусть ка­ж­дый ви­зуа­ли­зи­ру­ет во внут­рен­нем взо­ре схе­мы пря­мой ре­чи, за­тем при­ве­дет ко­рот­кий при­мер, а кто-то из уча­ст­ни­ков за­пи­шет схе­мы на дос­ке сле­ва. За­тем пе­ре­хо­ди­те к те­ме “Ци­ти­ро­ва­ние”. Сна­ча­ла на­пом­ни­те, что та­кое ци­та­та во­об­ще. По­сле это­го на дос­ке и в тет­ра­дях де­ла­ет­ся сле­дую­щая за­пись:

1. А: ”П”. = А: ”Ц”.

“П!?”,- а. = “Ц!?,”- а. “П, - а, - п”.

2. А, что “ц”.

3. В эпи­гра­фе ка­выч­ки сни­ма­ют­ся.

4. Без ка­вы­чек мо­гут оформ­лять­ся сти­хо­твор­ные ци­та­ты.

Объ­яс­не­ние тек­ста-об­раз­ца. За­тем уча­ст­ни­кам пред­ла­га­ет­ся офор­мить раз­ны­ми спо­со­ба­ми ци­та­ты.

Ува­же­ние к ми­нув­ше­му - вот чер­та, от­ли­чаю­щая об­ра­зо­ван­ность от ди­ко­сти.

А.Пуш­кин

Ни­кто не мо­жет быть ни все­знаю­щим, ни все­мо­гу­щим.

Вер­ги­лий

Са­мое ред­кое му­же­ст­во - это му­же­ст­во мыс­ли.

А.Франс

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

Се­го­дня вы мо­же­те вы­брать не­ко­то­рые из уже из­вест­ных вам уп­раж­не­ний и по­на­блю­дать за из­ме­не­ния­ми. Вы­би­рай­те - “Му­ха” (лю­бой ва­ри­ант) или “Кор­рек­тур­ная про­ба”.

За­ня­тие за­вер­ша­ет­ся ме­та­фо­рой.

В од­ном ма­лень­ком зоо­пар­ке мед­ве­дя дол­го дер­жа­ли в тес­ной клет­ке, так что он мог толь­ко сде­лать че­ты­ре ша­га в од­ну сто­ро­ну, по­вер­нуть­ся и сде­лать че­ты­ре ша­га об­рат­но. Так и хо­дил он це­лы­ми дня­ми по клет­ке ту­да и об­рат­но. По­се­ти­те­ли жа­ле­ли мед­ве­дя и го­во­ри­ли: “Как, на­вер­ное, он был бы сча­ст­лив, ес­ли бы ему уда­лось ока­зать­ся на сво­бо­де!”

Вре­мя шло, зоо­парк ста­ли ре­мон­ти­ро­вать, и всем жи­вот­ным сде­ла­ли боль­шие про­сто­рные воль­е­ры. В них бы­ло мно­го зе­ле­ни, а в за­го­не у мед­ве­дя да­же бас­сейн. Ра­бот­ни­ки зоо­пар­ка пред­вку­ша­ли, как об­ра­ду­ет­ся ог­ром­ный зверь, ко­гда его пе­ре­ве­дут из тес­ной клет­ки в сво­бод­ный воль­ер. И вот дол­го­ждан­ный день на­сту­пил. Мед­ве­дя пе­ре­гна­ли в кро­шеч­ную клет­ку для пе­ре­воз­ки и по­вез­ли на но­вое ме­сто. Да­же на­хо­дясь в транс­порт­ной клет­ке, мед­ведь ухит­рял­ся де­лать свои обя­за­тель­ные че­ты­ре ша­га взад - впе­ред. На­ко­нец его вы­пус­ти­ли в но­вый про­сто­рный воль­ер. Мед­ведь ог­ля­дел­ся, ос­то­рож­но сде­лал шаг, дру­гой, тре­тий, чет­вер­тый... А по­том по­вер­нул­ся и сно­ва сде­лал че­ты­ре ша­га об­рат­но. Он так и не смог по­нять, что те­перь пру­тья клет­ки, ог­ра­ни­чи­вав­шие его сво­бо­ду, су­ще­ст­ву­ют толь­ко в его во­об­ра­же­нии. Но эти пру­тья в па­мя­ти зве­ря ока­за­лись креп­че на­стоя­щих. Так мед­ведь до сих пор и хо­дит в ог­ром­ном воль­ер:е че­ты­ре ша­га ту­да и че­ты­ре ша­га об­рат­но...


День 25.

По­про­буй­те, ес­ли хо­ти­те, про­дол­жить ра­бо­ту над фо­не­ти­че­ски­ми уп­раж­не­ния­ми по вы­ра­бот­ке хо­ро­шей дик­ции и звуч­но­го го­ло­са. Вы­дох­ни­те, сде­лай­те мед­лен­ный и глу­бо­кий вдох и с за­кры­тым ртом “про­мы­чи­те” звук “м-м-м” на­сколь­ко хва­тит ды­ха­ния. Три раза уп­раж­не­ние вы­пол­ня­ет­ся со­всем ти­хо, три раза гром­ко. По­сте­пен­но си­лу зву­ка нуж­но уве­ли­чи­вать. Гу­бам ще­кот­но? Со­всем ско­ро это прой­дет. Те­перь сно­ва про­пой­те глас­ные “а-э-и-о-у” не­сколь­ко раз. Ко­гда вы за­кон­чи­те уп­раж­не­ние, ока­жет­ся, что груп­па уже на­строи­лась на со­вме­ст­ную ра­бо­ту.

Да­лее, так как мы яв­ля­ем­ся прин­ци­пи­аль­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми тео­рии раз­ви­тия выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций и вни­ма­ния в про­цес­се обу­че­ния, мы пред­ла­га­ем уп­раж­не­ние с мя­чом на раз­ви­тие мыш­ле­ния “Как мож­но ис­поль­зо­вать па­ра­шют?” За­бав­но за­ме­тить, как бы­ст­ро схо­дит пер­вый слой ба­наль­ных пред­ло­же­ний и на­чи­на­ет­ся са­мое ин­те­рес­ное - не­ожи­дан­ные да­же для уча­ст­ни­ков не­стан­дарт­ные идей. Это по­доб­но моз­го­во­му штур­му на пер­вом эта­пе на­бра­сы­ва­ния идей. От­ве­ди­те на уп­раж­не­ние не ме­нее 10-15 ми­нут.

Те­перь, ко­гда пра­вое по­лу­ша­рие ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось, мож­но вы­пол­нять лю­бое за­да­ние, свя­зан­ное с твор­че­ской дея­тель­но­стью. Пред­ло­жи­те, на­при­мер, уча­ст­ни­кам груп­пы, поль­зу­ясь их кар­точ­ка­ми со сло­вар­ны­ми сло­ва­ми или сло­ва­ми, вы­зы­вав­ши­ми за­труд­не­ния, со­ста­вить соб­ст­вен­ные связ­ные тек­сты на лю­бую те­му, вклю­чив в дик­тант не ме­нее 10 слов из кар­то­чек.

Сле­дую­щий этап се­го­дняш­не­го за­ня­тия - ра­бо­та над зна­ка­ми пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с ввод­ны­ми сло­ва­ми и пред­ло­же­ния­ми. На­чи­ная ана­лиз те­мы, пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам вы­ра­зить свои чув­ст­ва по от­но­ше­нию к ин­фор­ма­ции, со­дер­жа­щей­ся в сле­дую­щих пред­ло­же­ни­ях, или ука­зать ис­точ­ник со­об­ще­ния и сте­пень ре­аль­но­сти со­об­щае­мо­го. На дос­ке за­пи­са­ны сле­ва ввод­ные сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, спра­ва - пред­ло­же­ния, с ко­то­ры­ми бу­дут ра­бо­тать уча­ст­ни­ки.

 

К сча­стью, к не­сча­стью со­жа­ле­нию, По­го­да ле­том бу­дет жар­кая.
ко­неч­но, ра­зу­ме­ет­ся, мо­жет быть, Эк­за­ме­ны нач­нут­ся в ию­не.
го­во­рят, по-мо­ему, по со­об­ще­нию Дру­зья со­би­ра­ют­ся в Ита­лию.

 

За­пись лю­бых трех пред­ло­же­ний на дос­ке и в тет­ра­дях с ввод­ны­ми сло­ва­ми. Об­су­ди­те, в чем за­клю­ча­ет­ся роль ввод­ных слов, и по­че­му они на­зы­ва­ют­ся ввод­ны­ми. За­тем в тет­ра­дях за­пи­сы­ва­ют­ся ос­нов­ные груп­пы ввод­ных слов с наи­бо­лее час­то упот­реб­ляю­щи­ми­ся при­ме­ра­ми.

1. ВВ., вы­ра­жаю­щие ЧУВ­СТ­ВА го­во­ря­ще­го

к сча­стью, к со­жа­ле­нию, стран­ное де­ло, к не­сча­стью

2. ВВ., вы­ра­жаю­щие ОЦЕН­КУ го­во­ря­щим сте­пе­ни ре­аль­но­сти со­об­щае­мо­го

ко­неч­но, без­ус­лов­но, ве­ро­ят­но, мо­жет быть, по­жа­луй, на­вер­ное

3. ВВ., ука­зы­ваю­щие на ИС­ТОЧ­НИК СО­ОБ­ЩЕ­НИЯ

го­во­рят, по сло­вам, по мне­нию, по-мо­ему, пом­нит­ся, по на­шим дан­ным

4. ВВ., ука­зы­ваю­щие на СВЯЗЬ МЫС­ЛЕЙ, по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния

итак, сле­до­ва­тель­но, да­лее, зна­чит, впро­чем, в об­щем, кро­ме то­го, кста­ти




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.