КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театр и музыка 3 страница
Таким образом, следуя принципу восходящих кзинт системы люй, получим символическое изображение четырех времен года, подобное аналогичному изображению в других странах Древнего Востока (табл. 2). Таблица 2 Символическое обозначение времен года [109, 110]
Очень тесно с философской символикой было связано и назначение музыкальных инструментов. Так, например, считалось, что барабан призван представлять Север и Зиму, а также воду и кожу; колокол — Запад и Осень, воду и металл... Китайская музыкальная система люй проникает в Японию вместе с китайской философией и литературой в VI в. Знакомство с системой люй считалось обязательным для каждого ученого, принадлежащего к «китайской школе».
47 Эта концепция, зафиксированная в сочинении Лю Бу-вэя «Люиши Чуньцю» (III в. до н. э.), получила официальное признание в факте присоединения музыкального ведомства к ведомству мер и весов [96, М1].
Японская музыкальная теория, усиленно разрабатываемая в течение всего VIII в., окончательно оформляется только в IX в., хотя музыкальные каноны складываются в общих чертах уже в VIII в. Но в IX в. они были систематизированы теоретиками-исполнителями, входившими в ведомство гагаку-рё. Наряду со звукорядом чисто японского происхождения, положенным в основу вокально-хоровой музыки гагаку — сайбагаку, в основу инструментальной музыки гагаку лег звукоряд, развившийся из системы люй. По системе люй [8; 26; 60; 96] звукоряд состоит из двенадцати ступеней, составляющих цепь восходящих квинтовых ходов, которые образуются при исполнении на своеобразной флейте Пана, составленной из последовательного ряда двенадцати трубок при соотношении их длины 2:3. Согласно философской символике, этот звукоряд с—g, f—с—g—d—а—е h—fis—cis—gis—dis—ais представляет собой два взаимопроникающих шестизвучных звукоряда, олицетворяющих мужское и женское начало, свет и тьму или мажорную (рёсэн) и минорную (риссэн) тональность. В таком виде китайская теория музыки была воспринята в Японии. Японским музыковедам удалось восстановить с помощью устной традиции и литературной записи четыре основных музыкальных хода, характерных для теории древности и раннего средневековья (VIII—Хв.): 1) ЕН dis а состоит из тайсикитё — «господствующего» — и хансикитё — «сопровождающего» — проходящего звукорядов; 2) D А dеа— итикоцутё— «переходящий» звукоряд; 3) ЕН dеа — хёдзё — «спокойный» звукоряд; 4) ЕА сеg — осикитё (букв, «тон желтого колокола») — «торжественный» звукоряд [48, 92]. Эта запись воспроизводит один из вариантов системы люй. У Сиба Сукэхиро приводится уже не четыре, а восемь ходов, которые в несколько видоизмененном и расширенном виде также изображают варианты люй [99, 4], аналогичные вышеприведенным. Восприняв китайскую музыкальную систему, японская теория ритуальной музыки гагаку не ограничилась, однако, только китайским звукорядом. В процессе формирования и развития отечественной музыкальной системы японские музыканты, подобно мастерам ваяния и зодчества, перенимая и усваивая достижения чужеземной культуры, стремились сочетать их с традиционными формами японской культуры. В китайской музыке (и народной и ритуальной) по мере развития китайской музыкальной системы люй пятиступен-ный звукоряд превращается в господствующий, преобладающий, так как он лучше всего соответствует музыкальному мышлению и языковому строю китайского народа. Музыкальному же и поэтическому мышлению японского народа, строю его языка пятиступенный звукоряд, как правило, не соответствует. Принадлежность китайского и японского языков к различным языковым группам явилась, возможно, одной из причин значительного различия японского и китайского звукорядов. Кроме того, как известно, ритуальная музыка гагаку помимо музыки, построенной по китайскому образцу, включала и так называемую сайбагаку — музыку чисто японского происхождения. Зафиксированный японской музыкальной теорией звукоряд сайбагаку сложился, вероятно, задолго до эпохи Нара. Этот звукоряд, сохранившийся и в современной Японии, по мнению авторитетных музыковедов (Яманэ Гиндзи [60], К. Закс [96]) и других, представляет собой, как п пятиступенный, один из наиболее архаических звукорядов, известных историкам музыки. Структура японского звукоряда позволяет сблизить его со звукорядом древнего Египта (АFЕСВ) и древней Греции. Наличие как в древнеяпонском, так и в древнегреческом языках силлабического стихосложения с внутренними музыкальными ударениями могло привести к возникновению звукорядов, аналогичных по структуре даже и в различных условиях. В отличие от китайского японский звукоряд не является ангемитонным, так как каждый из его тетрахордов имеет прилегающую большую терцию вверху и полутон внизу. Три варианта японской гаммы хирадзёси, кумоидзёси и ивато напоминают фригийский лад в модифицированной форме раннего средневековья. Хирадзёси — АВС ЕFА (сопряженные тетрахорды с дополнительной октавой внизу). Кумоидзёси — ЕF АВСЕ (расчлененные тетрахорды). Ивато — ВС EF АВ (сопряженные тетрахорды с дополнительной октавой вверху). Вокальные партии приведенных у Сиба Сукэхиро расшифровок сайбагаку построены с небольшими отклонениями на звукорядах типа хирадзёси, кумоидзёси и ивато. Традиционный порядок концертирования гагаку, заимствованный из древнекитайской теории, отразился, в частности, и на исполнении сайбагаку. По традиционной теории в чередовании (во время исполнения) тональностей рицу (соответствует минорной тональности) и рё (соответствует мажорной тональности) воплощается ритуальное парное противопоставление неба и земли, света и тени, высокого и низкого, мужского и женского, правого и левого. Типичный образец звукоряда сайбагаку в тональности рицу со звуком «ми» как тоникой в записи современными нотными знаками выглядит следующим образом:
«кю» соответствует «ми«(тоника) «хэн-сё»» «фа» (верхний вводный тон) «эй-сё»» «соль» (верхняя медианта) «риккаку»» «ля» (субдоминанта) «ти»» «си» (доминанта) «хэн-у»» «до» (нижняя доминанта) «эй-у»» «ре» (нижний вводный тон) «ка-кю»» «ми» (верхняя тоника)
Звукоряд сайбагаку в тональности рё со звуком «соль» как тоникой — суть следующий: g аs b с d еs f g. Оба примера с достаточной полнотой показывают, что древнему японскому звукоряду свойственна несомненная тенденция развития в сторону гептатоники48. Практически же он не отличается от диатоники. По традиции в середине IX в. во время представлений гигаку исполнялось 25 песен в тональности рицу с «ми» («хёдзё») в качестве тоники и 36 песен в тональности рё с «соль» («содзё») в качестве тоники. Шесть из них (две — в тональности «хёдзё» и четыре — в «содзё») были специально отобраны для регулярного исполнения в 1878 г. В 1956 г. они были изданы в расшифровке Сиба Сукэхиро. В издании Сиба Сукэхиро воспроизведены партитуры 48 Гептатоника — система из семи звуков, включающая все ступени звукоряда в пределах октавы.
сайбагаку, которые датируются более поздним периодом (IX—XI вв.), т. е. временем, когда система рё и рицу получила окончательное завершение. Однако и при рассмотрении партитуры сайбагаку, безусловно, подвергавшейся обработке, обнаруживается сохранившаяся и поныне неоднородность вокальной и инструментальной партий. Соло-вокальная партия — исполняется в одной тональности, а инструментальное сопровождение — в другой. Явление это осмысливалось в свете уже упомянутой выше концепции противопоставления с помощью противоположных тональностей правого и левого, неба и земли и т. п. Эта же концепция была характерна для хореографии бу-гаку. Причина этого явления заключается, видимо, в стремлении исполнителей и теоретиков сайбагаку сочетать японскую мелодику с китайской музыкальной системой. Известно, что уже в конце VIII в. при дворе в Нара исполнялись вариации на тему сайбара, созданные в строгом соответствии с правилами системы люй. В конце IX в., когда все известные к тому времени песни сайбара были разделены по тональности на две группы — рицу и рё, зафиксирован был применительно к правилам китаизированной теории характер инструментального сопровождения и настройки инструмента. Так, например, в песнях сайбара звукоряда содзё инструментальное сопровождение от начала до конца давалось в иной тональности. Инструмент с минорной настройкой — духовой орган сё в «гамме» хёдзё (тоника «ми») аккомпанировал вокальной партии, изложенной в тональности рё в «гамме» содзё (тоника «соль»). Если вокальная партия исполнялась в минорной тональности, кото и бива обязательно настраивались в мажорной тональности. Такого рода звучание, наделенное уже элементами политональности, придавало всему исполнению очень своеобразный характер (сохраняющийся и поныне). В сайбагаку, в которой вокальная партия исполняется в тональности рицу содзё (что примерно соответствует «соль» минору) орган сё, как и струнные кото и бива, настраивается и аккомпанирует мелодии также в тональности рицу содзё. Таким образом, здесь имеется прямое указание на применение гармонизации. Интересно, что и в этом случае, как в уже упомянутом варианте политонального решения, преобладает стремление приспособить китайский инструментальный оркестр к специфике японского мелодического оборота. Но все же партитуры гагаку в целом (куда входит чисто инструментальная музыка гагаку, бугаку, сайбагаку, кагу-ра-ута и др.) и в более поздней редакции сохранили картину сопоставления двух непохожих музыкальных систем, одновременно и полноправно проявляющихся во время представления гагаку. Инструментальная музыка гагаку целиком построена на системе люй. В партитурах сайбагаку также содержатся элементы этой системы. Все это свидетельствует о весьма продолжительном и сложном развитии японской музыкальной теории в процессе усвоения чужеземных и разработке местных традиций. В период VII—VIII вв. было положено начало этому процессу. Продолжался же он в IX—XIII вв. параллельно с развитием японского театра. Так возникло очень интересное явление — две различные ладовые системы, существуя параллельно, прекрасно уживаются, причем вплоть до наших дней. Помимо системы люй с ее специфическим звукорядом в VIII в. в японской ритуальной музыке гагаку появляется (через страны Юго-Восточной Азии — Вьетнам и Камбоджу) и индийская музыка, основанная на так называемом звукоряде рага [60; 96]. В 736 г. из Вьетнама в Японию прибыли несколько буддийских ученых. Они и начали обучать своим танцам и музыке [32, 61]. По свидетельству японских источников, в 763 г. во время придворного праздника в Пара впервые исполнялась музыка Южного Вьетнама (Тямпа), музыкальный стиль которой впоследствии, спустя примерно 400 лет, также был ассимилирован китайским стилем [96, 135]. Наиболее интересны по сравнению с бытовавшей в других странах Восточной Азии достижения японской музыкальной теории в развитии музыкальной формы в широком смысле этого слова. Развивая гетерофонию49 в инструментальном сопровождении, японские музыканты — исполнители на кото и сё вводят аккорд из полных или уменьшенных квинт, кварт, терций и даже секунд в пределах октавы50. В бытовавшей форме гетерофонии развивается полифоническое мышление. Показательной в этом отношении является шеститактная кода образцового сочинения гагаку — 49 Гетерофония — соединение в одновременном звучании двух и более голосов, исполняющих один и тот же напев в различных вариациях. 50 Наличие темперированного органа сё способствовало развитию гармонизации.
«Тёгэйси»: перед окончанием солирующие флейты затухают и вступает солирующее кото. В формировании характера японской полифонии, несомненно, существенную роль сыграл тот же принцип, что и в танцах бугаку,— противопоставление так называемой «правой» и «левой» музыки. «Правая» музыка включала оркестровую партию, заимствованную или сочиненную в стиле бо-хайской музыки и музыки Кореи; в «левую» музыку входили партии индийского и китайского происхождения. Кроме общих для обеих частей оркестра инструментов — хитирики, бива, кото, тайко и сёко — в «правой» части солирует флейта комабуэ и маленький барабан сан-но цуцуми; в «левой» — флейта отэки и сё. В «левой» музыке флейта и гобой хитирики играют в унисон, сопровождаемые аккордами сё; в «правой» — партии флейты и хитирики даются и в форме контрапункта. Темп музыки гагаку в целом довольно медленный и ровный. Ее метр может быть сопоставлен с нечетными долями (3, 5, 9, 11-дольными). На характере музыки, сопровождающей танцы бугаку, сказалось влияние индийского ритма тала. Ввезенное в VII—VIII вв. с материка ядро гагаку подверглось в Японии дальнейшей разработке, в частности усовершенствованию структуры музыкального произведения. В Японии условия для этого были более благоприятные, чем на материке. Японский музыковед Усияма Мицуру считает, что в разработке структуры музыкального произведения теоретики гагаку намного опе!редили европейских и задолго (примерно за восемь веков) до Филиппа Эммануила Баха, Яна Вацлава Стамица, Христпана Каннабиха, Иосифа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта приблизились к сонатной форме [99, 31]. Действительно, архитектоника всех почти номеров гагаку, помещенных в изданном Сиба Сукэхиро сборнике партитур, характеризуется наличием двух-, трех- и даже четырехчастной формы. В качестве примера можно привести один из самых древних номеров гагаку — «Байро»51, завезенный в Японию из Индокитая, по преданию, еще в 736г. монахом Буттэцу. Первоначальная двухчастная форма «Байро» возникла на основе вопросо-ответной зависимости. Приближают гагаку к прототипу простейшей сонатной фор- 51 Слово «Байро» восходит к одному из имен индуистского бога Шивы — Бхайрава.
мы и одно из основных правил исполнения гагаку, так называемое ёбикуваэ, по которому следующая за главной частью и подчиненная ей часть обязательно повторяется в несколько варьированном виде, образуя заключение, а также кандо — варьирование главной части для повторения всей музыки. Подобного рода вопросо-ответная форма встречается и в других номерах гагаку. К сожалению, неизвестно, существовала ли уже такая форма в японской инструментальной музыке ранее VIII в. или она была занесена извне. Возможно, что предпосылки для ее развития существовали в Японии и до появления чужеземной музыки. Предпосылки для развития вопросо-ответной формы были созданы наличием в древних японских песнопениях типа норито, в кагура и во многих народных песнях (например в «Урасима-одори») антифонии, а также и распространением и в музыке, и в хореографии основанного на дуализме принципа противопоставления «правой» я «левой» музыки и танца. Благодаря антифонии в музыкальном произведении появляется большее разнообразие и обозначаются контрасты, а структура становится более уравновешенной и симметричной. "Однако в музыке гагаку, как это явствует из партитуры, элементы, образующие сонатную форму, развиты еще очень слабо52. Здесь только еще намечены тематические противопоставления, контрасты весьма слабы, реприза часто отсутствует, а кода также разработана недостаточно. Зафиксированное в IX в. исполнение всех песен сайбара только в двух тональностях (примерно соответствующих «ми» минору и «соль» мажору) свидетельствует о наличии в гагаку строгой регламентации. Причина этого помимо соображений, связанных с инструментовкой оркестрового сопровождения сайбара, заключается, видимо, и в религиозно-философских воззрениях. Представления гагаку в целом достаточно полно иллюстрируют развитие японских театрально-музыкальных жанров в период их зарождения и становления, когда почти все они были еще тесно связаны друг с другом. Регулярное исполнение представлений гагаку играло ведущую роль и.в религиозной и в светской жизни столицы. В VII—IX вв. музыкально-театральные «жанры» составляли три стиля (согласно подразделению того времени). 52 Сонатная форма понимается метатермипологически (т. е. со многими ограничениями). В данном случае важно появление сонатного мышления, выражающегося в развитии тематического материала, дробности и т. п.
Первый стиль — культовая музыка. Ее исполняли образованные музыканты в.большинстве своем знатного происхождения, получившие специальную подготовку в школе гагаку-рё. К «им же относились и исполнители танцев буга-ку. Как правило, все исполнители этого первого.стиля принадлежали к жреческому сословию. Второй стиль — светская музыка. Исполнители светской музыки не обязательно должны были принадлежать к аристократии. Они были менее подготовлены и, за исключением исполнителей на кото, «е знали нотной грамоты. Третий стиль — народная музыка. Исполнители этой музыки принадлежали к различным слоям общества. Среди них были слепые певцы-сказители, профессиональные певцы-танцовщицы и девушки из аристократического общества, с детства обучавшиеся пению и игре на музыкальных инструментах. Возможно, что сюда же относились и некоторые исполнители гигаку. По свидетельству источников, в VIII в. музыканты — исполнители каждого стиля объединялись в весьма обособленные друг от друга группы [32; 60]. Эти группы обладали своего рода монопольным правом исполнения музыкальных произведений определенного характера. Глава каждой группы имел особые привилегии, отличающие его от рядовых музыкантов. Так, музыкант, возглавляющий исполнителей на кото, имел право настраивать первую струну своего кото октавой ниже, чем остальные исполнители [84, 13—24]. Несмотря на существование таких кастовых барьеров между музыкантами и, что значительно важнее, наличие двух различных систем, между тремя стилями японской музыки не существовало непроходимых границ. В ходе представления гагаку, которое могло быть одновременно и ритуальным действом и светским придворным развлечением, привлекались инструментальные, вокальные и хореографические жанры не только первого и второго, но отчасти и третьего стиля. Таким образом, за священными танцами бугаку и размеренной и упорядоченной инструментальной музыкой гагаку следовали живые и темпераментные танцы гигаку, часто исполнявшиеся в сопровождении одной только флейты, ручного барабана и цимбал. По традиции представления гагаку открывались исполнением сайбара, затем следовали оркестровые номера, предваряющие танцы бугаку. Все представление в целом имело вид импровизированного концерта, хотя отдельные его номера и исполнялись в строгом соответствии с установленными канонами. При исполнении сайбара первым начинал выступление певец-солист (хёси) со своим собственным аккомпанементом (сякубёси). Когда он доходил до места, обозначавшегося в партитуре термином цукэдокоро, к аккомпанементу сякубёси присоединялись -инструменты сё, хитирики, рютэки, бива, кото и вступал хор. Все сайбара, помещенные в сборнике Сиба Сукэхиро, одночастные или двухчастные по форме, снабжены, как правило, интродукцией и кодой. Они носят импровизационный характер. На протяжении всей песни развивается одна небольшая тема. Солирует мужской голос. Типичные образцы классического сайбара — «Исэ-но-уми» («Море Исэ») и «Коромогаэ» («Смена платья»). В «Исэ-но уми», исполняемой в тональности хёдзе, две части — интродукция и кода. Короткая, из пяти тактов, интродукция исполняется солистом; главная часть из пятидесяти тактов начинается с тлШ. Размер свободный. Обычно размер давался солистом, а затем на протяжении всей песни следовало 1иШ ш {етро. Кончается главная часть на доминанте. Тема небольшая, но широкая, напоминающая прелюдию. Вся пьеса в целом выдержана в импровизационном стиле. Содержание ее очень несложно: в часы отлива певец зовет всех собирать водоросли и раковины. Мелодия «Коромогаэ» тоже весьма древнего происхождения. Первоначально на эту мелодию распевались песни «Иканисэн», «О-мити», «Мити-но кути», «Саси-гуси», «Така-но ко» [99, 31]. Эта сайбара также двухчастная с интродукцией из семи тактов, главной частью из одиннадцати тактов, подчиненной частью типа связки (девять тактов), развитием (одиннадцать тактов), эпизодом (пять тактов) и двенадцатитактной кодой. Мелодия примерно такого же характера, что и в предыдущей сайбара. Тема ее — фактически вариант «Исэ-но уми». Размер смешанный. Как и в «Исэ-но уми», в «Коромогаэ» повествуется о небольшом лирическом эпизоде: «Позволь сменить мне платье! Мое все отсырело, окрасясь в цвет пурпура, Пока я шел через поля, Сквозь заросли, где хаги Растут в цвету пурпурном». Содержание и форма остальных четырех сайбара, помещенных в сборнике Сиба Сукэхиро и изложенных в тональности содзё, аналогичны приведенным. Вслед за сайбара исполняется чисто инструментальная музыка. В сборнике Сиба Сукэхиро оркестровые номера га-гаку располагаются, согласно древней традиции, в соответствии с последовательным рядом музыкальных ходов системы люй — от итикоцу-тё до тайсикитё. Во всех без исключения номерах партитуры видны следы весьма радикальной переработки, в результате которой основанная по большей части на пентатонической гамме53 музыка оказалась более приемлемой для восприятия японцев. Интересно отметить стремление японских музыкантов так транспонировать и оркестровать партитуру, чтобы она оканчивалась на тонике, в то время как классической пентатонике это, как правило, не было свойственно. Вместе с тем содержание и настроение инструментальной музыки гагаку сохраняется в первоначальном виде. «Программа» этой музыки, как уже отмечалось, соответствует содержанию танцев бугаку. Если же эта музыка исполнялась в качестве аккомпанемента, она часто называлась иначе. Так, например, самый древний из известных в настоящее время номеров кангэн—«Байро» — во время исполнения бугаку фигурирует под названием «Ятара-бёси». Здесь название имеет служебное назначение, уточняя характер танца. А сочиненная в Японии музыка кангэн «Тёгэйси» непременно исполнялась в финале танцев бугаку, и в этом случае она называлась «Макадэ-ондзё» (букв, «заключительная [удаляющаяся] музыка»). Из семи помещенных в сборнике Сиба Сукэхиро [99] канган только один последний датируется, по установившейся традиции, началом VIII в. (736 г.). Вернее, эта дата фиксирует его появление в Японии, так что, возможно, он был сочинен горазДо раньше. То же самое можно сказать и о номерах 1, 2, 3, 5, редакция двух из которых (3 и 5) датируется более поздним временем — IX и X вв. А относительно появления номеров 1 и 2 известно только, что они датируются началом танского времени, а может быть, и раньше. 53 Не следует забывать о сильном притоке весьма многообразной по характеру музыки Средней Азии и Индии, растворявшем и растворявшемся в китайской музыке при танском дворе. Создание номеров 4 и 6 японская историческая традиция приписывает отечественным музыкантам, номер 4 — знаменитому флейтисту О до-но Киёками, жившему, по-видимому, во второй половине VIII и начале IX в. Первое исполнение этой музыки датируется 834 г. Автором номера 6, который впервые был исполнен в 840 г., традиция считает Минамото Хиромаса. С точки зрения формы все номера гагаку, как ввезенной, так и сочиненной в Японии, обработаны и написаны в соответствии с принятыми тогда канонами. Несомненно, такой обработке подвергся и ввезенный из Индокитая талец, который в Японии стали называть «Байро-хадзин-раку» («Военный танец»). Мелодия «Байро» изложена в тональности хёдзё. Форма пьесы, как уже отмечалось выше, двухчастная. В первой части два предложения (каждое из восьми тактов). Первое предложение состоит из двух ярко выраженных трехтактов с заключительным двухтактом. Трехтактное построение и регулярное чередование размеров 2/2 и 3/2 придают танцевальной пьесе особенную остроту. Второе предложение из двух фраз (по четыре такта в каждой) построено в вопросо-ответной форме, подчиненная часть из двух четырехтактов — в ярко выраженной вопросо-ответной форме (первый четырехтакт — вопрос, второй — ответ). Так называемое кандо — развитие в шестнадцать тактов— представляет собой слабо варьированную первую часть и имеет ту же структуру. Все построение пьесы отличается строгой внутренней симметрией (подчеркнутой акцентами, cresendo и diminuendo). Другими примерами инструментальной музыки гагаку в двухчастной форме являются номера 3, 5 и 6 сборника Сиба Сукэхиро. Помещенная под номером 5 пьеса называется «Сэйгай-ха». Приводится она в тональности бансикитё. Пьеса эта — отрывок из китайской танцевальной сюиты, первоначально исполнявшейся в тональности хёдзё и только в годы Дзёва (834—847) транспонированной в бансикитё. Ввезенная в Японию сюита состоит из двух движений (частей): вступительной— риндай и главной, которая в сборнике партитур гагаку опубликована под именем «Сэйгайха». Сиба Сукэхиро полагает, что по характеру «Сэйгайха» аналогична pas de deux, а вся сюита в целом — pas de quatre. Первая часть «Сэйгайха» состоит из главной части (16 тактов), эпизода (14 тактов) и подчиненной части (10 тактов). Во второй части 24 такта падают на развитие и 34 — на заключение. Вопросо-ответная форма воплощена в ритмическом сопоставлении. Двухтакты, все время повторяющиеся в эпизоде, придают симметрию построению. Развитие мелодии в анализируемой пьесе весьма слабое, широкого дыхания нет. Однако, по мнению Сиба Сукэхиро, это компенсируется повторением мелодических идей в тактах, предшествующих коде, что создает прекрасный гармонический эффект. Украшает пьесу и разнообразие ритмов. Темп, как обычно, замедлен. Приведенная у Сиба Сукэхиро в тональности содзё пьеса «Сюкоси» первоначально исполнялась оркестром гагаку в тональности итикоцутё и в настоящем виде была записана в 1900 г. Построение пьесы традиционно: первая часть в вопросо-ответной форме состоит из двух предложений по 16 тактов каждое — подъем и спуск, причем предложение распадается на четырехтакты со вставными двухтактами, т. е. здесь строго выдержана внутренняя симметрия; на развитие приходится 20 тактов (у Сиба Сукэхиро указано 16 тактов) и «а коду, начинающуюся за тактом,—18 тактов. В коде и содержится мелодическая часть. В соответствии с правилами гагаку в качестве коды в «Сюкоси» повторяется так называемая ёбикуваэ — часть ответа из первой вопросо-ответной части. Во второй части нет почти никаких изменений, хотя имеется более детальная разработка. По существу, развитие здесь только намечено. Кульминация отсутствует. Лирическая мелодия проходит без модуляции через несколько тональностей, примерно соответствующих ре-мажору, до-мажору, ля-мажору, и кончается на доминанте (что характерно для классической пентатоники). Наиболее типичным образцом пьес гагаку в двухчастной форме Сиба Сукэхиро считает сочиненную Минамото Хиромаса «Тёгэйси» [99, 2]. Пьеса состоит из своеобразной увертюры Кэйтоку в тональности хёдзё, второй части в вопросо-ответной форме из двух предложений по 10 тактов каждое, развития и заключения также по 10 тактов. Каждый десятитакт начинается с новой мелодии. Широкое мужественное вступление характеризуется скачкообразной мелодией. Ритм везде одинаков. Сочинение Минамото Хиромаса, который неуклонно следовал ставшим к тому времени традиционными музыкальным канонам, свидетельствует об основательной п глубокой разработке теории гагаку. Номера 2 и 4 сборника партитур получили особое признание у японских музыкантов благодаря стилистическому совершенству. Оба они имеют трехчастную форму. Номер 2 — «Этэнраку» — в тональности хёдзё считается одной из наиболее популярных пьес гагаку. Как отмечает Сиба Сукэхиро, мелодия «Этэнраку» очень близка таким популярным японским народным песням, как «Куродабуси» и другим, а также аранжированной в XX в. школьной песне «Касаги-яма». На популярность «Этэнраку» указывает и тот факт, что в начале X в. Оками-но Корэсуэ создал знаменитые вариации «Этэнраку» в тональности бансикитё. Опираясь на приведенные здесь данные, вполне возможно допустить, что эта пьеса местного происхождения. «Этэнраку» невелика — в ней около 70 (72) тактов, которые симметрично распределены между ее частями следующим образом: а в в' а Кода (8+8) (8+8) (8+8) (8+8) 8 При анализе второй — средней — части пьесы, которая представляет собой развитие первой, обнаруживается весьма интересная особенность, а именно переход мелодии из тональности хёдзё в осикитё, а затем возвращение ее вновь в хёдзё. Таким образом, здесь появляется уже характерная для развившейся впоследствии сонатной формы тональная контрастность.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |