Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы групповых занятий с волонтерами




Таблица


Глава 8 Профилактика эмоционального выгорания педагогов: коммуникативная и эмоциональная составляющие Фисенко Е. Ю

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия учителя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого, часто «упущенной прибылью».

Впервые термин burnout – «сгорание», «выгорание», «затухание горения» – предложил американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер (Freu–denberger H. J., 1974) для описания состояния изнеможения, истощения, сопряженного с ощущением собственной бесполезности, испытываемого психически здоровыми специалистами, работающими с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Интерес общественности к названной проблеме существенно возрос после систематизации характеристик синдрома и разработки опросника MBI К. Маслач (Maslach К., 1986).

В нашей стране интерес к синдрому начал расти после публикации работ Бойко (Бойко В. В., 1996) и Форманюк (Форманюк Т. В., 1994).

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

Педагоги общеобразовательных школ относятся к группе «помогающих» профессий наряду с социальными работниками, милиционерами, медицинским персоналом и др.

Обеспокоенность руководителей образовательных учреждений возможностью эмоционального выгорания педагогов повышается на фоне того факта, что от качества коммуникации между учителем и учеником (родителем, коллегой) зависит результативность деятельности.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагогов, относят:

1) работу в «некоммерческом секторе»;

2) высокую ответственность за своих подопечных;

3) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

4) самоотверженную помощь;

5) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

6) наличие ролевых конфликтов;

7) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности учителя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «учитель – коллеги», так и в системе «учитель – ученик».

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы школы.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

По классификации Л. С. Шафроновой (Шафронова Л. С., 1994) профессия педагога относится к категории профессий «высшего типа». Признаками профессий данного типа является:

• высокая эмоциональная насыщенность труда;

• когнитивная сложность межличностного общения;

• необходимость значительного личного вклада в установление доверительных отношений;

• умение управлять эмоциональной напряженностью делового общения;

• постоянное ощущение новизны, характерное для рабочих ситуаций;

• необходимость постоянного саморазвития;

• ответственность за учащихся;

• необходимость постоянного включения в деятельность волевых процессов;

• необходимость проявлять эмпатию.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Выделяются два направления профилактической и коррекционной работы с педагогами.

1. Профилактическая работа:

♦ обучение социальным (коммуникативным) умениям;

♦ обучение навыкам самоуправления и самообладания;

♦ освоение конструктивных копинг–технологий.

2. Реабилитационная работа с педагогами, имеющими признаки выгорания:

♦ восстановление психоэнергетического потенциала;

♦ актуализация личностных ресурсов;

♦ обретение смысла профессиональной деятельности;

♦ укрепление веры в собственные силы.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией школы, учениками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на состояние школы как системы: на психологический комфорт как в педагогическом, так и в ученических коллективах, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья педагогов и школьников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома в учительской среде.

Профилактику эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные ютиться в тесных «голых» кабинетах или вообще не имеющие закрепленных за ними мест работы и постоянно «скитающиеся».

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим изообразом.

1. Просветительское направление:

♦ информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

♦ ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

♦ создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

♦ создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

♦ участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

♦ обобщение педагогического опыта учителя;

♦ возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы):

♦ тренинг «Антивыгорание»;

♦ выработка стратегий преодолевающего поведения как ресурса стрессоустойчивости (когнитивное преодоление, эмоциональное, поведенческое и социально–психологическое).

4. Эмоциональная поддержка педагогов, переживающих выгорание, реабилитационные мероприятия:

♦ индивидуальные консультации;

♦ индивидуальные занятия с элементами телесной и арттерапии, символдрамы;

♦ обучение педагога методам релаксации, визуализации, медитации, навыкам аутогенной тренировки;

♦ обучение педагогов копинг–технологиям преодоления стрессов и напряжения.

Реализация вышеизложенных методов профилактики эмоционального выгорания педагогов предполагает равное заинтересованное участие, как администрации школы, так и отдельных структур и служб, а именно: психологической, воспитательной, методической служб, профсоюзного комитета, службы охраны труда и др. Только совместная работа всех служб школы может гарантировать устойчивый положительный результат и сохранить психосоматическое здоровье педагогов, а значит, и здоровье детей, сделать учебно–воспитательный процесс эффективным.

Для профилактики эмоциональных трудностей педагогов в школе нами была разработана программа, целью которой является: профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов через формирование и развитие их стрессоустойчивости.

Для достижения поставленной цели нами были обозначены следующие задачи.

1. Просветительская: информировать педагогов о причинах и признаках выгорания, а также о способах его профилактики и коррекции.

2. Коррекционная:

♦ обучение педагогов копинг–технологиям преодоления стресса и напряжения;

♦ индивидуальная коррекция эмоционального неблагополучия педагогов, связанного с профессиональной деятельностью;

♦ обучение педагогов методам релаксации, визуализации, медитации, навыкам аутогенной тренировки.

3. Профилактическая:

♦ создание внутри педагогического коллектива атмосферы, способствующей повышению значимости педагогической профессии;

♦ создание условий для эмоциональной поддержки педагогов, имеющих признаки выгорания;

♦ оптимизация условий труда педагогических работников: организация рабочего места и времени, кадровая политика, охрана труда педагогов.

При разработке программы мы исходили из следующей гипотезы: при создании оптимально комфортных условий для профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении, а также при повышении уровня стрессоустойчивости и осведомленности педагогов по вопросам возникновения и профилактики синдрома эмоционального выгорания количество работников школы, имеющих признаки названного синдрома, уменьшится.

В рамках программы, как уже отмечалось выше, возникла необходимость разработки тренинга, направленного на развитие коммуникативной и эмоциональной составляющих профессионального взаимодействия педагогов.

Программа тренинга состоит из четырех этапов.

1 этап: вводный – задания и упражнения на выработку общегрупповых правил, на сплочение группы, диагностические процедуры.

2 этап: работа с коммуникативной составляющей: задания и упражнения на формирование коммуникативных навыков, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, коррекция неэффективных коммуникативных приемов.

3 этап: работа с эмоциональной составляющей: диагностика эмоционального состояния педагога, выработка защитных навыков.

4 этап: формирование стрессоустойчивости педагога.

Приведем некоторые информационные блоки, упражнения и техники тренинга.

Информационный блок 1 Условия, когда эмоции помогают исполнению профессиональных обязанностей в социальных профессиях и снижают риск выгорания (по В. В. Бойко)[1]

1. Адекватность эмоций и переживаний, понимаемая как их соответствие смыслу внешних воздействий и оправданность в данных обстоятельствах.

2. Экономичность в проявлении эмоций, связанная с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при разрешении сложной или критической ситуации.

3. Коммуникабельность как способность производить благоприятное впечатление на партнеров по коммуникации, располагать к общению и вызывать доверие.

В связи с этим В. В. Бойко сформулировал следующие правила эмоционального поведения, помогающие добиться успешного эмоционального режима без последствий выгорания.

1. Проявлять заботу о привлекательности своего внешнего облика, который отражает состояние психического здоровья – интеллектуального, эмоционального, нравственного и волевого. Внешний облик, способный вызывать доверие у тех, с кем приходится работать, – предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех. Располагающий к себе имидж экономит энергетические затраты при установлении контакта с реципиентами (учениками, клиентами, пациентами, деловыми партнерами).

2. Преодолевать двойственность и неопределенность выражения (экспрессии) эмоций при общении с реципиентами. Профессионал в сфере человеческих отношений должен выработать такую экспрессию, которая была бы достаточно информативной и коммуникабельной для партнеров и в то же время экономичной.

Эмоциональная экспрессия профессионала должна быть адекватной предлагаемым обстоятельствам: она позволяет партнерам по общению устранять неопределенность в коммуникации. Для этого В. В. Бойко рекомендует вырабатывать такие привычки: стремиться к тому, чтобы общение было наполнено живыми и искренними эмоциями, отказаться от «мимических масок», скрывающих истинное отношение к происходящему, не демонстрировать безучастность и холодность в общении, сделать так, чтобы голос не был невыразительным, избавляться от состояния эмоционального диссонанса и др.

3. Не перегружать эмоции энергией и смыслом: устранять из своего репертуара утрированные эмоции, возникающие в общении с трудными (неприятными) людьми; снижать накал своих эмоций, переходя к более умеренным вариантам их проявления; преобразовывать перегруженные энергией и смыслом эмоции в более позитивную и конструктивную форму.

4. Проявлять экспрессию в коммуникабельной форме, располагающей к доверию и эффективному взаимодействию с деловыми партнерами (коллегами, пациентами, клиентами). В. В. Бойко предлагает посмотреть со стороны на свои эмоциональные стереотипы (свою обычную экспрессию), самокритично оценить их и всеми доступными средствами устранить изъяны (табл. 8.1).

Таблица 8.1 Оценка привлекательности стереотипов эмоционального поведения [2]

Можно полностью согласиться с автором в том, что «некоммуникабельная» экспрессия создает «барьеры» и повышает напряженность в общении, тем самым способствуя эмоциональному истощению. Те, кто не хочет подвергнуться выгоранию в ежедневном общении, должны позаботиться о своей «коммуникабельной» экспрессии.

Следует устранять причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми: не «рекламировать» свои несчастья, не «застревать» на проблемах и плохих предчувствиях, не переносить свое плохое настроение на других, не «переигрывать роли», афишируя свои комплексы, не «надевать маски», не эксплуатировать других для решения собственных проблем и др.

Нужно отслеживать смысловое содержание передаваемых эмоций (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Личностное содержание, передаваемое в эмоциях

В. В. Бойко предлагает проанализировать личностный компонент своих эмоций по следующим позициям.

• Прислушаться к эмоциональному подтексту вашего смеха: вы смеетесь ехидно, открыто и радостно, с опаской и осторожностью или как–то иначе?

• Как вы сердитесь: со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?

• Как вы жалуетесь: пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого–либо, нападая при этом или переживая чувство неловкости?

• Как вы требуете: воодушевляя или принижая партнера, категорично или допуская возражения, поощряя или укоряя?

• Как вы делаете замечания: уважая или обижая партнера, спокойно или раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или в жесткой форме?

• Как вы реагируете на критику: агрессивно, зло, раздраженно или с чувством юмора, с искренней признательностью?

• Как вы отзываетесь о большинстве своих коллег (пациентов, клиентов): с чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?

• Как вы реагируете на близкого человека, у которого недомогание: с раздражением, стараетесь скорее отделаться от него или с сочувствием, пониманием, с готовностью помочь?

Если ваши ответы содержат по большей части асоциальный смысл (означают разъединение и способствуют эмоциональной напряженности), то работа в сфере социальных и «помогающих» профессий непременно будет вести к выгоранию.

Требуется экономно расходовать эмоционально–энергетические ресурсы. Для этого необходимы интеллектуальный и волевой контроль за «включением» эмоций, нейтрализация отрицательного влияния многих внешних событий благодаря рационализации и позитивному мышлению.

Существует несколько категорий людей, которые не растрачивают «впустую» эмоционально–энергетические ресурсы. К ним относятся:

• самоорганизованные люди: умеющие планировать, предвидеть, упреждать нежелательные события;

• оптимисты: рассматривающие неудовлетворительные обстоятельства как временные, не концентрирующиеся на мрачных сторонах жизни, имеющие жизнерадостное мироощущение;

• экзистенциалисты: способные радоваться каждому моменту собственного бытия, находить смысл жизни в настоящем моменте – «здесь и теперь»;

• гедонисты: сосредоточенные на извлечении удовольствия из любого жизненного проявления – будь то работа, общение, власть, любовь, служение делу или Богу и т. д.;

• творческие люди: способные стимулировать свою активность и находить вдохновение;

• дипломатичные люди: умеющие преобразовывать деструктивные формы взаимодействия в конструктивные.

Информационный блок 2 Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)[3]

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Дерево»[4]

Цель: осознание своей жизненной позиции.

Участники в быстром темпе (возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть… (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т. п.).

Упражнение «Отражение чувств»

Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует с эмоциональной окраской (интонацией, мимикой, жестами, позой). Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на паралингвистические (экспрессивные) признаки, описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу.

Примеры фраз: «Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой–ой, как страшно, испугал!».

Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети (реагировали бы на форму, а не на содержание), почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения (настоящее содержание передает именно экспрессия).

Группа обсуждает, по каким признакам удалось найти истинный смысл произносимого. Что чувствует собеседник, когда к нему обращаются подобным образом. В каких случаях люди прибегают к такому способу общения. Что, кроме слов, может передавать информацию.

Обобщая высказывания, ведущий показывает, как важно для педагога владеть эмоциональными реакциями.

Упражнение «Любящий взгляд»

Цель: осознание своего невербального эмпатийно–экспрессивного арсенала.

Водящий выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным, угрожающим и т. п.) взглядом. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться, кто смотрит на него любящим или каким–либо другим взглядом. Обсудить, что помогло догадаться; как удалось изобразить взгляд.

Упражнение «Зеркало молчащее и говорящее»[5]

Цель: развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии и экспрессии, обратная связь.

Один из участников (водящий) садится на стул – это основной игрок, он будет «смотреть в зеркала» и определять, кто стоит за его спиной. Второй игрок располагается за спиной первого. Два участника, изображающие зеркала, становятся напротив основного игрока. Одно «зеркало» молчащее: оно будет «отражать» того, кто стоит за спиной основного игрока, только при помощи мимики и жестов. Второе «зеркало» – говорящее: оно будет «отражать» только при помощи слов, не называя имен, не упоминая узнаваемых деталей одежды и внешности. Начинает «молчащее зеркало». Если основной игрок не может сразу угадать, кто стоит за его спиной, присоединяется «говорящее зеркало» и произносит лишь одну фразу или слово, наиболее характерное для того, кто стоит за спиной водящего. Если и теперь основной игрок не угадывает, опять присоединяется «молчащее зеркало» и т. д. Задача основного игрока – угадать как можно скорее. После успешного угадывания игроки меняются местами.

По окончании провести рефлексию упражнения.

Упражнение «Неожиданный гость»

Цель: развитие экспрессии.

Группа образует два концентрических круга лицом друг к другу. Внутренний круг – хозяева, внешний – неожиданные гости. Внешний круг по мере выполнения упражнения передвигается. Когда образуются пары, ведущий сообщает, кто именно пришел. Участники должны изобразить встречу гостя и хозяина. Варианты: пришел участковый милиционер, приехала дальняя родственница из провинции, заглянула соседка, зашла подруга, пришел человек, который ошибся адресом. Обсудить, с помощью каких средств экспрессии удалось передать свое состояние, какие эмоции были труднее для воспроизведения.

Упражнение «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.


Упражнение «Обещание самому себе»

1. Запишите три пункта, касающиеся того, что бы вы могли осуществить в каждой из трех областей – профессиональной, организационной и личной – для преодоления вторичной травмы.

2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.

3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.

Ваш лист может выглядеть примерно так.

Личная сфера

1. Взять отпуск.

2. Делать зарядку.

3. Встретиться с близкой подругой.

Профессиональная сфера

1. Договориться о супервизии.

2. Делать перерыв после работы с трудным клиентом.

3. Прогуливаться в конце рабочего дня.

Организационная сфера

1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального выгорания.

2. Устроить вечеринку для сотрудников.

3. Собраться для обсуждения.

Упражнение «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»

Просмотрите лист своих планов по работе со вторичной травмой и попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Помогает ли мне эта деятельность уйти от мыслей о работе?

2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?

3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем–то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?

4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?

Литература

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.

3. Глауберман Д. Радость сгорания. – М., 2004.

4. Осухова Н. Профилактика эмоционального выгорания // Школьный психолог, 2006. – № 16.

5. Родионов В. Учительский стресс // Школьный психолог, 2006. – № 4.

6. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологи, 1994. – № 6.

7. Beck C. H. Burn–out bei Lehrern: Ursachen, Hilfen, Therapien. – Munchen, 2003.

8. Hillert A. Das Anti–Burnout–Buch fur Lehrer. – Munchen, 2004.

Заключение

На протяжении 10 лет коллектив педагогов муниципальной средней общеобразовательной школы № 40, девиз которой «Школа без неудачников», а в основе концепции – смыслообразующий подход к обучению, работал над проблемой формирования коммуникативной компетентности учеников. Педагогами и психологами было осуществлено теоретическое и практическое исследование проблемы формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников на уроках и во внеурочной деятельности.

В работе основное внимание уделялось определению уровня коммуникативной компетентности учащихся, который проверялся путем анкетирования, контент–анализа письменных текстов учеников и проверочных отчетных материалов, сравнительного анализа результатов ЕГЭ. Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в МСОШ № 40, показали, что большинство старшеклассников находятся на уровне репродуктивной компетентности, но активный рост уровня развития коммуникативной компетентности происходит в специально созданных для формирования коммуникативной компетентности учеников условиях, включенных в ООД (ориентировочную основу деятельности) педагога и учащихся.

В ходе работы нами были выделены основные причины, препятствующие динамическому росту коммуникативной компетентности старшеклассников, а именно:

• отсутствие организации высших уровней диалога учителя и учеников, учеников друг с другом на уроках русского языка;

• механическое заучивание учениками лингвистической теории, терминов на фоне непонимания сущности языковых явлений;

• отсутствие единой комплексной системы работы с текстом на уроках русского языка.

В ходе проведения констатирующего эксперимента осуществлено анкетирование, в ходе которого выявлена степень коммуникативной компетентности учеников контрольного и экспериментального классов. Основными параметрами при оценке эффективности учебной деятельности по развитию коммуникативной компетентности были коммуникативные умения: слушать внимательно, не перебивая говорящего; читать внятно, быстро, осмысленно; спокойно воспринимать любую интонацию; передавать информацию различной интонацией; говорить ясно, кратко, по делу; излагать мысли в письменном виде; представлять информацию в виде таблицы; выполнять анализ текста, языковых явлений, классифицировать виды норм (ошибок); искать нужную информацию в дополнительных источниках (книги, Интернет, словари); писать и отправлять письма, в том числе электронные; писать конспекты; писать рефераты; составлять план действий; определять грамотно объем информации для диалога (устно, письменно); понимать читаемый текст; определять тему текста, позицию автора; формулировать основную мысль своего высказывания; развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные; выбирать тему, интересную для общения; учитывать личные качества собеседника.

В основу разработанной системы уроков русского языка положены логико–языковые упражнения. Особое предпочтение отдавалось выделению существенных признаков понятий, категорий, классификации языковых явлений. Среди творческих упражнений предлагались задания по развитию логического мышления, образного строя и эмоциональной стороны речи. К учебно–научному тексту учебника давались дополнительные задания: выделить главную идею в тексте; найти ключевые (опорные) слова (понятия), сформулировать тему и заголовок, определить смысловые части и соотнести их с общим планом текста; указать стиль или тип речи и доказать это при помощи характеристики языковых особенностей; записать тезисы и сделать конспект; составить схемы или таблицы к тексту.

С целью подготовки данного издания мы провели специальный научно–практический эксперимент. Констатирующий эксперимент показал, что в исследуемых нами экспериментальном и контрольном классах большинство учащихся находятся на уровне либо неосознанной, либо репродуктивной коммуникативной компетентности, у них не наблюдается динамического роста коммуникативной компетентности, поскольку выполнять комплексный анализ текстов, разных по жанру и стилю, совершать при этом необходимые логико–языковые операции, которые способствовали бы формированию коммуникативной компетентности, ученики не умеют. Это обусловлено, на наш взгляд, недостаточным количеством продуктивных и творческих учебных задач в современных учебниках, а также отсутствием системы методической практики, сопровожденной комплексом необходимых для формирования коммуникативной компетентности условий учебной деятельности.

Сочинение устных и письменных текстов на уроках русского языка с учетом смысловых компонентов, логических связей между ними, оформляющих отношения причины, следствия, условия, разъяснения, обобщения, а также с учетом лексических и морфолого–синтаксических особенностей позволило нам раскрыть лингвистические коммуникативные возможности речи как средства мышления и способа общения, дать ученикам необходимую информацию о приемах работы с текстом, в ходе которой они овладевали навыками составления устных обращений и ответов, письменных высказываний.

Мы целенаправленно ориентировали старшеклассников на развитие уровней коммуникативной компетентности, таких как:

• 0 – неосознанная компетентность;

• 1 – репродуктивная компетентность;

• 2 – продуктивная компетентность;

• 3 – творческая компетентность.

Сравнительный анализ итоговых показателей в контрольной и экспериментальной группах старшеклассников нашей школы свидетельствуют о динамике уровней коммуникативной компетентности как в контрольном классе, так и в экспериментальном. Но при этом рост коммуникативной компетентности в контрольном классе незначителен. Показатели экспериментальной группы изменились значительно: основная часть учащихся перешла на более высокие уровни коммуникативной компетентности.

Большинство учащихся экспериментального класса имели продуктивный и творческий уровни коммуникативной компетентности. В то время как значительная часть учащихся контрольной группы осталась на репродуктивном уровне коммуникативной компетентности.

Ниже приведен образец анкеты, которую заполняли учащиеся контрольной и экспериментальной групп (табл. 1).

Помимо работы, включающей собственно филологический контекст – деятельность педагогов на уроках русского языка, мы провели работу, направленную на создание смысловой амплификации в образовательной среде, предположив, что высшие уровни коммуникативной компетентности напрямую связаны с высшими уровнями социализации учеников. Когда в работу включились социальные педагоги и педагогические психологи, стало понятно, что высшие уровни социализации: социальная успешность и социальная ответственность – формируются при наличии сформированных базовых личностных новообразований – речи и мышления. Если на первом этапе формирования коммуникативной компетентности учителя–предметники готовят ученика, способного к свободному мышлению и произвольной речи, то на следующем этапе личностного развития педагоги–психологи и социальные педагоги включают учеников в волонтерскую деятельность общественнополезного характера. Обученный волонтер, овладевший необходимыми навыками коммуникативной компетентности, получает уникальную возможность представить свои идеи и практически реализовать их в школьном социальном пространстве. Такие формы работы, как школьная выставка, викторина, конкурс, диспут, классный час, позволяют каждому ученику реализовать свою идею в том или ином социальном проекте, имеющем общественно полезный эффект.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.