КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театр и музыка 4 страница
Под номером 4 в сборнике помещен отрывок из сочиненной в начале IX или в конце VIII в. флейтистом Одо музыки названной «Дзюсуйраку». Приведенный отрывок из 40 тактов является финалом трехчастной пьесы. Мелодия отличается большой напевностью и изяществом. Заключительная часть с устойчивой каденцией из 8 тактов (каденция оканчивается на тонике) насыщена мелодией. Обзор всех помещенных в сборнике пьес гагаку позволяет сделать еще одно наблюдение. За исключением номера 5, посвященного просто созерцанию природы, остальные пьесы носят либо весьма отвлеченный символический ритуальный характер (номера 2, 4, 6), либо это своеобразные жанровые зарисовки светского и даже, может быть, бытового характера (номера 1, 3, 7). Первые, видимо, предназначались исключительно для сопровождения танцев бугаку или самостоятельного концер-тирования, в то время как другие могли исполняться и в качестве аккомпанемента к танцам гигаку, которые также входили в представление гагаку. В пользу подобного допущения свидетельствуют такие названия номеров гагаку, как «Кондзю-но ха», которое переводится как «Варвары пьют вино», «Сюкоси» — «Пьяный варвар», т. е. названия, прямо связанные с содержанием гигаку и, возможно, «Байро». Особенно характерна в этом отношении «Кодзю-но-ха». Это одночастная танцевальная пьеса на 2/2 имеет традиционное для древних пьес вступление, специально предназначенное для следующего за ним стремительного танца. Яркая окраска отличает всю мелодию пьесы, которая призвана передать в музыке и танце необузданное веселье, вызванное вином. Соответствие с такими номерами гигаку, как танцы Суйко и его свиты, здесь полное. Особенность эта лишний раз подтверждает то обстоятельство, что в период VII—XI вв. не было еще четкого разграничения между ритуальным и светским действом: последнее выделяется много позднее, т. е. в XII—XIV вв. Такое же положение существовало и в музыке. «Жанр» гагаку в целом можно рассматривать как своеобразный промежуточный стиль. На его основе развивается впоследствии светская танцевальная музыка, а затем и драматическое с пением и речитативом театральное действо Но. Вместе с тем представления гагаку сохраняются и поныне, а исполнительское мастерство передается из поколения в поколение членами нескольких замкнутых семейств. Подобное явление закономерно, так как повсеместно культовые жанры, освещенные традицией, сохраняются без больших изменений в течение многих веков. Представление гагаку весьма интересно не только как памятник древней японской музыкальной и театральной культуры, но и как источник для изучения театральной и музыкальной системы Китая и Средней Азии. В частности, на примере анализа звукоряда, дошедшего до нас в составе музыкальной системы гагаку, с достаточной убедительностью вскрываются некоторые особенности музыкального мышления Китая эпохи Тан. Как известно, музыка танского Китая, откуда преимущественно шло заимствование разнообразных жанров, еще до проникновения ее в Японию подверглась весьма серьезным изменениям под влиянием самых различных музыкальных систем «Западного края» — Восточного Туркестана и Средней Азии. Это обстоятельство, быть может, облегчало задачу японских музыкантов, стремившихся приспособить музыку, занесенную извне, к сложившейся к тому времени местной музыкальной традиции. В Японии была продолжена уже начатая до этого переработка классических форм китайской музыки. Таким образом, японская музыкальная теория наследует и развивает применительно к местным условиям возникшее прежде на материке направление, которое привело в итоге к своеобразному синтезу различных музыкальных и театральных форм. Процесс этот, начавшийся в Японии в VIII в., шел там несколько активнее и быстрее, чем на материке, что вообще характерно для развития японского искусства в целом. В одном из самых древних мифологических циклов (в цикле о Нинтоку) есть поэтический рассказ, героем которого выступает любимейший музыкальный инструмент японского народа со времен глубокой древности и до наших дней — кото. В мифе о кото отражены эстетические представления японского народа о музыке. Эти представления значительно отличаются от сложных, детально разработанных воззрений китайской философии, усвоенной японской аристократической верхушкой в эпоху Нара. Таким образом, даже при беглом, предварительном знакомстве с характером японской музыки и театра VII— VIII вв. обнаруживается присущая всей культуре этого периода особенность, которая заключается в своеобразном сочетании молодой японской культуры и многовековой культуры Китая, Восточного Туркестана и Средней Азии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Прежде всего необходимо отметить, что еще на стадии протокультуры развитие японской культуры происходит ускоренными темпами, испытывая сильное влияние чужеземной культуры. Непрерывный приток стадиально и этнически различных культур активизирует процесс становления японской культуры, в основе которой лежит весьма сложный сплав культур японского энеолита и эпохи бронзы со свойственными им динамикой и гибкостью, способностью плодотворно взаимодействовать с другими культурами и неуклонно отбирать и накапливать материал. Существенно важно также и то обстоятельство, что Япония в древности и в средние века не испытывала сокрушительных варварских нашествий. После распространения буддизма процесс формирования и накопления традиций в культуре Японии не прерывался. Изменилось русло, в котором происходил этот процесс. Непрерывность культурных традиций обусловлена также и тем, что чужеземная культура в VII—VIII вв. почти не проникала в японскую провинцию. Кроме того, жизнь китаизированной столицы Нара течет в окружении местной японской стихии — местных культурных традиций и обычаев. Может быть, поэтому так быстро и успешно идет преодоление культурных заимствований. Следует подчеркнуть, что культура танской столицы Чанъани, ставшей в начале VIII в. одним из главных центров, из которых происходило заимствование, в свою очередь, представляла продукт очень сложного переплетения культур собственно ханьской и народов Центральной Азии, стадиально и этнически значительно отличавшихся друг от друга. Таким образом, через танский Китай Япония открыла для себя необозримо огромный мир культуры многих древних народов Центральной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Активность культурного заимствования и отбора облегчалась, возможно, достаточной свободой и широтой выбора элементов внутри культуры, импортируемой из Китая. Та- кого рода явления наблюдаются уже на раннем этапе распространения буддизма на примере культового искусства VII в. Стадиальная зрелость культуры Японии заключается не только в ее восприимчивости, но,и в способности отбора и преодоления чужеземных влияний. Японская культура демонстрирует эту способность даже в пору усиленного проповедью буддизма притока заморской культуры в VII—VIII вв. Интенсивность процесса заимствования, отбора, преодоления чужой и созидания своей культуры в VII—VIII вв. подготовили и ускорили синтез японского средневекового искусства и блестящий расцвет средневековой культуры периода Хэйан. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |